{"id":13672,"url":"\/distributions\/13672\/click?bit=1&hash=6d0c42aa4d1879fc30a4adcd41c0b5c3225e59d81c5923ee3db9c414663ce033","title":"\u0427\u0442\u043e \u043e\u0431\u0449\u0435\u0433\u043e \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u043f\u0438\u0440\u0430\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u043e\u0440\u0430\u043c\u0438?","buttonText":"\u0427\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"0c9021a5-0064-5f34-966c-de4121ae3c48","isPaidAndBannersEnabled":false}
ТАБ

Противодействие отмывания денег в рамках исполнения 115-ФЗ

Данная статья предназначена для сотрудников кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, юристов, бухгалтеров, аудиторов и лиц, поднадзорных Федеральной пробирной палате, Росфинмониторингу, ФНС, Роскомнадзору.

В статье мы разберем:

Для чего нужен Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ;

Почему так важна борьба с отмыванием денег?

Самые распространенные способы отмывания денег;

Актуальное решение проблемы для организаций.

ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

21.12.2021г в силу вступила редакция ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Давайте попробуем разобраться для чего нужен данный закон на самом деле

Данный ФЗ в первую очередь направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. (ст.1 ФЗ № 115).

Главный элемент ПОД/ФТ-сбор данных о подозрительных операциях и ненадлежащих клиентах службами внутреннего контроля организаций (банки, организации участников рынков ценных бумаг, страховые компании, ломбарды, Почта России, коммерческие организации и т.д.).

Все организации попадающие под субъекты ФЗ № 115 обязаны соблюдать требования данного закона, в противном случае за невыполнение установленных требований они могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ или лишиться специального разрешения (лицензии или членства в СРО), дающего им право на осуществление определенного вида деятельности.

Почему так важна борьба с отмыванием денег?

По различным оценкам, в среднем всего за 1 год отмывают от 2 до 5% мирового ВВП (примерно от 800 млрд до 2 триллионов долларов США).

Часто данный процесс сопровождается присвоением чужих средств, незаконной торговлей оружием, контрабандой, взятками, и другими видами мошенничества.

Помимо этого, к отмыванию денег прибегают организованные преступные группы, которые незаконной торговлей наркотиками, оружием и людьми.

Вот почему так важен закон о ПОД/ФТ. Ведь также борьба с отмыванием денег направлена на противодействие финансирования терроризма.

Исходя из главных целей создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, давайте разберем основные способы отмывания денег.

Откуда и как уходят деньги?

Существует 2 сценария атак на банки:

1. На инфраструктуру банка и счета.

2. На банкоматы и системы связанные с ними.

Хоть схемы и различаются по своей суть, главной целью и там и там-злоумышленники пытаются вернуть средства, добытые неправомерными способами, в экономику.

В криминалистике процесс отмывания денег делят на три стадии:

Подготовка

Чтобы украденные денежные средства возможно было быстро перевести, мошенники заранее готовят большое количество счетов физических и юридических лиц.

Иногда это счета людей, которые ничего не подозревают или которые были захвачены злоумышленниками, а также тех, кого втянули в данную операцию обманом.

Размещение

Итак, злоумышленникам удалось при помощи вредоноса перевести деньги на некий ранее созданный счет.

В этот момент в игру вступают их помощники. Они действуют следующим образом:

• переводят финансы на другие счета, чтобы запутать следы; • заказывают товары на свой адрес (или на адрес, который к которому они каким-либо образом имеют доступ);

• снимают деньги в банкоматах.

Наслоение

При получении товара или денег сообщниками, добычу легализуют по отработанным схемам преступников.

Вещи обменивают на электронику, деньги чаще всего на доллары. В обменных пунктах и магазинах, перекупающих предметы, должны работать механизмы для выявления незаконных сделок. На деле же чаще всего все решают взятки или халатность в данном вопросе. И уже через третьи руки деньги попадают к самим организаторам всего процесса.

Как правило, представители закона не могут обнаружить никакой информации о них. Максимум, что может получиться, это выйти на сообщников.

После происходит отмывание денег по классике: покупка драгоценностей или металлов, покупка и продажа фишек в казино.

Из всего вышеперечисленного, следует сделать вывод, что схема преступников достаточно сложная, так как содержит много ступеней-меняются счета, валюта, юрисдикция и т.д. К сожалению, многие компании за это время так и не замечают, что была совершена атака.

Решение проблемы в рамках исполнения 115-ФЗ

Наша компания разрабатывает программные продукты для различных видов деятельности. На этот раз мы не остались в стороне и касательно данного вопроса и выпустили «Модуль ПОД/ФТ», о функционале которого сейчас и расскажем.

В программе встроена методология ПОД/ФТ.

Печатные формы всех необходимых приказов.

Загружаются и хранятся списки от контролирующих органов. Например, террористы, ФРОМУ, списки ЦБ и т.д. Списки дорабатываются по мере появления нормативных актов. Присутствует отчетность по произведенным проверкам по спискам.

Программный продукт содержит отчетные формы, в рамках исполнения Федерального Закона 115-ФЗ и их автоматизированное заполнение:

1. приказ об утверждении Правил внутреннего контроля ;

2. приказ о назначении Специального должностного лица;

3. приказ об утверждении перечня сотрудников для обязательной подготовки и обучения;

4. приказ об утверждении плана подготовки и обучения;

5. журнал учета прохождения вводного инструктажа.

Дополнительно предоставляется сервис по получению данных:

1. Списки контрагентов (под/фт, фрому, МВК и т.д.)

2. Общие сведения об юрлице (срок деятельности, оквэды и т.д.)

3. Сведения о деятельности (выручка, наличие непогашенных задолженностей и т.д.)

4. Информация о бенефициарах ООО (через ЕГРЮЛ)

• Выгрузка отчетности по результатам проверки контрагентов в XML файл, для дальнейшей загрузки в личный кабинет Федеральной службы по финансовому мониторингу.

• Планировщик задач и мероприятий по исполнению требований 115-ФЗ. • Формирование анкет контрагентов

• Формирование списка контролируемых сделок и выгрузка их в ЛК Росфинмониторинг.

• Оценка уровня риска.

Таким образом, для недопущения ошибок в отчетности, а также рисков неисполнения ФЗ №115, необходимо автоматизировать систему и отдать предпочтение современным технологиям, исключая риски человеческих факторов.

Благодарим всех за прочтение и желаем успехов в работе!

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null