Simple Office

Рынок коворкингов: что было после

Отток IT-специалистов из России может повлиять не только на компании, которые работают в сфере компьютерной разработки и мобильных приложений, но и на коворкинги. Что будет с новыми офисными пространствами — узнала команда Simple Office у Александра Терехова, эксперта рынка коворкингов.

Общая ситуация

Для начала определимся с главным понятием — что такое коворкинг? В России у многих коворкинги до сих пор вызывают ассоциацию с небольшими рабочими пространствами типа open-space, заполненными самозанятыми хипстерами, куда можно прийти поработать на день или пару часов. Тем не менее, в мире под этим понятием давно имеется в виду нечто иное:

Коворкинг — это многофункциональное и современное рабочее пространство, которое зачастую занимает целое здание. В нем есть все для комфортной работы или иного времяпрепровождения.


Можно сказать, что по сути это те же бизнес-центры, но с сильно развитыми сервисной и комьюнити составляющими. Более 80% арендаторов таких коворкингов — это обычные компании, которым нужен офис «без хлопот», поэтому среди клиентов коворкингов не только стартаперы и небольшие компании, но и крупные корпорации.

Текущая нестабильная ситуация на рынке привела к тому, что часть резидентов коворкингов уже расторгли свои договоры. Последние 3-4 недели некоторые пространства потеряли от 15 до 30 % контрактов. «Потеряли — означает, что они оповещены о досрочном расторжении. Понятно, что никто одним днем съехать не может при всей гибкости коворкингов, но это месяц, за который они оповестить — все сразу оповестили» — разъясняет Александр Терехов. Однако не все сети коворкингов сильно проиграют в прибыли. Как и любой другой рынок, коворкинги имеют крупных и малых игроков. Последние потеряют больше. Для них норма — это 40-60% заполненности от общей площади. Соответственно с падением спроса придет и падение прибыль. В таком случае им могут помочь крупные сети коворкингов: объединение поможет выжить небольшим коворкингам.

Стоит отметить, что ситуация на петербургском и московском рынке имеет ряд отличий. В Москве сейчас 2-2,5% от всех офисных площадей занимают пространства коворкингов, в то время как в Петербурге этот показатель составляет меньше процента. Для сравнения — в развитых городах мира, Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, эта цифра колеблется от 4 до 7%. Поэтому всем сетям коворкингов в России есть куда расти. Из-за небольшого количества коворкингов в Питере, их заполняемость практически 100%, в Москве же — наоборот. Только крупные игроки имеют загрузку в районе 80-90%. Но падение спроса одинаково повлияет на оба рынка.

Есть ли ощутимая поддержка со стороны государства для коворкингов? «Пока, к сожалению, это мифическое создание», — констатирует Александр Терехов. — «Рынок начало штормить еще во время пандемии. Ассоциация коворкингов ездила в Правительство Москвы, чтобы договорится о мерах поддержки со стороны Центра развития малого бизнеса — они могли выкупить часть посадочных рабочих мест и предоставлять их индивидуальным предпринимателям. Эта схема очень завязана на бюрократии, что усложняет и затягивает процесс. Сейчас сети коворкингов могут рассчитывать на помощь государства в двух случаях. Во-первых, льготные условия и новые возможности для IT-специалистов в России должны быть ощутимыми и реальными, чтобы айтишники не уехали из страны. Во-вторых, сети коворкингов косвенно могут транслировать свою значимость для IT-специалистов, которые являются ядром новых офисов, ведь они предоставляют для них необходимые рабочие места».

На кого теперь нацелены коворкинги

Целевая аудитория коворкингов — компании, которые имеют в своей основе IT-технологии и открытую структуру. Это могут быть и банки (Тинькофф, ВТБ), и рекламные агентства, и разработка софт-решений. Однако постоянными арендаторами гибких офисов никогда не станут организации с закрытой структурой или частыми проверками: «Специалисты нефтяной промышленности или представители государственного сектора никогда не сядут в коворкинги», – уверяет Александр Терехов.

Сейчас же, по словам эксперта, нарушенная логистическая цепочка повлияла на эти бизнесы — они постепенно уйдут из коворкингов. Примечательно, что блогеры тоже были целевой аудиторией коворкингов. Зачастую пространства гибких офисов привлекательны и сделаны со вкусом. Закрытие некоторых социальных сетей привело к тому, что блогеры, для которых важен визуал и локация, больше не будут бронировать рабочее пространство в таких количествах.

По оптимистичным прогнозам, аудитория коворкингов будет просто замещена резидентами из других сфер.

Во-первых, компании, которые имели свой офис, строили новый или арендовали отдельное пространств, вполне могут отказаться от этого в силу невыгодности содержания. Во-вторых, акулы рынка, например, такие как Яндекс и Сбер, будут расширять штат сотрудников, а значит им потребуются новые места. На эти две аудитории будут ориентированы коворкинги.

Александр Терехов отмечает, что компании может спасти грамотное антикризисное управление. В первую очередь следует сократить расходы, обычно это две ключевые статьи — фонд заработной платы и затраты на офисное помещение. А если компании, которые арендуют дополнительные места в коворкингах, откажутся от подобных расходов, что будет? «Теряют ли что-то от этого коворкинги — зависит от того, как они продают и как изменяют собственную политику: поднятие или удерживание цен. Каждый сам для себя их определяет. Поэтому сети, выстроившие правильную коммерческую политику, выиграют», — уверен эксперт рынка коворкингов.

Новые «плюшки» коворкинга

Александр Терехов поделился, что могут использовать коворкинги для удержания арендодателей.

  • Коворкинг как образовательная платформа

Некоторые коворкинги могут предложить так называемую услугу трекинга — в понедельник в начале рабочего дня бизнес-тренер может спросить специалиста о поставленных задач на неделю. В среду — проверить их выполнение. К тому же гибкое офисное пространство может проводить различные лекции и мастер-классы, то есть становиться источником эксклюзивных знаний и информации. Это делает коворкинг местом, где арендодатели могут не только получить рабочие места и сервисы, но и повысить свою эффективность и продуктивность.

  • Добавление бьюти коворкингов

В общем пространстве коворкинга может расположиться бьюти-гостиная, где постоянно работает мастер, например, по маникюру. Приятно, что резиденты могут в обеденный перерыв или сразу же после работы сделать процедуры по уходу за собой и не тратить время на поиски мастера и дорогу до него.

  • Синергия между резидентами

В условиях турбулентности на общем рынке важно иметь надежных и полезных партнеров. Коворкинги могут стать местом синергии резидентов. Расположение арендодателей должно быть логичным — если с твоим соседом по офисному пространству можно заключить контракт и сделать коллаборацию, то рынок пополнится новым продуктом и каждая из сторон получит прибыль и точки роста.

  • Абонемент в коворкинги

Создание единой карты с фиксированной суммой абонемента, который открывает доступ во все точки сети коворкинга, позволит упростить вопрос регистрации нового посетителя и бронирования рабочего места, а, значит, у резидентов появится дополнительная мотивация посещать гибкие пространства. Особенно если они расположены близко к жилым комплексам — ведь там можно не ехать до главного офиса компании и больше времени отдать для выполнения рабочих задач.

  • Тарифы по подписке

Они помогут сэкономить бюджет компании на затраты аренды коворкинга для сотрудников. Считывается количество визитов, цена которых фиксирована. В конце месяца компания получит счет. «Экономия десятки процентов, если не сказать, что кратно. Обезличенный пример: вместо 30 миллионов, потраченных на офис, людям выделено 1,5 миллиона в месяц, а экономия в 15 раз», — делится опытом Александр Терехов.

Идея для новых мобильных приложений

Комфортное пребывание в коворкинге и полезные сервисы удерживают и стимулируют резидентов пользоваться гибкими офисам. Сейчас разработка мобильных приложений и софтовых решений для коворкингов — та часть рынка, которую можно смело осваивать. Вот что может иметь спрос:

  • отдельное приложение для резидентов;
  • оформление заявок (например, для отправки запроса мастеру по настройки беспроводной сети);
  • заказы сервисов на рабочее место (горячий обед будет доставлен в кратчайшие сроки и по выгодной цене);
  • виртуальные сети (избавят резидентов от нужды иметь несколько социальных сетей и упростят коммуникацию — найти нужного специалиста или партнера из другой компании).

Главная тенденция, к которой придут современные офисы развитых компаний в крупных городах — это создание фиджитал пространства. «Хорошая модель — это наличие небольшой штаб-квартиры, где сотрудники могут классно проводить время, устраивать совещания и видеться с коллегами, а рабочие дни специалисты на постоянной основе могут проводить в коворкингах, которые разместились ближе к дому», — считает Александр Терехов.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null