Цифровая платформа как основа новых бизнес-моделей

Мощный тренд 2022 года в финансовом секторе заключался в том, что цифровые платформы стали технологической основой для построения экосистем, объединяющих разные секторы экономики

Еще в сентябре 2021 года председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что пришло время искать новые бизнес-модели, базирующиеся на технологических, климатических и социальных факторах. 2022 год в целом не изменил дорожную карту, скорее, наоборот, придал новый импульс развитию цифровых платформ (ЦП).

С КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЕЙ ОФИСА ДАВНО ЗАКОНЧЕНО

Что такое ЦП и как с ее помощью можно вести бизнес? В ходе Международного форума Kazan Digital Week 2022, прошедшего осенью, ключевой в повестке дня оказалась панельная дискуссия «Цифровые платформы как инструмент трансформации бизнеса». Ее модератор Ольга Бледнова, директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора KEPT, привела ключевое определение: «Первый шаг к успеху цифровизации зависит от трансформации сознания человека и принятия им того факта, что ЦП — это новая бизнес-модель цифровой экономики, а не этап компьютеризации офиса. А раз так, то ЦП в зависимости от сферы экономики можно разделить на четыре типа: транзакционные, инновационные, интеграционные и инвестиционные».

Цифровая платформа — это новая бизнес-модель цифровой экономики, а не этап компьютеризации офиса

Применительно к финансовой сфере, являющейся инфраструктурной компонентой экономики и государственного управления в целом, ЦП присущи элементы всех приведенных четырех типов. Это позволяет называть многие финансовые платформы поставщиками «суперсервисов».

Общим является и архитектурный подход: ЦП состоит из трех ключевых компонентов: цифрового ядра, развитой и гибкой периферии с различными сервисами и услугами, а также объединения и бесшовного взаимодействия независимых участников сферы деятельности в единой среде. Юлия Носенко, директор по развитию открытых данных и экосистем Ассоциации ФинТех, предложила в этой связи повысить роль инфраструктуры Open API, назвав ее «ключевым звеном развития цифровых платформ завтрашнего дня и трансформации бизнеса».

Таким образом, главный тренд 2022 года в цифровизации финансового сектора — ЦП становятся технологической основой для построения экосистем, объединяющих разные секторы экономики.

ГОСУСЛУГИ

Несколько кейсов взаимодействия финансов и государства на базе ЦП было анонсировано в сентябре 2022 года в ходе круглого стола «Банки и госуслуги» в рамках XIX Международного банковского форума АБР «Банки России — XXI век».

Например, Росреестр в распоряжении № Р/0256 от 15 сентября 2022 года утвердил «Основы электронного взаимодействия ведомства с кредитными организациями и застройщиками». В документе указаны механизмы сокращения сроков осуществления государственной регистрации прав, а также предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, в срок не более одного часа. Кроме того, запуск суперсервиса «Цифровой помощник», привнесет в работу Росреестра ИИ и позволит провести реинжиниринг и оптимизацию технологических процессов.

В письме ЦБ ИН-04-13/131 от 14 ноября 2022 года содержится рекомендация регулятора банкирам обеспечить электронное взаимодействие с Росреестром для вывода бизнес-процессов цифровой ипотеки на иной качественный уровень.

Еще один кейс связан с проведением реформы Российского экспортного центра, в частности с отлаживанием механизмов взаимодействия с банками посредством экосистемы «Одно окно» экспортера. Проект выполнялся во исполнение требований ФЗ-353 от 14 июля 2022 года и Приказа Минфина по согласованию с Банком России «Об утверждении порядка взаимодействия банков, иных кредитных организаций с ИС “Одно окно” в сфере внешнеторговой деятельности».

По словам Алексея Никитина, директора по проекту «Одно окно» Российского экспортного центра, задача проекта состояла в построении бесшовной цифровой среды для потенциальных экспортеров и предпринимателей за счет реализации полного процесса по выставлению счетов и формированию распоряжений плательщиков на оплату в электронной форме, а также их последующей моментальной оплате с приходом от банков получателям платежей юридически значимых подтверждений.

«Долгожданное облегчение в борьбе с социальной инженерией банкиры должны получить от реализации законопроекта о противодействии мошенничеству с подменой абонентского номера», — сообщил в декабре на XIII Национальном форуме AntiFraud Russia сенатор, руководитель секции «Обеспечение технологического суверенитета и информационной безопасности РФ» при Совете Федерации Артем Шейкин. Всем операторам предлагается вменить в обязанность предоставление в Минцифры сведений, необходимых для выявления всей цепочки операторов связи, участвующих в установлении соединения, и непосредственного оператора, подтвердившего номер. Тем самым ускорится получение данной информации. Сам же ЦБ в соответствии с Указом № 250 Президента РФ организовал взаимодействие с Генеральной прокуратурой по блокировке фишинговых сайтов. Таким образом, в сфере ИБ также наблюдается использование платформенного подхода в борьбе с угрозами различного типа.

ФИНАНСОВЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

Приведенные выше кейсы призваны обеспечить в первую очередь взаимодействие финансистов с госструктурами, но есть инициативы, направленные на поддержку клиентов банков и страховых компаний.

  • Банк России разработал проект порядка взаимодействия между потерпевшим в ДТП и страховщиком при электронном урегулировании убытка по ОСАГО. Cтраховщики должны будут внедрить данный сервис с 1 января 2025 года. Появление Проекта обусловлено принятием 14 июля 2022 года ФЗ № 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которым внедряется полностью удаленное электронное взаимодействие между потерпевшим и страховщиком во всех обязательных видах имущественного страхования». Отдельное Указание посвящено внесению изменений в Указание ЦБ от 10 апреля 2015 года № 3620-У «О порядке создания и эксплуатации единой автоматизированной системы и перечнях видов информации, предоставляемой страховщиками». Документ вступает в силу с 15 июля 2023 года.
  • В рамках цифровой экосистемы Россельхозбанка запущена платформа «Всё Своё». Она включает в себя полезные информационные сервисы, учитывающие интересы и потребности жителей села, владельцев загородных домов, дачных участков и личных подсобных хозяйств, а также управляющих СНТ и ТСЖ. Главными компонентами платформы являются маркетплейс товаров и доска объявлений.

Что же будет в 2023 году? На этот вопрос ответили в ходе FINOPOLIS 2021/2022 Ольга Скоробогатова и Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Нас ждет:

  • создание ГИС идентификации;
  • перезагрузка и дальнейшее развитие ЕБС;
  • движение в сторону появления полноценной экосистемы Open Data;
  • развитие ЦП «Управление согласием»;
  • окончание работы над инфраструктурным сервисом «Цифровой профиль юридического лица»;
  • превращение платформы «Госключ» в более клиентоориентированную;
  • создание платформы ЦФА и запуск «Цифрового рубля».
Цифровая платформа как основа новых бизнес-моделей
Начать дискуссию