Американцы погрузились в эпоху дефицита, и им это не нравится
Американская журналистка Heather Long выпустила небольшую заметку в WP, в которой она уделила внимание чувству разочарования американцев. Американцы слишком долго привыкли слушать плохие новости плюс их обычная рутинная жизнь серьёзно покачнулась. Все это привело к крайне пессимистичному взгляду на происходящие вокруг них события. Они больше фокусируются и видят плохие новости, а хороших новостей не замечают. Разумеется, сложно быть в хорошем настроении, если в магазине нет стиральной машинки или автомобиля нужной тебе комплектации и цвета, а срок поставки сырья на завод составляет 100 дней. Американцы не привыкли, что недоступных товаров на полках магазина становится 15% вместо привычных 5%, которые раньше никто и не замечал.
Колумнист отмечает, что администрации Байдена стоит чаще рассказывать американцам, что они сделали и делают, чтобы преодолеть проблемы в цепи поставок и вернуть американцам привычную жизнь с изобилием дешевых товаров.
Почему американцы столь пессимистичны в экономических прогнозах? Вакансий много, а уровень безработицы вернулся на допандемийный уровень, но настроение американцев депрессивное. Очевидный ответ: уровень инфляция поднялся на максимум за последние 40 лет, и зар.платы не поспевают за ней. Но есть более серьезный фактор, влияющий на пессимизм американцев - дефицит всего.
Доступность продуктов или их нехватка – ключевой фактор для американцев, так же как цены. Такое же время они пережили последний раз в 70х, когда стояли в очередях к заправкам. Сегодня, прожив два года в пандемии, разные поколения американцев с разным уровнем дохода сталкиваются с дефицитом все большего набора товаров. Мы вступили в новую эру нехватки всего.
Дефицит предложений на рынке недвижимости и товаров на полках магазинов
Посмотрим на рынок недвижимости. Совсем мало домов выставлены на продажу. Количество домов в агентствах недвижимости – на рекордно низком уровне. Недавнее открытие таунхауса на 1 800 кв. метров в городе Александрии, недалеко от округа Колумбия, привлекло чуть более 100 человек. На покупку поступило 13 предложений. Изначальная цена была $500 000, продали за $580 000. Историй о росте цен на недвижимость много, но как говорит эксперт по недвижимости, главный вопрос – куда пойдут те 12 человек, которые не купили этот таунхаус. И куда ушли те 99 человек, что приходили смотреть дом, но не купили его.
Дефицит ощущается не только в недвижимости. Многие семьи не могут выйти из ситуации жесткой экономии, хотя они много не тратили во время локдаунов и получили более высокооплачиваемую работу и даже прибавку. Одна из причин- они хотят купить дома, машины, посудомоечные машины, но не могут себе этого позволить, не смотря на заоблачные цены. Запасы автомобилей - на беспрецедентно низком уровне. Покупатели платят больше, чем указано в прейскуранте, хотя нет нужного им цвета или модели. Похожим образом, продуктовые магазины и рестораны пытаются держать товары в наличии. До пандемии доля товаров, недоступных на полках магазинов, была около 5%. Мало кто из покупателей это замечал. После пандемии таких товаров стало от 12 до 15%, а иногда и больше.
Peter Atwater, президент Financial Insyghts: «Во многих случаях, американцы начинают думать, что кто-то пришел первым и забрал товар. Или товар забрал тот, у кого больше денег».
*Financial Insyghts – американская консалтинговая компания, работающая с институциональными инвесторами, крупными корпорациями и аналитиками. Компания изучает влияние общественного мнения на принятие решений, экономику и рынки. Компанию возглавляет Peter Atwater, которого Herb Greenberg, редактор издания для инвесторов Empire Financial Research, назвал «самым крутым экспертом в финансах». Peter имеет обширный опыт работы в финансовой индустрии, 13 лет был экспертом в JPMorgan и топом в Bank One. Peter написал книгу «Мнения людей и рынки» (“Moods and Markets”).
Американцы не привыкли к дефициту товаров
Они разочарованы тем, что политики весь прошлый год говорили, что цепь поставок будет «скоро» восстановлена. Вместо этого, проблемы усугубляются: нехватка детского питания, санкции против России спровоцировали кризис поставок продовольствия, локдаун в Китае остановил фабрики и вызвал сбой поставок. Промышленным предприятиям теперь требуется рекордные 100 дней в среднем, чтобы получить сырье – это пик задержки в поставках с 80х годов.
Некоторые обвиняют СМИ в унынии американцев, так как издания публикуют только негативную информацию, как высокие цены и потрясения на фондовом рынке. Но репортеры также рассказывают о спросе на рабочую силу: восстановление спроса в этом году является гораздо более быстрым, чем это было после рецессии в 1990, 2001 и 2007 годах. Но пока поставки не вернутся к обычному уровню, американцы вряд ли вернутся к позитивному мышлению.
Американцы приучились фокусироваться на негативе: они привыкли к плохим новостям
Последние два года в принципе вызывали у американцев хронический стресс: общество боролось с короновирусом, адаптировалось к новым требованиям для рабочих мест, школ и даже семейных встреч. Постоянный стресс вынуждает людей фокусироваться больше на плохих новостях, как говорят психологи.
Anne DePrince, профессор психологии Университета Денвер: «Как только мы считаем, что экономика в плохом состоянии, мы ищем подтверждения этому. Это укрепляет наше мнение, что мы не контролируем ситуацию».
Большинство того, что люди привыкли делать каждый день, выходит из-под контроля. Подумайте: американцам говорят, что вакцина должна обуздать пандемию. А затем летом случается пик дельты. Потом случился непродуманный вывод войск из Афганистана. Следом за этим - омикрон. А теперь – Украина. Повсюду возникают проблемы с открытием школ и детских садов. До сих пор нет вакцины для детей до 5ти лет, а возвращение в офисы проводится хаотично и бессистемно.
Пока будет продолжаться катастрофическая ситуация, люди будут чувствовать отсутствие контроля над своими жизнями и возможностями.
Что может сделать Белый дом?
Президент Байден вряд ли сможет взмахнуть волшебной палочкой и заставить вернуться посудомоечные машины в магазины, и вызвать оживление на рынке недвижимости. Но президент может снова сфокусироваться на проблемах поставок и чаще обсуждать с своей командой, что нужно сделать в краткосрочной и долгосрочной перспективах, как он это делал во время сезона покупок в праздничные дни. Высвобождение нефти из стратегического резерва - это хорошее начало. Но также должны быть созданы условия, благодаря которым порты на западном побережье не закроются этим летом во время переговоров с профсоюзами.
Хорошие экономические новости имеют место, но пока американцы не будут легко получать то, к чему они привыкли, многие из них прослушают эти позитивные новости.
Ссылка на статью: https://www.washingtonpost.com/opinions/2022/05/08/americans-economic-angst-driven-by-scarcity-not-just-inflation/