{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое шейминг? Или как портят репутацию в интернете

Кадр из сериала "Игры Престолов"

Профессиональная деятельность, особенно связанная с ежедневным общением с большим количеством людей, несет в себе не только приятные знакомства и сотрудничество, но и неприятные ситуации. И одна из них — публичный «шейминг» или прилюдное унижение. Чаще всего у людей совсем разных профессий любое высказывание личной позиции приравнивается к позиции компании, определенные профессии оказываются вдруг «стыдными», а некоторые бизнесмены получают тонны негатива просто из-за зависти менее удачливых и продуктивных знакомых. Клеймят не только тех, кто действительно оступился, а зачастую даже наоборот, и докопаться до самой сути претензий бывает практически невозможно. В последнее время это явление стало довольно распространенным. Попытаемся на конкретных примерах разобрать ситуации и выяснить, как стоило поступить в каждой из них.

Многие из нас хотя бы раз сталкивались с негативной реакцией на свою работу. Но одно дело, если вам просто нахамили или оставили где-то негативный отзыв, и совсем другое — если история породила огромный общественный резонанс, угрожающий вашей репутации. Такие риски невозможно предугадать, ведь прецедент в таких случаях чаще всего создается специально, либо «высасывается из пальца». Но если обратного пути уже нет, важно правильно работать с таким «шеймингом», чтобы минимизировать угрозу как для собственной репутации, так и для репутации компании в целом.

Ольга Юрковская и «торшинский трест»

Известный психолог, частный консультант и коуч Ольга Юрковская обратилась с просьбой о продвижении своих курсов к самому известному и скандальному digital-специалисту Елене Торшиной. СМИ и медийные персоны редко берутся за сотрудничество с инфобизнесами и другими «непроверенными предложениями». Потому продвижение подобных проектов — задача повышенной сложности. Тем не менее Торшина за реализацию проекта взялась, объявив ценник в 1,1 млн рублей, и работа была запущена. После публикаций количество запросов Ольги Юрковской в поисковых сетях резко возросло. Да и сама героиня отметила резкий рост своей выручки в сравнении с прошлым периодом: с 6 до 10 млн рублей.

Казалось бы, надо радоваться. Но нет, у Юрковской возникли сомнения в компетентности специалистов, нанятых Торшиной, а также в целесообразности конкретных размещений. Между собой стороны разрешить конфликт не смогли и решили вынести скандал на суд общественности. И началось страшное — взаимные обвинения, переход на личности, скриншоты и раскачивание аудитории, которая принимала ту или иную сторону. Очень часто происходит так, что не разбираясь в специфике той или иной деятельности, заказчик не понимает формирование стоимости услуги и думает, что мог бы сам сделать то же самое.

Как отреагировала Елена Торшина:

Все вопросы, связанные с «разборками» решал партнер Елены Михаил Фадеев. Именно он и общался с Ольгой до начала огласки всей истории. В итоге, Торшина решила отреагировать на публичный выпад в свою сторону сама, опубликовав ответную колонку, где и рассказала о том, как же ее «угораздило» заняться продвижением инфобизнеса. В сложившейся истории реакция Торшиной выглядела бы уместной, если не учитывать личные претензии к самой Юрковской. Есть цифры, есть статистика, есть рост прибыли у заказчика. И все же, отношения между заказчиком и подрядчиком лучше выяснять в судебном порядке, а не на публике.

Как стоило бы поступить:

Отношения, когда одна сторона оказывает услуги другой за вознаграждение, должны быть связаны договором. Здесь же никаких документов оформлено не было, а вот претензии по выполнению работы были. Верным решением было изначально заключить договор со всеми KPI и размещениями и, при наличии претензий, решать дело в судебном порядке, а не устраивать публичный скандал, который длится уже долгие месяцы.

Если противостояние Торшиной и Юрковской получило широкую огласку по большей части в digital и медийной среде, то следующая история стала по-настоящему народной.

Петр Лидов и анонимный канал

12 июня в Москве на Тверской прошел митинг против коррупции. В это же время неподалеку известный ведущий и PR-директор «МегаФона» Петр Лидов гулял с маленькой дочкой. Митинг был шумным. Естественно, никаких приятных эмоций происходящее у родителей маленького ребенка не вызывало, о чем Лидов и написал в Твиттере в довольно жесткой форме. Это спокойно могло остаться незамеченным, утонув в ленте, но кто-то из команды «Беспощадного Пиарщика» твит увидел и решил раскрутить историю. После небольшого поста в телеграм-канале в медийной среде начался скандал, после чего вышла статья в «Ведомостях». На пиарщика полились угрозы, требования публичных извинений как от него самого, так и от компании.

Как отреагировал Лидов:

Представители «МегаФона» осудили Петра Лидова и назвали высказывания некорректными. 15 июня он извинился и удалил все твиты, касающиеся митинга на Тверской. По его словам, угрозы никак не повлияли на его решение покинуть компанию, поскольку все написанное было результатом сильных эмоций, а компания не должна отвечать за высказывания своих сотрудников, особенно учитывая что в «МегаФоне» их больше 30 тысяч.

Как стоило поступить:

В идеальном мире, конечно, лучше бы не писать такой твит, но, к сожалению, иногда эмоции оказываются сильнее, чем хотелось бы. Казалось бы, что можно простить человеку ошибку, выслушать его извинения и на этом отпустить ситуацию. В конце концов, твит - это правда не преступление. Но кому-то было очень нужно раздуть из произошедшего скандал. А когда тебя начинают целенаправленно “сливать” в СМИ, то выпутаться довольно сложно (а иногда невозможно).

Часто бывают ситуации, когда и делать ничего не нужно, а ты просыпаешься утром и читаешь про себя кучу статей о несуществующих событиях в биографии.

Анатолий Сморгонский и пропажи “ярдов”

Анатолий Сморгонский, ранее занимавший пост генерального директора Yota, объявил о создании нового бизнеса. На следующий день на онлайн-ресурсах появилось несколько десятков публикаций о “рейдерском прошлом” г-на Сморгонского. После писем СМИ с вопросом об источнике информации и достоверности данных некоторые издания просто удалили публикации, а некоторые ресурсы, зарабатывающие на распространении подобного контента, предложили удалить статьи за несколько десятков тысяч рублей. Подобным образом кто-то пытался испортить репутацию бизнесмену.

Как отреагировал Сморгонский:

Публичная активность по этому поводу не найдена

Как стоило поступить:

Врать можно все, что угодно, а человек, который вынужден оправдываться, ограничен правдой. В таких случаях юристы обычно говорят, что нужно подать иск о защите деловой репутации, но длятся подобные дела около 6 месяцев, поэтому особой популярностью не пользуются. Часто есть юридические уловки, которые помогают убрать материалы быстрее - использование личных фотографий авторами текста, например. Снимать подобные материалы за деньги - бесполезно, потому что завтра появится еще 10 новых, так как для ресурсов это новый заработок. По сути, самый правильный путь - это думать заранее и выстраивать свой бренд в интернете так, чтобы сфабрикованные материалы не оказались в топе. Но, начиная бизнес, не все думают о том, что кто-то будет специально портить их репутацию.

0
61 комментарий
Написать комментарий...
Ольга Юрковская

Мария, я очень удивлена тому, как Вы представили ситуацию, почему-то опираясь только на слова Елены, а не на предоставленные мною доказательства:
https://vc.ru/29837-ugrozami-pytalis-vybit-eshche-polmilliona

У нас были согласованы цены и размещения, Торшина пообещала сделать 20% наценки к ценам блогеров. Однако постфактум решила завысить согласованные цены в 5-10 раз, аргументируя это смешной табличкой трудозатрат, якобы "её Вася" 16 часов делал переводы с Яндекс.Деньги на Яндекс.деньги, якобы одно размещение занимало 29 часов (по 7 часов согласований со мной, да), якобы они написали 44 текста (где эти тексты?) и так далее.

И, разумеется, никаких продаж от странных размещений не на мою ЦА без рекламы курсов сделано не было. Разница между августом, когда я была в отпуске и не вела курсы, и активным декабрём - это никак не заслуга Торшиной. Так как все продажи в декабре были за счёт курсов, которые она вообще не рекламировала.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Добролюбов

Ольга, вам же написали в статье, что нужно о таких вещах заранее думать (договор, kpi и т.п.), а не выносить срач в общественное пространство. До вас так и не дошло, что это выглядит непрофессионально?

Ну или вы решили эту тему для своей раскрутки обмусолить в очередной раз.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Юрковская

Я не выносила эту тему в общественное пространство. Тему вынесла на публику Елена Торшина, сразу же после начала конфликта удалив мою оплаченную рекламу и написав оскорбления и клевету про меня на своём сайте. А я решаю эту проблему с помощью полиции и судов. Так как Елена украла мои деньги.

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Раскрывать всегда