{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Метавселенная - это антиутопия, но биг тех придает ей свой смысл

Автор статьи The Guardian – John Naughton, почетный профессор британского Open University, старший директор в исследовательском центре искусства Кэмбриджского университета, да еще и колумнист колонки технологий лондонской The Observer. Профессор - автор книги «От Гутенберга к Цукербергу: что вам действительно стоит знать про интернет» (From Gutenberg to Zuckerberg: What You Really Need to Know About the Internet), которую он написал в 2012 году.

Оригинал статьи сдержит много саркастичных, а моментами крайне язвительных замечаний о техно гигантах и их лидерах. Если сарказм и язвительность убрать, то получится попытка исследовать психологическую подоплеку идеи метавселенной крупными техно корпорациями. Разумеется, как это видит профессор Naughton.

Профессор напоминает о происхождении термина метавселенная, и так увлекательно рассказывает про пророческий роман «Лавина», что я точно решила его скачать и прочитать.

Хотя планы Фейсбука построить виртуальную реальность за $10 млрд были восприняты многими критично, однако часть жителей Кремниевой долины не смогла избежать синдрома FOMO* и вкладывает средства в реализацию идеи главы Фейсбука.

FOMO* - Fear of missing out или синдром упущенной выгоды. Означает страх пропустить что-то важное. Синдром может проявляться и в работе, и в бизнесе: например, компания берет слишком много клиентов, даже сомнительных, или развивает слишком много направлений от страха упустить наиболее выгодный вариант.

Термин впервые употребил американский венчурный капиталист и писатель Патрик Макгиннис (тогда студент Гарвардской школы бизнеса) в статье для журнала The Harbus (2004 год).

До 28 октября 2021 года, четверга, кроме лексикографов и поклонников научной фантастики никто не знал термин «метавселенная». И вот, внезапно, это слово везде. С чего бы это? Все просто: Марк Цукерберг, лидер Фейсбук, после ряда публикаций негативных статей о своей компании, решил сменить ее название на Мета и вложить $10 млрд и трудозатраты тысячи инженеров в создание параллельной вселенной - метавселенной.

Термин метавселенная был впервые введен в употребление в 1992 году

Neal Stephenson придумал этот термин в 1992 в своем научно-фантастическом романе «Лавина» (Snow crash).

После того, как техно индустрия и СМИ заговорили о метавселенной, как о чем-то новом, Neal затвитил: « Похоже в этом вопросе все больше путаницы. Я не имею никакого отношения к планам Фейсбук создать метавселенную кроме того факта, что я изобрел этот термин в моем романе «Лавина». Но вообще то между мной и Фейсбуком не было никаких коммуникаций и никаких обсуждений бизнес вопросов».

Пророческий роман «Лавина»

В 2017 году в интервью изданию «Ярмарка тщеславия» Neal скромно заявил о «Лавине», что он написал «хрень». Роман, однако, классно читается, и он удивительно пророческий. События романа происходят в США, где государства, по сути, нет, а всем управляют корпорации, которые ведут себя как феодальные княжества в средневековой Европе. ЦРУ объединилось с Библиотекой Конгресса и превратилось в коммерческую компанию CIC, которая все про всех знает.

Профессор John Naughton замечает, что CIC слегка напоминает современный Palantir*.

*Palantir- американская компания, разработчик программного обеспечения анализа данных для организаций, основные заказчики — спецслужбы, инвестиционные банки, хедж-фонды. Основана в 2003 году группой инвесторов — выходцев из PayPal во главе с Питером Тилем. Название компании происходит от «палантиров» — магических камней из легендариума Толкина, позволяющих увидеть происходящее на расстоянии.

Ключевые заказчики — американские силовики и спецслужбы: ЦРУ, ФБР, Министерство обороны США, Военно-воздушные силы США, Корпус морской пехоты США, Командование специальных операций США, Военная академия США, городские полицейские департаменты Нью-Йорка и Лос-Анджелеса.

Крупные заказчики в инвестиционно-финансовом секторе — JP Morgan Chase, Bank of America, SAC Capital. Среди крупных производителей товаров массового спроса клиентами компании являются корпорации Kimerbly-Clark и Hershey.

Роман начинается с незабываемой автомобильной погони, в которой главный герой- Hiro Protagonist, работает на мафиозный конгломерат по доставке пиццы. Он виртуозно несется через город, чтобы доставить пиццу вовремя (не напоминает Deliveroo? -вопрошает профессор). Если не доставить пиццу за 30 минут после получения заказа, то доставщику грозит смертная казнь. Поэтому погоня – это действительно схватка за жизнь. Hiro мчится на электромобиле с GPS навигатором через Лос-Анджелес, пока он не выбивается из графика и сталкивается с гневом мафии. Это было написано в начале 90х.

Метавселенная Neal’а – антиутопия

Самое интригующее и даже страшное в новой одержимости метавселенными - это то, что упустили многие: будущее, нарисованное в романе "Лавина", глубоко антиутопично.

Метавселенная Neal’а – видение, как виртуальная реальность на основе интернета и напоминающая массовую многопользовательскую онлайн игру, может развиваться. Во многих многопользовательских играх используются аватарки, контролируемые игроками, и системные демоны. Статус в виртуальной вселенной - функция двух переменных: доступ к ограниченным пространствам, как Черное солнце* в «Лавине» – эксклюзивный клуб метавселенной, и технические навыки, которые часто демонстрируются сложностью аватара.

Ирония метафоры метавселенной в «Лавине» в том, что она торжественно прославляется главой могущественной технологической корпорации, которая скрыта от глаз в индустрии. Оригинальное видео, в котором Цукерберг показывает себя в метавселенной, невозможно спародировать.

«Представьте, что вы одеваете очки или гарнитуру и сразу оказываетесь дома. Часть вашего физического дома воссоздана в виртуальном мире. Виртуальным вы делаете то, что вас вдохновляет»,- говорит Цукерберг. Его выступление длится 11 минут.

Если бы это была шутка, то ее можно было бы оценить по достоинству. Но это все серьезно.

*Стоит вспомнить, что символ Чёрное солнце после Второй мировой войны был дискредитирован. Черное солнце — эзотерический оккультный символ, широко использовался в германском неоязыческом и нацистском мистицизме. В Третьем рейхе объясняли, что свет «Чёрного Солнца» придавал нордической расе особенные способности. Так как теперь небесное тело Чёрное Солнце уже нельзя увидеть, так как оно потеряло свою силу, то узреть его могут только высокодуховные личности. Непосвященные люди, которые видели «Чёрное Солнце», становились безумными.

В оккультном центре СС (специальные отряды в нацистской Германии, причастные к множеству военных преступлений и преступлений против человечества) в замке Вевельсбурга, в его центральном зале на полу была выложена мозаика, изображающая Чёрное Солнце.

Искаженная реальность главы Фейсбука в реальном мире

Профессор John Naughton считает, что Цукерберг окружен искаженной реальностью, которую он создал вокруг себя благодаря своему богатству. Рационально мыслящие техно магнаты отдают дань его фантазии.

Microsoft, например, тоже серьезная техно компания, выложила недавно $70 млрд за компанию, производителя компьютерных игр Activision Blizzard. Компания обосновала покупку рационально: игровая индустрия – это крупнейшая отрасль, поэтому Microsoft хочет быть значимым игроком в ней. Приобретая Activision, Microsoft автоматически становится еще более крупным игроком.

CEO Microsoft, Satya Nadella, заразился идеей метавселенной, но по-своему. По замыслу автора термина Neal’а, метавселенная – это иммерсивная* виртуальная среда. Игровая индустрия как раз специализируется на создании таких сред.

* иммерсивность (immersive — «создающий эффект присутствия, погружения») обычно определяют как погружение в определенные, искусственно сформированные условия.

Satya Nadella высказал идею создания «корпоративной метавселенной». С этой точки зрения, метавселенная будет наполнена аватарами техно магнатов в костюмах из ткани в полосочку и твида, преследующих друг друга в виртуальных залах заседаний и сражающихся с помощью световых мечей.

Но тогда и не нужно создавать параллельную метавселенную, считает профессор, техно магнаты уже живут в ней.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда