Противодействие отмывания денег в рамках исполнения 115-ФЗ
Данная статья предназначена для сотрудников кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, юристов, бухгалтеров, аудиторов и лиц, поднадзорных Федеральной пробирной палате, Росфинмониторингу, ФНС, Роскомнадзору.
В статье мы разберем:
Для чего нужен Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ;
Почему так важна борьба с отмыванием денег?
Самые распространенные способы отмывания денег;
Актуальное решение проблемы для организаций.
ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
21.12.2021г в силу вступила редакция ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Давайте попробуем разобраться для чего нужен данный закон на самом деле
Данный ФЗ в первую очередь направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. (ст.1 ФЗ № 115).
Главный элемент ПОД/ФТ-сбор данных о подозрительных операциях и ненадлежащих клиентах службами внутреннего контроля организаций (банки, организации участников рынков ценных бумаг, страховые компании, ломбарды, Почта России, коммерческие организации и т.д.).
Все организации попадающие под субъекты ФЗ № 115 обязаны соблюдать требования данного закона, в противном случае за невыполнение установленных требований они могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ или лишиться специального разрешения (лицензии или членства в СРО), дающего им право на осуществление определенного вида деятельности.
Почему так важна борьба с отмыванием денег?
По различным оценкам, в среднем всего за 1 год отмывают от 2 до 5% мирового ВВП (примерно от 800 млрд до 2 триллионов долларов США).
Часто данный процесс сопровождается присвоением чужих средств, незаконной торговлей оружием, контрабандой, взятками, и другими видами мошенничества.
Помимо этого, к отмыванию денег прибегают организованные преступные группы, которые незаконной торговлей наркотиками, оружием и людьми.
Вот почему так важен закон о ПОД/ФТ. Ведь также борьба с отмыванием денег направлена на противодействие финансирования терроризма.
Исходя из главных целей создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, давайте разберем основные способы отмывания денег.
Откуда и как уходят деньги?
Существует 2 сценария атак на банки:
1. На инфраструктуру банка и счета.
2. На банкоматы и системы связанные с ними.
Хоть схемы и различаются по своей суть, главной целью и там и там-злоумышленники пытаются вернуть средства, добытые неправомерными способами, в экономику.
В криминалистике процесс отмывания денег делят на три стадии:
Подготовка
Чтобы украденные денежные средства возможно было быстро перевести, мошенники заранее готовят большое количество счетов физических и юридических лиц.
Иногда это счета людей, которые ничего не подозревают или которые были захвачены злоумышленниками, а также тех, кого втянули в данную операцию обманом.
Размещение
Итак, злоумышленникам удалось при помощи вредоноса перевести деньги на некий ранее созданный счет.
В этот момент в игру вступают их помощники. Они действуют следующим образом:
• переводят финансы на другие счета, чтобы запутать следы; • заказывают товары на свой адрес (или на адрес, который к которому они каким-либо образом имеют доступ);
• снимают деньги в банкоматах.
Наслоение
При получении товара или денег сообщниками, добычу легализуют по отработанным схемам преступников.
Вещи обменивают на электронику, деньги чаще всего на доллары. В обменных пунктах и магазинах, перекупающих предметы, должны работать механизмы для выявления незаконных сделок. На деле же чаще всего все решают взятки или халатность в данном вопросе. И уже через третьи руки деньги попадают к самим организаторам всего процесса.
Как правило, представители закона не могут обнаружить никакой информации о них. Максимум, что может получиться, это выйти на сообщников.
После происходит отмывание денег по классике: покупка драгоценностей или металлов, покупка и продажа фишек в казино.
Из всего вышеперечисленного, следует сделать вывод, что схема преступников достаточно сложная, так как содержит много ступеней-меняются счета, валюта, юрисдикция и т.д. К сожалению, многие компании за это время так и не замечают, что была совершена атака.
Решение проблемы в рамках исполнения 115-ФЗ
Наша компания разрабатывает программные продукты для различных видов деятельности. На этот раз мы не остались в стороне и касательно данного вопроса и выпустили «Модуль ПОД/ФТ», о функционале которого сейчас и расскажем.
В программе встроена методология ПОД/ФТ.
Печатные формы всех необходимых приказов.
Загружаются и хранятся списки от контролирующих органов. Например, террористы, ФРОМУ, списки ЦБ и т.д. Списки дорабатываются по мере появления нормативных актов. Присутствует отчетность по произведенным проверкам по спискам.
Программный продукт содержит отчетные формы, в рамках исполнения Федерального Закона 115-ФЗ и их автоматизированное заполнение:
1. приказ об утверждении Правил внутреннего контроля ;
2. приказ о назначении Специального должностного лица;
3. приказ об утверждении перечня сотрудников для обязательной подготовки и обучения;
4. приказ об утверждении плана подготовки и обучения;
5. журнал учета прохождения вводного инструктажа.
Дополнительно предоставляется сервис по получению данных:
1. Списки контрагентов (под/фт, фрому, МВК и т.д.)
2. Общие сведения об юрлице (срок деятельности, оквэды и т.д.)
3. Сведения о деятельности (выручка, наличие непогашенных задолженностей и т.д.)
4. Информация о бенефициарах ООО (через ЕГРЮЛ)
• Выгрузка отчетности по результатам проверки контрагентов в XML файл, для дальнейшей загрузки в личный кабинет Федеральной службы по финансовому мониторингу.
• Планировщик задач и мероприятий по исполнению требований 115-ФЗ.
• Формирование анкет контрагентов
• Формирование списка контролируемых сделок и выгрузка их в ЛК Росфинмониторинг.
• Оценка уровня риска.
Таким образом, для недопущения ошибок в отчетности, а также рисков неисполнения ФЗ №115, необходимо автоматизировать систему и отдать предпочтение современным технологиям, исключая риски человеческих факторов.
Узнать подробнее о Модуле ПОД/ФТ можно по >>ссылке<<
Благодарим всех за прочтение и желаем успехов в работе!