В чем заключается причина популярности Android?

Начнем с краткого курса в историю: всего шесть лет назад на ежегодной конференции Macworld в Сан-Франциско Стив Джобс продемонстрировал миру новое устройство под названием iPhone. Неудивительно, что новый гаджет в первые же дни после анонса стал известен по всему миру, поскольку люди не видели ничего подобного ранее. Слово iPhone превратилось в синоним термину смартфон. А теперь вернемся обратно в наши дни. Apple проигрывает своему главному конкуренту Google на рынке смартфонов, который когда-то сама же создала (по крайней мере, проигрывает по числу проданных устройств). Что же случилось?

Теперь главную роль в сражении технологических корпораций играют люди без денег.




Разница между дорогим, и, в какой-то степени, даже роскошным iPhone и остальными смартфонами показательна. Все знают, что iPhone символизирует высочайшее качество, прекрасную взаимосвязь программного и аппаратного обеспечения, огромную экосистему приложений от сторонних разработчиков. В свою очередь, большинство телефонов на Android могут похвастать выгодной ценой. Google поставляет свою операционную систему производителям бюджетных смартфонов, в то время как Apple делает ставку на премиум-сегмент рынка.

Шесть лет назад, в мире «псевдосмартфонов» Samsung и BlackBerry с пластиковыми QWERTY-клавиатурами, новаторский iPhone стал желанным гаджетом. Покупатели полюбили его, как своего ребенка. Он был дорогим и стильным, но без показной роскоши. iPhone идеально подходил для актеров, моделей, дизайнеров, ученых и музыкантов, которые жили на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. В истории электронных технологий никогда еще не было столь культового устройства — вспомните хотя бы цену, которую установила Apple в период выхода первого iPhone в продажу.

Самая дешевая модель с жалкими 4 гигабайтами встроенной памяти стоила 500 долларов, а версия с 8 гигабайтами обошлась покупателям на сотню долларов дороже. Причем с двухлетним операторским контрактом. Однако это не помешало Apple продать сотни тысяч устройств в первые же дни — сервера мобильного оператора AT&T были просто перегружены от миллионов активаций новых устройств.

Затем через некоторое время Google выпустила собственный смартфон с сенсорным дисплеем по цене 200 долларов. Это было первое устройство на Android, которое привлекло внимание разве что «бородатых» гиков.

Сегодня телефоном с сенсорным экраном уже никого не удивишь, и ситуация кардинально поменялась. Теперь лидером на рынке мобильных устройств считается Android, а Apple осталась в догоняющей позиции. Издание San Francisco Chronicle сообщает:
Согласно статистике аналитической компании IDC, в третьем квартале 2012 года производители мобильных устройств со всего мира (Apple, Samsung, HTC, RIM и другие) выпустили 181.1 миллиона смартфонов. Если верить информации IDC, операционная система Android была установлена на 75 процентах из них, в то время как iOS довольствовалась лишь 15 процентами. Доля рынка Android увеличилась на 91 процент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Это огромный успех для Google. Хотя Android наконец дошел до той стадии, когда глюки и недостатки операционной системы больше не препятствуют ее активному распространению, успех «зеленого робота» связан не только с высоким качеством. Флагманские устройства, вроде Nexus 4 и Galaxy S III, предлагают замечательное аппаратное обеспечение, подстать вполне неплохой операционной системе. Они приятны в использовании, однако не в этом кроется главная причина популярности Android.

Android не стал самой популярной мобильной операционной системой благодаря флагманским девайсам. Двигателем успеха стали такие «рабочие лошадки», как ZTE Warp, LG Motion и Samsung Captivate, которые продаются в магазинах за сотню, пятьдесят и ноль долларов соответственно. Речь идет о таких, с позволения сказать, смартфонах среднего и бюджетного класса, которые никак не стремятся установить планку качества или поднять престиж бренда. Но, как показывает практика, такая стратегия работает.

 

 



Последнее исследование компании Pew Research Center показывает, что целевой аудиторией Android являются люди с низким уровнем заработка. Среди опрошенных респондентов, 22 процента людей с годовым достатком ниже 30 тысяч долларов оказались пользователями Android, и только 12 процентов купили себе iPhone. Если рассматривать слои общества с более высокими доходами, тенденция подтверждается: из людей с годовым уровнем заработка в 50 тысяч долларов 23 процента являются «андроидоводами», а новомодным iPhone могут похвастать уже 18 процентов. Опрос демонстрирует одну простую истину — чем меньше у вас денег, тем больше вероятность, что вы являетесь владельцем смартфона на базе Android.

Впрочем, статистика зависит не только от чистого уровня заработка — на это влияют и другие социально-экономические факторы. Федеральная перепись США выявила, что семьи с африканскими и испанскими корнями в год получают (а значат и тратят) на десятки тысяч долларов меньше, чем коренные жители или эмигранты из Европы. Чисто статистически, среди этого населения платформа Android должна быть существенно более распространенной. Цифры подтверждают это предположение — чернокожих и испанских пользователей Android на 12 процентов больше, чем аналогичных людей с iPhone. К тому же, не стоит забывать о факторе образования — 38 процентов «андроидоводов» закончили только среднюю школу, для iPhone этот показатель составляет чуть более скромные 31 процент.

Это не просто совпадение. Практически на всех листовках и рекламных плакатах, которые нацелены на бюджетный сегмент мобильных устройств, вы увидите упоминание об Android. Даже такие технологические гиганты, как азиатская корпорация Samsung, пытаются заманить в свои ряды менее платежоспособных покупателей. В прошлом году новостной сайт NBC Griot заметил интересную деталь:
В главных ролях новой рекламы «Family Photo» от компании Samsung выступает афроамериканская семья, пытающаяся сделать праздничную фотографию с помощью Samsung Galaxy Note II. «Family Photo» не является первой рекламой Samsung, в которой компания делает упор на афроамериканских актеров. В минувшем ноябре баскетболист Леброн Джеймс, звезда года по версии Sports Illustrated, принял участие в съемках серии рекламных роликов Galaxy Note II. С устройством в руке Джеймс рассказывает о своих повседневных занятиях, в том числе о завтраке в его шикарном доме и о баскетбольной игре «Майами Хитс».

Вероятно, Samsung намеренно выбрала ключевой аудиторией афроамериканское население, поскольку именно оно называется одной из самых быстрорастущих демографических групп общества в плане покупки мобильных устройств.

В это же время в собственных рекламах Apple практически не допускает чернокожих актеров. Конечно, были съемки с Сэмюэлем Джексоном, готовящим себе гаспачо на ужин, и сестрами Уилльямс, играющими в теннис. Однако вряд ли у кого-то могла возникнуть мысль, что таким образом Apple таргетирует iPhone на бюджетного покупателя. В основном в рекламных роликах компании из Купертино принимают люди европейской расы, такие, как  Зоуи Дешанель.

Apple просто не принимает участия в этой игре. Отчасти из-за того, что компания слишком упряма (или слишком умна), чтобы обращать внимание на HTC или Motorola, которые выпускают устройство для людей, у которых главным критерием является цена. Может быть, именно поэтому мы до сих пор не увидели дешевого, пластикового iPhone Nano. Может быть, Apple просто довольна текущим положением дел. Может быть, и то, и другое. Но iPhone всегда позиционировался в качестве дорогой альтернативы Android, и пока нет никаких оснований на то, чтобы компании требовалось менять свою стратегию в ближайшем будущем.

Создатели девайсов на Android не ограничены подобным образом. Производители платят какие-то копейки Google за право использовать Android, что позволяет выпускать дешевые устройства самого различного плана. Большинство из них довольно низкого качества, медленные и в целом не радуют покупателя, но и они имеют право называться смартфонами. Для миллионов людей по всему миру этого вполне достаточно, ведь не все гонятся за флагманскими устройствами последней модели. Дешевый девайс на Android все так же умеет запускать Instagram, показывать новые сообщения в Twitter, воспроизводить музыку и получать письма по электронной почте.

Некоторые журналисты привыкли писать статьи в духе: «Как можно пользоваться бюджетным телефоном с маленьким дисплеем и медленным процессором?». При этом они забывают, что многие люди просто не могут позволить себе потратить 200–300 долларов на покупку смартфона, да и вряд ли когда-нибудь смогут позволить это. Многие мои знакомые, далекие по своей натуре от современных технологий, не нуждаются в сверхскоростной LTE-связи и супер-четком дисплее Retina, им нужны основные функции смартфона и желательно низкая цена.

 



 

Это не просто хорошая стратегия для Google, это дьявольски выгодная стратегия — «бомбардировать» мобильный рынок самыми различными решениями, чтобы максимально сильно продвигать фирменные сервисы Google. Забудьте о престиже. Просто заставьте людей перейти на вашу сторону. Apple может являться самой дорогой компанией в истории человечества, однако стратегия Google рассчитана на более долгий срок. Пока Android будет оставаться королем на рынке бюджетной электроники и негативно влиять на продажи iPhone, в скором времени Зуи Дешанель и поклонники Apple начнут чувствовать себя настоящим меньшинством.

По материалам статьи издания Gizmodo.com