С сотрудниками не расставайтесь или как подобрать сотрудника, с которым можно идти вдолгую

Для многих собственников и руководителей один из вопросов, актуальных в любые времена – как подобрать в компанию «своего» человека. Этот вопрос рождает ряд других, например, что важнее: ценности человека, его soft skills (социальные навыки) или hard skills (прикладные навыки) при приеме на работу. И можно ли с самого начала оценить реальный потенциал человека? Впишется ли он в корпоративную среду, ценности компании? Ответ на эти вопросы зависит от многих факторов: уровень позиции, на которую идет кандидат, прямые обязанности, текущая команда, корпоративная культура компании, стиль управления в компании и т.д.

Что точно можно утверждать – грамотный подбор людей влияет на конечный результат бизнеса. Именно поэтому этот вопрос так актуален в любой период, а особенно сейчас.

Мы поговорили с резидентом бизнес-клуба «Атланты» бизнес-клуба «Атланты»Татьяной Вавиловой, сооснователем team-assessment.ru (digital-рекрутинг, оценка персонала, разработка HRTech продуктов) и узнали о том, как в их компании проводится оценка и подбор кандидатов, на что обращать внимание при подборе руководителя и о других важных вопросах, касающихся этой темы.

С сотрудниками не расставайтесь или как подобрать сотрудника, с которым можно идти вдолгую

Этапы оценки кандидатов

В компании Татьяны процесс подбора сотрудников состоит из двух больших этапов: проведение необходимых тестов, а затем интервью. На основании этих этапов затем делается полный портрет кандидата.

«Перед приемом на работу мы сначала проводим два теста: психологический тест для определение типа личности и интеллектуальные тесты.

Не менее важно посмотреть не только, на что способен человек, но и что он сам хочет делать. Готов ли он свои сильные стороны развивать в той или иной деятельности. Для этого мы разработали карту профессиональных интересов. Благодаря этому тесту можно посмотреть, где человек готов реализовывать свои разносторонние таланты, например, в управленческой должности, или ему больше интересны продажи, маркетинг и т. д.

На этой стадии у нас складывается некая картина о человеке: о том, что он может и хочет делать, которая дальше передаётся нам для проведения интервью.

На интервью мы выясняем какую-то дополнительную информацию, если она была озвучена заказчикам. Например: что его реально будет мотивировать в работе и какие у него ценности. Выявляем фокус на результат или оттачивание процессов и т.д.

На финальном этапе мы из автоматизированных тестов и полученной информации на интервью складываем полный портрет кандидата, который уже передается заказчику. Если у нас несколько кандидатов, то мы их ранжируем по степени соответствия. Эту информацию передаем руководителю направления или заказчику, с комментариями о том, какие есть сильные и слабые стороны, степени соответствия должности, исходя из тех требований, которые они предъявляют кандидату, и что от него ожидают»

Татьяна Вавилова, сооснователь team-assessment.ru, резидент клуба «Атланты»

На что смотреть при выборе кандидата

Один из вопросов, которым мучаются многие собственники: лучше нанять специалиста с большим опытом или выбрать человека по ценностям и воспитать в нем нужные навыки для конкретной должности?

По мнению Татьяны, все очень сильно зависит от позиции. Например, опыт особенно важен на «хардовых» позициях, на которых нужны конкретные навыки и умения, так как от них зависит скорость и качество выполнения работы. Для формирования таких навыков человек уже должен проделать определённый путь — путь проб и ошибок, сформироваться как профессионал.

При этом, в каждом сегменте и продукте всегда свой разный опыт, поэтому важно смотреть на наиболее релевантный опыт. Если продукт вообще из другого сегмента, то он будет по-другому запускаться на рынок, а это значит, что «шишки» сотрудник будет набивать на текущем проекте. Также это зависит от долгосрочности или краткосрочности проекта. Если проект краткосрочный, в котором сотрудники должны создать и запустить продажи за очень ограниченный срок, то здесь нет возможности ждать и выращивать нужные навыки в сотрудниках. В таких случаях собственники готовы мириться со всеми нюансами человека, например, конфликтностью, понимая, что с этим человеком не идти вдолгую, но зато сейчас можно получить быстрый результат.

Если же компания крупная, и она работает на долгосрочную стратегию, то для нее наиболее важно, обладает ли человек способностью к высокой обучаемости, необходимыми личностными качествами. Таких людей компании готовы сами растить через наставничество, внутреннее обучение и т.д.

В этой стратегии одно из главных преимуществ в том, что лояльность сотрудника выше к компании, человек сразу вливается в корпоративную культуру, напитывается ее ценностями. А это уже напрямую влияет на мотивацию, вовлечённость и укоренённость в компании. Таким сотрудникам остается только наращивать hard скиллы - это уже более простая задача, чем найти сотрудника со схожими ценностями. Тем не менее, это тоже процесс, который занимает время: от 4-х месяцев и больше, в зависимости от того, что человек конкретно должен делать.

Международный опыт найма сотрудников

Татьяна Вавилова рассказала о важных приоритетах в поиске сотрудников на международном рынке.

«Если говорить про международный опыт найма сотрудников, то там практически всегда сначала оценивают ценности. Идея в том, что если у вас разные понимания ценностей, то скорее всего, сотрудник примет решение, которое не будет устраивать собственника. И чем ближе к ТОП-позициям, тем актуальнее стоит вопрос разделения ценностей.

Например, для кого-то важнее быстрее сделать продукт и запустить его, а для кого-то важно уделить внимание качеству продукта, даже в ущерб времени. И это две принципиально разные позиции.

После ценностей далее оцениваются личностные качества. И только в третью очередь оцениваются навыки и умения.

В нашей стране сейчас очень много примеров компаний, у которых тоже ценностный уровень самый первый при принятии решений. После этого уже смотрят на софт скиллы, насколько человек умеет слышать и слушать, умеет задавать глубокие вопросы, умеет ли брать ответственность, грамотно формулировать цель, быть лидером.

Это особенно сильно цепляет собственников, когда сотрудники думают не только про свой маленький участок ответственности, а думают про бизнес в целом, про отстройку от конкурентов, стратегию и так далее. Собственникам важно единомыслие! Но несмотря на такую уже осознанную культуру, есть опасения, что постепенно европейская практика будет вымываться. Многие боятся, что мы откатимся обратно в авторитарную политику между сотрудниками, когда есть строгое разделение между начальниками и подчиненными.»


Татьяна Вавилова, сооснователь team-assessment.ru, резидент клуба «Атланты»
С сотрудниками не расставайтесь или как подобрать сотрудника, с которым можно идти вдолгую

Как выбрать подходящего руководителя

Выбирая руководителей компании, по мнению Татьяны, важно понимать, что руководители в разных подразделениях всегда разные. Это зависит от культуры компании: есть культура change, а есть - run. Change культура – это культура постоянных изменений, поэтому для них гибкость и адаптивность являются ключевыми факторами. Культура run – это среда, в которой нужно постоянно бежать, строго следовать плану, выполнять жесткий KPI по определённым алгоритмам и т.д. И это принципиально разные культуры с разными людьми с точки зрения компетенций и ценностей. Кроме этого, важно отметить, что на руководящих позициях эффективность работы напрямую завязана с интеллектуальными показателями, которые мы определяем уже в самом начале с помощью теста на интеллект.

Если говорить про более конкретные навыки, то хороший руководитель должен:

  • Уметь правильно собирать команду. Понимать, какие компетенции нужны и уметь их закрывать правильным подбором.

  • Заряжать команду на результат. Сделать так, чтобы люди поверили, доверились идее, стратегии.

  • Держать постоянно фокус команды на результате. Часто сотрудники могут разбежаться в разные стороны, делать задачи, которые им интересны. И тут важны навыки руководителя, чтобы довести сотрудников до результата, о котором договорились и всячески этому помогать ресурсами, которые у него есть.

  • Быстро приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам и поддерживать команду в этом. Например, когда вы разрабатываете новые продукты невозможно следовать четкому плану, потому что в принципе сложно знать, что конкретно нужно.

Поэтому в данном случае руководитель может больше направлять, слушать, задавать вопросы, применять больше коучинговую модель управления, чтобы всем вместе сформулировать решение. Такой подход с точки зрения управления в культуре развития наиболее эффективен.

Система оценки персонала

Не менее важный вопрос после того, как мы подобрали сотрудника – как оценить его эффективность. По словам Татьяны, чтобы подобрать нужные инструменты для оценки, сначала важно определить общую стратегию компании, под эту стратегию собирается HR-стратегия, а под нее уже собираются инструменты и методики.

Инструментов сейчас много, все зависит от того, что нужно оценить. Для рекрутинга есть система «Friend work, Huntflow, Potok» , есть решение, которое позволяет более эффективно работать с воронкой кандидата. Это применимо в случае большого количества персонала. Тогда ты платишь за каждого рекрутера, который работает в компании, чтобы он подключался к этому решению, и дальше мог соответственно всю информацию по кандидатам заводить в систему. Эта система потом выстраивает аналитику, и ты смотришь на каком этапе кандидаты отсеиваются.

Для оценки «софтов» мы используем свою платформу team-аssessment.ru. В основе платформы используем валидные международные методики, которые работают не первый десяток лет и являются тяжёлой артиллерией в тестовой диагностике. Если ранее такие инструменты были доступны исключительно психологам, то сейчас автоматизированная интерпретация отчетов сделала методику доступной для HR-а и предпринимателя.

Безусловно, есть и другие методологии, например, MBTI, Hogan, SHL, ontarget и т.д., некоторые из них сейчас покидают наш рынок. Важно ещё учитывать аспект хранения персональных данных на серверах в РФ при выборе онлайн-платформы.

Hard skills оцениваем на интервью по компетенциям, тестовыми заданиями, либо привлекаем внешнего эксперта для узкопрофильных специалистов или специалистов, чью компетенцию мы привлекаем в компанию впервые.

Особенно это касается таких специальностей, как product-менеджеры, IT-специалисты, инженеры, технические директора и т.д., то есть компетенции, которые оценить рекрутерам очень сложно.

Для обучения и адаптации обычно создают свои курсы для обучения на разных платформах, например: Teachbase, iSpring и другие. Это наши российские проверенные провайдеры.»

Татьяна Вавилова, сооснователь TeamLine-consult.ru, резидент клуба «Атланты»

Подведем итог

Процесс подбора и адаптации сотрудников – один из ключевых во всех бизнес-процессах. От людей, которые работают в компании, будет зависеть скорость развития компании, качество продуктов или услуги и в целом, будущее компании. Поэтому любому собственнику важно разбираться хотя бы в базовых вопросах этой сфере, чтобы понимать вектор движения компании. Глобально сотрудников оценивают по ценностному уровню, его личным качествам и конкретным компетенциям. От длительности проекта и стратегии компании эти уровни становятся более или менее приоритетными при выборе кандидатов. Не менее важно осознанно подходить к подбору руководителя, который должен хорошо разбираться в людях, понимать, какие ему нужны люди для решения задач и уметь направлять и фокусировать этих людей. И для каждого из этапов подбора и адаптации существует ряд автоматизированных инструментов, выбирать которые нужно уже после формирования общей и HR-стратегии.

33
4 комментария

интересная статья, спасибо!!!!

Ответить

Спасибо! Полезно )

Ответить

Спасибо за статью!
А есть ли какие-то методики/тесты, которые позволяют определить тип сотрудника: run или change?

Ответить

Карта профессиональных интересов очень полезный инструмент. Помогает определить человека, у которого большой опыт работы, например, разработчиком, но душа лежит к продажам). Не лишним будет подробнее узнать о способе организации рабочего процесса в предыдущей компании, потому что от этого будет зависеть скорость обучения на новом месте и работа с современным софтом.

Ответить