{"id":14272,"url":"\/distributions\/14272\/click?bit=1&hash=9c431bca9c7cafdd4ed114bc7fb4d407f06f28aa165d6f80b9637d3a8581e5c2","title":"\u0421\u0431\u0435\u0440\u041a\u043e\u0442 \u2014 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u0438\u043d\u0444\u043b\u044e\u0435\u043d\u0441\u0435\u0440, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043f\u043e\u043b\u0435\u0442\u0435\u043b \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441","buttonText":"","imageUuid":""}

Как развивается рынок безналичных чаевых в России и в мире

Пандемия подтолкнула к развитию цифровую экономику — российскому и зарубежному бизнесу пришлось быстро адаптироваться под новые реалии. Изменения коснулись и ресторанной сферы: всё больше людей отказываются от наличных денег, оплачивая счета картой или телефоном. Это отражается на оплате чаевых, которые теперь многим удобнее переводить именно таким способом. Эксперты ВТБ рассказывают, как растет рынок безналичных чаевых в России и за рубежом, какие стартапы появляются в этой сфере, почему банк решил создать собственный сервис «ВТБ.Чаевые» и что ждёт этот рынок в ближайшие годы.

Безналичные чаевые — новый тренд

Кажется, мы уже почти полностью отказались от бумажных денег: утренний кофе по пути на работу мы оплачиваем картой, заказываем обед в офис через приложение с помощью Apple или Google Pay, а билеты в отпуск покупаем онлайн. Мир вокруг нас постепенно становится цифровым, меняя все сферы нашей жизни — и даже такую простую вещь, как оплата счёта или чаевых в ресторане или кафе.

Вспомните, как вы в последний раз давали чаевые официанту? Рискнем предположить, что часто в кошельке не находится нужной суммы наличными. Сейчас с быстрым развитием финтеха и инфраструктуры для мгновенных переводов и платежей в России стали появляться сервисы безналичных чаевых — именно они приходят на помощь, когда под рукой совсем нет наличных. Через них клиенты могут совершать переводы официантам, курьерам и другим работникам сферы услуг.

Рынок сервисов для безналичных чаевых пока не достиг пика. По данным аналитиков ВТБ, это направление в России растет очень быстро — за последние 5 лет ежегодный рост составлял свыше 20%.

С чем связана столь бурная динамика? С одной стороны — с быстрым распространением банковских карт среди населения и использованием кошельков Apple и Google Pay. Так, по данным ЦБ, в России на конец 2020 года было выпущено уже более 300 млн банковских карт, при этом 209 млн из них постоянно используются клиентами. С другой стороны, государство содействует распространению именно p2p-чаевых: например, 1 января 2021 года ресторанам и кафе запретили включать чаевые в чек.

Похожие процессы идут и за рубежом. По сути, сейчас мы наблюдаем глобальный тренд перевода экономики p2p-чаевых в безналичную сферу.

Модели работы безналичных чаевых в Horeca

Как собираются безналичные чаевые? Можно выделить две модели работы — индивидуальную и групповую.

В индивидуальной модели каждый официант собирает чаевые самостоятельно. Для сбора безналичных чаевых используется QR-код. Его официант может прикрепить к бейджу, вложить в чек или просто показать на экране смартфона.

В нашей стране распространены четыре способа сбора чаевых:

  • через обычный терминал;

  • через специальный терминал только для сбора чаевых;

  • в сервисе, который предоставляет услугу (например, в такси или сервисах доставки еды);
  • через QR-код.

Наибольшей популярностью в России пользуется способ сбора чаевых через QR-код, так как он понятен и удобен как для официантов, так и для гостей заведений. Весомый плюс применения QR-кода в том, что официанту не нужно сообщать свои персональные данные, например, номер телефона или карты.

Конечно, культура p2p-благодарности развивается не только в Horeca. Пассажиры оставляют чаевые таксистам, клиенты салонов красоты — парикмахерам и мастерам, чаевые теперь все чаще дают курьерам и заправщикам. Наша команда считает, что нужно распространить культуру благодарности и за пределы ресторанов и кафе.

Рынок чаевых в США

Американский рынок чаевых является одним из самых больших в мире. По данным портала Statista, оборот рынка Horeca в США в доковидном 2019 году составлял 880 миллиардов долларов. По данным Upverse.com, средний размер чаевых в США — 15% от суммы заказа, при этом оставляют чаевые 77% клиентов. Это означает, что ежегодный объем чаевых в стране составляет 101,6 миллиарда долларов. К примеру, это больше, чем фонд оплаты труда всех учителей в США.

В отличие от России, чаевые, полученные официантами и другими работниками сферы услуг, — в наличной и безналичной форме — в США облагаются подоходным налогом. Отчитываться в местную налоговую нужно, если размер чаевых в месяц превышает 20 $.

В групповой модели все деньги собираются в общую «кубышку». Обычно распределением чаевых занимается администратор ресторана. Для сбора используются все тот же инструмент — QR-код. Только в групповой модели на всех столиках и во всех чеках он одинаковый. По нашей оценке, в 35-40% российских заведений работает именно групповая модель сбора чаевых.

В США чаевые можно оплатить как наличными, так и картой. Во втором случае их могут вписать в счет — при этом сумму определяет сам клиент. Как правило, это 15-20% от чека. Американцы часто оставляют чаевые картой — но только потому, что они уже включены в счет, и оплата идет через POS-терминал. В свою очередь p2p-чаевые в стране развиты слабо, подобные сервисы только начинают появляться. На американском рынке сильно доминируют сервисы платежей Venmo и PayPal для p2p-переводов, поэтому монопродукты для отправки чаевых почти не пользуются спросом. Однако стартапы в этой тематике все же появляются, их основная добавочная ценность — возможность быстро оставить чаевые через Apple или Google Pay. Вот некоторые из них.

Tip Brightly

Сервис был основан в 2020 году, его штаб-квартира находится в Маунтин-Вью в Калифорнии. Он предлагает безналичную оплату чаевых без предварительной установки приложения. Клиенту заведения нужно лишь отсканировать QR-код, ввести сумму чаевых и оплатить с помощью банковской карты, Apple или Google Pay. Транзакции проходят через американский сервис для приема и обработки платежей Stripe. В Tip Brightly можно оставлять отзывы на заведения и выставлять им рейтинги. Платформа работает на английском, французском и испанском языках.

Tipping Circle

Сервис позволяет переводить деньги без комиссии, настраивать групповые платежи и собирать средства с помощью виртуальных корзин для чаевых. Работает на базе PayPal и синхронизируется с социальными сетями Facebook и Twitter.

TipFlip

Это приложение, с помощью которого можно оставлять и собирать безналичные чаевые. Деньги приходят сразу на банковский счет получателя. В приложении можно выбирать тип оплаты: дебетовой, кредитной картой или с помощью любого кошелька Pay. Также можно отслеживать историю отправки чаевых.

Рынок чаевых в Европе

Объем рынка чаевых в европейских странах сопоставим с американским. Оборот рынка Horeca в Евросоюзе в 2019 году составил 1,1 трлн долларов. Средний размер чаевых в ЕС — 13% от суммы заказа, при этом оставляют чаевые 65% клиентов. Это означает, что ежегодный объем чаевых в ЕС составляет 94 млрд долларов.

Как и в США, чаевые формируют значительную долю дохода официантов, барменов и других работников сферы услуг: по данным Global HoReCa Market Research Report, эта цифра доходит до 50%. При этом все полученные чаевые облагаются подоходным налогом.

Пандемия подтолкнула к развитию в Европе цифровых продуктов, которые позволяют получать безналичные чаевые. В отличие от стартапов на американском рынке, европейские сервисы сфокусированы не только на платежах с банковских карт через Apple или Google Pay, но и на переводах через различные европейские аналоги Системы быстрых платежей — FasterPayment (Великобритания), SEPA (Евросоюз), Elixir (Польша) и других. Расскажем о некоторых из европейских стартапов.

Gratuu

Британское приложение Gratuu запустилось в 2015 году. Чтобы оплачивать чаевые, пользователю не нужно регистрировать учетную запись, необходимо скачать приложение и оставить чаевые анонимно. С помощью встроенной функции геолокации в приложении можно оставлять чаевые всем зарегистрированным пользователям, которые находятся рядом. Оплата осуществляется через Apple или Google Pay, деньги зачисляются мгновенно на банковский счет получателя.

Tipsy

Tipsy — это литовский сервис, который позволяет оставить чаевые с помощью банковской карты. Как и Gratuu, в сервисе есть функция геолокации. Она помогает быстрее находить рестораны или даже конкретного официанта. Также в приложение можно добавлять различные события — например, концерты или уличные шоу. Пользователи могут найти ближайшие мероприятия на Tipsy и оставить чаевые исполнителям или участникам.

Рынок чаевых в России

В России рынок чаевых пока только развивается, хотя потенциал роста у него колоссальный. Чтобы было проще понять ситуацию, мы сделали сравнительную таблицу: в ней показаны данные по США, ЕС и России.

В целом в России очень большой контраст между городами-миллионниками и небольшими городами. В ряде регионов показатели cashless-экономики (имеется в виду частота использования банковских карт и развитость инфраструктуры) отстают от областных центров и столицы на 5-10 лет. ВТБ как банк, присутствующий во всех регионах России, активно участвует в модернизации инфраструктуры для безналичных платежей, что постепенно сказывается и на таких сервисах, как оплата чаевых с банковской карты. Ситуация постепенно меняется, и рынок чаевых растет. По нашим прогнозам, к концу 2021 года годовой объем чаевых в России должен составить около 100 млрд рублей. К докризисному уровню Horeca в России вернется в течение одного-двух лет, в то время как безналичные чаевые будут расти быстрее рынка в силу естественного отказа клиентов от наличных.

В России чаевые попадают в категорию «дарение» и не облагаются налогом. Это благоприятно влияет на развитие продуктов в этом направлении. Юридический статус чаевых в России — самый большой потенциальный стимул роста рынка, в отличие от Европы и США, где по чаевым нужно отчитываться и облагать их подоходным налогом.

Как ВТБ развивает свой сервис чаевых

Рынок безналичной оплаты чаевых в России только начинает развиваться. Несмотря на большое по сравнению с другими странами количество игроков, этот сегмент в ближайшем будущем будет показывать существенный рост, и места на нем хватит всем желающим.

Мы начали разработку собственного сервиса «ВТБ.Чаевые» в 2020 году. При его создании ориентировались на лучшие примеры европейских стартапов, занимающихся темой shared economy. Вообще экономика совместного потребления — большой тренд в финтехе. Это про совместное управление финансами, например, в товариществах собственников жилья, клубах и других объединениях. Рабочие коллективы в ресторанах, собирающие чаевые — одна из перспективных ниш в shared economy.

Бизнес-модель сервиса «ВТБ.Чаевые» строится на LTV клиента (прибыли, полученной от одного клиента за все время сотрудничества с ним), который выпустил карту ВТБ. Конечно, мы не можем ограничивать людей в выводе денег на чужие карты. Но в таком случае берем комиссию 5% (минимум 25 рублей), чтобы окупить затраты. При этом вывод чаевых на карту нашего банка будет бесплатным.

Чем мы отличаемся от других продуктов на российском рынке? Изначально мы сфокусированы на групповую экономику и позиционируем себя как продукт для диджитализации опыта сбора денег «в совместное пользование». В банке можно собирать чаевые индивидуально (то есть генерировать свой личный QR-код, а не групповой), но это дополнительная опция.

Мы позволяем гибко настраивать распределение чаевых в коллективе: поровну, процент от общей суммы или фиксированную сумму. Это конструктор, в котором можно настроить любую модель. Во многих ресторанах идет процент от собранных чаевых на кухню, в барах — на бар, в гостиницах с чаевых платят фиксированную сумму уборщикам и так далее. Сколько бизнесов есть в Horeca — столько разных моделей. И все эти модели можно настроить в «ВТБ.Чаевых». Еще через наш сервис можно собирать мнения о качестве работы — при этом клиенту не обязательно оставлять чаевые, чтобы высказать свое мнение об обслуживании в заведении.

Развивать сервис планируем не только в России — в ближайшем будущем запустимся в Республике Беларусь и в других странах присутствия группы ВТБ.

Что ждёт рынок безналичных чаевых в России

Рынок безналичных чаевых будет расти — и, по нашим прогнозам, за 4 года может достичь 10% от всего объема российского рынка Horeca. Мы считаем, что к 2025 году он вырастет в 2,5 раза и достигнет 250 миллиардов рублей. Такому быстрому росту будет способствовать как переход в безналичный формат, так и развитие сознательности и культуры благодарности у российских потребителей.

0
3 комментария
Fred Han

В обычной пиццерии челик с qr кодом своим ходит для чаевых. Это пару секунд.

Чего втб так замороился, непонятно..

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

В России с 1 января 2021 года чаевые запрещено включать в счёт без согласия человека, а если без согласия включили то имеет право человек на их возврат. Так почему просто не реализовать это включая в чек по просьбе клиента?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Садкин

Скоро ВТБ узнает про существенние интернета и возможность перевода денег (через него же).
Во пост закатят, атвичайу.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда