Тени разума: сюрреализм как путешествие в глубины подсознания

Когда реальность встречается с воображением, рождается сюрреализм — движение, перевернувшее представления об искусстве и открывшее двери в глубины человеческого подсознания.

«Манифест сюрреализма» был опубликован Андре Бретоном 15 октября 1924 года и стал катализатором, запустившим одно из самых загадочных и влиятельных художественных движений XX века. Мало кто мог предположить, что некогда малоизвестное контрдвижение превратится во вневременную эстетику и образ жизни. Сюрреализм не просто изменил искусство — он открыл безграничные творческие возможности, размывая границы между жанрами, темами, средствами массовой информации и географией. В этой статье мы познакомимся с наиболее значимыми влияниями, участниками и вехами его развития.

Хотя сюрреализм возник как реакция на жестокости войны и ее последствия, дадаисты были первыми и творили на пике этих катастрофических событий. Это движение родилось в 1916 году в Цюрихе (Швейцария) и в 1920-х годах распространилось на Париж и другие города. Выступая против национализма, колониализма и конформизма буржуазной жизни, они стремились разрушить все формы традиционного искусства и иерархии.

Опираясь на нелепость, юмор и сатиру, это новое направление потрясло мир искусства своими провокационными средствами выражения. Помимо коллажа, фотомонтажа и перформанса, предметы повседневного обихода, такие как знаменитый «Фонтан» Марселя Дюшана (1917), представляющий собой обычный писсуар, переосмыслили представления о том, что может быть изобразительным искусством.

Фотография оригинала работы Дюшана, сделанная Альфредом Стиглицем, в качестве фона была выбрана картина Хартли Марсдена «Войны». 1917
Фотография оригинала работы Дюшана, сделанная Альфредом Стиглицем, в качестве фона была выбрана картина Хартли Марсдена «Войны». 1917

Из недр дадаизма вырос сюрреализм. Интересно, что изначально термин «сюрреализм» был навеян балетом.

Когда Андре Бретон написал свой манифест в 1924 году, слово «surréalisme», означающее «сверхреальность», уже использовалось почти десятилетие. Его придумал поэт Гийом Аполлинер, описывая постановку «Парад» русского хореографа Леонида Мясина в 1916 году. Разнообразная комбинация форм и подходов в «Параде» с костюмами и декорациями Пабло Пикассо, музыкой Эрика Сати и сценарием Жана Кокто стала идеальным предвестником революционного движения в искусстве, которое должно было прийти.

Костюмы менеджеров (американец и француз) работы Пабло Пикассо для «Парада», 1917
Костюмы менеджеров (американец и француз) работы Пабло Пикассо для «Парада», 1917

Круг Бретона черпал вдохновение в психиатрии и технике. Его обучение психиатрии и медицине во время Первой мировой войны привело к тому, что группа обратилась к идеям Зигмунда Фрейда, которые основоположник сюрреализма использовал при лечении солдат, страдающих от шока снарядов, ныне известного как посттравматическое стрессовое расстройство. Исследуя бессознательное в творческих целях, художники открыли для себя нечто революционное в искусстве. Особый интерес они проявляли к снам, рассматривая их как выражение глубинных бессознательных влечений, предлагающих уникальное понимание человеческого существования, недоступное в бодрствующей жизни.

Начало сюрреализма

История сюрреализма официально начинается с манифеста Андре Бретона в 1924 году. Однако истоки движения можно проследить еще в 1917 году, когда Джорджо де Кирико создавал свои загадочные полотна, запечатлевавшие уличные сцены с галлюцинаторным качеством. Его работы, наполненные тайной и меланхолией, стали источником вдохновения для будущих сюрреалистов.

Немецкий художник Макс Эрнст, переехав в Париж в 1922 году, когда дадаизм себя исчерпал, сыграл ключевую роль в зарождении сюрреализма, особенно благодаря своим новаторским коллажам. Его дезориентирующие и нелогичные композиции разжигали воображение Бретона, который все глубже погружался в идеи Фрейда.

Джорджо де Кирико. Свет и тень. 1915
Джорджо де Кирико. Свет и тень. 1915

Бретон и его единомышленники, включая Эрнста, экспериментировали с гипнозом, стремясь проникнуть в глубины бессознательного и найти источник истинного творчества. Однако вскоре они пришли к выводу, что такие практики опасны.

В 1923 году художники Жоан Миро и Андре Массон присоединились к Бретону. Под влиянием концепций Фрейда они начали использовать автоматизм в искусстве — технику создания работ без предварительного размышления и планирования. В 1924 году Миро и Массон погрузились в работу с пером и чернилами, позволяя руке свободно вести линию.

Андре Массон. Метаморфоза любовников. 1938
Андре Массон. Метаморфоза любовников. 1938

В ответ на эти методы Эрнст в 1925 году разработал свою технику фроттажа, используя текстуры трещин для создания причудливых изображений. Он перенес эту идею в масляную живопись, нанося пигменты на холст и затем соскабливая их, открывая скрытые образы. В его картине «Лес и голубь» (1927) эта техника раскрывается во всей своей таинственной красоте.

Макс Эрнст. Лес и голубь. 1927
Макс Эрнст. Лес и голубь. 1927

Миро применял автоматизм на начальных этапах своих картин, создавая абстрактные символы, которые стали его личным сюрреалистическим языком, повторяющимся в различных работах. Его вдохновляло искусство аутсайдеров, детские рисунки и примитивное искусство — все вместе это придавало его творчеству особую искренность и непосредственность.

Художники сюрреализма

В течение 1920-х годов к движению примкнули и другие талантливые художники. Ив Танги, вдохновленный работами де Кирико, оставил писательство и начал заниматься живописью в 1923 году. Он прославился своими бесконечными сказочными пейзажами с загадочными фигурами, как в его знаменитой картине «Мама, папа ранен!» (1927).

Ив Танги. Мама, папа ранен! 1927
Ив Танги. Мама, папа ранен! 1927

Альберто Джакометти, швейцарский скульптор, встретился с Массоном в 1928 году. Под влиянием африканского и египетского искусства он соединил древние стили с эстетикой сновидений, создавая причудливые и стилизованные фигуры, которые казались пришедшими из другого мира.

Румынский художник Виктор Браунер познакомился с сюрреалистами благодаря Танги. Несмотря на то, что парижские критики сначала не приняли его, Браунер продолжал исследовать оккультизм и тайны подсознания. Его картина «Автопортрет с вырванным глазом» (1931) стала пророческой: семь лет спустя он потерял глаз в драке, что придало его работе особую значимость и мистический оттенок.

«Автопортрет с вырванным глазом» (1931)
«Автопортрет с вырванным глазом» (1931)

Сальвадор Дали: повелитель снов и иллюзий

В 1928 году испанский художник Сальвадор Дали присоединился к движению сюрреалистов, привнеся в него свой уникальный стиль и бесконечную фантазию. Его работы не остались незамеченными для самого Зигмунда Фрейда, который предпочитал их творениям других сюрреалистов. Возможно, Фрейда привлекало то, как Дали мастерски переносил на холст мучительные психосексуальные образы, отражая бессознательное в сознательном мире.

Картины Дали — это путешествие по лабиринтам подсознания, где реальность переплетается с фантазией. Его реалистичная техника рисования создает иллюзию осязаемости даже самых невероятных объектов. Кто не восхищался «Постоянством памяти» (1931) с ее знаменитыми тающими часами, задумчиво расположившимися на фоне безмолвного пустынного пейзажа? Эта картина словно задает вопрос: что такое время и насколько оно относительно?

Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931
Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931

Рене Магритт: тайны за гранью обычного

Бельгийское сюрреалистическое движение, возникшее вскоре после манифеста Андре Бретона, подарило миру ярких художников, среди которых Рене Магритт выделяется своим остроумием и загадочностью. Его работы играют с восприятием и заставляют задуматься о природе видимого.

Кто мог пройти мимо «Фальшивого зеркала» (1928), в котором человеческий глаз отражает облачное небо, либо «Вероломство образов» (1929), где под изображением трубки написано: «Это не трубка»? Магритт бросает вызов нашему пониманию реальности, напоминая, что внешний облик предметов — лишь отражение и подражание реальности, а не сама сущность.

Рене Магритт. Вероломство образов. 1928—1929
Рене Магритт. Вероломство образов. 1928—1929

Женщины-художницы сюрреализма

Несмотря на то что женщины в сюрреализме часто сталкивались с недооценкой и попытками быть отодвинутыми на второй план, их вклад был неоценимым и ярким.

Мерет Оппенгейм, немецкая художница, вошла в круг сюрреалистов в 1932 году благодаря Альберто Джакометти. Ее знаменитый «Объект» (Чайный меховой прибор) 1936 года — чашка, блюдце и ложка, обтянутые мехом — вызывает смешанные чувства комфорта и тревоги, играя с тактильными ощущениями и представлениями о повседневных предметах.

Мерет Оппенгейм. «Объект» (Чайный меховой прибор). 1936
Мерет Оппенгейм. «Объект» (Чайный меховой прибор). 1936

Леонора Каррингтон, молодая протеже Макса Эрнста, присоединилась к парижским сюрреалистам в 1937 году. Ее «Автопортрет» (1938) — это мистическое сочетание оккультных символов и личных переживаний, отражающее глубину ее внутреннего мира. После переезда в Мексику в 1942 году ее творчество обрело новые грани, сочетая европейские корни с мексиканской культурой.

Леонора Каррингтон. Автопортрет. 1938
Леонора Каррингтон. Автопортрет. 1938

Доротея Таннинг, четвертая жена Эрнста, начала свой путь как иллюстратор, но после посещения выставки сюрреалистов в Музее современного искусства в Нью-Йорке нашла свое истинное призвание. Ее работа «Маленькая ночная серенада» (1943) наполнена сложными визуальными образами и глубоким символизмом, вызывающим чувство тревоги.

Доротея Таннинг. Маленькая ночная серенада. 1943
Доротея Таннинг. Маленькая ночная серенада. 1943

Варо Ремедиос, испанская художница, бежавшая от войны и обосновавшаяся в Мексике в 1940 году, создала уникальный стиль, объединяющий сюрреализм с магическим реализмом. Близкая подруга Каррингтон, она часто помещала себя в центр своих картин, исследуя темы путешествия, трансформации и самоисследования.

Варо Ремедиос. Roulotte, «Фургон», 1955
Варо Ремедиос. Roulotte, «Фургон», 1955

Ман Рэй и сюрреалистическая фотография

Когда Ман Рэй в 1920-х годах переехал в Париж, он оказался в эпицентре художественных инноваций того времени. Здесь он начал создавать свои знаменитые райограммы — уникальные вариации фотограмм, полученные путем воздействия света на фотобумагу с предметами, расположенными непосредственно на ней. Эти загадочные образы, лишенные камеры, открыли новый взгляд на фотографию и принесли ему мировую известность. Но Рэй не ограничился этим: его модные и портретные работы, а также увлечение экспериментальным кинематографом сделали его одной из ключевых фигур авангардного искусства.

Ман Рэй. Black And White, 1926
Ман Рэй. Black And White, 1926

Другие мастера сюрреалистической фотографии

Французский фотограф Морис Табар, вдохновленный творчеством Магритта и Ман Рэя, стал пионером в использовании таких техник, как двойная экспозиция и соляризация. Создавая таинственные и геометрически сложные образы, он пригласил зрителя в мир снов и иллюзий, где реальность переплетается с фантазией.

Немецкий фотограф Ханс Беллмер пошел еще дальше, используя созданных им вручную кукл женского пола в натуральную величину в качестве моделей. Его провокационные и иногда тревожные фотографии исследовали темы идентичности, сексуальности и подсознательных желаний, бросая вызов общественным нормам.

Творческие достижения Доры Маар, франко-хорватской художницы, часто оставались в тени ее известного романа с Пабло Пикассо. Однако ее вклад в сюрреализм неоценим. Маар создавала проникновенные портреты своих коллег-сюрреалистов и самого Пикассо. Ее самая известная работа — «Портрет Убу», изображающая детеныша броненосца.

Дора Маар. Портрет Убу
Дора Маар. Портрет Убу

Фильмы сюрреалистов

Мир кино не остался в стороне от влияния сюрреализма. Первым фильмом этого направления стал «Раковина и священник» (1928), снятый Жерменой Дюлак по сценарию Антонена Арто. Этот авангардный фильм бросил вызов традиционным повествовательным структурам и поразил зрителей своей символикой.

Но, пожалуй, самым известным сюрреалистическим фильмом является «Андалузский пес» Луиса Бунюэля, созданный в 1929 году в сотрудничестве с Сальвадором Дали. Фильм шокировал и восхищал публику своими незабываемыми образами, включая культовую сцену с разрезанием глазного яблока лезвием бритвы — сцену, которая до сих пор вызывает острые эмоции и интерпретации.

«Андалузский пес», 1929
«Андалузский пес», 1929

В 1930 году Дали и Бунюэль снова объединили усилия для создания фильма «Золотой век», после чего их творческий союз распался. Позже Дали был приглашен Альфредом Хичкоком для работы над сюрреалистическими сценами сновидений в фильме «Завороженный» (1945), что стало ярким примером слияния авангарда и мейнстрима в киноискусстве.

Заключение

Сюрреализм своим революционным подходом к творчеству изменил облик живописи, скульптуры, литературы, фотографии и кино. Вдохновленные теориями Зигмунда Фрейда о снах и бессознательном, сюрреалисты верили, что освобождение от оков логики открывает безграничные возможности. Они создавали образы, невозможные в реальности, соединяя маловероятные формы с невообразимыми пейзажами, вызывая у зрителя чувство изумления. И хотя сюрреализм угас как организованное движение, его дух продолжает жить как непреходящий творческий принцип.

Сюрреализм был не просто художественным течением, а настоящей революцией в понимании человеческого сознания и восприятия реальности. Художники-сюрреалисты, мужчины и женщины, каждый по-своему расширяли границы возможного, приглашая нас заглянуть за пределы обыденности. Их работы продолжают вдохновлять и заставлять задуматься: а что же скрывается в глубинах нашего подсознания?

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Начать дискуссию