Всегда.Да

«Купи сейчас, плати потом»: новая классика или мимолетная мода

Сервис рассрочек рассказывает о новом финтех-тренде.

Привет! Меня зовут Роман Варварин, я директор по развитию бизнеса сервиса рассрочек Всегда.Да. Мы работаем в сфере POS-кредитования с 2017 года. Хотим вместе с вами заглянуть на «кухню» рынка BNPL – «buy now, pay later» или «купи сейчас, плати потом» – и разобраться, почему эти сервисы так активно развиваются и что ждёт их в будущем. Текст будет интересен ритейлерам, e-commerce, банкирам и всем интересующимся финтехом.

Зачем вам это знать

За последний год в прессе много писали о BNPL – сервисах для покупок в рассрочку без очевидного участия банка. Klarna закрепила статус самого дорогого финтех-сервиса Европы, Apple анонсировала запуск Apple Pay Later совместно с Goldman Sachs, Revolut и Mastercard объявили о выходе на рынок BNPL, Тинькофф и Яндекс запустили собственные BNPL «Долями» и «Сплит», Amazon заключил партнёрство с Affrim – и многое другое. В мире доля BNPL-платежей растет, увеличивается количество пользователей и география распространения сервиса.

Что такое BNPL: технические особенности и уникальность

BNPL настолько популярен за рубежом, что его можно назвать новым платёжным методом наравне с картой или наличными. Это не классическое POS-кредитование — то есть кредит от банка на товар в точке продаж или интернет-магазине. В основе BNPL лежит новый подход к оценке клиента, когда решение принимается за секунды на основе информации о ФИО и номере телефона.

Оплата товара делится на 4 части с шагом в две недели без необходимости брать в долг у банка и без выплаты процентов (если нет просрочки). То есть покупатель использует свои деньги, но вносит сумму частями; мерчант (розничный продавец) получает всю стоимость товара сразу — его оплачивает провайдер.

Как это работает? Покупатель:

  1. Выбирает товар и добавляет его в корзину в онлайн-магазине.
  2. На этапе оплаты выбирает способ платежа через провайдера BNPL.
  3. Вводит ФИО, телефон и привязывает банковскую карту. Списывается первый платеж.
  4. Получает товар любым доступным способом. Если не подошел, можно оформить обычный возврат, вернуть магазину товар и после этого получить обратно первый взнос на привязанную карту.
  5. Отслеживает предстоящие платежи в приложении или настраивает автосписание.

Что BNPL даёт мерчанту? Сервис повышает продажи и помогает привлекать новых клиентов, в частности, в таких сегментах как одежда или обувь, спортивное оборудование, товары для детей и косметика. По статистике Klarnа, средний чек вырастает примерно на 60-70%, а 44% покупателей готовы отказаться от покупки, если при оформлении заказа отсутствует опция оплаты частями.

POS-кредит закрывает потребности покупателей, которым нужен длительный срок погашения – от полугода до 36 месяцев, а BNPL – для тех, кто по каким-то причинам не хочет брать кредит, но считает оплату частями за счет следующих двух зарплат более комфортной. BNPL и POS-кредитование в будущем вполне могут стать сервисом одного окна: в зависимости от суммы покупки и данных, которые клиент готов предоставить провайдеру, ему будет доступен любой продукт и срок погашения.

Кто покупает сейчас, а платит потом

По данным Worldpay, доля BNPL-платежей в глобальном e-commerce составляет 2.1% (на 2020-й год) и удвоится в течение следующих трех лет. Наиболее активные пользователи — это зумеры (1997 - 2003 гг. рождения) и миллениалы (1981 - 1996 гг. рождения). При этом количество пользователей среди зумеров растет быстрее всего. Например, в США за последние два года показатель увеличился в 6 раз (Cornerstones Advisors).

В России направление только начинает развиваться, рынок еще не исследован. На основе данных об онлайн-покупках с использованием классической рассрочки можно предположить, что BNPL будет востребован и в нашей стране. По данным Всегда.Да, больше половины (65%) клиентов e-commerce, которые берут рассрочки в банках, младше 35 лет.

Как будут развиваться BNPL-сервисы

Самый дорогой финтех-стартап Европы Klarnа зашел «вау-продуктом» и собрал вокруг себя огромное количество клиентов, разрастаясь до экосистемы. В приложении компании можно не только оформить рассрочку и отслеживать платежи, но и «серфить» встроенный маркетплейс, отслеживать доставку и получать уведомления о снижении цены, а в каких-то странах даже открыть счёт, получить карту и копить деньги.

На отечественном рынке другой путь развития: уже сформировавшиеся экосистемы развивают собственные BNPL как канал привлечения. Независимым компаниям будет сложнее развивать подобный сервис, потому что у них нет таких знаний о клиенте, как у экосистем. Кроме бигтехов в BNPL могут прийти крупные федеральные сети — те, у кого есть экспертность в области кредитования, объёмы продаж, средства для фондирования и развития сервиса.

В России рынок еще только формируется. Победная идея заключается в скоринге: кто научится по минимальному набору данных оценивать клиента и риски, тот выиграет.

0
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Ivan Kolpikov

Статья в 2 слова: Услуга рассрочка на 2 месяца в 4 платежа востребована в мире.
У нас пока тестят как скорить подобное.

А теперь вопросы:
А кто платит за банкет? Ретейлер как в рассрочке? А провайдер деньги откуда берет? У банков? Под кредитный процент как в рассрочке?
А дойка как устроена? Сопутствующие страховки?

Тема сисек не раскрыта от слова совсем.

Ответить
6
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Иван, привет!

Отвечаю на желанную тему.

Платит мерчант в виде добавочной стоимости к эквайрингу. В среднем +2% к стоимости платежа. Клиент ничего не платит. Страховок нет.

Есть подозрение, что большинство BNPL-сервисов в какой-то момент будут бесплатны и для магазинов. Такое возможно, так как сервис рассрочки может свои расходы учитывать как аквизиционные, далее зарабатывать на клиенте на других продуктах и окупать затраты на BNPL. В этом прелесть экосистем.

Что касается фондирования, то тут каждый сервис может привлекать деньги любым доступным и легальным способом. Однако ЦБ рекомендовало банкам не взаимодействовать в плане фондирования с ком. организациями, оказывающие BNPL услуги.
Думаю, что у бигтехов особых проблем с фондированием не будет.

🙌

Ответить
4
Развернуть ветку
in justice

в РФ платит клиент, нет никакой бесплатной рассрочки, в тиньке это называется "комиссия за оформление", ставка примерно 7-8% )

Ответить
0
Развернуть ветку
Ivan Kolpikov

Например в МВ, Эльдорадо, Ситилинк, Леруа и многих других сетях все рассрочки делает вам ретейлер из своего кармана за счет внутренней скидки на товар и для клиента она бесплатна. И да, там есть Тинькофф в пуле банков.

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Иванов

Всё-таки не совсем понятно каким образом выдаётся это краткосрочная рассрочка. Есть ли запрос в кредитную историю, По каким критериям оценивается платежеспособность клиента и многие другие.

Ответить
2
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Евгений, привет!

Обращений в БКИ не будет, каждый сервис будет использовать свою систему принятий решений. Также на рынке есть доступные решения и BNPL-сервисы могут использовать их.

BNPL запускаются компаниями, у которых уже много клиентов в других продуктах и которые достаточно хорошо знают своего клиента.

Возможно BNPL-сервисы обяжут отправлять в БКИ информацию по факту выдачи или отказа.

🙌

Ответить
4
Развернуть ветку
Павел Шабалин

Прям не хватает в конце рекламы халвы:))

Ответить
0
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Павел, привет!

Скорее тогда уж Долями от Тинькофф или Сплит от Яндекса. :)

Но думаю, что 2-3 месяца и BNPL-сервисов будет в 5 раз больше)

Ответить
3
Развернуть ветку
Terra Incognita

Ага, BNPL - новый финтех тренд!

Смешно, с учётом того что на рынке есть карта рассрочки Халва (уже несколько лет) и даже уже закрылась Совесть от Киви. Но прошло пару лет, крупные банки подсуетились и называют это НОВЫМ - ПРОРЫВНЫМ - ПРОДУКТОМ.

Скоро, по ходу, начнут продавать карты для пополнения баланса мобильных.

Ответить
–1
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Халва - это другой продукт, по сути это обычная кредитная карта с особыми условиями в некоторых магазинах. Покупая данной картой вы берёте кредит.

Вы так же могли сказать, что товарное (POS) кредитование в России уже 20 лет и это тоже самое. :)

Ответить
3
Развернуть ветку
Terra Incognita

Именно, ничего нового в этом нет. Перечитайте заголовок статьи и мой комментарий, и сделайте правильный вывод.

Ответить
0
Развернуть ветку
Terra Incognita

Я, конечно, понимаю, что раз вы Chief-кто-то-там этого проекта, то вам хочется верить что вы делаете что-то новое и инновационное, но, увы.

Вы просто запустили с МФОшки обычную рассрочку в онлайне (первыми были Совесть), ничего нового и инновационного вы не делаете. Как бы вам не хотелось.

Ответить
0
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Мне бы хотелось, что бы вы поняли, что рассрочка была задолго до Совести. :)

Сначала банки предлагали от себя, потом появились сервисы, которые объединяли банки, например Всегда.Да - (почитайте как работает сервис).

Далее эти сервисы сделали куча фичей, что бы клиенту было проще и удобнее платить.

Потом появилась Совесть, Халва, Свобода

Потом появился кредитный лимит, например в OZON - когда клиенту дают сумму, в рамках которой он может набирать корзину, покупать, возвращаться и опять покупать.

И вот после всего этого до нас дошёл классический BNPL, первым запустил Тинькофф.

Все продукты разные и рассчитаны на разную ЦА.

Надеюсь стало немного понятнее)

Ответить
4
Развернуть ветку
Дмитрий

Роман, не понял из статьи, ваша компания предоставляет услуги bnpl?

Ответить
0
Развернуть ветку
Varvarin Roman

Дмитрий, добрый день!

Всегда.Да - сервис рассрочек, который объединяет банки. Подробнее у нас на сайте

BNPL-сервис пока не запускали.

Ответить
0
Развернуть ветку
Владимир Лосинский

Рассрочка, вид сбоку, в форм-факторе МФО. Банкет оплачивают мерчант и просочившиеся бедолаги.

Ответить
–1
Развернуть ветку
Читать все 16 комментариев
Один небанальный совет в борьбе с бессонницей

Бессонница в наши дни не всегда является патологией - зачастую у людей просто отсутствует культура сна и режима. Тело и мозг просто перестают различать стимулы, которые в здоровой ситуации сигнализируют организму об отходе ко сну. В этой статье я раскрою только один, но очень действенный совет, который поможет выработать механизм быстрого…

Анализ тональности текста с использованием фреймворка LightAutoML

Сентиментный анализ (анализ тональности) – это область компьютерной лингвистики, занимающаяся изучением эмоций в текстовых документах, в основе которой лежит машинное обучение.

Uber извинился перед собаками

Генеральный директор Uber Дара Хосровшахи принес извинения и даже дал скидку в 10 долларов…собакам.

Twitter приобрел миноритарный пакет акций Aleph Group — материнской компании Httpool

Twitter Inc. (TWTR) — первая из компаний Кремниевой долины, которая стала акционером глобальной рекламной группы Aleph, объединяющей компании IMS, Httpool, Wise.Blue и AdDynamo. Таким образом Twitter поддержит международную образовательную инициативу Aleph Group по усилению цифровой экосистемы в странах с развивающейся экономикой.

Акции роста российских эмитентов на ближайшие 5 лет

Пандемия меняет мир и формируется новая тенденция на ближайшие годы. Ниже будут представлены компании, акции которых способны в новых мировых реалиях опередить динамику фондовых индексов.

Геозоны: разделяй и властвуй

Ильдар Бикташев, руководитель отдела картографии и алгоритмов, уже рассказывал, какие задачи стоят перед картографическими сервисами Master Delivery. Сегодня продолжаем разговор о том, как геоаналитические разработки решают маркетинговые и логистические задачи бизнеса.

Для абонентов Мегафон и Yota. Вы не знали, а вам открыли счет в банке!

Для тех кому интересна развязка, она внизу (выделено жирным).

Добрый вечер. Нужна помощь с Озон Глобал. Не хотят помочь решить проблему, одни отписки
«Не мошенник, а фантазёр»: история афериста Коровко, ставшего прототипом для героя Ильфа и Петрова Статьи редакции

У миллионера Корейко из романа «Золотой телёнок» есть реальный прообраз — Константин Коровко, торговавший в дореволюционном Петербурге паями несуществующих предприятий. На своих аферах он заработал около 1 млн рублей, но перед судом предстал с 220 рублями на счету и обвинил во всём самих пайщиков.

Евгений Евстигнеев в роли Александра Корейко, кадр из фильма Михаила Швейцера «Золотой телёнок» Год Литературы
Идеальный тимлид: миф или реальность?

Кто такой идеальный тимлид? Что ожидает руководство от такого сотрудника? Колонка Алексея Кирсанова, руководителя разработки «Битрикс24».

Самые сильные идеи в жизни

Предприниматель Сахил Блум публикует в своем Твиттере интересные жизненные идеи и парадоксы. Представляю перевод твиттер треда «22 самых сильных идеи в жизни».

null