{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Горькая правда о Зеленой политике в промышленности

Профессор Кембриджского университета Ilias Alami: новый подход к промышленной политике основывается на убеждении, что целевые инвестиции в зеленое производство и энергетику оживят экономическую активность, создадут высокооплачиваемые рабочие места и положат начало низкоуглеродной экономике. Однако политики должны признать, что эти цели сложно гармонизировать, и они потребуют непростых уступок. Кроме того, внедрение противоречивых и сложных мероприятий в рамках зеленого перехода потребует поддержки общественности, а это значит, что спускаемые сегодня сверху вниз зеленые политики должны поменять свой подход.

Новые промышленные политики, начиная с Зеленого промышленного плана Европейского Союза, Закона о снижении инфляция (Inflation Reduction Act (IRA)) в США, японской Зеленой стратегии и Нового курса в Южной Корее, направлены на ускорение энергетического перехода. Они активно продвигаются в богатых, технологически развитых экономиках. Многие развивающиеся экономики также разрабатывают проекты зеленой промышленности, поддерживаемые государством, так как возрастает конкуренция на рынке электрокаров, так называемых минералов энергетического перехода и чистой энергии.

Например, некоторые африканские страны, включая Южную Африку, Кению, Мавританию, Египет, Джибути, Тунис, Марокко и Намибию, объявили о государственных программах поддержки развития зеленого водорода. Другие страны, например, Индонезия, Боливия и Чили, внедряют национальные стратегии стимулирования промышленности для добычи и обработки никеля, кобальта, меди, лития и других минералов энергетического перехода.

Эти программы используют широкий спектр инструментов, включая субсидии, регулирование, стимулирующие программы и различные механизмы государственно-частного партнерства. Они сильно различаются по степени включенности государственных и частных ресурсов. Но все эти программы пытаются решить три кризиса одновременно: экономическую стагнацию, поляризацию общества и нестабильную занятость населения, а также ускоряющийся климатический кризис.

Возрождение промышленных политик основывается на суждении, что попытка решить три кризиса сразу создаст благоприятный цикл: целевые инвестиции в зеленое производство и энергетику оживят экономическую активность, создадут высокооплачиваемые рабочие места и положат начало низкоуглеродной экономики. «Современная американская промышленная стратегия» от администрации Байдена, породившая Двухпартийный закон об инфраструктуре, Закон о чипах и Закон о снижении инфляции, упрощает подход к кризисам. То, что называют «тройкой Байдена», направлено на стимулирование конкурентоспособности США в ключевых отраслях, чтобы соперничать с Китаем, обеспечить лучшие экономические возможности американским работникам и ускорить декарбонизацию.

Нарратив «win-win», который лежит в основе этих новых промышленных стратегий, стремится к нивелированию угрозы, что решение одной проблемы, вызовет другую. Фактически, противоречия между целями промышленных политик уже очевидны. Например, декарбонизация экономики может и не привести к созданию высокооплачиваемых рабочих мест, как изначально ожидалось. В США автопроизводители и профсоюзы выступили с предупреждением, что переход к электрокарам, которые производятся с меньшим количеством деталей, может привести к сокращениям рабочих мест в отрасли. Часть рабочих мест будут перенаправлены в производство аккумуляторов, но это не даст ожидаемого эффекта для американских и европейских рабочих, так как Китай доминирует на глобальном рынке аккумуляторов.

Развитие зеленых индустрий может иметь негативный эффект на окружающую среду

Несмотря на такие благородные цели промышленных стратегий стран Глобального Юга, как создание рабочих мест и добавленную стоимость в цепочке производства минералов энергетического перехода, они стремятся продолжить и укрепить методы добычи полезных ископаемых. Например, Аргентина, Боливия и Чили – так называемый Южно-американский «литиевый треугольник», ищут способы заполнить все элементы цепи поставок лития, начиная от добычи минерала до обработки его для производства компонентов для аккумуляторов. Рост этой индустрии угрожает опустошить запасы воды, разрушить почву, нарушить привычный образ жизни обитателей в ареалах, где часто проживают коренные жители Анд. Похожим образом производство чипов, являющееся центром «чистых» технологий, требует колоссальных затрат воды, энергии, земли и приводит к выбросу перфторуглеводородов и других значительных по воздействую на окружающую среду парниковых газов.

Экономическая стагнация может оказать дестабилизирующий эффект на локальные политики, побуждая правительства достигать более высоких темпов роста, невзирая на последствия для окружающей среды. Например, британский премьер-министр Rishi Sunak недавно объявил о целой серии обещаний, полностью переворачивающих предыдущие планы правительства по достижению углеродной нейтральности. Отказ от обременительных обязательств по климату может оказаться политически привлекательной стратегией, чтобы обеспечить стремительный рост. Однако, и тут начинается противоречие – долгосрочный рост совсем немного будет зависеть от правительств, способных обеспечить конкурентоспособность экономик в зеленом будущем.

«Порочная троица» правительств: климатический кризис, экономическая стагнация и рост населения, будут формировать государственные политики

Промышленная политика - это не панацея от множественных кризисов нашего времени. Цели политик – устойчивость окружающей среды, динамика роста промышленности и полная занятость населения, все это сложно гармонизировать между собой. Реализация этих целей потребует политической воли в части аллокации ресурсов, стратегических приоритетов и распределения экономических и социальных затрат. Более того, уступки будут все более трудными по мере того, как будет сильнее проявляться глобальное потепление, а экономический рост замедляться. То, что мы называем «порочной троицей» современных правительств – климатический кризис, экономическая стагнация и рост населения- все это быстро не исчезнет. Фактически, эти три фактора будут формировать траектории государственных политик на будущее.

Конечно, не стоит предлагать, чтобы политики перестали разрабатывать амбициозные стратегии для решения этих кризисов. Наоборот, быстрые и эффективные меры -это абсолютная необходимость. Тем не менее, встравивание этих планов в нарратив «win-win» сглаживает трудные компромиссы, которые значительно увеличивают риск того, что правительства потеряют поддержку населения. Сложная и противоречивая природа целей этих политик означает, что даже самые лучшие стратегии потерпят неудачу, по крайней мере в каких-то аспектах. Избежать этого невозможно, и это один из уроков, которые предстоит принять.

Все промышленные зеленые стратегии -по сути, технократические процессы, спускаемые сверху вниз

Политикам придется принять, а не проигнорировать противоречия и уступки, лежащие в сердце зеленых промышленных политик. Чтобы не потерять лицо перед избирателями, политики будут вынуждены вынести это на обсуждение общественности. Без этого невозможно будет реализовать государственные проекты углеродной нейтральности. Такой подход позволит выстроить надежную, прозрачную государственную поддержку, которая основывается на принципах демократических дискуссий и общественного контроля. Многие промышленные стратегии – продукты нисходящих, технократических процессов, несмотря на все разговоры, «не оставлять ни одно сообщество без внимания» и «простой зеленый переход».

Зеленый переход потребует коллективного принятия решений, что бросает вызов существующей системе частной собственности и координации рынков

Переводя экономику на демократическое принятие решений - радикальный вызов современной системе частной собственности и координации рынков. Однако для зеленого перехода критически важно обеспечить легитимность политик, а также способствовать коллективному и эффективному процессу принятия решений и минимизировать риски плохого управления. Иначе, мы рискуем вызвать общественное порицание, которое помешает коллективным действиям, а без них совершить переход к зеленому будущему будет проблематично.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда