Рынок коворкингов в Петербурге: тенденции на 2022 год

Новый год ознаменовал новый цикл развития рынка коворкингов. Какие изменения будут — расскажет Алексей Михайловцев, продакт-менеджер Simple Office.

1. Появление малых форматов

Большинство коворкингов Петербурга расположено в Центральном, Петроградском и Адмиралтейских районах. Однако площади, которые имеют адекватное сочетание цены и качества уже заняты игроками рынка. К тому же многие жители больше не согласны тратить время на дорогу до «свободного офиса». Сформировался спрос на коворкинги в спальных районах, но так как больших и подходящих площадей там не так много, будут появляться именно малые форматы.

Стоит отметить, что коворкинги пока не получили достаточного развития в регионах России. Это связано с общероссийской ситуацией в бизнесе. Зачастую в небольших городах есть один крупный игрок-монополист, а остальные бизнесы работают, как бы поддерживая его. В такой ситуации нет потребности в создании коворкингов. Однако положительная динамика только появилась: уже есть в небольших городах свои большие проекты, и чем больше бизнес будет развиваться, тем больше будет появляться коворкингов пока что малых масштабов.

2.Монополизация рынка

Крупные сети коворкингов стремятся укрепить свои позиции. Тренд на появление малых форматов и монополизации рынка будут идти параллельно друг другу, но в конечном счете они объединяться. В Петербурге уже работают такие крупные игроки как смарт-офисы «SOK», сеть «PAGE», сервисный офис «CASE». Сейчас они будут делить между собой рынок. При этом им не будут интересны маленькие помещения, которые являются «поднишей» для небольших компаний. Очевидно, что монополисты будут поглощать малых игроков — пространства от 400 до 1000 кв.м. И даже этот сценарий будет выгоден для небольших коворкингов — их собственникам проще быть под управлением крупного бренда, уйти от прямого руководства и перевести бизнес в пассивный доход.

3. Появление новых сервисов в коворкинге

Инфраструктура современных жилых комплексов подразумевает наличие пространств коворкинга. Очевидно, что жильцы дома выбирают поработать в «свободном офисе», потому что в квартире много отвлекающих факторов. Люди приходят в коворкинг за рабочей атмосферой и полезными сервисами. Из-за тщательного отбора, коворкинги расширяют список предлагаемых сервисов: печать документов, удобную мебель, переговорные комнаты и т.д. В перспективе коворкинги станут аутсорсинговыми бэк-офисами, где будут услуги по логистике, маркетингу, секретарское обслуживание, бухгалтерия. Например, IT-компания сможет сосредоточиться только на основной задаче — разработке ПО, а дополнительные услуги отдать на аутсорс коворкингу.

4. Цифровизация пространств коворкингов

Расширенный функционал сервисов подразумевает и цифровую трансформацию пространства коворкинга. Это необходимо для эффективного управления: электронные замки, карточки доступа, электронные сервисы, отсутствие секретарей в физическом плане. Мобильные приложения по бронированию мест помогут посетителям в выборе рабочего пространства. Коворкинги станут гибким офисом в свободном доступе, который можно будет контролировать и управлять одним нажатием.

5. Коворкинги как средство инвестиций

В 2022 году коворкинги будут выгодным вложением средств для создания бизнеса. Однако есть подводные камни. Если брать пространство в аренду, то список рисков следующий: недостаточная загрузка пространства, соседние помещения могут мешать (например, ресторан с живой музыкой), арендодатель может вводить систему пропусков. Московский рынок богат на нестандартные ситуации, в том числе когда коворкинги размещались в муниципальных зданиях. Это создавало проблемы с доступом на территорию здания — вход только по паспорту и заявлению. Такие условия негативно отразятся на доходности бизнеса. Однако если стать собственником помещения, то срок окупаемости бизнеса в таком случае долог — минимум 10 лет. Зато можно полностью управлять помещением. Стоит учесть, что на рынке коворкинга уже сформировалась конкуренция, несмотря на то, что доступных площадей мало. На рынке Петербурга пока что спрос превышает предложение. Понадобится 5 лет, чтобы эти два показателя сравнялись и еще 2 года, чтобы второй превысил первый. Такой прогноз реален, если не появятся «черные лебеди» — как это произошло с пандемией 2020 года.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда