{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Время перемен и инноваций

Директор по инновациям Х5 Group Роман Тимаев рассказывает, как в первые месяцы турбулентности перестраивались процессы компании и работа команды инноваций в рамках импортозамещения.

Кассы самообслуживания в магазинах "Пятёрочка"

Уход или приостановка деятельности на российском рынке многих иностранных компаний стали вызовом для тех, чьи бизнес-процессы завязаны на их технологических решениях.

Роман Тимаев
Директор по инновациям Х5 Group

В целом, задачи, которые мы сейчас решаем, очень похожи на прошлые – поиск технологий и инноваций для повышения эффективности бизнеса и удобства наших покупателей. Теперь мы смотрим на все наши процессы и потребности критическим взглядом, под другим углом: в ход идет только самое необходимое оборудование, желательно по оптимальным ценам, без потери эффективности работы и с хорошей логистической доступностью.

В рамках антикризисных мер команда инноваций сконцентрировалась на двух основных направлениях: помощь в обеспечении непрерывности процессов бизнеса и формировании критичных резервов, а в среднесрочной перспективе – поиск альтернативных решений.

Мы поняли, что в задачу импортозамещения входит не только «тушение пожаров», но и более кропотливая работа по перестройке некоторых бизнес-процессов.

В первую очередь был организован штаб по импортозамещению, куда вошли, помимо команды инноваций и технологий, коллеги из некоммерческих закупок торговых сетей, Х5 Импорта и владельцы технологических решений. В инновациях тоже произошли изменения: скаутинг перенастроился на поиск решений рынков Индии, Китая и СНГ; лаборатория инноваций – на тестирование новых и новых компонентов; проектная команда – на пересмотр всех текущих потребностей. Все традиционные этапы воронки инноваций – поиск, бизнес-моделирование, пилот, внедрение – остались прежними, только время на каждый этап сократилось кардинально. Нашли? Эффективно? Значит внедряем. Fast track, который существовал в компании для запуска передовых технологий, стал работать на космических скоростях.

Проанализировав текущие бизнес-процессы и рубрикатор оборудования выяснилось, что почти 80% технологического и около 50% торгового оборудования имеет большую долю импортных комплектующих и высокий прогноз выбывания с рынка. Так стало понятно, насколько критичной будет замена или отказ от каждого оборудования.

Следующим этапом стала детальная проработка нескольких тысяч позиций и выделение ключевых решений, которые нужно поддерживать здесь и сейчас. Приоритетом стали все процессы, связанные с обеспечением продуктами наших покупателей: оборудование в магазинах, транспортные комплектующие, технологии для распределительных центров. По каждому виду была проведена оценка скорости замещения и альтернативных рынков - российские, азиатские и другие.

Оказалось, что даже не из полного списка 692 позиции оборудования помечены «критично», 386 позиций как «больно», а 1122 позиции попали в группу «разобраться позже».

Далее началась разработка плана по внедрению нового оборудования, а лаборатория инноваций подготовила площадку для быстрого тестирования образцов нового оборудования.

Самый яркий кейс – замена «мозгов»

А именно управляющего компьютера Intel на главном цифровом помощнике наших покупателей - кассе самообслуживания собственного изобретения Х5.

Сегодня таких касс в магазинах сетей «Пятёрочка» и «Перекрёсток» установлено более 14 000 штук. Мы подобрали замену управляющего компьютера для касс самообслуживания Х5 (КСО). Аналог выпускается под брендом Beelink и по заявленным характеристикам является полноценной заменой текущего управляющего компьютера, более того он работает на такой же архитектуре, что и Intel.

Преимущество данного аналога заключается в том, что для замены стандартного ПК не требуется доработка ПО или ОС, то есть залили софт, выполнили настройки, поставили в КСО и всё заработало. В ходе тестирования аналога в боевом магазине выполнялись замеры производительности и сравнение с показателями стандартной КСО на Intel. Тестирование производительности проводилось с использованием специализированного ПО и внутренней системы мониторинга Х5.

В итоге выяснилось, что производительность сопоставима со стандартным ПК Intel. Время отклика на действия покупателя при взаимодействии с КСО практически идентично. Скорость перезапуска системы идентична. За время тестирования не было выявлено ни одного инцидента на новом ПК. Удаленное обновление ПО происходит по стандартным сценариям и не требует дополнительных действий. Основываясь на результатах тестов можно предварительно сделать вывод о том, что ПК Beelink можно использовать в качестве ЗИПа для текущего парка КСО, а также для расширения парка КСО Х5.

Таким же образом мы ищем, тестируем и замещаем любое оборудование. Например, чтобы пекарное производство продолжало работать, а свежеиспеченный хлеб был всегда в магазинах, мы внесли этот тип оборудования в приоритетный список. Уже тестируем печь китайского производителя Kolb в московской «Пятёрочке». А на распределительном центре в Воронеже уже пробует «свои силы» погрузо-разгрузочная техника трех китайских брендов – Noblelift, Heli, EP Equipment. Если необходимо, меняем все – вплоть до батареек, зарядных устройств, кабелей.

И так по каждой категории мы проработали краткосрочное и долгосрочное решение задач – определили, что делаем сейчас для того, чтобы сохранить непрерывность работы бизнеса и что делаем дальше, чтобы встать на новые технологические рельсы – выбрать, успеть протестировать и внедрить новые программы и оборудование. Ведь бизнес и технологии нельзя поставить на паузу.

0
3 комментария
Billy Bones

Галя, у нас возврат по импортозамещению!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Колокольцев

"замена мозгов", говорите? у вас бонусная программа накрылась медным тазом и лежит уже месяц с лишним, ничего не начисляется и не списывается. терминалы самообслуживания поставили самые убогие, с тугими сканнерами, качающиеся на подставках, с дурацким интерфейсом - проще очередь в кассу отстоять. вам до той же ленты - что по уровню их приложения, что по их технологиям замены терминалами живых людей - как рогозину до илона маска, примерно.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Радзишевский

Лучше бы разрешили использовать поставщикам использовать отечественные системы штрихкодов вместо европейской

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда