{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

История упадка технологического лидера Японии

Roland Kelts, колумнист издания rest of the world и автор “Japanamerica: How Japanese Pop Culture Has Invaded the U.S.” пытается разобраться, почему родина самых высококачественных инженерных решений так отстает в цифровизации. Он задумался, почему страна, придумавшая и внедрившая первой систему безналичной платы в транспортной сети, не смогла за двадцать лет сделать систему электронного правительства, а во время пандемии ковида японские корпорации не смогли обеспечить удаленную работу своим сотрудникам?

Roland отмечает невысокую активность стартапов в Японии, тесную связь государства и бизнеса и даже считает, что стареющее население Японии также связано с приверженностью старым моделям коммуникации с потребителем услуг и продуктов. Как отмечает Roland слабая цифровизация и низкие рейтинги среди стран ОЭСД удивляют: для третей экономики мира это необычная ситуация. Видимо отсутствие цифровизации никак не мешает Японии быть третьей экономикой мира.

Десятилетиями триумф технологического лидера скрывал приверженность Японии ригидным цифровым системам.

Когда Roland впервые приехал в Японию в конце 90х, все завидовали ее технологическим достижениям. В 2001 году на презентации своей книги он записал на видео свой модный японский мобильный телефон. Модель только что вышла: блестящая раскладушка-телефон из красно-коричневого пластика с ярким экраном и эмодзи. Roland отправил видео друзьям в Токио по email. Токио тогда был вторым городом на планете с скоростным интернетом. Друзья ответили через несколько минут. Его нью-йоркские друзья были в изумлении от такой скорости.

Прошло 20 лет. Большая часть цифрового пространства Японии застряла в двухтысячных. Онлайн банкинг, онлайн покупка авиабилетов, крупнейшие газеты и прочее- все, что стало цифровой революцией в мире, в Японии осталось в виде меню с выпадающим списком, страничкой, которую надо распечатать, подписать и прислать по факсу. В стране, которая гордится своим уровнем клиентского обслуживания, происходит что-то неясное, когда дело касается передачи информации через плоский экран смартфона или ноутбука.

Высокое качество японской государственной инфраструктуры долгое время отвлекало внимание от ее расшатывающейся цифровой системы. Если сопоставить неуклюжие цифровые интерфейсы, часто встречающиеся в Японии, с непревзойдённым мастерством японских инженеров, изумляет такая несостыковка: поезда, которые прибывают минута в минуту, эскалаторы и лифты, которые никогда не ломаются, туалеты с подогревом, скрывающие лишние звуки, моющие вам ноги и даже поющие. Почему же такая пропасть?

Японское «развивающееся государство» как игра в джиу джитсу

Сорок лет назад азиатский ученый Chalmers Johnson изобрел термин «развивающееся государство» (“developmental state”), чтобы описать роль государства в Японии в возникновении экономического рывка вперед после Второй мировой войны. Так называемый «железный треугольник» связывал Либеральную демократическую партию с большим бизнесом и бюрократией, создавая совершенную инженерную государственную инфраструктуру и рабочие места, необходимые для экономического роста. В западных СМИ это назвали «японская корпорация» (Japan Inc.”) - пренебрежительный термин государственно-частной модели партнерства, которое основывалось больше на сговоре и принуждении, чем на свободной конкуренции.

Но эта модель дала рождение таким системам как токийское метро и карта Фелисити (FeliCa-pass)*, созданная технологическим гигантом Sony и внедренная в транспортную сеть страны.

* FeliCa - это бесконтактная RFID - система смарт-карты от Sony в Японии, в основном используемая в электронных денежных картах.

В 1988 г. Sony начала работу над созданием бесконтактных интегральных схем (ИС). В 1995 г. компания анонсировала создание технологии бесконтактных карт FeliCa. В том же году в Гонконге новая технология была адаптирована для использования в бесконтактных картах Octopus, используемых в системе общественного транспорта Гонконга. А в 1999 г. началось тестовое использование карточки Sony FeliCa в качестве электронного кошелька, предназначенного для оплаты покупок в торговых комплексах и в качестве ID-карты сотрудника компании Sony.

Japan Rail (Японская железная дорога) объявила о своем намерении внедрить автоматизированную технологию сбора тарифных платежей. В рамках этого проекта в 1992 г. в сети железных дорог Японии были внедрены карты с магнитной полосой.

Одним из итогов сотрудничества JR East (одна из компаний группы Japan Railways Group) и Sony было принятое компанией JR East решение о широком внедрении системы бесконтактных билетов. По мнению экспертов компании, использование бесконтактных билетов привело бы к сокращению времени совершения транзакции с 700 мс (для карт с магнитной полосой) до 200 мс, повышению надежности системы, а также дало бы возможность существенно сократить число сотрудников на железнодорожных станциях, занятых в технологии «бумажного билета».

В ноябре 2001г. в сети JR East был запущен проект бесконтактных смарт-карт Suica (Super Urban Intelligent Card) технологии FeliCa с одновременным развертыванием сети терминалов FeliCa на 424 станциях сети железных дорог пригородного сообщения Токио. Примечательно, что Suica функционировала как транспортная карта с открытым циклом, что позволяло пассажирам использовать хранимые на Suica средства не только для оплаты проезда, но и для совершения покупок у аффилированных мерчантов (в киосках на железнодорожных вокзалах), принимающих к оплате карты Suica.

Таким образом, с введением системы смарт-карт Suica в Японии начал формироваться рынок электронных денег.

Государство финансировало инновации в Японии

Инновации, финансируемые государством, были эффективны, так как они снижали неопределенность. Но когда появились инженеры новой формации, японский частный сектор не поспевал за ними. Железный треугольник закостенел и застыл в мертвой хватке джиу джитсу.

В этой технике боевых искусств если один участник двинет локтем хотя бы на 2,5 см, то вся группа участников рискует споткнуться. Если частный игрок попробует сделать что-то новое и двинет локтем, то чиновники, находящиеся в связке с ним, могут упасть. Для баланса все должно оставаться на своих местах: Даже если матч скучный и никто не забивает голов, то игроки хотя бы не теряют свои позиции.

Япония не конкурент в цифровизации другим странам

Сегодня цифровые достижения Японии выглядят удручающими, если их рассматривать по любым метрикам. Среди стран ОЭСД Япония занимает 27 место в рейтинге цифровой конкурентоспособности стран. В рейтинге цифровых талантов от Международного института менеджмента Япония занимает 22е место. Невысокие показатели для третьей по величине экономики мира.

Недавнее исследование McKinsey & Company показало, что спустя два десятилетия после запуска первого цифрового государственного проекта - электронное правительство, - только 7,5% государственных сервисов можно получить онлайн. К тому же специальности ИТ и инженерные науки оказались не так уж престижны в Японии, по сравнению с экономистами и управленцами, и большинство кадров пришлось нанимать из-за рубежа.

Слабая цифровизация Японии отразилась на борьбе с ковидом

В 2022 году выяснилось, что такие невысокие показатели цифровизации имеют свои последствия. Первая вакцинация в Японии была проведена крайне медленно частично из-за использования устаревших аналоговых систем, разрозненной коммуникации между государством и медицинскими учреждениями, а также бумажной кампании, агитирующей за вакцинацию. Когда два года назад развернулась эпидемия Ковида, большинство японских корпораций вообще не имели разработанных планов удаленной работы сотрудников, и совсем мало кто использовал платформы типа Zoom.

Да, можно было работать из дома, но нужно было появляться в офисе и поставить физическую печать на документ, чтобы доказать, что сотрудник точно работал. Это был ковид в стиле Кафки: некоторые работники ездили на метро, подвергая себя опасности, чтобы поставить печать в офисе, и возвращались домой.

Во время последних летних Токийских игр многие участники жаловались, что нужно было подписывать огромное количество бумажных документов на японском языке, а многие приложения просто не грузились.

В сентябре 2021 года японское правительство запустило первое «цифровое агентство», сразу после Токийских игр. Однако было мало объявлений о дате запуска агентства, а английская версия сайта похожа на наспех написанный меморандум.

Стартапов-единорогов в Японии пока немного

На декабрь 2021 года третья экономика мира смогла похвастаться шестью единорогами - несмотря на огромное количество программ поддержки, инкубаторов, включая амбициозный проект с государственным финансированием J-Startup.

Общий объем венчурного капитала в Японии в прошлом году составил всего лишь $9 млрд, капля в море по сравнению с инвестициями в США.

Так в чем же дело?

Основатели стартапов испытывают разочарование от слабо развитой экосистемы в Японии. Хотя среднестатистический потребитель вполне доволен, так как есть обходные пути: можно использовать Amazon вместо неудобной японской Rakuten, также можно оплачивать счет в магазине с помощью системы прямого дебетования. В транспортной системе можно использовать удобную PASMO- предоплаченная карта, и не нужно использовать автоматы по продаже билетов, где работает человек. И попадая на перрон потребитель знает, что поезд придет минута в минуту.

Хотя конечный продукт работает идеально и без ошибок, но старые способы коммуникации и процессов выглядят странновато. Однако это отвечает стереотипу, что одна из самых стареющих наций в мире и родина компаний с самой долгой историей не спешит стать молодой и современной.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда