Тестовое задание для дизайнера: как составить, проверить и не ошибиться

8 из 10 кандидатов-дизайнеров принимают наш оффер. Это значит, что мы научились находить своих людей. Во многом помогает грамотно составленное и проверенное тестовое задание. Рассказываем, какие тестовые получают кандидаты в Учи.ру.

Марина Степанова
Дизайн-директор Учи.ру

Сейчас в нашем дизайн-комьюнити 48 человек: 28 дизайнеров, 17 иллюстраторов и 3 исследователя. С 2016 года мы ни разу не останавливали найм в дизайн-команду — компания растет, открываются новые направления.

За последний год 818 соискателей попали на первый этап отбора. До технического собеседования дошел только 51 дизайнер, до финального — 48. 20 получили от нас предложение о работе, 16 из них присоединились к команде. То есть через воронку найма проходят только 2,5% кандидатов, однако это именно те, с кем мы подходим друг другу.

Мы много раз наступили на грабли и накопили кое-какой опыт, которым хотим поделиться.

Тестовое задание: to be or not to be

Тестовое задание само по себе вызывает много споров в дизайн-сообществе:

  • Давать его кандидату или не давать?
  • Показательно оно или нет?
  • Нужно ли за него платить или не нужно?

Мы всегда даем тестовое задание кандидатам и не платим за его выполнение. Тестовое задание — это не рабочая задача, а тест в широком смысле, который мы составили заранее именно для проверки компетенций по вакансии.

Зачем нужно тестовое задание

Оно необходимо и нанимающей команде, и самому дизайнеру. Тестовое задание — это проверка hard skills, без него крайне трудно понять, справится ли кандидат с будущими рабочими задачами. По портфолио сложно составить полноценное представление о навыках специалиста: мы не знаем наверняка, какая ответственность была на дизайнере и что конкретно он делал своими руками. Какое влияние на работу оказывали другие члены команды, арт-директор или заказчик. Тем более, что мы ищем человека с конкретными навыками и хотим посмотреть на них. Помимо этого среди соискателей изредка попадаются аферисты, выдающие чужие работы за свои.

Соискателю ТЗ может также рассказать о компании очень много:

  • с какими задачами придется столкнуться в действительности;
  • насколько развита в компании культура постановки задач и рабочие процессы в целом;
  • что важно в работе конкретному нанимающему менеджеру или лиду.

Как составить тестовое задание

Мы делали много разных тестовых заданий, но пока не нашли идеально сбалансированный вариант. Однако мы выработали несколько правил, которые помогут избежать самых распространенных ошибок.

  1. ТЗ должно быть направлено на проверку именно тех компетенций, которые указаны в описании вакансии. Придумайте и опишите такую задачу. Сократите объем.
  2. Сократите еще раз. Задание должно занимать у исполнителя адекватное количество времени, фултайм-погружение на неделю значительно сократит количество желающих браться за задачу. Наши задания реально выполнить за четыре часа, чтобы результат отражал все навыки и включал все задачи.
  3. Проверьте, что задача не требует слишком глубокого погружения в продукт или специфическую область. Если нужно знакомство, предоставьте описание, инструкции или коды доступа. Мы сопровождаем задание логином и паролем от аккаунта на платформе и описываем шаги, которые кандидату необходимо сделать, чтобы вникнуть в суть.
  4. У задания не должно быть единственного правильного ответа. Нам важно, чтобы у кандидатов была возможность показать себя. Часть кандидатов предоставляют несколько вариантов в черновиках и один проработанный.
  5. Условия задания не должны создавать барьеров. Предоставьте кандидатам все необходимое для его выполнения. Если в приоритете жесткое соблюдение стилистики, приложите примеры или часть UI-kit. Для иллюстраторов мы компонуем наборы, которые нужно дополнить своей иллюстрацией на том же артборде.
  6. Опишите, что именно вы будете оценивать. Если задача по UX и не требует глубокой проработки UI, предупредите об этом.

Как оценить тестовое задание

1. Оцените заявленные компетенции

Вернитесь к описанию вакансии и оцените результат относительно указанных компетенций. Пусть вас не сбивают с толку вещи, которые на самом деле не важны.

2. Оцените невыполненное

В наших заданиях есть несколько пунктов, которые необходимо учесть при проектировании. Некоторые из них неудобные. Зато они заставляют кандидатов думать и находить нетривиальные решения. Периодически их просто пропускают.

Допустимо пропустить часть задачи, если аргументировать свою позицию. Например, кандидат описал, что намеренно опустил часть задания, потому что проанализировал пять схожих с нашим сервисов и выяснил, что они вынесли описанный в ТЗ функционал на отдельную страницу или отказались от него совсем. Если какой-то пункт из ТЗ опущен и нет пояснения, можно либо попросить кандидата доделать задание с учетом этой вводной, либо отсеять его, если нарушение грубое.

3. Оформление очень важно

Тестовое задание — это имитация реальной задачи, поэтому смотрим не только на содержание, но и на оформление. Скорее всего, в реальной рабочей задаче вы увидите потом то же самое. На что обращаем внимание:

  • Формат. Не может быть никаких PDF или JPEG (да-да, такое тоже бывало), если в требованиях указан макет в Figma.
  • Структура на доске. Макеты должны сопровождаться комментариями, лежать отдельно от набросков и референсов. Никаких лишних артефактов и остатков от других проектов быть не должно.
  • Уважение к принимающей стороне. Описания красным шрифтом на кислотно-зеленом фоне или сбитые описания — подобные вещи неуместны.

4. Не ожидайте идеального исполнения

Маловероятно, что человек, не погруженный в специфику продукта, метрики и аудиторию, сможет предложить идеальный вариант. На уровне тестового задания хорошим исполнением считайте работу, которая в одну итерацию смогла бы дойти до годной. Если есть критичные ошибки, но кандидат вам понравился, дайте ему обратную связь и попросите внести правки по комментариям так, как если бы он уже работал в вашей команде. Практика показывает, что кандидаты редко исправляют работы до необходимого качества, но есть люди, которым хочется дать второй шанс.

5. Обратная связь

Не бросайте человека с отказом, кратко аргументируйте свое решение. И дайте более подробные комментарии по запросу кандидата. Для вас это пять минут времени, а для него — обозначенные точки роста.

Мы убеждены, что не существует волшебного рецепта идеального тестового задания. Эти простые правила помогут набить чуть меньше шишек при найме нового человека в команду.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Никита Алексеевич

Смысл платного тестового задания НЕ в том, чтобы кандидат заработал денег. Идея в том, чтобы дать гарантию того что вы: не отправляете это ТЗ всем подряд без разбору (тщательно выбираете кандидатов) и не делаете в ТЗ реальные таски из своих текущих проектов (бесплатная рабочая сила).

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Никитченко

Хороший совет, но мало кто его будет использовать и используют. Частенько сталкивалась с такими, бесплатными, тестовыми)
Тестовое должно быть на отвлеченную тему, а не на конкретный продукт.  

Ответить
Развернуть ветку
Marina Stepanova

Мы даём тестовое по конкретному продукту, тк для нас важно посмотреть работу с контекстом. Также для кандидата это возможность немного погрузиться в продукт и попробовать себя. У нас есть узкоспециализированные направления, например, образовательный контент. Некоторые кандидаты во время выполнения понимают, что им некомфортно с подобной задачей. И на мой взгляд это лучше понять при найме, чем уже выйдя на новую работу.
При этом работа кандидатов никогда не уходит дальше обсуждения на собеседовании. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Никитенко

Спорно. Обычно просил дать актуальную задачу по какому-либо проекту компании. Такое тестовое есть мотивация выполнять в отличие от интерфейса для бетмобиля или инопланетян. 

Что касается оплаты - ее прошу когда есть сомнения в работодателе, что он внимательно рассмотрит тест и даст фидбек. 

Ну а работодателей такого уровня, для которых нормально воспользоваться результатами бесплатного теста лучше не рассматривать :) их сразу видно, интернет помнит все. 

Ответить
Развернуть ветку
Marina Stepanova

Мы предлагаем выполнить тестовое задание только кандидатам, прошедшим собеседование с HR и техническое собеседование с дизайнером. За прошлый год это примерно 50 отправленных тестовых из больше чем 800 кандидатов на первом этапе воронки.
По поводу бесплатной рабочей силы – это просто неэтично. Таски должны быть основаны на реальном продукте и быть максимально-похожи на боевые задачи, но в упрощённом формате. Например, дать только часть вводных и не требовать очень глубокого погружения. 

Ответить
Развернуть ветку
Мясной кубок

Не рабочая задача, но максимально приближена к боевой задаче ... ясно, понятно :)

 Тестовое задание — это не рабочая задача, а тест в широком смысле
 Таски должны быть основаны на реальном продукте и быть максимально-похожи на боевые задачи
Ответить
Развернуть ветку
Marina Stepanova

'не рабочая задача' = задача, которая не предназначена для реализации в живом продукте. При этом она основана на реальном продукте/проблеме

Ответить
Развернуть ветку
Мясной кубок

А в чём разница? Если ваша «не рабочая задач» решает «реальные-проблемы-продукта», то чем она отличается от «задачи для живого продукта»? 

Уверен, что я чего-то не понимаю, но выглядит это, как те же яйца, только в профиль и — ИМХО — не исключено, что вся эта эта тяжеловесная конструкция придумана лишь для того, чтобы оправдать не желание оплачивать тестовое задание.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Никитенко

Так а в чем проблема? Не хотите не делайте. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Фудин

Тестовое в учи.ру два года назад заняло 2,5  часа времени, плюс еще немного времени на анимашку. 

Его было действительно интересно делать, потому как это было не про очередной апп или веб, а было задачкой для детей, что потребовало некого ресерча про особенности восприятия и взаимодействия с устройствами в детском возрасте.

P.S. Учи.ру я был с вами короткое время, но до сих пор всем вас рекомендую и как образовательную площадку и как работодателя)

Марина привет!

Ответить
Развернуть ветку
Marina Stepanova

привет) ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Gaugash

Я считаю что время человека должно быть оплачено, ведь он тратит на вас своё время. Но с другой стороны, если кандидатов на бесплатное тестовое задание куча — то зачем.

Ответить
Развернуть ветку
Marina Stepanova

Платить или нет, ровно как делать или нет – личное решение каждого. Моя позиция – мы с кандидатом равно заинтересованы в найме. Для нас тестовое задание – возможность проверить реальные индивидуальные навыки кандидата. Со своей стороны мы готовы рассказать о компании, культуре, процессах, провести экскурсию по офису, что тоже занимает время, вне зависимости от того, возьмём мы этого человека или нет.
Имеет значение также, что тестовое мы предлагаем только кандидатам, которые прошли собеседование с HR и техническое собеседование с дизайнером. То есть у человека уже есть понимание о компании, задачах и мотивация к выполнению тестового

Ответить
Развернуть ветку
Мясной кубок

Всё так, только надо ещё упомянуть, что предлагая выполнить бесплатное тестовое после собеседования, вы тем самым ставите соискателю ультиматум — делай бесплатно, или мы-свяжемся-с-вами-через-неделю.

И бедняге ничего не остаётся, как выполнить ваши не «не рабочие, но основанные на реальных проблемах» задачи ;)

В статье же вы пишите, что у вас по 50 рыл на место. Получается не кислая такая раб-сила. Но это всё мои праздные рассуждения. Вы ведь этичные и пользоваться халявным трудом не будете :)

Ответить
Развернуть ветку
Darya Vasileva

Читайте внимательнее, там не 50 человек на место, там всего 50 кандидатов, дошедших до интервью за год

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Никитченко

С точки зрения компании нужно выполнять тестовое бесплатно.
С точки зрения кандидата нужно выполнять платно. 
И тут вступает в борьбу самоуважение кандидата) 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Никитенко

Тут все зависит от рынка. И только. 

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Прописнова

4 часа это слишком большой объем для тестового

Ответить
Развернуть ветку
Marina Stepanova

Объём зависит напрямую от навыков, на проверку которых задание нацелено. Если речь о ux+ui +время на погружение, то 3-4 часа кажутся вполне приемлемым временем. Некоторые кандидаты увлекаются дополнительным оформлением или описанием работы, на что уходит больше времени. Но это уже их инициатива.
Если задача на граф.дизайн, например, создание баннера или простой листовки по конкретному тз – такую задачу можно выполнить в рамках одного часа.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Rubanyuk

Где же кейсы ?)

Ответить
Развернуть ветку
Marina Stepanova

Кажется, что публично разбирать конкретные тестовые задания без разрешения их создателей неэтично)

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Rubanyuk

Да ладно) В статье про дизайн не указать примеры, ну такое)
Почему бы не разобрать тестовые задания, авторам, мне кажется, наоборот будет интересно, как и всем остальным. Ну а кто против - на этапе написания статьи можно уточнить, контакты же остались.

У Лебедева интересно смотреть результаты тестового задания. Если вы опубликуете свои, то и потенциальные кандидаты заинтересуются)

Ответить
Развернуть ветку
John Doe

Максимально спорный абзац "Зачем нужно тестовое задание".
Одно портфолио и правда не даст полного впечатления, но можно же поговорить с кандидатом и он вам расскажет про свою зону ответственности, глубину погружения в проект и т.д., разве нет?
А что мешает так называемому "аферисту" скинуть ваше задание кому-нибудь на аутсорс? Да и в реальной работе довольно быстро станет понятно насколько кандидат был честен.
Соискатель со своей стороны точно также может узнать все то, что ему надо, из разговора с вами и из примеров ваших работ. Собственно для этого собеседования и нужны, чтобы каждая сторона оценила друг друга и поняла что от нее будет требоваться и подходит ли она другой стороне.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 23 комментария
null