Аудитория ВКонтакте 2021: ежегодный рост продолжается

Всем привет! Я Марина Краснова, CEO ВКонтакте. Это мой первый пост на VC, он будет про аудиторию социальной сети ВКонтакте и динамику её изменения за последние несколько лет.

Начну с предыстории. Пару дней назад на VC появился материал с невероятным заключением: растущая вот уже 15 лет соцсеть, оказывается, умирает. Профессиональные аналитики, эксперты рынка и наши коллеги улыбнулись — мы получили от них сообщения о том, что в материале были ошибочные выводы.

Вместе с автором материала, Александром Бакаловым, мы разобрали исследование. При грамотном и углублённом анализе выводы получаются совсем другие. Автор уже опроверг первоначальные заключения и добавил свой комментарий. Приветствуем это и хотим рассказать всем о нашей статистике подробнее.

Обновление статьи

Вызванный интерес к вопросу и востребованность пояснений о том, как на самом деле оценивается изменение аудитории, вдохновили нас с командой на детальный разбор и написание этой колонки. В ней будет и теория, и аналитика, и подробные данные по аудитории ВКонтакте — в том числе из независимых источников.

Структура материала:

1. Как оценивать аудиторные показатели и делать корректные выводы.

2. Рост аудитории ВКонтакте за последние несколько лет по данным VK.

3. Рост аудитории ВКонтакте за последние несколько лет по независимым данным Mediascope и App Annie.

4. Исследования интернет-рынка независимыми компаниями.

5. Заключение.

1. Как оценивать аудиторные показатели и делать корректные выводы

Начнём с главного наблюдения, из которого автор материала изначально делал вывод об изменениях аудитории ВКонтакте: «Только 62% людей, из числа заходивших хотя бы раз за 2 года, заходят в течение недели. Остальных, по сути, можно считать редкими гостями ВКонтакте».

В исследовании показана выборка размером в 33 млн пользователей, из них 20,5 млн (62%) зашли за последнюю неделю — это говорит о росте или о падении аудитории? Этот показатель не даёт такого ответа, ведь всё зависит от того, какова была недельная аудитория сервиса два года назад. Для продукта, которым в 2019-м пользовались 10 млн человек, эти замеры означали бы двукратный рост и светлое будущее. А для сервиса с 25 млн аудитории — падение.

Поэтому для оценки аудитории в индустрии принято использовать дневную активную аудиторию (DAU) и месячную (MAU). По ним легко сравнивать размер сервиса в разные годы или несколько конкурирующих сервисов между собой. Этой методологии придерживаются интернет-компании в своих отчётах, её же используют независимые компании-измерители — Mediascope и AppAnnie.

Означает ли потеря активности 38% аккаунтов, что аудитория снижается? Нет, не означает:

  • Retention новых пользователей существенно ниже 100%. Если у вас есть доступ к аналитике своего сервиса или приложения — поинтересуйтесь, какой у него rolling retention через 7/30 дней после регистрации/установки и попробуйте представить, каким он будет через два года. Каждый новый аккаунт, который прекратил пользоваться приложением, будет создавать разницу между активной аудиторией за 2 года и за последнюю неделю.
  • Некоторые теряют доступ к профилю / привязанной почте / телефону и регистрируют новый аккаунт. Старый при этом переходит в категорию «потерявших активность».
  • Часть старых пользователей уходит из сервиса, как ни грустно это признавать. С этим сталкиваются все интернет-сервисы, однако отток компенсируется притоком новых пользователей.
  • Для гигантов вроде ВКонтакте существенное влияние оказывает и демография — рождаемость в прошлые годы и смертность в последние.

Вывод

Автор написал, что в течение 7 дней заходят 62% двухгодичной аудитории. То есть 62% от общей аудитории за два года заходят как минимум раз в неделю в VK. О чём это говорит? Только о том, что это отличный результат. Общая аудитория за два года так часто заходит. Тут мы только можем сказать спасибо за столь красивую цифру.

И о чём это не говорит? О росте или падении аудитории. Потому что нужно брать одинаковую метрику (MAU, DAU) и сравнивать её в динамике. Сколько людей за месяц и день заходили год назад, два года назад и так далее. Изменение аудитории можно видеть только в динамике, когда прослеживается тенденция в течение последовательных периодов времени. Например: июнь-2018 → июнь-2019 → июнь-2020 → июнь-2021.

На этом можно было бы закончить разбор материала, но раз сегодня решили поговорить про аудиторию, то непременно нужно поделиться главными аудиторными показателями ВКонтакте в динамике.

2. Рост аудитории ВКонтакте за последние несколько лет по данным VK

Аудитория ВКонтакте ежегодно растёт с момента создания. Например, вот так изменилась месячная аудитория (MAU) в России за несколько лет: с 65 млн во втором квартале 2017 года до 72 млн во втором квартале 2021 году — выросла на 10,7%. Ниже показываем график с ростом аудитории за этот период. Именно с помощью MAU можно в динамике смотреть на рост или падение аудитории. График показывает динамику за четыре года.

Количество ежедневных активных пользователей (DAU) в России — 47 млн (больше, чем было год назад во время пика самоизоляции). Если мы посмотрим на соотношение DAU к MAU во втором квартале 2021-го, то увидим sticky factor — как много людей из ежемесячной аудитории пользуются ВКонтакте каждый день. Мы получим 65,2%. Это значит, что две трети ежемесячной аудитории ВКонтакте пользуются соцсетью каждый день. Этот показатель у ВКонтакте среди российской аудитории выше, чем у любой другой соцсети. Проверить это легко на Mediascope.

Также растёт мобильная аудитория ВКонтакте — за год месячная мобильная аудитория в России выросла на 3,1%, до 66,5 млн. А дневная увеличилась на 2,6%, до 44,5 млн.

Вывод

Наши данные показывают рост аудитории на 10% за последние четыре года. Но также мы следим за статистикой ВКонтакте с помощью независимых исследовательских компаний — например, Mediascope и App Annie. В следующем разделе посмотрим на изменение аудитории ВКонтакте по их данным.

3. Рост аудитории ВКонтакте за последние несколько лет по данным Mediascope и App Annie

Здесь расскажем про рост аудитории ВКонтакте и наше лидерство среди соцсетей в России по данным сторонних исследовательских компаний, которые не имеют к нам никакого отношения. Начнём с Mediascope.

Mediascope

Давайте посмотрим на рост MAU по данным Mediascope. C третьего квартала 2019 года по второй квартал 2021-го аудитория выросла с 69,3 до 71 млн — на 2,4%. На сайте Mediascope можно увидеть высокий пик во время самоизоляции — спасибо всем, кто выбрал ВКонтакте для решения своих задач в этот сложный период.

По данным Mediascope, в среднем за день ВКонтакте посещают 47% российских интернет-пользователей, при этом ежемесячный охват от аудитории рунета достигает 75%. Это проникновение нашей аудитории в рунет.

Кроме того, по данным Mediascope можно увидеть, что охват от населения России (всех жителей страны) с июля 2019-го по май 2021 года вырос с 56,3% до 57,8%. Данные с июля 2019 года, потому что до этого Mediascope считал мобильную аудиторию только в городах РФ с населением 100 тысяч и больше. А с июля 2019-го выборка была расширена на все населённые пункты и возраст 12+ лет (ранее 12–64).

По данным Mediascope, дневная аудитория тоже выросла за последние два года — с 37 до 38,6 млн — на 4%. Дальше мы посмотрим на статистику исследовательской компании App Annie.

App Annie

App Annie — международная исследовательская компания, которая собирает статистику интернет-сервисов на мобильных телефонах. Если мы посмотрим на активную мобильную месячную аудиторию ВКонтакте по данным App Annie, то увидим рост с 47 млн в первом квартале 2017 года до 60 млн в третьем квартале 2021-го — на 27,6%. Ниже график с данными App Annie по MAU.

Если посмотрим на дневную активную аудиторию мобильных приложений ВКонтакте с первого квартала 2017-го по третий квартал 2021 года, то увидим рост с 34,2 до 37,3 млн — на 9%.

4. Исследования интернет-рынка независимыми компаниями

Вот несколько исследований аудитории рунета и ссылки на публикации в СМИ с выводами

• В рейтинге популярных приложений, составленном Yota, около 40% всего объёма трафика пришлось на социальные сети, и только 4,5% на мессенджеры

• У российских зумеров наибольшей популярностью пользуется «ВКонтакте» — его доля составляет 43% от общего объёма трафика на соцсети. Далее идёт Instagram — 33%, а третье место занимает TikTok с долей 18%

• «ВКонтакте» остаётся лидером и у поколения X и бумеров — 27%, а на второе место выходит TikTok (26%)

• PR-директор Yota Артём Рабчук отметил, что предпочтения поколений не сильно отличаются. На первом месте рейтинга у всех поколений приложение «ВКонтакте», и TikTok популярен у молодого и у старшего поколения

• Наиболее популярные в России социальные сети: «ВКонтакте» (48%), Instagram (39%), YouTube (34%), «Одноклассники» (32%), TikTok (17%). Не пользуются социальными сетями 16% наших сограждан

• Самой популярной соцсетью среди россиян остаётся«ВКонтакте»

• TikTok в России обошёл по популярности Facebook (пользуются 9% россиян) и уступает лишь «ВКонтакте» (43%)

5. Заключение

Мы серьёзно относимся к цифрам и аналитике, поэтому так подробно всё расписали, собрав все факты. Если вы интересуетесь динамикой нашей аудитории и другими показателями ВКонтакте, заглядывайте в раздел с квартальными и годовыми отчётами Mail.ru Group по ссылке corp.mail.ru/en/investors и в раздел ВКонтакте для прессы: vk.com/press. В них регулярно делимся актуальными данными и независимыми оценками от авторитетных источников.

0
394 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гусев

Не только пользователи решают, но и "невидимая рука"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Крипто Кун

На что намекает?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

На то что у них нет пресс-секретаря? 

Ответить
Развернуть ветку
Крипто Кун

Разве запрещено сео компании дать комментарии по поводу чего либо?   Где почитать этот закон? Или вы его придумали на ходу? Или вам так хочется?

Ответить
Развернуть ветку
391 комментарий
Раскрывать всегда