{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Исследование Rest of the World: Почему gig-платформы избегают трудовых отношений? Они экономически нежизнеспособны?

Издание Rest of the World в партнерстве с исследовательской компанией Premise изучили, как работают gig-платформы по всему миру. Для этого они опросили 4 900 gig-работников в 15ти странах, провели встречи с специалистами по трудовым отношениям и платформам, проанализировали публичные данные служб занятости, исследовательских центров по изучению труда.

Rest of the World попытались взять интервью у шести крупнейших платформ в мире, но не одна из них не согласилась ответить на вопросы издания.

Профессор Университета Warwick Colin Crouch, который исследует трудовые отношения более пятидесяти лет: «Платформы не изобретают нового вида организации труда. Это очень старый и проверенный способ эксплуатации: переложить затраты на социальные гарантии работников на общество. Просто из-за применения ИТ-технологий создается иллюзия, что платформы создали какую-то новую форму организации труда».

История Singh, работника gig-экономики из Индии

Прошлым летом Singh мчался на своем мотороллере ночью, чтобы привезти клиенту шоколадный мусс за 7 км по всему Мумбай. На него налетел пьяный водитель на скутере. Singh отделался ссадинами и растяжениями, но случилось самое страшное: его мотороллер был серьезно поврежден. Стоимость ремонта - 14 000 рупий ($189). Это его месячный заработок в Zomato, приложении доставки продуктов в Индии.

Singh’у 40 лет. Он начал работать на Zomato, когда не смог найти работу на нестабильном рынке труда Индии. Работа в Zomato оказалась самой легкой работой, которую он когда-либо встречал.

В течение часа после регистрации он уже доставлял продукты. В течение первых двух недель заказов было много. Приложение обещало доход в размере 350$ в месяц. Это в два раза выше средней зар. платы в Индии.

Но затем все изменилось. Приложение направляло его в так называемые «красные зоны», где был переизбыток заказов. Добравшись в эти зоны, выяснялось, что там мало заказов. Тогда приложение давало ему заказ его в другой зоне. Singh мотался между зонами в поиске заказов. При этом он тратил время и топливо впустую. Ему приходилось работать уже по 12 часов, чтобы заработать какие-то деньги. А постоянное перенаправление от одного заказа к другому выматывало его.

Если приложение считало, что он запаздывает, то раздавался звонок, и голос сообщал, что ему надо поторопиться, иначе будет штраф. Чтобы успеть, он часто нарушал правила дорожного движения.

Из интервью Singh: «Ты просто порядковый номер, нравится это тебе или нет». Так он описывает свое состояние изможденности и тревоги, которые появляются в процессе работы, организованной алгоритмом. Алгоритм решает, кто и какую задачу берет, кого отстранить, кого поощрить или оштрафовать. Все это создает ощущение произвольности работы алгоритма. «Ты- просто номер,ID, номер скутера, который движется по маршруту. Приложение тебя не знает. Оно тебя даже никогда не слушает».

Интернет-издание Rest of the World попросило Zomato прокомментировать такую обратную связь работника, но Zomato отказалось давать комментарии.

Пока мотороллер Singh был в ремонте, у него появилось время поразмышлять о своей ситуации и судьбе своих коллег по Zomato. Он создал эккаунт в Twitter и начал размещать там все свои передвижения и решения алгоритма. С августа он постил скриншоты приложения Zomato, которые показывали мизерные выплаты, недостижимые цели, произвольные штрафы – то, с чем сталкивается каждый gig-работник.

Singh хотел рассказать всем, что платформа работает некорректно. Ведь платформа не давала ему права дать обратную связь и что-то поменять в работе алгоритма. Минимальные выплаты, произвольные штрафы, игнорирование условий труда – все эти закономерности, присущие большинству платформ, нашли отклик у gig-работников не только в Индии.

На его эккаунте сейчас 4 600 подписчика. Его истории с Twitter цитируют активисты, правозащитники и исследователи по всему миру. Singh связался с организацией Gig Workers Collective, которая организует движение за защиту прав gig-работников в США.

Gig-платформы по всему миру имеют общие принципы работы

Хотя у каждой платформы есть свои локальные особенности, но у всех них есть общие черты. Gig-работники вне зависимости от того, где они работают на платформе: США, Нигерия, Индонезия или Эфиопия, страдают от одних и тех же проблем: отсутствие безопасных условий труда, постоянной тревожности заработать недостаточно денег, низкой заработной платы и высоких затрат, требуемых для выполнения работы.

Основные принципы организации работ на gig-платформах

· В отношении работника принята такая концепция: каждая рабочая единица (работник) является отдельной единицей и отделена от других. Поэтому платформа отказывается вести переговоры с объединением gig-работников.

· Gig-работа задумывалась как подработка в свободное время.

· Платформа создает избыток персонала (водителей и курьеров). Это позволяет ей снижать стоимость услуг и удешевлять их для покупателей.

Избыток курьеров позволяет платформе мастерски манипулировать спросом и предложением, создавая «красные зоны», о которых говорил Singh. Алгоритм «загоняет» водителей и курьеров в эти зоны, вынуждая их брать невыгодные доставки и наказывая, если они отказываются их брать. Такой переизбыток доставщиков позволяет платформам обещать клиентам низкую цену.

· Управление персоналом (распределение задач, оценка, поощрение, штрафы) осуществляется алгоритмом.

· Обратная связь работников платформы не принимается во внимание алгоритмом.

· Платформа не признает трудовых отношений со своими работниками. Соответственно, не несет стандартных затрат на персонал: минимальная оплата труда, оплата отпуска и больничных, страховка, оплата переработок и простоев, затраты на обучение и развитие.

· Платформы инвестируют большие средства в технологии и привлечение клиентов, но не в оплату труда работников или улучшение условий их труда.

История Павло, gig-работника платформы по доставке продуктов Bolt на Украине

Павло закончил армейскую службу в 2019 году и всю зиму работал на складах и на доставке Uber Eats в Польше. Когда разразилась пандемия, он вернулся домой на Украину. Павло долго не мог найти работу. В результате он начал работать на Uber Eats в Киеве. В июне Uber Eats ушла с украинского рынка, и Павло перешел на работу в аналогичный сервис доставки- Bolt.

Павло рассказал, что многие бывшие военнослужащие на Украине работают в службах доставки, так как у них есть право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Они легко становятся пешими курьерами. Платформы не сообщают государственным органам, кто является их работниками, поэтому украинские военные продолжают получать свои пособия по безработице.

Платформы доставки буквально расцветают в условиях переходного периода украинской экономики. Павло рассказал, что платформы не требуют обычно никаких документов, но даже если и требуют, то можно купить фальшивку. Многие водители платформ рассказали изданию Rest of World, что они используют фальшивые водительские права. Это, разумеется, незаконно. Павло объясняет это так: «Украинская экономика находится в плачевном состоянии. Люди хоть как-то выживают, работая на этих платформах».

Представитель Bolt уверил издание, что все водители проверяются. Если выясняется, что у водителя фальшивые документы или они оформлены на другого человека, эккаунт сразу блокируется.

Gig-работа может быть очень напряженной. Павло рассказывает, что приложение Bolt считает, что работник всегда бодр, трудоспособен и не устал. Киев имеет холмистый ландшафт, и иногда нелегко добраться от одной точки до другой на велосипеде. Нормальная смена- 10-12 часов. Многие работники принимают амфетамины, чтобы не уснуть и быть работоспособными. На дорогах много аварий с участием gig-работников.

Что пошло не так на gig-платформах?

- Изначально идея платформы воспринималась всеми позитивно. Она создает рабочие места, обещает хорошую оплату труда.

Для решения задачи удешевления стоимости сервиса для клиентов владельцы платформы выбирают простой способ: создать избыток работников. Как следствие алгоритм постепенно увеличивает время между заказами для курьеров. Возникают простои. Водители и курьеры, которые приобретают или арендуют средство передвижение, должны работать больше и интенсивнее, чтобы окупить свои затраты.

Водители на Украине, в Южной Африке, Нигерии, Сингапуре и Индии: нам необходимо отработать не менее 12 часов, чтобы просто оплатить проценты по кредиту за средства передвижения, которые мы приобрели для этой работы.

- Снижающийся доход работников наряду с увеличивающейся интенсивностью труда и отсутствием гарантий вынуждает работников требовать повышения оплаты.

Однако работники gig-платформ обнаружили, что с владельцами платформ непросто договориться о повышении оплаты труда или улучшении условий. Если работнику что-то не нравится, он волен уйти с платформы. Владельцы платформ не рассматривают gig-работников как партнеров, достойных переговоров.

- Решения алгоритма становятся непрозрачными для работников.

Работнику сложно понять, является ли решение алгоритма правильным или ложным. Платформа предоставляет возможность заработать достаточно, но при определенных условиях. Необходимо «набрать» определенное количество заказов. Однако на выполнение заказов влияет много факторов, которые работники не могут контролировать.

Платформы заявляют, что работники зарабатывают мало, так как не выполняют назначаемые алгоритмом задачи, или потому что клиенты не поставили им высокий рейтинг и не дали много чаевых.

Rest of World нашла только одного gig-работника в Киеве -Сергея, поклонника алгоритма на платформе, и убежденного в том, что на платформе не зарабатывают только ленивые люди. Он работает каждый день по 12 часов на мотороллере, который взял в аренду, и развозит продукты по Киеву без водительских прав.

- Постоянный стресс и чувство незащищенности работников gig-платформ приобретает все более значимое социальное значение по мере более глубокого проникновения платформ в экономику стран.

- Работа на платформе становится для большинства работников основным местом работы, а не подработкой.

- Платформы переносят затраты на социальную защиту, гарантию равенства и безопасность труда на общество, так как отказываются признать отношения с своими работниками трудовыми. Платформы также не несут затрат на обучение и развитие персонала, перекладывая эти затраты на самих работников.

Общество принимает эти обязательства в явном или скрытом виде. Например, на Украине заработные платы бывшим военнослужащим, которые работают на платформе Bolt, субсидируются государством в виде пособий по безработице и бесплатного проезда в общественном транспорте.

В Индии две gig- платформы Zomato и Swiggy обратились к общественности с просьбой собрать денег для ее работников, когда началась пандемия.

- Уклонение от обязательств, которые общество накладывает на работодателя, позволяет платформам избегать прогрессивных политик, способствующих искоренению неравенства. Например, практика предоставления отпуска по беременности и родам направлена на снижение дискриминации по отношению к женщинам. Платформы не обязаны применять эту практику, так как они избегают трудовых контрактов. Непрозрачные алгоритмы и система организации работ, ориентированная на рейтинг, получаемый работником клиентами, программирует и расширяет дискриминацию по расе, социальному статусу и полу.

Из интервью Bama Athreya, исследователя трудовых отношений и неравенства в Laudes Foundation: «Технологические платформы усиливают дискриминацию, поэтому это все выливается в новые формы эксплуатации работников».

Gig-работники объединяются, чтобы защищать свои права на платформах

Недовольство gig-работников небезопасными условиями труда, произвольно назначаемым размером заработной платы и штрафами помогло им создать глобальное движение борьбы с технологическими компаниями, владельцами этих платформ.

Из интервью Willy Solis, работника gig-платформы Shipt из Техаса и лидера движения за права gig-работников: «Платформы давно перешагнули разницу в языках и культурах. Мы пытаемся понять, как нам сообща и глобально бороться за наши права».

История Zweli Ngwenya, водителя Uber в Йоханнесбурге

Zweli Ngwenya, водитель Uber в Йоханнесбурге, потерял свою машину, которую он взял в кредит. Он работал на приложение UberX, но в какой-то момент Uber закрыло это приложение и ввело на рынок новое приложение, оказывающее услуги по перевозки за меньшую плату. Доходы Ngwenya резко упали. Он не смог выплачивать кредит, оплачивать топливо, мобильную связь. Банк забрал его машину.

Из интервью с Ngwenya: «С тобой не считаются. Просто ставят перед фактом об изменениях в приложении. Ты ничего не можешь изменить».

Южная Африка- небезопасное место для водителей Uber. На них нападают, воруют их машины, убивают, обливают кислотой. Водители часто обвиняют Uber в неспособности обеспечить их безопасность. Водители считают, что Uber очень медленно реагирует на требования полиции предоставить трекинговые данные машины, на которую напали. «Если что-то случилось, Uber просто исчезает»,- говорит Teresa Munchik, бывший водитель Uber, а ныне- глава общественного движения за трудовые права The Movement.

История водителя Uber Ayoade Ibrahim в Лагосе

В Лагосе те же проблемы, что и в Южной Африке: на водителей часто нападают, грабят. Как и в Нигерии многие водители берут машину в кредит или в аренду, и с трудом сводят концы с концами, чтобы оплатить ее, топливо, мобильную связь и жилье. Им приходится работать дольше и с большими рисками. Водителям не хватает заработка, поэтому они в стрессе, и чаще попадают в аварии, так как рискуют больше.

Ibrahim – со-основатель общественного движения за права водителей. В движении зарегистрированы 10 000 водителей Uber и Bolt в Нигерии. 10 членов погибли на дороге только за последние несколько месяцев.

В августе движение организовало трехдневную демонстрацию в столице Нигерии Abuja в память о погибших водителях. Водителям сложно достучаться до правительства. Uber и другие платформы используют лоббистов для продвижения своих интересов в правительстве.

Лобби технологических платформ в Калифорнии

Ibrahim ссылается на ситуацию в Калифорнии, где технологическим компаниям удалось «протащить» поправку к закону (Prop 22), исключающую водителей приложений из категории «работники». Лоббистами выступили такие компании, как Uber, Lyft, DoorDash. Работники этих платформ и правозащитники сообщили , что как только была принята эта поправка (ноябрь, 2020), доход работников платформ резко упал.

Эта поправка, Prop 22, означала для многих gig-работников поражение.

На Украине, где правительство объявило стратегию создания технологически развитой экономики, был принят аналогичный закон, который разрешает платформам определять своих работников как контрактников.

Gig-работники начинают объединяться по всему миру

Многие платформы заявляют, что у них нет трудовых отношений с работниками, а только договор услуг с конкретным работником. Соответственно, работники не могут выступать группой и вступать в переговоры с платформой как объединение. Но чем хуже становятся условия работы на платформах, тем быстрее gig-работники объединяются.

48% gig-работников сообщили Real the World, что они уже являются членами формального объединения, 49% - хотели бы участвовать в забастовках.

Владельцы платформ являются глобальными компаниями, способными перемещать капитал и бизнес модели через границы. Работники платформ координируют свои действия также глобально с помощью групп в WhatsApp и Telegram каналах. Работники ищут лазейки в защите компаний-владельцев платформ, понимая, что каждая маленькая победа в своей стране ведет к системному изменению в отрасли.

В Нигерии и Южной Африке Ibrahim и Ngwenya готовят выступления защиту своих прав в отношении Uber и Bolt, находясь на расстоянии тысячи километров от Лондона, где расположены головные офисы владельцев платформ.

Yaseen Aslam, водитель Uber в Лондоне, стал главой движения за права в 2014 году после двух лет работы на платформе. Его движение связалось с объединениями водителей в Сан-Франциско и Нью-Йорке. Они поняли очень быстро, что то, что Uber делает сначала в Сан-Франциско, потом будет перенесено на Нью-Йорке, потом на Лондон и далее. В 2019 году они организовали забастовку водителей Uber перед выходом компании на IPO.

Манифест с требованиями справедливой оплаты труда, прозрачности решений алгоритмов и ограничения числа работников на платформе

В январе 2020 года состоялось первая встреча членов Ассоциации водителей платформ (International Alliance of App-Based Transport Workers (IAATW) ) в Лондоне. В встрече приняли участие делегаты из 23 стран.

Ассоциация выпустила Манифест с требованиями справедливой оплаты труда, прозрачности решений алгоритмов и ограничения числа работников на платформе.

Вот тут его можно почитать: https://iaatw.org/about-us/manifesto/

Члены Ассоциации встречаются раз в месяц. Они ценят объединение, так как цель платформ – разъединить работников.

Как Ассоциация защищает права gig-водителей?

В 2016 году Aslam и еще один водитель Uber - James Farrar, подали иск на Uber, требуя компанию признать водителей работниками, а не контрактниками или «партнерами». Законодательство UK позволят наемному персоналу не считаться работниками, но у них должен быть равный доступ к правам и привилегиям, как у штатных сотрудников компании, в том числе они должны иметь минимальный уровень оплаты труда. Суд принял сторону Aslam и его коллеги, затем были две апелляции, и дело закрыли в Высшем суде.

В феврале 2021 года семь судей проголосовали за права водителей считаться работниками и претендовать на минимальный уровень оплаты труда.

Uber продолжает сопротивляться этому решению Верховного суда.

Это решение распространили среди членов Ассоциации. Хотя в Нигерии водители проиграли в суде аналогичный кейс, все же решение в Великобритании вдохновило их заново подать иск.

Платформы не выполняют стандартных обязательств работодателя перед работниками и тем самым перекладывают эти традиционные затраты на общество. С этой точки зрения они являются паразитами.

Пионеры gig-платформ постоянно ищут новые сектора, которые они могут освоить.

Если не вдаваться в детали, то платформы способны потеснить конкурентов отрасли, так как они поддерживаются серьезными финансовыми ресурсами венчурных фондов и не подчиняются правилам индустрии.

Платформы заходят в индустрию особняком, зарабатывают, но не подчиняются социальным и регуляторным правилам отрасли, которые замедляют рост традиционных участников конкретного рынка. Платформы похожи на сорняков, которые «присоседились» к растущей полезной культуре, забирают у нее воду, питательные вещества, убивают и занимают ее место.

Яблоко раздора для платформ и их работников - это заработная плата, условия труда и права работников.

Из интервью профессора Университета Warwick Colin Crouch, который исследует трудовые отношения более пятидесяти лет: «Обычные трудовые отношения- это контракт между работником и работодателем, который оказывает позитивное влияние на общество, так как он способствует стабильности потребления в экономике и обеспечивает стабильность качества жизни людей. Работники таким образом с меньшей вероятностью нуждаются в социальной поддержке.

Когда работодатель становится платформой, он просто перекладывает свои обязательства перед работником на общество. С этой точки зрения платформы являются паразитами».

Я полагаю, любой управленец вспомнит, что помимо затрат на заработную плату и обеспечение безопасных условий труда есть еще такая затратная статья на персонал: обучение и развитие. Здесь вспоминается цитата от генерального директора компании General Electric Джека Уэлча. Его однажды спросили: «Вы не боитесь, что вы их (персонал) научите, а они уйдут?» А Уэлч ответил: «Боюсь, конечно. Но еще больше боюсь, что я их не научу, а они останутся».

Разумеется, у компаний-лидеров затрат (платформы явно причисляют себя к таковым), нет цели утверждать большие бюджеты на обучение и развитие. Но вспомним лидера затрат- Макдональдс. Только ленивый не знает про систему профессионального обучения и карьерного продвижения персонала этой сети.

Gig-платформы перекладывают не только затраты на оплату труда и социальные гарантии на общество. Затраты на обучение и развитие платформы оставляют на плечах своих работников.

Эксперты и исследователи трудовых отношений в один голос заявляют, что технологические платформы помимо изменения самой сути работы разрушают сложившуюся годами систему социальной защиты и гарантий прав работников.

Профессор Colin Crouch: «Платформы не придумывают нового вида организации работы. Это очень старый способ эксплуатации. Просто из-за применения ИТ технологий создается иллюзия, что платформы создали новую форму организации труда.

Matthew Cole, исследователь из Fairwork Foundation, изучающий gig-платформы по всему миру: «Платформы получают достаточно прибыли, чтобы обеспечить минимальные гарантии работникам. Они легко могут это сделать, ограничив количество водителей на платформе. Если платформы не могут платить минимальную заработную плату работникам и оставаться на плаву, значит, они не жизнеспособны.

Бизнес модель платформы -капиталистическая. Если компании не научатся зарабатывать деньги, рынок их вытолкнет. Значит, они не способны быть успешным видом бизнеса?».

Интервью с реальными работниками gig-платформ и фрилансерами на сайта Международной Организации по Труду в ее проекте, посвященном диджитал платформами их практиками работы с работниками:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда