Автомобильная промышленность Таиланда становится полем битвы между Японией и Китаем
Таиланд традиционно считался «задним двором» японских автопроизводителей. Япония являлась главным инвестором Таиланда с 1994 года, пока китайская BYD не купила внушительный по площади кусок земли для строительства завода по производству электрокаров в 2022 году. Помимо китайских компаний в Таиланд приходит тайваньская Foxconn. Таиланд осознает, что страны-конкуренты региона, такие как Вьетнам и Индонезия, могут предложить инвесторам более молодое и многочисленное население, однако, Таиланд может похвастаться выстроенной цепочкой поставок для японского автопрома. Эта цепочка поставок привлекает китайские и тайванские компании. Часть экспертов считает, что рынок Таиланда еще не готов к массовому производству и продаже электрокаров: средняя стоимость электромобиля в стране составляет 1 млн бат ($29 000). За эти деньги можно купить квартиру в отдаленном регионе страны. Сеть зарядок развита только в столице. Тем не менее некоторые аналитики считают, что кто первый зайдет на рынок Таиланда, тот и будет доминировать.
«Юго-восточный Детройт» привлекает инвестиции от двух азиатских гигантов.
В прошлом месяце Toyota Motor с размахом отмечала 60летие своего бизнеса в Таиланде в отреставрированном национальном конференц-центре. Первый грузовик Hilux, Corolla 1970 и другие модели Toyota, которые были собраны на заводах Таиланда, привлекали внимание гостей конференц центра.
Akio Toyoda, президент Toyota: «Будущее Toyota и Таиланда – прекрасное, и оно будет становиться все более перспективным. Я всегда считал Таиланд «домом вдали от дома. Если бы не было необходимости жить в Японии, то я бы хотел жить здесь!». Akio Toyoda произносил свою речь на сцене, представляя первый электрогрузовик Toyota для развивающихся рынков.
Речь президента подтверждает глубокие связи между Japan Inc. и Таиландом, рынком, который Toyota и другие японские корпорации считают своим «задним двором». Никакая другая страна не инвестирует так масштабно в Таиланд, как Япония. Фактически, корпоративная Япония вложила так много денег в страну, что создала здесь лидирующий в регионе производственный центр для выпуска двигателей.
Япония – главный инвестор Таиланда с 1994 года
В Toyota и ее дочках насчитывается 275 000 сотрудников, работающих в Таиланде. По некоторым оценкам, на японскую корпорацию приходится 4% ВВП страны. Japan External Trade Organization (JETRO): на март 2022 года вклад Японии в показатель FDI Таиланда составлял 32%, и тем самым Япония является лидером среди инвесторов.
Структурные изменения в автомобильной отрасли – и в мировой экономике в целом – тестируют на прочность отношения Японии и Таиланда. В частности, рост Китая и его возрастающие амбиции на рынке электрокаров являются новым вызовом для Японии: предстоит соперничество с сильным противником в "Детройте Юго-Восточной Азии".
За пару месяцев до визита Akio Toyoda китайский производитель электромобилей BYD подписал соглашение о приобретении почти квадратного километра земли в Rayong на восточном побережье Таиланда. Китайская компания планирует производить здесь электрокары в 2024 году. Продавец земли, тайское агентство недвижимости WHA, заявляет о самой крупной сделке за последние 25 лет.
Китай – крупнейший инвестор Таиланда в 2022 году
JETRO: Эта сделка сделала Китай крупнейшим инвестором Таиланда в 2022 году, сместив Японию с этой роли, которую последняя занимала с 1994 года.
David Nardone, CEO WHA: «Китайские компании - очень активные инвесторы. Они приходят с рынка, где являются лидерами по продажам электрокаров».
Электрокары занимают менее 1% продаж на автомобильном рынке Таиланда
В этой небольшой доле рынка китайские брэнды доминируют. Great Wall Motor, поглотившая завод GM в Rayong в 2020 году, заняла 45% этой доли благодаря компактной модели Good Cat. Китайская SAIC Motor занимает 24% благодаря популярному британскому бренду MG.
Конкуренция только усиливается. В сентябре 2020 года тайваньская Foxconn объявила о запуске производства электрокаров в Таиланде в 2024 году.
Планы китайских автомобильных компаний обусловлены необходимостью обойти ограничения США на фоне напряженных торговых отношений между США и Китаем.
40% клиентов WHA за последние три года – компании из Китая и Тайваня.
Развитая цепь поставок Таиланда привлекает азиатских автопроизводителей
Таиланд предлагает хорошо развитую цепь поставок, в которую новички быстро встраиваются. David Nardone: «Все вновь пришедшие компании хотят работать с тайскими поставщиками металлических компонентов, сидений в автомобилях, систем внутреннего окружения, пластика. Китайцы используют тех же поставщиков, что и японские компании. Поставщики могут быть японскими, американскими или европейскими компаниями».
Таиланд приветствует инвестиции из Китая. Премьер-министр Prayuth Chan-ocha ожидает модернизации тайской экономики в преддверии выборов в мае. В 2020 году страна объявила, что производство электрокаров составит 30% всего автомобильного рынка страны к 2030 году.
Таиланд осознает угрозы со стороны других стран региона. Таиланд опережает Вьетнам и Индонезию по объему FDI с 2014 года.
Конкуренция со стороны Вьетнама и Индонезии
Таиланд проигрывает по размеру населения. В стране проживает 71 млн, в Вьетнаме- 97 млн, а в Индонезии- 273 млн человек. Население Таиланда- самое взрослое среди стран региона, после Сингапура, разумеется. Без появления новых рабочих мест и расширения рынка положение страны в регионе может оказаться под угрозой.
Однако это не останавливает крупнейшие экономики Азии инвестировать в Таиланд, особенно в автомобильную отрасль.
Hajime Yamamoto, аналитик консалтинговой компании Nomura Research Institute: «Конкуренция между японскими и китайскими компаниями станет более интенсивной, так как китайские автопроизводители переносят производство в Таиланд. Они уходят от рисков декаплинга (decoupling) между США и Китаем».
Для компаний, являющихся частью цепочки поставок для японских автопроизводителей, ситуация несет в себе не только риски, но и возможности.
Конкуренция за рынок Таиланда несет с собой не только риски для поставщиков японского автопрома, но и возможности
Naoto Inuzuka, CEO Denso Asia International - производителя автозапчастей, следит за резко меняющимся ландшафтом. «Я беспокоюсь, что японские компании потеряют базу для своего бизнеса, которую они выстроили в Таиланде в течение долгого периода времени».
Naoto Inuzuka видит также и новые возможности. «Мы понимаем, что можем поставлять наши продукты новым игрокам рынка автопрома». Он имеет в виду таких инвесторов как BYD, Great Wall, SAIC и Foxconn. Naoto Inuzuka недавно показывал завод Denso менеджерам Foxconn. Denso назначает локальных сотрудников на менеджерские позиции, чтобы обеспечить себе хорошие контакты с правительством Таиланда и с новыми инвесторами.
Denso готов удовлетворить спрос от производителей электрокаров в Таиланде, запуск заводов которых ожидается в 2024-25 годах.
Компоненты, которые Denso производит в Таиланде, используются в основном для автомобилей с дизельным и бензиновым двигателями, хотя для японских компаний поставщик выпускает и компоненты для электромобилей и гибридных автомобилей. Denso планирует переоборудовать свои производственные линии, чтобы соответствовать спросу на последние.
Японские инвесторы делают ставку на Таиланд. В ноябре прошлого года Sony объявила о планах расширить производство завода чипов на севере Бангкока на 70% и увеличить количество персонала с 1 000 до 3 000 человек к 2024 году. Завод Sony выпускает датчики изображения, применимые в автономных системах вождения.
Honda Motor объявила в ноябре о запуске массового производства электрокаров в Таиланде в 2023 году. Компания производит машины и мотоциклы в Таиланде, Индонезии и Индии, но центр разработок и исследований находится только в Таиланде.
Honda готовится увеличить выпуск электрокаров постепенно. Компания не имеет возможности сделать масштабные инвестиции, пока не будет уверенна, что они окупятся. Автопроизводитель пообещал инвесторам, что увеличит маржу с 5% в 2022 году до 7% в 2025 году.
Honda: «Нет смысла что-то делать, если в этом нет потребности. Мы считаем, что рынок электрокаров пока находится в зачаточном состоянии в Таиланде».
Рынок электромобилей в Таиланде пока в самом начале своего развития
Электромобили от Toyota, BMW, Volvo и Tesla стоят более 1 млн бат ($29 000) в Таиланде. За эти деньги можно купить квартиру в некоторых регионах страны. Зарядок для электрокаров очень мало и их не хватает за пределами Бангкока, так как многие водят дизельные грузовики для перевозки людей и скота.
Hajime Yamamoto: японские автопроизводители не хотят двигаться слишком быстро. «Эпоха электромобилей придет. Они надеются, что у них будет достаточно времени, за которое они накопят необходимое финансирование для инвестиций».
Другие эксперты считают, что часики тикают.
Stanley Kang, бывший глава Объединенной иностранной торговой палаты Таиланда и управляющий бизнесом по производству аккумуляторов: «Очень важно быть первым». Индустрия смартфонов – хороший пример. «Сегодня только три лидера - Apple, Huawei и Samsung. Другие бренды не продаются. Кто раньше выходит на рынок, тот становится узнаваемым брэндом и захватывает долю рынка».
Ссылка на статью: https://asia.nikkei.com/Business/Business-Spotlight/Thailand-s-auto-industry-becomes-a-Japan-China-battleground