NDA и не только. Как вы можете защитить коммерческую тайну

К нам как-то пришел клиент, чью коммерческую тайну разгласил бывший партнер. В компании не было ни NDA, ни режима коммерческой тайны. Поэтому мы решили рассказать, как защититься от потери конфиденциальности.

В закладки

Наш юрист Сергей Ковальков проанализировал эффективность NDA в России. Конечно, они работают хуже, чем в США или других западных странах. Многие считают, что NDA не работает, что это просто формальность. Это не совсем так. NDA работают, просто нужно все грамотно настроить и внедрить много документов. Об этом и расскажем. Но сначала кейс.

Сase study

Ситуация: компания VIACARD устанавливает терминалы по оплате. Она поставила одному заказчику терминалы и дала доступ в личный кабинет. А заказчик выложил ссылку на личный кабинет на своем сайте. VIACARD возмутилась и подала иск о нарушении условий о конфиденциальности.

Решение: суд взыскал 400 000 рублей договорного штрафа. А еще суд взыскал 5 000 000 рублей за нарушение авторских прав. Также взыскал 35 млн. рублей штрафа за реверс-инжиниринг.

Обоснование: Заказчик дал доступ в личный кабинет всем желающим. Но он подпадал под условия конфиденциальности. А сам личный кабинет – это ПО, которое защищается авторским правом. Поэтому доступ к нему никому нельзя давать, не получив согласие правообладателя. Договор также запрещал реверс-инжиниринг и декомпиляцию, за что компания и поплатилась огромным штрафом.

Дел по взысканию штрафа за нарушение NDA немного. Выигранных дел еще меньше. Да и суммы штрафа не то, чтобы очень велики. Суд может снизить договорный штраф, потому что посчитает его несоразмерным (ст.333 ГК РФ). Но это не повод говорить, что NDA не работает и это просто бумажка «для порядка».

Чтобы успешно использовать NDA, нужно принять вот такие меры:

  1. Внедрить режим коммерческой тайны в компании;
  2. Прописать в договоре условие о конфиденциальности и неразглашении коммерческой тайны. Либо сделать отдельный NDA.

  3. Прописать сумму штрафа за нарушение (с работниками нельзя). Можно определить в твердой денежной сумме (как в деле выше) или в процентах. Главное – штраф должен быть соразмерным. Суд вряд ли взыщет 100 млн. рублей штрафа, потому что посчитает его слишком большим.

Теперь о режиме коммерческой тайны

Если нарушитель докажет в суде, что вы конфиденциальную информацию никак не охраняли, суд откажет. Поэтому режим коммерческой тайны нужно оформить:

На эти вопросы вы должны написать ответы в своем положении:

  • Как вы предоставляете доступ к коммерческой тайне;

  • Каким работникам;
  • Какие меры защиты предпринимаете;
  • Как следите за тем, чтобы порядок доступа не нарушался.

В общем, нужно максимально подробно расписать все процедуры обращения с конфиденциальной информацией. Также указать перечень такой информации: можно написать разновидности информации. Например, база данных клиентов, исходный код ПО «Альфа».

После этого можно давать доступ к коммерческой тайне: контрагентам или работникам.

Как правильно давать доступ?

Партнерам, заказчикам или подрядчикам

Нужно заключать отдельный NDA или прописывать условия о конфиденциальности в основном договоре.

Формулируйте условия четко и однозначно

Какая информация является конфиденциальной. Как вы даете доступ (по электронной почте, в облаке). На каждом экземпляре ставьте гриф «Коммерческая тайна» (или в электронном письме). Не забудьте прописать штраф за нарушение – его вы будете взыскивать в суде.

Если партнер разгласит информацию или использует в своих целях – обращайтесь в суд. Вы можете взыскать штраф, который установили в договоре. Но нужно доказать, что партнер нарушил это условие, то есть разгласил информацию. Доказательства могут быть любыми: документы, переписка, нотариальные осмотры сайтов, показания свидетелей.

Чем больше разных доказательств нарушения, тем лучше шансы

Работникам

Здесь ситуация иная. Условия о конфиденциальности можно прописать либо в трудовом договоре, либо в отдельном NDA. Не забудьте ознакомить работника с положением о защите коммерческой тайны и перечнем коммерческой тайны.

После этого работник не должен разглашать информацию и использовать её в своих целях. Даже после увольнения (п.3 ст.11 ФЗ «О коммерческой тайне).

Если работник разгласит или использует информацию в период работы, вы можете взыскать лишь прямой действительный ущерб. То есть те расходы и убытки, которые понесли из-за нарушения (ст.242, п.7 ч.1 ст.243 ТК РФ). А упущенную выгоду (недополученные доходы) взыскать нельзя.

Если же работник уволился, а потом разгласил или использовал информацию (например, у другого работодателя), то с него можно взыскать упущенную выгоду. Потому что ограничения Трудового кодекса РФ уже не работают.

В трудовом договоре нельзя установить штраф

Такая мера ответственности Трудовым кодексом РФ не предусмотрена. И есть дела, когда суды отказывали взыскивать договорный штраф с работника (Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 23.03.2015 по делу N 33-4126/2015).

Поэтому в суде придется доказывать приблизительный размер реальных убытков.

Case study

Ситуация: работник ББР Банка получил должность замначальника, которая давала возможность устанавливать курс валют в Санкт-Петербургском филиале. Он оформил счет на тещу и доверенность на себя. После этого совершил ряд выгодных валютных сделок по курсу, который установил сам. Служба безопасности выявила это, и Банк подал в суд.

Решение: суд взыскал 4 600 000 рублей с работника за незаконное использование конфиденциальной информации.

Обоснование: Работник подписал соглашение о конфиденциальности, поэтому должен отвечать.

Реквизиты решения: Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.06.2018 N 33-23/2018

Результат этого дела наглядно демонстрирует, что привлечь работника к ответственности все-таки можно.

Антимонопольная служба - альтернатива суду

Если работник ушел к конкуренту и рассказал ему информацию, а тот использовал её для извлечения прибыли, то можете пожаловаться в антимонопольную службу. Закон о защите конкуренции запрещает использование чужой конфиденциальной информации (ст.14.7 ФЗ «О защите конкуренции). Даже если компании не подписывали NDA. Но этот запрет применяется только против прямого конкурента. И такие дела уже есть.

Case study

Ситуация: генеральный директор работал в двух телевещательных компаниях-конкурентах: «Новинтех» и «Атэкс-ТВ». У него был доступ к базе данных абонентов «Новинтех»: более 5600 человек. Платежи абонентов проводила другая процессинговая компания. Генеральный директор отправил ей письмо от имени «Новинтеха», в котором просил снять начисления платежей у всех абонентов «Новинтех». От имени «Атэк-ТВ» он прислал письмо с просьбой начислить все эти платежи в пользу «Атэкс-ТВ». В обоих письмах был полный перечень абонентов. Компания «Новинтех» пожаловалась в ФАС.

Решение: ФАС признал нарушение, запретил «Атэкс-ТВ» использовать базу клиентов, а еще взыскал штраф 100 000 рублей.

Обоснование: Использование базы клиентов конкурента без его разрешения – недобросовестная конкуренция. Компания «Атэкс-ТВ» информацию получила от работника «Новинтех», то есть не напрямую от конкурента, и недобросовестно использовала её.

Реквизиты решения: Решение Ярославского УФАС России по делу № 03-03/02-18 от 11.03.2019

Размер штрафа в масштабах компании невелик. Но между конкурентами не было NDA или другого договора. Так что этот способ защиты можно иметь в виду. Используйте его как дополнительнение к иску против бывшего работника.

Давайте обобщим

1. NDA и режим коммерческой тайны в России работают. Не так эффективно, как на Западе, но всё же. Размер убытков и штрафы не большие, но нарушения пресекаются.

2. Чтобы бороться с нарушением нужно:

  • Оформить режим коммерческой тайны, ознакомить работников с внутренними документами;

  • Подписать с партнером/контрагентом хороший NDA. В нем указать перечень конфиденциальной информации и штраф за нарушение. С работниками условия о конфиденциальности можно включить в трудовой договор или заключить отдельный NDA. В договоре с работником штраф не прописывать;

  • При передаче информации уведомлять о том, что она конфиденциальна. Например, ставить гриф «Коммерческая тайна» или «Конфиденциально».

3. Если информацию использовали или разгласили:

  • Отправьте официальную претензию на почтовый адрес. Требуйте прекратить нарушение и возместить убытки;

  • Обращайтесь в суд. С контрагента можно взыскать договорный штраф. С работника можно взыскать только реальный ущерб: деньги, которые вы реально потеряли. С бывшего работника есть шанс также взыскать упущенную выгоду: деньги, которые вы не получили. Суду нужно показать расчет убытков и подтвердить, что вы их понесли;

  • Против прямого конкурента можете обратиться в антимонопольную службу. Используете его как дополнительный способ давления. Если с нарушителем-конкурентом не было NDA, то это единственный способ защиты.

4. Конфиденциальная информация может быть объектом интеллектуальной собственности. Например, базой данных (ст.1334 ГК РФ) или секретом производства (ст.1465 ГК РФ). Значит, вы можете взыскать компенсацию за нарушение исключительных прав. Например, если конкурент пользуется базой Ваших клиентов. В деле «VIACARD» истец взыскал 5 млн. рублей компенсации за нарушение прав на ПО.

5. И самое главное:

Думайте о защите заранее. Принимайте меры до того, как станет поздно

Если кто-то украл секретную информацию, а режима коммерческой тайны нет, защититься будет нелегко.

{ "author_name": "Сергей Ковальков", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 7, "likes": 8, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "versuslegal", "id": 89707, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 25 Oct 2019 17:59:49 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 89707, "author_id": 316471, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/89707\/get","add":"\/comments\/89707\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/89707"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 378833, "last_count_and_date": null }
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

А  написать что такое NDА  хотябы раз за всю эту огромную портянку не судьба? Специально не стал гуглить, думал будет, увы - не дождался! 

Ответить
0

Если не ошибаюсь, Non-Disclosure Agreement - договор о неразглашении

Ответить
0

Спвсибо за ЛИКБЕЗ. 

Ответить
0

Арсений, да все верно. Его заключают, чтобы у получателя возникла обязанность не разглашать ценную информацию. Также устанавливают штраф за нарушение. 

Ответить
0

Алексей, спасибо за Ваш комментарий. Учтем в следующих публикациях и будем объяснять юридические термины. 

Ответить
0

В нашей стране нельзя NDA составить так, чтобы защитить данные и ком.тайну. Во-первых, законодательство корявое, во-вторых, суды не разбираются в этом. Ну это то, что я вынесла из разговоров с предпринимателями, которые с этим столкнулись.

Ответить
0

Согласен с Вами в том, что законодательство слишком формальное да и подход судов такой же. Для них очень важны документы: подписанные договоры, журналы ознакомления, положения о коммерческой тайне. Если чего-то нет, то могут отказать. Основная сложность возникает в том, чтобы доказать, что информацию распространил именно ответчик. Но в целом, если запастись доказательствами, шансы есть. И положительные примеры это подтверждают. Хотя их действительно меньше, чем за рубежом. 

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }