{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Социализация на образовательной платформе: зачем пользователям чат, стикеры, гифки, боты и лента новостей

Для того чтобы лучше учиться, крепче дружить и быть в безопасности

Чтобы учиться было интересно, курсы делают увлекательными и понятными. Однако интерес к учебе можно поддерживать способами, не связанными с образовательным контентом напрямую, например, с помощью комьюнити. В этой статье расскажем о том, как мы запустили площадку для общения внутри платформы, какие инструменты мы уже опробовали, что это дало нашим пользователям и куда мы планируем двигаться дальше.

Содержание статьи:

Какие проблемы решает площадка для общения внутри сервиса

Общение между студентами и обсуждение материала помогают лучше усваивать новые знания. У нас возникла гипотеза, что такое взаимодействие внутри Учи.ру повысило бы интерес детей к учебе: они смогли бы обсуждать задания, делиться достижениями и охотнее возвращаться к урокам.

Большая часть наших пользователей — школьники младших и средних классов. У детей такого возраста, как правило, еще нет собственных смартфонов, и им нельзя зарегистрироваться в социальных сетях и мессенджерах. Если есть телефон и даже WhatsApp, ребята не всегда знают номера своих одноклассников. Кажется, что с общением в сети у детей все сложно.

Родители ограничивают доступ детей к интернету и социальным сетям в том числе и по соображениям безопасности. С кем ребенок может общаться в онлайне? Какой потреблять контент? Эти серьезные вопросы учитывали и мы.

Сабина Карасева, Product manager Учи.ру

Мы решили создать площадку для общения детей внутри платформы. Сообщество в авторизованной зоне позволило бы ребятам общаться с одноклассниками максимально безопасно. Не забыли и о тех, кто уже зарегистрировался в социальных сетях и мессенджерах.

Как общаются пользователи, у которых еще нет паспорта

Перед тем как проверить нашу гипотезу, мы исследовали детское онлайн-общение. Оказалось, что ученики младших и средних классов приходят в соцсети и чаты:

  • Если им скучно.

  • Если любопытно, что там происходит. Ведь счетчик непрочитанных растет!
  • Чтобы поделиться чем-то классным: фотографиями животных, ссылкой на видео в Likee, смешной гифкой.
  • Отреагировать на другое сообщение: записать голосовое, отправить стикер или эмоджи в три ряда. А вот писать длинные текстовые сообщения сложно.
  • Поиграть.

Какие средства социализации мы опробовали

Чат на Учи.ру

Чат в личном кабинете ребенка на Учи.ру появился около двух лет назад. Технически чат не один — их два: с учителем и без него. Переписываться с кем-то один на один нельзя. Отказались от «лички» потому, что такая переписка не отвечает главной цели — создать сообщество вокруг учебы.

Сообщения в чате не хранятся — доступны только 50 последних реплик. Пользователи могут писать сообщения, отправлять гифки и стикеры в обеих версиях.

Стикеры в чате

Несколько дефолтных картинок открыты всем, а чтобы получить новые, нужно выполнить одну или две карточки (в одной карточке несколько заданий). Такая механика подталкивает учеников решать чуть больше задач.

У педагогов есть собственные стикеры, они называются «похвала от учителя»: через чат они могут хвалить детей, отмечать их успехи в домашнем задании, олимпиадах и классной работе.

Гифки в чате

Недавно мы добавили еще и гифки. Каждый день набор из 16 гифок меняется.

Написали ребятам в GIPHY, запросили ключ, бесплатно подключились к библиотеке и задали хештеги типа kittens, puppies и kids friendly, safe content. Скачали около 2 тыс. гифок. Чтобы проверить, не просочились ли туда сомнительные изображения, пришлось отсмотреть их вручную. Автоматизировать это было бы сложно — нам для MVP нужно было максимально быстрое и дешевое решение.

Мы заметили, что гифки отправляют те же дети, которые раньше активно пользовались стикерами. По окончании А/В-теста мы лучше поймем, как они повлияли на общение в чате.

Сабина Карасева, Product manager Учи.ру

Однако у чата есть несколько точек роста и проблем.

1) «Вялые» беседы. На платформе нет push-уведомлений, поэтому сразу на сообщения отвечают только те, кто тоже зашел в чат. Обычно же ответные сообщения приходят через пару дней.

2) Дети хулиганят. Конечно, в чате нельзя отправить мат — мы поставили блок на ругательства. Однако школьники все равно могут написать что-то обидное друг другу и иногда спамят. В таких случаях нам пишут учителя или родители и мы стараемся разобраться в ситуации, помочь очистить чат.

Лента новостей

Исследования, которые мы проводили для разработки чата, показали, как для детей важна похвала. Поэтому мы решили сделать внутри платформы что-то вроде новостной ленты, в которой ученики бы находили себя, радовались и охотнее продолжали учиться.

Новости в чате

Первую версию новостной ленты протестировали внутри чата, чтобы не погружаться в дорогостоящую разработку с непроверенной гипотезой. Она выглядела так: раз в день Гриша, главный герой Учи.ру, отправлял в чат сообщение с тремя новостями.

Эти новости, конечно, об участниках чата — о детях: кто-то сделал больше всех заданий, кто-то принял участие в олимпиаде. И, конечно, трех новостей оказалось мало, ведь в классе обычно учится гораздо больше детей. А/В-тест показал, что такие новости нравятся детям и действительно помогают им учиться больше, — мы решили превратить их в отдельную ленту в личном кабинете ученика.

Сабина Карасева, Product manager Учи.ру

Новости в ленте

Лента в личном кабинете показывает гораздо больше новостей. Там мы отмечаем даже тех ребят, которые не достигли каких-то превосходных результатов, потому что для нас важно, чтобы ученики видели себя в ленте и получали мотивацию.

Как и новости от Гриши, новостная лента работает в полуручном режиме. Каждый день мы запускаем скрипт, который выделяет события типа «прошел(-а) карточку быстрее всех в классе» или «начал(-а) новую тему». Когда таких событий слишком много, в новости попадает лишь часть.

Гриша в социальных сетях и мессенджерах

Некоторые дети, особенно те, кто постарше, уже активно пользуются социальными сетями и мессенджерами. Мы видим их в наших аккаунтах «ВКонтакте», Instagram, Viber, TikTok и Likee.

Instagram

В Instagram у нас две страницы — Учи.ру и Гриши, маскота и главного героя курсов. На Гришу подписано очень много детей и, конечно, сотрудников Учи.ру — аккаунт наши коллеги ведут уже почти 2,5 года.

С помощью него мы подсматриваем за трендами у детей: что им нравится, над чем они сейчас смеются. Например, ребята любят отвечать на вопросы, рассказывать истории о своих выходных прямо в комментариях, сочинять шутки. И мы берем это на заметку.

Иногда в сторис у Гриши мы тестируем гипотезы. На него подписано больше 50 тыс. пользователей — это довольно большая аудитория респондентов. При использовании этих данных учитываем, что в Instagram мы получаем немного смещенную выборку: это уже более продвинутые дети, которые пользуются соцсетями и, скорее всего, имеют собственный смартфон.

«ВКонтакте»

«ВКонтакте» — еще одна популярная у детей социальная сеть. С ее помощью мы опробовали другой способ вовлечения ребят в обучение — тоже через нашего маскота Гришу.

В личном кабинете на Учи.ру ребенок мог по баннеру перейти на страницу «ВКонтакте» и начать беседу с Гришей-ботом.

В первом варианте A/B-тестирования бот предлагал ребенку решить 20 карточек и дарил раскраски. Это мотивировало детей возвращаться к учебе. Таким образом на бота подписалось 40 тыс. пользователей. Сейчас мы продолжаем тестировать фичу: части подписчиков Гриша-бот сообщает об успехах за прошедший день и новых олимпиадах.

Анна Васькина, E-mail-маркетолог

Кроме того, Гриша делится подсказками и интересными фактами, а также рассказывает о новостях Учи.ру.

Viber

Для мессенджера Viber мы сделали стикерпак с Гришей и другими завриками, чтобы и за пределами платформы было интересно обсуждать уроки и олимпиады.

Всего за три месяца рекламной кампании наш стикерпак скачали на свои смартфоны более 545,5 тыс. пользователей мессенджера. За это время стикеры Учи.ру использовали в сообщениях более 7 млн раз — и это отличный показатель.

За время первого флайта сообщество Учи.ру в Viber увеличилось на 250 тыс. подписчиков, и сегодня это наше самое крупное и вовлеченное сообщество в экосистеме бренда. Есть сообщения, получившие ER 3,5% при достаточно большой аудитории. Это говорит о том, что мы попали нашей аудитории в самое сердечко, и это, безусловно, взаимно.

Альбина Камалиева, Head of SMM & Influencer Marketing Учи.ру

Скоро мы выпустим второй стикерпак, еще лучше и смешнее. Скачать его можно будет в сообществе Учи.ру в Viber.

Планы на будущее

Многие наши эксперименты по созданию инструментов для общения в учебной онлайн-среде только начинаются. Мы будем развивать те, что уже запустили, и искать новые. Для чата сделаем полноценный онбординг, чтобы рассказать, почему он крутой и как помогает учиться. Лента новостей будет автоматизироваться и развиваться — мы видим в ней большой потенциал. Да и в целом направление, которое внутри мы называем «Социализация», представляется нам очень перспективным и важным.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Vika Kaplina

Спасибо за статью, тоже работаю в образовательной сфере и понимаю, как все это важно!
Гриша крутой))

Скажите, а для тиктока что-то делали уже?
Мне кажется, для вас там есть где развернуться, учитывая "продвинутых" детей

Ответить
Развернуть ветку
Albina Kamalieva

привет, мы делали рекламную кампанию к 1 сентября, ниже кейс описан + запускали тестово вещание осенью в TikTok и Likee. "наших" детей, конечно, больше в "младшем брате", планируем с весны новые проекты и интеграции в этих каналах. 

https://hightech.plus/2020/11/19/lomonosov-v-tiktok-kak-snyat-rolik-kotorii-pokazhut-40-mln-raz-za-sutki

Ответить
Развернуть ветку
Vika Kaplina

Альбина, спасибо за кейс! Крутые!

Ответить
Развернуть ветку
Albina Kamalieva

не приаттачилась ссылка https://www.tiktok.com/@uchiru?_=

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Как ваш чат помогает учится? Правильно, никак. Наоборот отвлекает. Ребенок заходит на страницу, а там 22 непрочитанных. Куда он хочет первым делом залезть, карточки решать? Конечно, нет, в чат. Я занимаюсь с ребенком в учи.ру, так что знаю.
Я просто поражена, что ваш бот до сих пор не пишет «кстати, малыш, не забудь напомнить маме, что сегодня скидка 81 процент на полный доступ, пусть не тормозит». При очередном входе в профиль у ребенка было какое-то такое напоминание. Что вам мешает встроить такое в бот? Границы у вас давно потеряны.
Кстати из сегодняшнего - почему слово «чулан» у вас идет как словарное? При том что это задание завершает правило «чу-щу пиши с гласной у». То есть слово пишется по правилу, которое вы же отрабатываете.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рой

здорово подмечено!

Ответить
Развернуть ветку
Sabina Karaseva

Добрый день! Наш Гриша про акции писать не будет, не волнуйтесь :) С детьми он общается на учебные темы, подбадривает их и хвалит. Мне кажется, это здорово!) Вообще, конечно, не хочется отвлекать детей от учебы, хочется, чтобы чат и учеба были в синергии. Для нас это вызов — сделать интересную, в меру веселую платформу для ребенка, но чтобы она была в первую очередь образовательной. Учиться надо с удовольствием :) 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Чумаков

Раньше особо не задумывался обо всем этом, но прочитал статью и прям приходит осознание того, как это все помогает. Хоть и на первый взгляд может показаться, что все эти инструменты могут только наоборот отвлекать внимание. 

Ответить
Развернуть ветку
belowvia4eslaw

Отличная платформа) для современных детей в самый раз)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рой

написал своё мнение выше

Ответить
Развернуть ветку
Учи.ру team
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рой

никакие тик токи и лайки не сделают крутой площадку для образования

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Почему Вайбер, а не Телеграм?

Ответить
Развернуть ветку
Albina Kamalieva

мы используем и Viber, и Telegram. стикерпаки есть в обоих мессенджерах, вот ссылка на тележку: https://t.me/addstickers/Dinogrisha 

кейс с Viber описан, поскольку площадка активно развивает свои медийные мощности, это напрямую связано с развитием нашего комьюнити в этом канале. там больше нашей аудитории, она активно использует стикеры в общении, в мессенджере есть целый магазин.

Telegram таких возможностей пока не предоставляет, но мы его все равно любим. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Albina Kamalieva

я этого не отрицаю, я говорю о том, что установка стикерпака в Telegram не ведет к увеличению сообщества бренда в мессенджере. эти механики там не связаны в отличие от Viber

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рой

Личный опыт, не антиреклама! Двое моих детей занимаются  на учи ру английским на протяжении 4-х месяцев. Результат очень скромный, на мой взгляд вообще отсутствует. Напоминает мне группу продленного дня по присмотру за детьми. Преподаватель много говорит, рассказывает, и всё это для себя. Дети слушают, иногда отвечают, когда спросят. Каждый день новый урок, новая тема. А по итогу спрашиваю детей расскажите мне, давайте проговорим на практике то, что вы прошли - тишина.
Не эффективна сама модель обучения. УЧИ.РУ Вам нужно что-то менять, если вам это нужно))

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Если родители платят, значит, своей цели разработчики учи.ру достигли. Никто же не говорил, что их цель - эффективность обучения. Как и с многими другими, будем справедливы, образовательными платформами.

Ответить
Развернуть ветку
Учи.ру team
Автор

Уточните, пожалуйста, речь о занятиях с нашим преподавателем на Учи.Дома? Или о занятиях в Виртуальном классе?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Рой

с преподавателем

Ответить
Развернуть ветку
Учи.ру team
Автор

Александр, пожалуйста, вышлите нам в личные сообщения номер вашего телефона или e-mail, по которому в Учи.Дома зарегистрированы ученики. Мы проверим, как проводились занятия и дадим обратную связь преподавателю, а затем свяжемся с вами и расскажем о проделанной работе. Если вы в принципе хотите сменить преподавателя — поменяем без лишних вопросов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Константин Рогов

мало зубов у вашего кислотного крокодила, надо больше зубов

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда