{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

MVP, Share-команды, A/B-тестирование. 6 способов сократить затраты при запуске стартапа и проверки идеи онлайн-сервиса

«Погоня за единорогами» — так можно охарактеризовать текущий этап развития международного бизнеса. Единорогами называют стартапы, которые смогли превысить отметку капитализации в $1 млрд. Стартап-движение продолжает набирать обороты. Венчурные инвесторы буквально конкурируют за возможность проинвестировать в новые IT-проекты и новые команды. Группы айтишников, которые буквально в гаражах программируют и запускают новые технологические продукты, быстро становятся миллионерами и лидерами рынков.

Мировой рынок сейчас очень утрированно переживает «глобальные 90-е». Рынки меняются и открываются каждый день. Многие стартапы вообще открывают новые бизнес-направления и быстро захватывают свою аудиторию на правах монополиста-первопроходца. Прямо сейчас все больше бизнес-сегментов переходят в интернет, открываются первые приложения и веб-сервисы, которые конкурентны с классическим бизнесом. Поэтому частью стартап-движения пытается стать все большее количество людей.

Компетентность и экономия — два ключа к успеху. Почему проваливается большинство стартапов?

Картинка успешных стартапов не должна вводить в заблуждение. По данным из разных статистических источников, в среднем, 90% стартапов терпят неудачу. Из них 20% закрывается в первый год существования.

Главные причины неудач:

  • Невостребованность. Выведенный на рынок продукт просто не нашел свой спрос. Такое случается. Именно поэтому важно тестировать идеи и не закладывать на 1 проект слишком большой бюджет. Идеальный сценарий — сначала проверить идею, используя минимальное количество средств, и если проект найдет свою аудиторию, уже можно увеличивать количество ресурсов на развитие.
  • Недостаточность финансирования. Вторая по популярности причина. «Корней» у проблемы недостаточного финансирования может быть много: невостребованность проекта среди инвесторов, ошибки при планировании финансирования, плохой менеджмент средств (неэффективное использование ресурсов). Все эти причины можно свести к двум: некомпетентность и расточительность. Именно эти два фактора в сочетании с ошибками маркетинга и дают печальную статистику. Абсолютное большинство стартапов закрываются еще до преодоления точки безубыточности.
  • Неправильный подбор команды. Мы уже дважды выше отметили, что для стартапа критически важны одновременно и высокая компетентность членов команды, и экономия. Эти два фактора почти всегда конфликтуют друг с другом. Получается, если основатели стартапа сами не из IT-сектора и не могут на первых этапах делать результат своими руками, им придется платить высококвалифицированным специалистам, час работы которых стоит очень дорого. Именно эти затраты и ставят под вопрос конечную рентабельность и «выживаемость проекта». Но это суждение неверное. Есть сразу несколько способов не проиграть в качестве, не тратя при этом много денег и в этой статье мы ими поделимся.

Все остальные причины неудач стартапов: проблемы с маркетингом, критические ошибки при планировании, недооценка конкуренции и т.д. также можно свести к двум ключевым факторам: некомпетентность и расточительство при обращении с финансами.

В этой статье мы хотим поделиться своим опытом о том, как выглядит процесс запуска стартапа. Расскажем о пути IT стартапа пошагово, и поделимся лайфхаками, как на каждом из этих шагов сэкономить ресурсы проекта, и тем самым повысить шансы на итоговый успех.

Стартап пошагово. Как запускаются коммерческие проекты в IT

Буквально в двух словах о том, кто мы и почему всему сказанному вообще можно верить. Мы — компания, которая ориентирована именно под разработку программных решений для бизнеса. Одно из направлений нашей работы — запуск IT-стартапов под ключ. У нас в портфолио много масштабных веб-проектов, которые являются бизнесами сами по себе: онлайн-аукционы, приложения для онлайн-фитнеса, полуавтоматические сервисы доставки еды, сервисы аренды авто и другие интересные кейсы.

Так вот, одно из главных направлений нашей работы — запуск стартапов под ключ. К нам приходят далекие от IT предприниматели со своими идеями, а мы их помогаем полностью упаковать в продукт. У нас достаточно много экспертности в этой теме, которой мы хотим поделиться. В каждом шаге запуска IT-стартапа мы будем давать практические советы о том, как сэкономить при запуске проекта.

Шаг 1. Проектная документация

Это ключевой этап всей разработки. Любые ошибки, допущенные на этапе планирования и проектирования будущего стартапа могут стать фатальными. Отсюда и вырастают проблемы с неправильным планированием денег, с неправильным позиционированием на рынке, да и вообще невостребованностью продукта.

Если говорить о стартапах под ключ, то на этом этапе очень важна роль менеджера проекта. Он должен превратить слова и идеи создателя стартапа в конкретную проектную документацию. Также своим экспертным взглядом менеджер проектов еще на этапе обсуждения может заметить потенциальные проблемы и слабые места будущего стартапа.

Опытный менеджер проектов в IT — тот самый источник экспертности, который необходим стартапу на этапе планирования. Исключение потенциальных проблем, а также корректное планирование времени и финансов сильно увеличит шансы бизнеса на успех. Практический совет: Даже если вы обладаете хорошими знаниями в IT и планируете стартап, обязательно получите фидбек о вашей идее от опытного

менеджера проектов. Во-первых, он укажет на «узкие горлышки» проекта, которые могут поставить под угрозу его эффективности и рентабельность. А во-вторых, поможет с планированием ресурсов и их оптимизацией. Большинство проблем и факторов угроз для проекта можно исключить еще на этапе планирования.

Шаг 2. Формирование команды

Как уже было неоднократно отмечено выше, экономия — главная переменная успеха при запуске стартапов. А расходы на команду — одна из двух главных статей расходов (наряду с маркетингом). В IT цена часа работы опытного специалистов. Поэтому на этапе формирования команды проекта нужно быть очень внимательным, и правильно найти баланс между квалификацией и стоимостью услуг сотрудников.

Как мы и обещали, делимся парочкой лайфхаков, как сэкономить при подборе специалистов в команде.

  • Аутсорсинг специалистов. Очень заметная проблема для стартапов — отсутствие гибкости команды. Ее сложно быстро увеличить, и тем более быстро сократить по необходимости (уволить сотрудника сложнее, чем кажется). Эту проблему решает аутсорсинг. Можно заключить с IT-компанией соглашение о том, что ее специалисты будут заняты в проекте по мере необходимости, а оплата будет проводиться за фактически отработанное время. Это выгодно, поскольку цена аутсорсинга часто ниже найма на фуллтайм. Во-вторых, не нужно платить за простои. В-третьих, не нужно оборудовать рабочие места и покупать ПО, у опытных спецов оно обычно уже есть.
  • Share-команды. Еще один способ сэкономить — «арендовать» часть времени целой команды специалистов. На первых этапах разработки и запуска в проекте может не хватить задач для полной загрузки специалистов. Share-команды работают одновременно над несколькими проектами параллельно. Такую услугу для стартапов также предоставляют IT-компании. Возможен даже сбор нужных специалистов в команду «под ключ».

Поэтому есть пути сокращения затрат на команду и не в ущерб качеству. Более того, привлекать специалистов в стартап именно через IT-компании проще и быстрее. Наймом и комплектацией команд занимаются опытные специалисты, которые к тому же имеют сформированные базы контактов специалистов. Найти компетентных сотрудников самостоятельно сложнее, чем кажется.

Шаг 3. MVP (Minimum Viable Product)

После того как проектная документация готова, команда собрана и реализация стартапа запланирована можно переходить к реализации.

Как уже было сказано выше, частая проблема стартапов в невостребованности. Обидно потратить ресурсы на запуск проекта, который в итоге будет никому не нужен. Идеи нужно проверять, и лучший способ это сделать — MVP (Минимальный жизнеспособный продукт). Это проект с минимальным, но достаточным для первых пользователей функционалом.

Разработка MVP стоит гораздо дешевле запуска основного сервиса. Часто минимальный продукт делают на шаблонных решениях CMS. После реализации минимального продукта, стартапу нужно запустить маркетинговую кампанию для привлечения первых посетителей.

Цель запуска MVP в прощупывании спроса. Команда получает ответы на ключевые вопросы:

  • Интересен ли сервис целевой аудитории?
  • Справедлива ли установленная ценовая политика?
  • Какие функции пользователи считают наиболее ценными?
  • Что стоит изменить, что доработать?

Если идея стартапа действительно жизнеспособна и интересна для пользователей, то первая аудитория проекта начнет формироваться еще на этапе MVP.

Также минимальный жизнеспособный продукт помогает собрать точные данные о рентабельности проекта, среднем чеке, эффективности маркетинговых каналов, стоимости привлечения клиента и о других ключевых показателей. Эта информация позволит решить сразу две проблемы:

  • Точнее спланировать запуск основного проекта, а также оценить его рентабельность.
  • Привлечь дополнительное финансирование. Если продукт на этапе MVP показывает эффективность и рентабельность, это хороший сигнал для инвесторов. Значит продукт качественный востребованный и может принести прибыль.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что MVP — эффективный, а главное недорогой способ протестировать идею. Если продукт не востребован, можно переключаться на другой проект, без серьезных потерь на реализацию этого.

Шаг 4. Тестирование, доработки и запуск основной версии

Ошибки есть всегда, нужно это признать и относиться к ним спокойно. Существуют сотни вариантов сочетания устройство — операционная система — браузер. Разные разрешения экрана, разные функциональные возможности. На каком-то из вариантов сочетаний могут возникать ошибки.

Поэтому тестирование и доработки — очень важная часть реализации проекта, на которой нельзя экономить. Если не потратиться на работу тестировщиков на этом этапе, критические ошибки и проблемы найдены не будут.

Представьте, что какая-то ошибка мешает, например, пользователям iOS оформить заказ. Примерно половина заказов будет потеряна из-за банальной ошибки, которую могли найти тестировщики. В итоге, проект получает искаженную картину данных. Например, могут посчитать идею нерентабельной, хотя реальный доход мог быть вдвое больше.

Поэтому расходы на тестирование на самом деле — это не затраты, а инвестиции.

После того как ошибки найдены, фидбек от пользователей собран, можно переходить к доработкам и развитию проекта. И здесь есть еще один лайфхак — любое изменение нужно вносить через сплит-тестирование. Входящий трафик должен быть разделен на 2 части. Первая видит сайт без изменений, вторая — с изменением. Какой вариант покажет лучшую эффективность и результативность, тот и остается. Тестирование должно быть именно параллельным, поскольку при замерах в разные дни и в разное время результаты могут быть искажены. Сплит-тестирование — это относительно простой и недорогой способ искать изменения, которые делают проект результативнее и рентабельнее. Если проводить тестирование еще на этапе MVP, то к моменту запуска основного продукта и старта основной маркетинговой компании проект уже будет достаточно хорошо оптимизирован и начнет приносить прибыль буквально с первых дней.

На этапе перевода проекта с MVP на основную версию также нужно спланировать ключевые для перебойной работы моменты:

  • Планируемую нагрузку на сервер. Какое количество посетителей планируется? Какие действия они будут совершать на сайте?
  • Безопасность клиентов. Особенно о безопасности стоит задуматься тем сервисам, которые собирают и хранят персональные и платежные данные пользователей.

Работы по безопасности и оптимизации нагрузки на сервер — это не постоянная потребность. Основная часть работы в этих направлениях осуществляется на этапе запуска, а дальше только поддерживается. Нет смысла нанимать отдельных специалистов в команду, выгоднее передать эти задачи на аутсорсинг.

Шаг 5. Маркетинг и захват рынка

Еще одна распространенная ошибка многих стартапов — попытка быстрого превращения бизнеса в «cash-cow». Некоторые основатели стартапов стремятся как можно быстрее получать и выводить прибыль из бизнеса. Это фундаментальная ошибка. Технологическому стартапу весь полученный доход нужно направлять на собственное развитие и экспансию рынка.

Многие технологические проекты могут годами быть убыточными и делать дополнительные раунды инвестиций только ради максимального захвата рынка. И основатели проекта, и инвесторы понимают, что со временем привлеченную аудиторию можно будет монетизировать, главное сейчас ее не отдать действующим конкурентам и стартапам, выходящим на рынок.

Для маркетинга также стоит использовать метод сплит-тестирования для каналов трафика, сравнивая их результативность, стоимость привлечения посетителя, а также качество трафика (стоимость целевого действия). Когда самые результативные каналы маркетинга найдены, можно увеличивать бюджет на эти методы привлечения трафика.

Это было схематичная пошаговая инструкция по запуску «типичного стартапа». Лайфхаки по сокращению затрат, отмеченные жирным шрифтом, применимы для абсолютного большинства проектов в разных областях. Но, конечно, точнее консультировать можно только изучив конкретный проект. В разных концепциях и идеях стартапов можно найти дополнительные ресурсы для оптимизации.

Самый эффективный путь — передача проекта на реализацию и разработку под ключ компаниям, которые специализируются на запусках стартапа. Используя чужой опыт и компетенции, можно избежать большого количества ошибок, которые в итоге могут стоить очень дорого.

Мы можем подсказать вам лично по конкретному проекту, причем бесплатно. Обратитесь к нам за бесплатной консультацией и мы подскажем, как именно можно оптимизировать затраты в вашем проекте, а значит, повысить его шансы на успешный старт.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда