{"id":13505,"url":"\/distributions\/13505\/click?bit=1&hash=ca3734639136826288c9056e5c8fa03a05e87c4060ae84df200f2c90f5262470","title":"\u0412\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a? \u0410 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435 \u043a\u043e\u0434\u0430?","buttonText":"\u041f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u0442\u044c","imageUuid":"f5f0e11f-fefd-52f5-8712-82164a59b7ce","isPaidAndBannersEnabled":false}
Anton Piklyaev

Историческая преемственность в дизайне транспортных схем (на примере Саратова)

При разработке транспортных схем важную роль играет историческая преемственность. Такой вывод можно сделать исходя из двух аспектов: специфики самого продукта и культурного аспекта.

Специфика схем заключается в их функциональности: житель Нью-Йорка знает, что линия в Бруклин обозначена жёлтым цветом, а житель Парижа ожидает увидеть на схеме вокзал Сен-Лазар где-то немного выше и левее центра схемы. Поэтому если просто взять и изменить привычный цвет или ориентацию схемы – её читаемость ухудшится.

В крупных городах, где транспортная схема может являться является частью городской культуры, не стоит сбрасывать со счетов и то, что новую схему должны принять и полюбить сами пассажиры – жители города.

История транспортной схемы Саратова

Когда в Саратове в начале XX века появился трамвай, маршрутов было немного и они повторяли основные пассажиропотоки закрытой ранее конной железной дороги и пешеходные маршруты. Жители города знали все маршруты наизусть и не испытывали проблем с навигацией по городу. Однако гостям Саратова требовалась помощь в поиске правильных маршрутов.

Первые трамвайные линии были обозначены красными линиями прямо на городской карте. Номера и направления маршрутов понять было невозможно, но хотя бы появилось представление, до какой точки города можно добраться единственным на тот момент общественным транспортом.

Помимо названий улиц на карте можно было найти только самые основные городские центры притяжения: вокзалы, храмы и рынки.

Одной из особенностей схемы Саратова была её ненормативность с точки зрения ориентации: город как бы «лежал» на Волге. Север находился не наверху, а где-то в верхнем правом углу. Это было обусловлено как планировкой города, который развивался в направлении от Волги к горам вокруг, так и основными маршрутами движения: от Волги к рынкам в сегодняшней центральной части и обратно.

Такая ориентация карты впервые была использована на Генеральном плане губернскому городу Саратову 1810 года и просуществовала вплоть до 1930-х годов, когда город преодолел Садовый вал и стал расширяться в трёх направлениях: север, северо-запад и юг.

На первой известной транспортной схеме Саратова и пригородов, город ещё «лежит» на спине Волги, а самая протяжённая на тот момент Дачная линия трамвая идёт строго наверх. Название схемы намекает нам на интермодальность транспортной системы: пассажир мог найти на ней как расписание пароходов и пригородных электричек, так и той самой Дачной линии трамвая, которая служила не столько городским транспортом, сколько пригородным.

В черте же города был всего один вид транспорта. Для удобства пассажиров и гостей Саратова в 1916 году издательство «Почта» выпустило схему трамвайных маршрутов, которая очень напоминает сегодняшние схемы: каждый трамвайный маршрут был обозначен отдельной линией, карты города и достопримечательностей на схеме нет, но ориентация и узнаваемый узор городских улиц был сохранён. Примечательно, что на схеме было обозначение всех остановок, направление движения трамваев отмечены одесским перстом, а выполнена схема была в набирающем популярность стиле конструктивизма с его лаконичными формами, строгостью и геометризмом.

Схема оказалась насколько удачной, что перекочевала в советскую эпоху, в новой орфографии, с новыми названиями улиц и остановок. К сожалению, как и все копии, схема стала менее аккуратной и потеряла часть своего шарма.

Схема 1935 года всё ещё повторяет популярный канон с точки зрения ориентации, хотя и очевидно, что в новых районах города линиями становится очень тесно (окраинные Крекингская, Дачная и Красноармейская линии). При том, что оригинальная схема 1935 года не была образцом дизайна (вероятнее всего, схема была для внутреннего использования саратовским коммунтрестом), её копия из 2000-х годов традиционно выполнена ещё менее аккуратно и содержит неточности.

В течение следующего полувека в Саратове практически не печатали карт города и тем более схем движения транспорта, поскольку город был закрытым и случайных пассажиров на транспорте быть не могло. Только в 1980-х годах у города появилась схема, которую сейчас можно назвать «классической». Помимо действующих трамвайных маршрутов, на ней можно найти перспективную линию на севере города, а также путепроводы и городские депо. Ориентация карты уже изменилась на более географически точную: север находится тут наверху.

Из-за несовершенства печатной техники, авторы схемы были вынуждены использовать только несколько цветов. Чтобы маршруты на схеме не путались, пришлось вводить несколько разных типов линий: сплошные, пунктирные, линии из точек. Это немного сбивало пассажира, так как разный тип линии не обозначал разного вида транспорта или каких-то иных особенностей маршрута. Однако используя всего 3 цвета авторам удалось, хоть и с повторами (маршруты 6, 9 и 11, маршруты 4 и 7, маршруты 8, 10 и 15), обозначить все 12 трамвайных маршрутов.

Несмотря на географичный принцип (север тут находится наверху схемы, а линии точно повторяют изгибы улиц города), схема довольно сложно читается. В первую очередь на это влияет отсутствие ориентиров (Волга, парки или горы и т.д). В отличие от метро, где пассажиры не могут ориентироваться на окружающую среду, во время поездки на наземном транспорте часто люди находят визуальные ориентиры и могут принять решение о выходе или пересадке когда заметят набережную, мост, другую трамвайную линию, даже характерный изгиб улицы.

Схема была очень небольшой и размещалась на стене водительской кабины, под самым потолком вагона. Из-за этого авторы использовали достаточно мелкий шрифт, а место для размещения всех остановок просто не было.

Плюсы схемы:

1. Географический подход: север находится наверху схемы, указаны изгибы улиц, путепроводы, заезды в депо.

2. Маршруты легко прослеживаются несмотря на ограниченное количество цветов для печати.

Минусы схемы:

1. На схеме указаны только некоторые остановки, поэтому сложно понять, сколько из них нужно пропустить чтобы попасть в нужную точку.

2. Схема выглядит неточной из-за ошибок (например, отсутствие номера маршрута на конечной «Пос. Поливановка»).

3. Точное повторение улиц сделало центральный узел перенасыщенным информацией, тогда как на окраинах схема выглядит пусто.

В дальнейшем схема модифицировалась, но появление новой техники не привело к качественному улучшению схемы. Наоборот, новые версии схемы традиционно стали изобиловать «заусенцами», неточностями и даже ошибками.

Альтернативные схемы

В 2003 году Андрей Суриков для своего сайта о саратовском трамвае переработал официальную саратовскую схему. На схеме были исправлены все ошибки и добавлена важная информация о направлении движении и путевом развитии на сложных узлах, однако, поскольку она не была предназначена для размещения в салоне, то найти на ней всю необходимую информацию пассажиры бы не смогли.

Схема для сайта sartram.ru Андрей Суриков

В начале 2000-х годов дизайнер одного из рекламных агентств сделал запоминающуюся схему. По сравнению с предыдущими вариантами, она была намного ярче и большинство неточностей в ней были исправлены. Однако с функциональной точки зрения, салонная схема всё ещё не давала исчерпывающей информации о пересадках и остановках на маршруте.

Салонная схема начала 2000-х годов РА «Сектор Приз»

В 2010 году дизайнер Андрей Казаков также представил схему трамвайных маршрутов, в которой были решены многие проблемы предыдущих схем: при сохранении географичного принципа построения, на схеме были указаны все остановки, чего удалось достичь в том числе разумным отступлением от точного повторения всех изгибов улиц. Из минусов можно назвать крайне мелкий шрифт, что делает невозможным использовать схему на формате А4-А3 в салоне трамваев.

Схема маршрутов саратовского трамвая, 2010 год Андрей Казаков

Схема, 2011 года и её эволюция

Понимая, что одна из крупнейших транспортных систем России не имеет понятной схемы, я приступил к работе в начале 2011 года. Начиная разработку схемы, я поставил перед собой несколько задач и взял на себя ряд ограничений:

1. Схема должна сохранять преемственность с «классическим» вариантом 1980-х годов, по крайней мере, с точки зрения ориентации карты.

2. Схема должна быть размером не менее А4 и не более А3, и в таком размере информация на ней должна хорошо читаться.

3. Схема должна содержать указание всех остановок.

4. На схеме должна появиться дополнительная информация, упрощающая навигацию по городу и сокращающая пассажирам время на поиск нужной остановки или построение маршрута.

5. Схема должна задать новый визуальный стиль саратовского транспорта, а значит, хотя бы отчасти повысить его привлекательность для пассажиров.

В самом начале работы я наложил трамвайные маршруты на карту города чтобы понять, насколько географически точной была схема 1985 года и её более поздние вариации.

На основе этой карты я начал экспериментировать с пропорциями, цветами и объёмом информации.

В первом эскизе я разместил опорные точки (Волгу, схематичное обозначение границ города) линии, все остановки на маршрутах и 3 самых сложных узла, в которых пассажирам сложнее всего ориентироваться. В эскизе попробовал указать места расположения крупнейших спальных районов (отсылка к советской карте Саратова).

Поскольку система содержала большое количество остановок, то в правом углу я попробовал разместить список с указанием квадрата на схеме, где расположена остановка, а на всю схему наложил сетку. Эти элементы также придавали схожесть схемы с картой города (традиция 1910-х годов).

Тестирование показало, что схема с таким количеством информации должна быть не менее размера А3, а в идеале и крупнее. В салоне трамваев модели КТМ-5, которые работают в Саратове, такого места нет. «Классическая» схема крепилась на кабине водителя и по размеру была менее А4, а новая схема может располагаться только на панели на задней площадке вагона, либо на стекле. Минусом крепления схемы на стекле является то, что в Саратове достаточно много солнечных дней в году, а значит, велика вероятность, что схема будет просвечивать или даже выцветать на солнце.

К тому же, учитывая плохое состояние трамвайных путей в Саратове, в салоне во время движения происходит сильная вибрация, а это ещё больше усложняет читаемость информации на схеме.

Как результат тестирования и доработки, в 2012 году я публикую доработанный вариант схемы трамвайных маршрутов Саратова для размещения в салоне вагона на самоклеящейся плёнке на задней площадке вагонов. Руководство транспортной организации принимает эту схему в качестве официальной, и в течение последующих 10 лет она остаётся неизменной.

У схемы были модификации для сайта sarmetro.ru без оранжевой обводки.

Что удалось:

1. На схеме каждому маршруту присвоен свой цвет, указаны все остановки.

2. Размер шрифта увеличен по сравнению со всеми предыдущими схемами.

3. Добавлен берег Волги для лучшей ориентации на местности. От обозначения границ Саратова и списка остановок я отказался чтобы сделать остальную информацию более крупной.

4. Создан сайт для размещения электронной версии схемы и на схеме можно найти QR-код для перехода на актуальную схему движения.

Что хотелось бы улучшить:

1. По итогам использования стало ясно, что количество вспомогательной информации необходимо ещё уменьшить чтобы сделать шрифт ещё крупнее.

2. Обозначение одностороннего движения и односторонних остановок оказалось не очень удачным: пассажиры не сразу различали их.

3. Центральный узел выглядит сложным и малоинформативным.

4. Пассажирам, которые пользуются электротранспортом по одному проездному, не хватает информации о троллейбусных маршрутах.

Доработки электронной версии схемы продолжались в течение последующих лет. На одном из этапов я радикально уменьшил объём дополнительной информации на схеме, изменил шрифт на Helvetica. Схема стала выглядеть более простой и светлой, однако физический размер букв в названии остановок стал меньше.

Схема стала визуально легче, но проблемы с её функциональностью остались не решены: на схеме не были обозначены пересадки на другие виды транспорта и городские объекты.

В следующей версии схемы появились некоторые пересадки на троллейбусные маршруты в те районы, куда добраться на трамвае невозможно. Центральный узел пока остался неизменным.

Современная схема

С появлением единого стандарта оформления подвижного состава саратовского транспорта появилась ещё одна причина обновить схему. Помимо добавления фирменного жёлтого цвета саратовского трамвая в шапку схемы, я доработал несколько узлов: северный (район Геологического колледжа), линию 10.

Что удалось:

1. Схема максимально географична (сохраняется узнаваемая «рогатка» из линий маршрутов 3, 11 и 10, похожая на букву Цади – צ). Маршрут № 3 показан более жирной линией так как на его основе сейчас строится первая линия скоростного трамвая.

2. На схеме указаны все остановки (по аналогии со схемой 1916 года), шрифт максимально крупный и читаемый (шрифт Open Sans)

3. По аналогии с картой 1910 года, на которой были указаны пересадки на другие виды транспорта, на схему 2021 года добавлена информация о пересадках на троллейбус, электричку, указаны остановки пригородных автобусов и указано приблизительное время, за которое можно пройти на пересадку.

4. Вспомогательная информация (легенда) не бросается в глаза, но она осталась на схеме. По такому принципу была построена схема 1987 года и более поздние.

5. На схеме появились специально разработанные номера трамвайных маршрутов, которые также будут использоваться на маршрутоуказателях в городских трамваях. Шрифт для обозначения номера маршрута разработан на основе переработки исторических саратовских трафаретов 1980-х годов, а круги вокруг номера маршрута отсылают нас к маршрутоуказателям начала XX века.

По мере развития городского транспорта в Саратове планируется и продолжение совершенствования салонных схем. В первую очередь в сторону увеличения количества релевантной информации для пассажиров. И заложенные сегодня принципы построения схемы, опирающиеся на историческую преемственность, необходимо будет обязательно сохранить.

0
2 комментария
Макс Меленченко

Спасибо вам за труд и за интересную статью! Езжу на трамваях по городу и любуюсь схемой :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy DovoS

Очень хорошая статья. Было интересно прочитать

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null