{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Как «Лента Онлайн» на 30 процентов ускорила сборку заказов благодаря мультипикингу

В июле «Лента» внедрила мультипикинг при сборке онлайн-заказов. Для этого команда «Ленты Онлайн» разработала технологию объединения заказов и специальное оборудование для параллельной сборки в магазинах. В статье расскажем, почему это важный шаг для e-grocery, как удалось технически это реализовать, и изменится ли что-то для покупателей.

Чем мультипикинг отличается от пикинга

Мультипикинг активно применяется компаниями для сборки заказов на складах. Им проще внедрить эту технологию для конвейерной сборки: в большом помещении выше доступность, можно возить тележки покрупнее, и сборщики формируют в них по 6-8 заказов одновременно. Если речь о магазинах, здесь несколько иная модель: они отличаются друг от друга пространством торгового помещения, по-другому расположены продуктовые секции и товары, более узкие проходы, много обычных покупателей с тележками.

Поэтому в магазинах повсеместно используется обычный пикинг: комплектовщик в приложении видит новый заказ, идет по магазину, собирает их в корзину, комплектует и отправляет на доставку.

Для сокращения расходов на комплектацию мы реализовали алгоритм объединения нескольких заказов для одновременной сборки.

Мультипикинг — сборка, при которой комплектовщик одновременно собирает несколько заказов, комплектует и передает на доставку. Т.е. пикинг — последовательная сборка, а мультипикинг — параллельная. Это позволяет повысить скорость комплектации в среднем на 30% по сравнению с последовательной сборкой разными комплектовщиками.

Как это влияет на экономику

Задача по внедрению технологии мультипикнга долгое время лежала у нас в бэклоге задач, но в этом году мы приоритизировали планы так, чтобы реализовать ее в первую очередь.

Любой новый проект в компании направлен на то, чтобы сократить CPO (cost per order – стоимость одного заказа) — это общие расчетные затраты, которые компания несет с одного заказа. Чем больше заказов удается объединить, тем выше уровень экономии. Получается ситуация win-win: комплектовщик получает больше, поскольку собирает не один, а несколько заказов сразу (в “Ленте” помимо почасовой оплаты есть сдельная оплата труда), а компания может принимать и продавать больше заказов за единицу времени.

Процесс разработки

Сроки

Проект стартовал в первом квартале 2022. Собрали команду из штатных специалистов — продакт-оунер, 2 продакта и два дивизионных директора — и сначала на протяжении месяца закладывали логику: писали схемы, описывали критерии, условия для MVP. Мы долго выбирали оптимальную модель, поскольку существует два варианта: либо один комплектовщик собирает несколько заказов, либо один заказ собирает несколько комплектовщиков по аналогии с конвейерной сборкой. Пока мы остановились на первом, но будем тестировать и другую модель. В марте отдали проект на реализацию в разработку — она заняла около трех месяцев. Во второй декаде июня мы уже запустили мультипикинг в некоторых магазинах.

Оборудование

Отдельный кейс был с подбором тележек для мультипикинга. Не так много производителей знают про эту технологию, а те, кто делают похожее специальное оборудование, обычно специализируются на складском. Нам же нужны были особенные, которые размером подходили бы для сборки заказов в обычном магазине и были удобны для комплектовщиков. Пришлось разрабатывать их самостоятельно.

Специальные тележки

У нас было 5 вариаций тележек для мультипикинга, которые мы тестировали в магазинах. К универсальному варианту, который предлагают для складов, мы добавили держатели для телефонов, фасовочных пакетов, изменили размер, ручки. Представители производителя приезжали к нам в магазин и вместе с нашими администраторами, комплектовщиками и продакт-оунером проекта замеряли и обсуждали размеры будущего оборудования.

Сейчас тележка 100 сантиметров в высоту, в нее можно положить третий ящик. Она не такая же маневренная и удобная, как обычная покупательская тележка, но к ней изначально были другие требования. Для сборки заказов в эти тележки мы даже прорабатывали отдельные маршруты: обычную тележку можно возить за собой везде, но специальную — только по определенным проходам, потому что с ней нельзя пройти там, где есть паллеты.

Пока мы остановились на наиболее подходящем варианте, но инженеры будут прорабатывать конструкцию дальше, чтобы создать нашу идеальную тележку :) Сейчас у нас есть два вида оборудования: обычные тележки, которые делятся на 2-3 части, и новые, которые мы используем больших заказов. Этими тележками мы обеспечили всю Москву и частично Питер, сейчас их заканчивают изготавливать для остальных регионов. Именно они помогают сэкономить время на комплектовку заказа.

Объединение заказов и сборка

Объединение заказов происходит в три этапа: сбор заказов через единое окно, проверка веса и отсутствия крупногабаритных позиций, объединение заказов в группы с помощью оптимальной математической модели (перебор всех потенциальных заказов и проверка на предмет временных затрат), которую на старте мы создавали просто в Excel, а потом на бэкенде. Благодаря математической модели мы выбираем такие заказы для объединения, которые на 10% быстрее собирать параллельно, чем последовательно.

Как это происходит:раз в период — раз в 20 минут — мы запускаем итерацию объединения заказов в системе и определяем, можем ли соединить их. Заказы не должны превышать определенного весового значения, плюс есть ряд других критериев, которым они должны соответствовать. После этого мы понимаем пул заказов, которые можно соединить с единым временным окном на передачу в доставку. Для третьего этапа мы разработали математическую модель на бэкенде: она помогает определять, какие заказы выгоднее всего собирать вместе, какие отдельно, собирать по 2 или 3 заказа одновременно. К примеру, если мы видим, что у нас есть 2 заказа, в одном из которых молоко, картофель, макароны и салфетки, а в другом - ряженка, морковь, киви, вода, макароны, то в таком заказе мы потенциально можем сэкономить до 50% времени по сравнению с тем, если бы мы их собирали последовательно друг за другом. Наша целевая задача заключается в том, чтобы определить заказы с определенным процентом экономии по времени и передать их комплектовщикам.

После всех итераций задание поступает на терминал комплектовщика, и он видит, какой товар в какую корзину положить. Список позиций выставлен по приоритету секций маршрута сборщика — приоритет секций определяет администратор магазина. Комплектовщик собирает заказ, соблюдая все требования товарного соседства и правила упаковки.

Как мультипикинг отразится на клиентах

Мультипикинг помогает нам еще лучше соблюдать обещание клиенту доставить заказ вовремя без ущерба качества сборки: например, если мы сказали, что привезем заказ до 14:40, и привозим его в 14:35, то обещание мы выполнили.

Реакция комплектовщиков

Одной из задач проекта был бесшовный переход к новой модели сборки для комплектовщиков. Некоторые из них участвовали в обсуждении по оборудованию, другие — в тестировании в полях. Логика продумана таким образом, чтобы комплектовщику было интуитивно понятно, как это собирать: если он в приложении видит, что это мультизаказ, то берет другое оборудование и идет его собирать, а в корзине ему все четко подсвечивается. Мы не хотели переучивать людей, просто давали рекомендации, как лучше сделать.

Во время разработки технологии команда “Ленты Онлайн” много общалась с комплектовщиками, а те в свою очередь, часто давали обратную связь. В целом реакция была положительной или нейтральной.

Что могу сказать на счёт МП, очень удобно что соединяет 2-3 заказа в одно и распределение товаров по секциям продуманно.

В “Ленте” относительно высокая доля сделки (есть доля сделки и доля часа). За счет высокой доли сделки производительность повышается, и сборщики зарабатывают больше.

Сдельная оплата труда - это система, при которой размер оплаты труда зависит от количества собранных товаров в корзину.

Результаты

Теперь мы принимаем еще больше заказов и быстрее их комплектуем, что способствует сокращению времени доставки.

Изначально мы рассчитали n-ое количество заказов в магазинах и планировали раскатать мультипикинг на те, где это будет максимально выгодно. Но позже свели статистику и поняли, что не нужно привязываться только к большому количеству заказов.

Масштабировать мультипикинг быстро достаточно легко — это мы предусмотрели на этапе разработки. Все участники отвечали за свой пул задач в этом процессе: главный инженер сделал тележку, администратор со старшим комплектовщиком рассказали сборщикам, как собирать заказы, а лидеры дивизиона, у которых это уже работает, им помогли. Когда мы подключали Москву и Санкт-Петербург, всех администраторов отправляли в магазины, где уже заработал мультипилинг: они несколько часов смотрели, задавали вопросы, ехали в свои магазины, и им уже было все понятно.

Чтобы понимать скорость экспансии: за неделю с момента запуска технологии мы могли подключить около 70 магазинов. В августе планируем внедрить технологию на всю географию присутствия сервиса.