{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Не будешь знать математику — не станешь программистом». ИТ-специалисты вспоминают школьные годы

В День учителя «Учи.ру» расспросил коллег, как они писали код в тетрадках, обсуждали на физике философские вопросы, изучали культовые польские олимпиады, читали подшивки древней документации по Turbo Vision на папиросной бумаге.

Компьютерный класс в 2000-х годах pikabu.ru

Ещё лет двадцать назад мало кто осознавал возможности ИТ-направления и уж тем более понимал, какие школьные навыки помогут покорить эту индустрию. Тем интереснее услышать истории специалистов, добившихся успехов в профессии.

Андрей Терешко
head of frontend Учи.ру

«Я не особо учился в школе после пятого класса, и никакие пинки не работали. Просто не ходил на те уроки, которые мне были неинтересны, либо сидел на "камчатке" и не обращал внимания на происходящее. И, наоборот, сидел за первой партой на тех уроках, которые были интересны. Яркий пример был с химией, которая мне никогда не давалась. У нас на какое-то время сменилась учительница. Она была моложе, любила свой предмет и не обладала каталогом ярлыков для учеников. Это привело к тому, что за короткий срок я настолько увлёкся предметом, что стал оставаться на дополнительные занятия. Конечно, когда замена закончилась, всё вернулось на круги своя. Но интерес к химии не исчез.

Хорошо запомнил, как учительница математики говорила: «Не будешь знать математику — не станешь программистом».

А я на тот момент отлично понимал, что математика хоть и полезна, но точно не является критичной для разработчика. И после этого совсем на неё забил, что, конечно, сильно мешало и мешает до сих пор в некоторых ситуациях. Во многом пришлось потом разбираться с нуля, что гораздо сложней, чем в школе.

Из архива Андрея Терешко

Программировать я начал в 10 лет, первым компьютером был советский аналог ZX Spectrum — Raton-9003. Он подключался к телевизору, и программы грузились с магнитофонных кассет. Я шучу, что начал кодить потому, что это было быстрее, чем загрузить игру. И это только отчасти шутка. Помню, как радовался, когда в первый раз реализовал обработку коллизий в гонках и писал код в тетрадках заранее, чтобы прикинуть алгоритм. К тому времени, как появилась информатика в школе, я уже знал в этой области не меньше учителя. Поэтому на уроки особо не ходил, а помогал с настройкой компьютеров и организацией локальной сети, когда появились первые пентиумы.

Вспоминается ещё учитель физики, с которым у меня были отличные отношения, как и с его предметом. Примерно через год после моего выпуска он ушёл из школы в программисты.

Я на тот момент уже зарабатывал разработкой, и, помню, он что-то у меня спрашивал на эту тему. Можно шутить, что учитель пошёл по стопам ученика.

Зарабатывать деньги разработкой по-серьёзному я начал уже после школы. В школе были разовые вещи на фриланс-биржах, но тут нужно понимать, что в 2001 году, когда я начал изучать веб-разработку, рынок был довольно небольшой, на постсоветском пространстве отрасль ИТ не была раскрученной. И я до конца не осознавал, что мои навыки могут быть не только интересным хобби, но и способом заработать приличных денег.

В вуз я кое-как поступил, но ушёл с первого курса, увидев в списке занятий «работа с манипулятором типа мышь», о чём не жалею совершенно.

Работа дала мне в разы больше опыта и знаний. Да и отсутствие «корочек» мне не очень мешало на протяжении карьеры.

Я считаю, что главное, что должна давать школа, любовь к получению и применению знаний. Без этого в любой динамичной отрасли будет очень сложно поспевать за актуальными тенденциями и совершенно невозможно двигать эту отрасль вперёд. Что касается навыков — поиск и анализ информации и групповая работа. Это то, что очень поможет в любой современной отрасли, но, к сожалению, слабо формируется в средней российской школе.

У меня есть опыт работы со школьниками и студентами, но я не представляю, как бы я вёл информатику в рамках учебного плана. Исходил бы из идеи, что нужно заинтересовывать учеников и учить искать ответы самостоятельно, а не пихать всю программу подряд в голову. Главное, что я обычно пытаюсь донести: ИТ — это крутая и динамичная отрасль, в которой много возможностей самореализации для всех желающих, но успеха добиваются в первую очередь люди, которые любят то, чем занимаются».

Алексей Вахов
технический директор «Учи.ру»

«По математике, конечно, у меня были пятёрки. Я вообще олимпиадник, ездил на олимпиады с девятого класса. При этом я впервые увидел компьютер в 9-м классе, когда перешел в физико-математическую школу в Перми из районной. Но зато в 11-м классе у меня была первая степень на областной олимпиаде по программированию.

Я считаю, что до зональный олимпиады можно дойти самородком, а дальше — это успех наполовину ребенка, наполовину учителя. Тезис в том, что Всероссийская олимпиада и выше — без учителя невозможна.

Точечные случаи бывают, но это скорее исключение. Сергей Евгеньевич Полянский — мой преподаватель олимпиадной физики. Он учил в ФМШ №146 в Перми. К сожалению, он уже умер. Яркий, харизматичный дяденька. С индивидуальным подходом, с кучей шуток. Придумывал много развлекательных задач.

Я запомнил, как попал к нему. У нас была специализированная школа, ФМШ, принимала учеников с восьмого класса, но я попал с девятого. В восьмом я получил диплом третьей степени на олимпиаде по математике в областной олимпиаде. Нас, победителей олимпиады, отправляли в лагерь в Судак. И там, помимо обычной лагерной жизни, можно было выбирать углублённые предметы. Я познакомился там с ребятами как раз из этой школы. Мама хотела перевести меня в эту школу в девятом классе. Сначала они меня не зачислили, но потом навели справки о том, как я занимался в лагере, — а я там реально много трудился, потому что мне нравилось, — и меня приняли в школу.

Из архива Алексея Вахова

У меня была обычная, районная школа, мне там бывало скучно, а тут такое комьюнити было прикольное. Ну и, соответственно, я пришёл в школу, мне дали тестовые задачи. Я всё решил очень быстро, и они меня взяли. Я попал на первую контрольную по физике. Нам было предложено решить три задачи, все они были по уровню трудности олимпиадные. Я их потом нашёл в архиве — это были задачи из польских олимпиад.

Польские олимпиады по физике — это культовая книга. Там было три таких задачи мощных. В классе никто не решил ни одной, а я решил половину одной.

И всем поставили по двойке, а мне поставили три с минусом. И после этого Сергей Евгеньевич взял меня к себе. Математики тоже хотели из меня олимпиадника сделать, но он меня забрал первым.

Он давал мне кучу книг. Я не знаю, как сейчас олимпиадники живут, но в те времена была очень важна литература. Подшивки журнала Квант, польские олимпиады — вот это всё нужно было обязательно. Без литературы невозможно было подготовиться. Он меня по полной снабжал этой литературой. Так и закрутилось. С девятого класса я начал ездить на зональные олимпиады.

Олимпиадники вообще не думают, что будет в будущем, не присматриваются к профессиям. Это одна из больших проблем, ведь школьный период заканчивается внезапно.

Олимпиадники расходятся кто куда. Много технарей ушло в разработку. У меня все друзья-физики работают в ИТ-компаниях. Кто-то идёт в науку.

У нас школа сильная была, много полноценных компьютерных классов. У каждого ребёнка был компьютер. Это был 97-й год, наверное, пентиум MMX 133. В школе я не думал, что программированием хочу зарабатывать.

Программировать я стал, потому что мне на четвёртым курсе понадобились деньги. А это единственное, что я умел, — и откликнулся на вакансию.

Если бы мне нужно было бы провести урок информатики у школьников? Я считаю, что любая деятельность интересна, нужно только найти отклик у людей. Недостаточно заманить в программирование обещанием научить делать, например, игры. Нужно найти в самом предмете какую-то красоту.

Программирование от руки habr.com/ru/

Один из примеров, который я использую: я еду в метро, и сидит человек, читает ноты. И он так увлечён, на каких-то моментах восхищается. Так как у меня ноль в музыкальном образовании, для меня это какая-то магия. Но у меня был такой период, когда я так же ездил и читал код. В любой деятельности намешана вся жизнь. И из этого большого клубка я бы попробовал чем-то зацепить людей».

Сергей Пимков
заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации продуктов Selectel

«Лично мне кажется, что в разработке в первую очередь важно уметь удерживать в голове сложную абстрактную модель, видеть связи между её элементами и уметь эту модель видоизменять. Любая точная наука оперирует моделями и в этом смысле подготавливает сознание к работе такого рода. Важно, заучиваем ли мы эти модели и их свойства наизусть или же пытаемся выводить на ходу.

Если в основном заучиваем — то это бесполезно с точки зрения последующей работы. А если пытаемся понять, как появляются новые модели, доказываем их, опровергаем и строим доказательства — то это уже действительно может помочь научиться, в том числе и программировать.

Самые лучшие отношения у меня были как раз с физикой и математикой, самые плохие — с химией и английским языком.

Мотивировать меня, насколько я помню, было весьма неблагодарной задачей. Работала только одна методика — позволить мне конструировать свою систему знаний самостоятельно.

Это очень круто — наблюдать, как из разрозненных фактов и допущений выстраивается целая система, которая обладает предсказательной силой и вообще приносит профит, а не сама по себе. Если чем-то таким заниматься на уроке не получалось (например, на английском) — для меня это была бездна угнетения и отчаяния.

Вспоминается учитель физики, Валентиныч. Человек, который на физике преподавал курс философии, чтобы показать, как менялась со временем система знаний человечества и подход к её уточнению.

Или предлагал самостоятельно вывести практически каждый закон перед тем, как прочитать о нём в учебнике.

К сожалению, мне не очень долго удалось у него учиться, но в целом я полагаю, что именно он дал мне вместо рыбы целую рыболовную сеть, с помощью которой я потом выгребал очень много сложного на протяжении карьеры.

А ещё он водил группы школьников в походы на Урал, и это отдельно сносило неподготовленную юношескую крышу. Возможно, именно это привело к тому, что я уже во взрослом возрасте совершил кучу горных походов: от Полярного Урала до Путоран.

Я ещё в 7 классе начал активно зависать в классе информатики. Началось всё с программирования кенгуру, который чертил линии на экране. Затем был Turbo Pascal — я купил книгу Фаронова и какое-то время увлечённо занимался рисованием красивых фигур.

Потом информатик подарил мне эпическую подшивку древней документации по Turbo Vision, распечатанную на папиросной бумаге (или чём-то таком), явно из какого-то вычислительного центра — и я нырнул в ООП.

В классе у нас, кажется, был один или два первых пентиума, несколько 486-х и 386-е. У меня первый компьютер появился в 10-м классе, это был Celeron 233 Mhz.

Именно практических навыков программирования в школе мне получить не удалось, всё же чисто академические задачи вроде самостоятельной реализации сортировки пузырьком — это скорее антипаттерн в реальной работе.

Так что, полагаю, таким главным навыком является умение думать. А к этому навыку требовательны абсолютно все области разработки, даже программирование фронтэнда на тачпэде.

Из архива Сергея Пимкова

Школу я закончил средне, чуть не схлопотал тройку по химии. Медалей и других атрибутов успеха замечено не было. Это все последовало уже в университете — красный диплом, 5+ в зачетке по дискретной математике.

Мне кажется, что в разработке важно научиться ловить кайф от того, что ты делаешь и что получается на выходе, а не от каких-то инструментальных штук, типа фреймворка или языка.

Если бы меня попросили поговорить со школьниками об информатике, я бы постарался рассказать, о чём вообще эта профессия, чтобы помочь ребятам определиться. Школа, как мне кажется, даёт очень смутное представление о том, чём предстоит заниматься в реальности, и было бы неплохо немного развеять этот туман.

Разработка всё же довольно специфическая область деятельности, она может много дать, но и требует тоже довольно много. Мне бы хотелось, чтобы ребята в целом меньше ошибались в выборе будущей работы — мне нравится, что мои программисты не плачут»!

Александр Цветков
руководитель фронтенда проекта Почта Mail.ru

«Математические и естественно-научные дисциплины, безусловно, упрощают путь в профессиональное программирование, но это не панацея. В последнее время появляется много относительно новых междисциплинарных направлений в ИТ: анализ и синтез естественного языка, биоинформатика и множество других, где без знаний смежных наук в принципе невозможно представить профессиональную деятельность.

Я бы рекомендовал не ограничиваться только перечисленным набором наук, а смотреть шире и интересоваться всем вокруг, ведь любого профессионала отличает — в первую очередь — пытливость ума.

Мне кажется, что меня можно назвать довольно удачливым человеком — на моём жизненном пути мне встречались исключительно прекрасные педагоги. Наверное, именно это и повлияло на то, что мне всегда нравился сам процесс обучения — нравился поиск проблемы, а затем — эйфория от нахождения верного решения.

Самые тёплые и хорошие воспоминания остались о моей первой классной руководительнице. Начальная школа — это место, где зарождается множество привычек и особенностей характера, и роль первого учителя здесь сложно переоценить.

Я был довольно активным ребёнком, мне довольно легко давалось учёба, но из-за постоянной спешки я часто был невнимательным. Именно классная руководительница не давала мне заскучать, придумывала новые задачки и направляла мою энергию в нужное русло, а когда я торопился и ошибался, то не останавливала сразу, а дожидалась, когда я закончу, и показывала на финальном результате, к чему приводит спешка.

С начальной школы мне больше давались точные науки, поэтому большинство учителей говорило, что мне нужно быть инженером. Я тоже долгое время склонялся к этому варианту. В школьном аттестате у меня все пятёрки, но в 10-м классе я получил несколько четвёрок по любимым предметам — алгебре и геометрии. Хоть это и не отразилось на аттестате, но я получил серебряную медаль.

Летом после 7-го класса я понял, что хочу быть программистом. Примерно в то время я начал сам копаться в HTML, CSS, PHP, делать простенькие сайты.

Помню, как наткнулся в интернете на официальный сайт ОС Ubuntu и на нем был баннер, сообщающий, что можно бесплатно заказать диск с этой операционной системой, что я незамедлительно и сделал, не особо веря в результат. Каково было мое удивление, когда через месяц в почтовом ящике был диск! Настоящий!

В тот день астрологи объявили месяц бессонных ночей и красных глаз. В школе же была полноценная информатика и много программирования, а также новенький компьютерный класс, обустроенный по какой-то государственной программе.

Компьютерный класс в 90-х годах ra29.club

В какой-то момент каждый начинающий программист понимает, что для повышения экспертности уже недостаточно просто выучить новую языковую конструкцию, инструмент или IDE, а нужно копать вглубь. В этот момент начинают требоваться знания из совершенно разных областей, часть из них очень чувствительна к фундаментальному образованию, основа которого как раз и закладывается в школе.

Если бы я вёл информатику, то старался бы давать больше подкрепления на реальных примерах. Школьнику порой очень тяжело понять, зачем вообще нужны массивы, деревья, булева алгебра и т.д. Важно не только правильно объяснить, но и заинтересовать, найти пример, который максимально будет близок для них — например, любимая компьютерная игра».

«Учи.ру» от имени своих коллег благодарит учителей, которые сыграли значительную роль в их становлении как ИТ-специалистов в том числе. Сегодня мы поздравляем всех педагогов с их профессиональным праздником. А тем, кто ищет себя, хотим сказать: не важно, троечник ты или олимпиадник, не имеет знания, каким путём ты пришёл в ИТ. Когда человек горит своим делом, двери перед ним рано или поздно открываются. Мы приглашаем всех, кто заинтересован, стать частью нашей команды.

0
55 комментариев
Написать комментарий...
Всвиторе
Не будешь знать математику — не станешь программистом

Обычный php программист это цифвровой грузчик. Ему надо с одного места переложить в другое, а всё это возвышенное вторично. Либо вытащить из жопы, либо засунуть в жопу. 

Ответить
Развернуть ветку
Пластиковое Окно

Как будто со знанием вышмата что-то меняется /0

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда