«Не будешь знать математику — не станешь программистом». ИТ-специалисты вспоминают школьные годы

В День учителя «Учи.ру» расспросил коллег, как они писали код в тетрадках, обсуждали на физике философские вопросы, изучали культовые польские олимпиады, читали подшивки древней документации по Turbo Vision на папиросной бумаге.

Компьютерный класс в 2000-х годах pikabu.ru

Ещё лет двадцать назад мало кто осознавал возможности ИТ-направления и уж тем более понимал, какие школьные навыки помогут покорить эту индустрию. Тем интереснее услышать истории специалистов, добившихся успехов в профессии.

Андрей Терешко
head of frontend Учи.ру

«Я не особо учился в школе после пятого класса, и никакие пинки не работали. Просто не ходил на те уроки, которые мне были неинтересны, либо сидел на "камчатке" и не обращал внимания на происходящее. И, наоборот, сидел за первой партой на тех уроках, которые были интересны. Яркий пример был с химией, которая мне никогда не давалась. У нас на какое-то время сменилась учительница. Она была моложе, любила свой предмет и не обладала каталогом ярлыков для учеников. Это привело к тому, что за короткий срок я настолько увлёкся предметом, что стал оставаться на дополнительные занятия. Конечно, когда замена закончилась, всё вернулось на круги своя. Но интерес к химии не исчез.

Хорошо запомнил, как учительница математики говорила: «Не будешь знать математику — не станешь программистом».

А я на тот момент отлично понимал, что математика хоть и полезна, но точно не является критичной для разработчика. И после этого совсем на неё забил, что, конечно, сильно мешало и мешает до сих пор в некоторых ситуациях. Во многом пришлось потом разбираться с нуля, что гораздо сложней, чем в школе.

Из архива Андрея Терешко

Программировать я начал в 10 лет, первым компьютером был советский аналог ZX Spectrum — Raton-9003. Он подключался к телевизору, и программы грузились с магнитофонных кассет. Я шучу, что начал кодить потому, что это было быстрее, чем загрузить игру. И это только отчасти шутка. Помню, как радовался, когда в первый раз реализовал обработку коллизий в гонках и писал код в тетрадках заранее, чтобы прикинуть алгоритм. К тому времени, как появилась информатика в школе, я уже знал в этой области не меньше учителя. Поэтому на уроки особо не ходил, а помогал с настройкой компьютеров и организацией локальной сети, когда появились первые пентиумы.

Вспоминается ещё учитель физики, с которым у меня были отличные отношения, как и с его предметом. Примерно через год после моего выпуска он ушёл из школы в программисты.

Я на тот момент уже зарабатывал разработкой, и, помню, он что-то у меня спрашивал на эту тему. Можно шутить, что учитель пошёл по стопам ученика.

Зарабатывать деньги разработкой по-серьёзному я начал уже после школы. В школе были разовые вещи на фриланс-биржах, но тут нужно понимать, что в 2001 году, когда я начал изучать веб-разработку, рынок был довольно небольшой, на постсоветском пространстве отрасль ИТ не была раскрученной. И я до конца не осознавал, что мои навыки могут быть не только интересным хобби, но и способом заработать приличных денег.

В вуз я кое-как поступил, но ушёл с первого курса, увидев в списке занятий «работа с манипулятором типа мышь», о чём не жалею совершенно.

Работа дала мне в разы больше опыта и знаний. Да и отсутствие «корочек» мне не очень мешало на протяжении карьеры.

Я считаю, что главное, что должна давать школа, любовь к получению и применению знаний. Без этого в любой динамичной отрасли будет очень сложно поспевать за актуальными тенденциями и совершенно невозможно двигать эту отрасль вперёд. Что касается навыков — поиск и анализ информации и групповая работа. Это то, что очень поможет в любой современной отрасли, но, к сожалению, слабо формируется в средней российской школе.

У меня есть опыт работы со школьниками и студентами, но я не представляю, как бы я вёл информатику в рамках учебного плана. Исходил бы из идеи, что нужно заинтересовывать учеников и учить искать ответы самостоятельно, а не пихать всю программу подряд в голову. Главное, что я обычно пытаюсь донести: ИТ — это крутая и динамичная отрасль, в которой много возможностей самореализации для всех желающих, но успеха добиваются в первую очередь люди, которые любят то, чем занимаются».

Алексей Вахов
технический директор «Учи.ру»

«По математике, конечно, у меня были пятёрки. Я вообще олимпиадник, ездил на олимпиады с девятого класса. При этом я впервые увидел компьютер в 9-м классе, когда перешел в физико-математическую школу в Перми из районной. Но зато в 11-м классе у меня была первая степень на областной олимпиаде по программированию.

Я считаю, что до зональный олимпиады можно дойти самородком, а дальше — это успех наполовину ребенка, наполовину учителя. Тезис в том, что Всероссийская олимпиада и выше — без учителя невозможна.

Точечные случаи бывают, но это скорее исключение. Сергей Евгеньевич Полянский — мой преподаватель олимпиадной физики. Он учил в ФМШ №146 в Перми. К сожалению, он уже умер. Яркий, харизматичный дяденька. С индивидуальным подходом, с кучей шуток. Придумывал много развлекательных задач.

Я запомнил, как попал к нему. У нас была специализированная школа, ФМШ, принимала учеников с восьмого класса, но я попал с девятого. В восьмом я получил диплом третьей степени на олимпиаде по математике в областной олимпиаде. Нас, победителей олимпиады, отправляли в лагерь в Судак. И там, помимо обычной лагерной жизни, можно было выбирать углублённые предметы. Я познакомился там с ребятами как раз из этой школы. Мама хотела перевести меня в эту школу в девятом классе. Сначала они меня не зачислили, но потом навели справки о том, как я занимался в лагере, — а я там реально много трудился, потому что мне нравилось, — и меня приняли в школу.

Из архива Алексея Вахова

У меня была обычная, районная школа, мне там бывало скучно, а тут такое комьюнити было прикольное. Ну и, соответственно, я пришёл в школу, мне дали тестовые задачи. Я всё решил очень быстро, и они меня взяли. Я попал на первую контрольную по физике. Нам было предложено решить три задачи, все они были по уровню трудности олимпиадные. Я их потом нашёл в архиве — это были задачи из польских олимпиад.

Польские олимпиады по физике — это культовая книга. Там было три таких задачи мощных. В классе никто не решил ни одной, а я решил половину одной.

И всем поставили по двойке, а мне поставили три с минусом. И после этого Сергей Евгеньевич взял меня к себе. Математики тоже хотели из меня олимпиадника сделать, но он меня забрал первым.

Он давал мне кучу книг. Я не знаю, как сейчас олимпиадники живут, но в те времена была очень важна литература. Подшивки журнала Квант, польские олимпиады — вот это всё нужно было обязательно. Без литературы невозможно было подготовиться. Он меня по полной снабжал этой литературой. Так и закрутилось. С девятого класса я начал ездить на зональные олимпиады.

Олимпиадники вообще не думают, что будет в будущем, не присматриваются к профессиям. Это одна из больших проблем, ведь школьный период заканчивается внезапно.

Олимпиадники расходятся кто куда. Много технарей ушло в разработку. У меня все друзья-физики работают в ИТ-компаниях. Кто-то идёт в науку.

У нас школа сильная была, много полноценных компьютерных классов. У каждого ребёнка был компьютер. Это был 97-й год, наверное, пентиум MMX 133. В школе я не думал, что программированием хочу зарабатывать.

Программировать я стал, потому что мне на четвёртым курсе понадобились деньги. А это единственное, что я умел, — и откликнулся на вакансию.

Если бы мне нужно было бы провести урок информатики у школьников? Я считаю, что любая деятельность интересна, нужно только найти отклик у людей. Недостаточно заманить в программирование обещанием научить делать, например, игры. Нужно найти в самом предмете какую-то красоту.

Программирование от руки habr.com/ru/

Один из примеров, который я использую: я еду в метро, и сидит человек, читает ноты. И он так увлечён, на каких-то моментах восхищается. Так как у меня ноль в музыкальном образовании, для меня это какая-то магия. Но у меня был такой период, когда я так же ездил и читал код. В любой деятельности намешана вся жизнь. И из этого большого клубка я бы попробовал чем-то зацепить людей».

Сергей Пимков
заместитель генерального директора по разработке и эксплуатации продуктов Selectel

«Лично мне кажется, что в разработке в первую очередь важно уметь удерживать в голове сложную абстрактную модель, видеть связи между её элементами и уметь эту модель видоизменять. Любая точная наука оперирует моделями и в этом смысле подготавливает сознание к работе такого рода. Важно, заучиваем ли мы эти модели и их свойства наизусть или же пытаемся выводить на ходу.

Если в основном заучиваем — то это бесполезно с точки зрения последующей работы. А если пытаемся понять, как появляются новые модели, доказываем их, опровергаем и строим доказательства — то это уже действительно может помочь научиться, в том числе и программировать.

Самые лучшие отношения у меня были как раз с физикой и математикой, самые плохие — с химией и английским языком.

Мотивировать меня, насколько я помню, было весьма неблагодарной задачей. Работала только одна методика — позволить мне конструировать свою систему знаний самостоятельно.

Это очень круто — наблюдать, как из разрозненных фактов и допущений выстраивается целая система, которая обладает предсказательной силой и вообще приносит профит, а не сама по себе. Если чем-то таким заниматься на уроке не получалось (например, на английском) — для меня это была бездна угнетения и отчаяния.

Вспоминается учитель физики, Валентиныч. Человек, который на физике преподавал курс философии, чтобы показать, как менялась со временем система знаний человечества и подход к её уточнению.

Или предлагал самостоятельно вывести практически каждый закон перед тем, как прочитать о нём в учебнике.

К сожалению, мне не очень долго удалось у него учиться, но в целом я полагаю, что именно он дал мне вместо рыбы целую рыболовную сеть, с помощью которой я потом выгребал очень много сложного на протяжении карьеры.

А ещё он водил группы школьников в походы на Урал, и это отдельно сносило неподготовленную юношескую крышу. Возможно, именно это привело к тому, что я уже во взрослом возрасте совершил кучу горных походов: от Полярного Урала до Путоран.

Я ещё в 7 классе начал активно зависать в классе информатики. Началось всё с программирования кенгуру, который чертил линии на экране. Затем был Turbo Pascal — я купил книгу Фаронова и какое-то время увлечённо занимался рисованием красивых фигур.

Потом информатик подарил мне эпическую подшивку древней документации по Turbo Vision, распечатанную на папиросной бумаге (или чём-то таком), явно из какого-то вычислительного центра — и я нырнул в ООП.

В классе у нас, кажется, был один или два первых пентиума, несколько 486-х и 386-е. У меня первый компьютер появился в 10-м классе, это был Celeron 233 Mhz.

Именно практических навыков программирования в школе мне получить не удалось, всё же чисто академические задачи вроде самостоятельной реализации сортировки пузырьком — это скорее антипаттерн в реальной работе.

Так что, полагаю, таким главным навыком является умение думать. А к этому навыку требовательны абсолютно все области разработки, даже программирование фронтэнда на тачпэде.

Из архива Сергея Пимкова

Школу я закончил средне, чуть не схлопотал тройку по химии. Медалей и других атрибутов успеха замечено не было. Это все последовало уже в университете — красный диплом, 5+ в зачетке по дискретной математике.

Мне кажется, что в разработке важно научиться ловить кайф от того, что ты делаешь и что получается на выходе, а не от каких-то инструментальных штук, типа фреймворка или языка.

Если бы меня попросили поговорить со школьниками об информатике, я бы постарался рассказать, о чём вообще эта профессия, чтобы помочь ребятам определиться. Школа, как мне кажется, даёт очень смутное представление о том, чём предстоит заниматься в реальности, и было бы неплохо немного развеять этот туман.

Разработка всё же довольно специфическая область деятельности, она может много дать, но и требует тоже довольно много. Мне бы хотелось, чтобы ребята в целом меньше ошибались в выборе будущей работы — мне нравится, что мои программисты не плачут»!

Александр Цветков
руководитель фронтенда проекта Почта Mail.ru

«Математические и естественно-научные дисциплины, безусловно, упрощают путь в профессиональное программирование, но это не панацея. В последнее время появляется много относительно новых междисциплинарных направлений в ИТ: анализ и синтез естественного языка, биоинформатика и множество других, где без знаний смежных наук в принципе невозможно представить профессиональную деятельность.

Я бы рекомендовал не ограничиваться только перечисленным набором наук, а смотреть шире и интересоваться всем вокруг, ведь любого профессионала отличает — в первую очередь — пытливость ума.

Мне кажется, что меня можно назвать довольно удачливым человеком — на моём жизненном пути мне встречались исключительно прекрасные педагоги. Наверное, именно это и повлияло на то, что мне всегда нравился сам процесс обучения — нравился поиск проблемы, а затем — эйфория от нахождения верного решения.

Самые тёплые и хорошие воспоминания остались о моей первой классной руководительнице. Начальная школа — это место, где зарождается множество привычек и особенностей характера, и роль первого учителя здесь сложно переоценить.

Я был довольно активным ребёнком, мне довольно легко давалось учёба, но из-за постоянной спешки я часто был невнимательным. Именно классная руководительница не давала мне заскучать, придумывала новые задачки и направляла мою энергию в нужное русло, а когда я торопился и ошибался, то не останавливала сразу, а дожидалась, когда я закончу, и показывала на финальном результате, к чему приводит спешка.

С начальной школы мне больше давались точные науки, поэтому большинство учителей говорило, что мне нужно быть инженером. Я тоже долгое время склонялся к этому варианту. В школьном аттестате у меня все пятёрки, но в 10-м классе я получил несколько четвёрок по любимым предметам — алгебре и геометрии. Хоть это и не отразилось на аттестате, но я получил серебряную медаль.

Летом после 7-го класса я понял, что хочу быть программистом. Примерно в то время я начал сам копаться в HTML, CSS, PHP, делать простенькие сайты.

Помню, как наткнулся в интернете на официальный сайт ОС Ubuntu и на нем был баннер, сообщающий, что можно бесплатно заказать диск с этой операционной системой, что я незамедлительно и сделал, не особо веря в результат. Каково было мое удивление, когда через месяц в почтовом ящике был диск! Настоящий!

В тот день астрологи объявили месяц бессонных ночей и красных глаз. В школе же была полноценная информатика и много программирования, а также новенький компьютерный класс, обустроенный по какой-то государственной программе.

Компьютерный класс в 90-х годах ra29.club

В какой-то момент каждый начинающий программист понимает, что для повышения экспертности уже недостаточно просто выучить новую языковую конструкцию, инструмент или IDE, а нужно копать вглубь. В этот момент начинают требоваться знания из совершенно разных областей, часть из них очень чувствительна к фундаментальному образованию, основа которого как раз и закладывается в школе.

Если бы я вёл информатику, то старался бы давать больше подкрепления на реальных примерах. Школьнику порой очень тяжело понять, зачем вообще нужны массивы, деревья, булева алгебра и т.д. Важно не только правильно объяснить, но и заинтересовать, найти пример, который максимально будет близок для них — например, любимая компьютерная игра».

«Учи.ру» от имени своих коллег благодарит учителей, которые сыграли значительную роль в их становлении как ИТ-специалистов в том числе. Сегодня мы поздравляем всех педагогов с их профессиональным праздником. А тем, кто ищет себя, хотим сказать: не важно, троечник ты или олимпиадник, не имеет знания, каким путём ты пришёл в ИТ. Когда человек горит своим делом, двери перед ним рано или поздно открываются. Мы приглашаем всех, кто заинтересован, стать частью нашей команды.

0
55 комментариев
Написать комментарий...
911

«Не будешь знать математику — не станешь программистом»

ахахахаха

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подливчук

Тут дело не в том что ты программист, а в том, что в 40 лет у тебя будет зп как у джуна с 5 летним стажем ;)

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен

Кто не разбирается в математике, те растут вертикально, а не горизонтально. Становятся управленцами. И у них тоже все хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подливчук

Лол. Ты забываешь один нюанс. 1 из 10 становится управленцем, остальные 9 работают дальше за свою зп или меняют профессию (про смену профессии в статьях, куда деваются программисты после 40). Ты молодец, если попадешь в 10%, но шансы малы. 

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен

Ну да, есть два пути: рост и стагнация.
Если стагнируешь, то и получаешь столько же (или даже меньше). И неважно, знал ли ты математику.
А если растешь, то неважно, в какую сторону - везде хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подливчук

Не два пути - а три: рост, стагнация, уход в другую профессию. Вот блин, знал бы ты матан, не спорил бы со мной :)

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен

не три пути, а четыре. Можно еще умереть
Знал бы ты матан, не спорил бы

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подливчук

Мы сейчас в поле проф развития разговариваем, а ты выходишь за его рамки. Думаю про смерть на рабочем месте из-за производственной травмы нам не стоит обсуждать :)

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен

Уход в другую профессию после 40 лет в РФ - это сродни смерти. После 40 никто джуна (в любой сфере) на работу не возьмет. После 50 даже опытных стараются не брать.
Область здесь программирование. И путей в программировании два - развиваться или нет.
Смена проф деятельности, переход в бомжи, выигрыш в лотерею и переход в кутилы, смерть - это все за рамками.

Ответить
Развернуть ветку
Крымский Чайничек

Если у тебя есть необходимые навыки, то плевать на твой возраст. 

Ответить
Развернуть ветку
Карфаген должен быть разрушен

Только там, где кадровый голод.

Ответить
Развернуть ветку
Крымский Чайничек

Не обязательно 

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда