{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Друг-маскот: зачем Учи.ру Вселенная завриков

Рассказываем, как за десять лет вокруг одного персонажа появилась целая Вселенная завриков и почему детской образовательной платформе нужны маскоты.

Красный и Жёлтый на упаковках и в рекламе M&M’s, активный кролик Квики с закручивающимися ушами у Nesquik — персонажи, которых вспоминают быстрее, чем продукты бренда. Так работают маскоты: талисманы и «лица» компаний. Маскот Учи.ру — заврик Гриша — не просто проводник по платформе, а настоящий интернет-друг многих школьников.

Зачем нужны маскоты

Маскот — фирменный персонаж бренда, который помогает выстраивать коммуникацию с пользователями, устанавливать с ними эмоциональный контакт. Часто это собирательный образ целевой аудитории бренда. Таков, например, заврик Гриша на Учи.ру — ему десять лет, он весёлый, озорной, любит шутки: как правило, это свойственно школьникам начальных классов. При этом Гриша серьёзно относится к учёбе и является хорошим примером для учеников.

Благодаря маскоту у компании появляется «лицо» — пользователю становится проще выстраивать образ бренда в своём сознании. В то же время это маркетинговый и продуктовый инструмент, который работает на бизнес-показатели.

В первую очередь маскот влияет на:

  • удержание клиента;
  • укрепление связи потребителя с компанией;
  • узнаваемость.

Также маскот повышает просматриваемость рекламы и позволяет компании увеличить долю на рынке. Как показало исследование System1 Group, проведённое в 2018 году, маркетинговые кампании с маскотами приносят бизнесу на 30% больше прибыли, потому что пользователь лучше считывает эмоции бренда, коммуникации для него становятся понятнее.

Как показывают исследования, дети чаще выбирают продукт со знакомым и приятным персонажем, чем аналогичный без него. Яркий пример маскота в детских продуктах — кролик Квики у Nesquik: непосредственный, энергичный, любознательный, детям легко себя с ним ассоциировать. Похож на него динозавр Дино, маскот продуктов «Растишка». В видеороликах он ещё и исполняет мечту большинства детей: помогает им скорее вырасти.

Маскоты в Учи.ру и их Вселенная

Заврик Гриша получил своё имя в честь российского математика, доказавшего гипотезу Пуанкаре — Григория Перельмана. Математика мы выбрали, потому что именно этот предмет лёг в основу первого, флагманского и самого большого курса на Учи.ру.

Гриша — основной персонаж платформы. Он встречает ребёнка на главной странице, ведёт по карте уроков и хвалит после выполнения заданий. Позже он появился и в самих карточках с заданиями.

Когда в Учи.ру проводили интервью и тестировали первые версии платформы в школах, выяснилось, что дети начальных классов вовлечены в школьную жизнь, им нравятся внеучебные занятия и истории с продолжением. В компании решили не ограничиваться маскотом-символом, а создать для него историю.

Так Гриша превратился в динозаврика-школьника с другой планеты. Он показывает, что учиться — это весело и увлекательно. В Учи.ру старались сделать Гришу понятным и близким для детей.

Мы всегда говорим, что он живёт на другой планете, но жизнь там очень похожа на нашу. Гриша заказывает пиццу, ездит в летний лагерь и ходит в школу. Это помогает детям ассоциировать себя с ним, учиться у него и вдохновляться.

Анна Говорун, методист олимпиад Учи.ру.

Постепенно история жизни заврика обрастала подробностями, и в ней появлялось всё больше героев. Сначала это были члены семьи Гриши: бабушка, родители и шестилетняя сестра Соня (названная так в честь математика Софьи Ковалевской). Потом добавились другие родственники и соседи, а также одноклассники Гриши.

Гриша и Соня стали персонажами образовательного мультсериала «Заврики». Мультсериал содержит 16 коротких эпизодов, в которых персонажи справляются со сложностями благодаря логическому мышлению и знаниям.

Мультфильм с Гришей и другими завриками появился как бонус, чтобы мотивировать детей заниматься на платформе. После решения нескольких заданий школьник получал доступ к четырёхминутной серии.

Серии появлялись также на канале Учи.ру в YouTube, но только спустя 20 дней. Поэтому у детей была мотивация быстрее пройти задания, чтобы раньше всех увидеть новую историю.

При этом мультфильм с завриками — не только вознаграждение за старания, но и образовательный материал. Гриша и Соня выходят из трудных ситуаций благодаря школьным знаниям. Это помогает детям закрепить материал, который они изучили в школе.

Персонажей, их характеры и истории в мультсериале придумывала анимационная студия. Однако аудиторию тоже вовлекали: в Учи.ру проводили конкурс сценариев, и дети присылали истории про Гришу и его семью. Поэтому мультсериал отчасти — ещё один инструмент для укрепления связи бренда и пользователей. Сейчас все созданные серии доступны на YouTube.

Заврики в социальных сетях

Отдельная важная часть Вселенной маскотов — социальные сети. У Гриши в октябре 2018 года появился аккаунт в Instagram (принадлежит Meta — запрещенной на территории РФ экстремистской организации).

Я не SMM-менеджер — делаю олимпиады, но меня заинтересовал аккаунт Гриши. Я стала придумывать референсы, ТЗ для иллюстраторов и посты. Когда Грише стало приходить много писем от детей, мне дали помощницу из отдела поддержки, чтобы отвечать на них. Мы сразу поняли, что эта страничка поможет нам получать честную обратную связь от учеников.

Анна Говорун, методист олимпиад Учи.ру.

При создании визуала иллюстраторы перерисовывали реальные фотографии детей в социальных сетях. Все детали интерьера на картинках (и даже мелочи, вроде недоеденных печенек на заднем плане) взяты из реальной жизни. Старались показывать жизнь не условного ребёнка-блогера, который сегодня отдыхает на море, а завтра катается на горных лыжах, а обычного школьника, публикующего то своего кота, то книгу.

Эффективность аккаунта измеряли комментариями, репостами и сохранениями. На основании этих метрик вывели самые востребованные форматы. В лидерах, конечно, были мемы, шутки про школу и задания на смекалку. А вот отвечать на развёрнутые вопросы дети не очень любят — но их публиковали в рамках исследований, когда очень нужно было собрать данные о предпочтениях школьников.

Например, через аккаунт Гриши проводили опросы перед началом олимпиад и после их завершения. Спрашивали у детей, на какую тему запустить следующую олимпиаду, каких предметов не хватает, какие задания больше всего понравились. Интересовались, что в целом нравится в олимпиадах Учи.ру, что хочется видеть там в первую очередь.

Некоторые дети поверили, что Гриша существует в реальности, они откровенно с ним общались не только об Учи.ру, но и делились переживаниями, рассказывали о своей жизни в целом. Писали Грише развёрнутые письма, как виртуальному другу.

Сейчас Гриша переехал в социальную сеть «ВКонтакте», и его подписчикам доступен чат-бот в личных сообщениях, а также встроенная завропедия — энциклопедия о Вселенной завриков.

Работая с чат-ботами и мессенджерами, мы увидели потенциал в создании брендированных стикерпаков. Первый стикерпак появился в Viber в ноябре 2020 года, и это был успех — его скачали более полумиллиона человек. А в декабре 2021 года в канун Нового года мы выпустили уже четвертый по счету стикерпак. Буквально через несколько месяцев после этого в канале Учи.ру было 400 тыс. подписчиков, которые переслали друг другу наши стикеры более 19 млн раз.

Всего за два года работы с Viber наши завростикеры скачали более 1,5 млн раз и отправили в сообщениях более 23,5 млн раз. Добавив возможность обмениваться завриками в Viber, где наши пользователи переписываются и с теми, кто ещё не знаком с платформой, мы колоссально расширили аудиторию, каждый день взаимодействующую с нашим брендом.

Завростикеры и грамотное позиционирование позволили собрать в нашем канале 630 тыс. подписчиков, и сегодня это самый активный канал с высокими органическими показателями в соцмедиа-экосистеме Учи.ру.

Альбина Камалиева, руководитель направления цифровых коммуникаций в Учи.ру.

Какие задачи решают маскоты на Учи.ру

Для Учи.ру маскоты — это, в первую очередь, инструмент повышения вовлечённости детей в занятия на платформе. Так Учи.ру становится для школьников гораздо большим, чем платформа для обучения: это место, где они общаются с любимыми персонажами и следят за их приключениями.

Поэтому постепенно заврики появились практически во всех продуктах Учи.ру:

  • В олимпиаде по Древней Греции есть заврик с виноградным соком — его прототипом стал бог виноделия Дионис.
  • В олимпиадах и курсе по математике есть Джунглиан, созданный на основе образа Индианы Джонса, и его подруга Лилиана — они присутствуют во всех карточках с джунглями и пустынями.
  • В разных задачах на платформе часто появляется Ба — бабушка Гриши. Это самый активный персонаж Вселенной: она катается на мотоцикле, ведёт канал про готовку, ходит на йогу, в молодости работала архитектором и на железной дороге. Раньше она летала в космос, и у неё есть секретная лаборатория.

Детям интереснее решать задачи со знакомыми персонажами, которых они уже видели в других курсах и в социальных сетях.

Дети запоминают даже второстепенных персонажей, которые появляются на карточках редко. Мы проводили конкурсы рисунков, и дети часто изображали не только Гришу с Соней и Ба, но и тех завриков, которые упоминаются в курсах один-два раза».

Гриша в социальных сетях часто анонсирует новые проекты Учи.ру — курсы, олимпиады. Основной аккаунт компании предназначен скорее для родителей и учителей. А для детей именно Гриша — амбассадор бренда, они привыкли от него узнавать все новости. И постоянно спрашивают у него: «Когда следующая олимпиада?», «Когда новый марафон?»

Анна Говорун, методист олимпиад Учи.ру.

Гриша в социальных сетях часто анонсирует новые проекты Учи.ру — курсы, олимпиады. Основной аккаунт компании предназначен скорее для родителей и учителей. А для детей именно Гриша — амбассадор бренда, они привыкли от него узнавать все новости. И постоянно спрашивают у него: «Когда следующая олимпиада?», «Когда новый марафон?».

А ещё дети часто оставляют обратную связь Грише, даже если им не задают прямых вопросов: например, благодарят за платформу и курсы, говорят, что лучше стали знать английский язык, математику и окружающий мир, получили грамоты, ждут новый учебный год ради новых задач на Учи.ру. Случается, что просят в личных сообщениях у Гриши бесплатные карточки. А ребята постарше расспрашивали Гришу, как он разрабатывал сайт Учи.ру.

Гришу любят не только дети, но и учителя начальной школы. На офлайн-выставках к молодому человеку в ростовой кукле Гриши было не протолкнуться: учителя окружали нашего маскота, чтобы сделать с ним фото.

Марина Степанова, руководитель отдела исследований Учи.ру.

Вместо итогов

В этом году Учи.ру исполняется десять лет, и за это время маскоты стали для команды одновременно и друзьями, изображения которых долго висели в старом офисе, и многофункциональным инструментом. Они помогают выстраивать коммуникацию с пользователями, получать обратную связь и отзывы о продукте, узнавать, что следует добавить, убрать или улучшить в курсах.

Благодаря маскотам у Учи.ру появился яркий узнаваемый образ, который нравится детям. Эти положительные эмоции они переносят и на образовательный процесс в целом. Поэтому для коммуникаций с пользователем, в особенности, если речь идёт об аудитории детей, маскот — важный, даже обязательный элемент.

Приглашаем отпраздновать десятилетие Учи.ру вместе с нами и принять участие в викторине. Всех участников ждут подарки от партнёров и скидки.

Вопросы посвящены истории онлайн-платформы и курсам. Присоединяйтесь к соревнованию и узнайте, почему нас выбирают более 10 млн российских школьников!

0
4 комментария
Брянский Бренд

ой,ностальгия в глаз попала,впоминается зубная паста дракоша

Ответить
Развернуть ветку
Мария Первушина

Думаю пожелания тут писать не надо но курсы по готовке для 1-4 классов (лучше на классы повыше так как я в 6) реально хотелось бы

Ответить
Развернуть ветку
Учи.ру team
Автор

Спасибо за отзыв! Передадим команде Ваши пожелания.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Жбанова

Гриша наш лучший друг уже, при чем у всей семьи, мы даже костюм динозавтра покупали на новый год, наш личный краш)))Мы на вашей платформе с детсада)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда