Есть ли жизнь после/до data science
Или почему работа в ритейле – это не зашквар
Согласно исследованиям 98% аналитиков (data scientist, product и marketing) данных готовы сменить работу. Как найти новую область, расширить свои компетенции, а, главное, что могут предложить востребованным специалистам лидеры рынка?
29 февраля в ЦДП прошла конференция, посвященная разработке, Data Science и новым технологиям в сфере ритейла. Она стала заключительным мероприятием в рамках соревнования дата-сайентистов и разработчиков X5 Retail Hero. Конференцию посетило более 600 гостей. Среди них были специалисты по данным, Java- и Python-разработчики из крупнейших российских и зарубежных компаний. Интерес к мероприятию проявили сотрудники «Яндекса», Сбербанка, Ozon, Samsung, Skillbox, Huawei, Kaspersky, «Альфа-банка» и многих других технологических компаний.
Обсуждали, есть ли такая профессия как data scientist, как молодому специалисту искать новую работу и стоит ли идти в ритейл, если тебя пугают эксель-графики.
По сути, работа таких специалистов заключается в обработке данных, поиске выбросов, проверке на их согласованность. Кроме того, такой человек должен уметь общаться и работать в команде, потому что в процессе выполнения задач сотрудникам нужно разговаривать с отделом финансов, продаж, рисков. Также желательно понимание не только алгоритмов, но и определенных бизнес-процессов, в контексте которых эти алгоритмы будут работать. Дата-сайентист должен понимать, что это за рынок, откуда идет доход и как в этом помогают модели, которые он создает. Ведь работа аналитика должна принести плоды в виде заработанных компанией денег.
Для того чтобы устранить противоречия, которые сложились в Data Science было создано международное сообщество Open Data Science, объединяющее специалистов, исследователей и инженеров этой области. Сообщество постоянно создает проекты, развивающие эту область в целом.
Такое мнение доказала и конференция X5 Retail Hero, одной из основных целей которой было усилить привлекательность ритейла в глазах потенциальных сотрудников. Станет ли мероприятие ежегодным - зависит от его итогов и количества людей, которые придут работать в сферу. Многие компании уже готовы сделать акцент на обучении молодых специалистов во внутренних школах и академиях. Более того, ритейлеры понимают, что привлекать людей нужно не только в Москве. Именно поэтому некоторые компании готовы обеспечить релокационный пакет сотрудникам из регионов.
В программу конференции были включены 5 секций: «Новый retail», «ML trainings», «Карьера в новых специальностях: DS, IT», «DS keynote», «Новые технологии». В каждой секции выступили эксперты, которые рассказали о трендах Data Science и и разработки в ритейле.
Так, Анатолий Орлов, технический директор AliExpress Russia, открыл конференцию выступлением о современных технологиях в ритейле. Ключевая мысль его доклада заключалась в том, что сегодня ритейл покоряет все новые горизонты, где его важность просто нельзя оставить без внимания.
О том, почему для молодых специалистов может быть привлекателен ритейл рассказывал и Максим Павлов, менеджер направления математического моделирования Х5 Retail Group:
«Х5 Retail Group, Магнит, Лента, Азбука вкуса – практически весь продуктовый ритейл пытается привлечь сотрудников, чтобы повысить качество работы. Это связано с тем, что все они уже достигли определенного потолка в работе с классическими методами и теперь приглашают к себе дата-сайентистов, чтобы повысить культуру обслуживания и снизить издержки, которые напрямую конвертируются в прибыль. Это может быть очень интересно, потому что подобные задачи решены недостаточно хорошо, к тому же нет литературы, которую можно было бы прочитать и сразу во всем разобраться».
Также, в рамках конференции прошло награждение победителей соревнования X5 Retail Hero, представивших лучшие решения для цифровизации розничной торговли. Молодые разработчики в области Data Science и Machine Learning на протяжении нескольких месяцев в разных составах команд могли принять участие в любой из трех задач конкурса.
Соревнование включало в себя следующие задачи:
- Каким клиентам нужно отправить SMS?
Участники должны были разработать алгоритм, который смог бы успешно проранжировать клиентов компании по убыванию эффективности коммуникации.
- Какие товары клиент вероятно купит в следующий раз?
Задача заключалась в том, чтобы сделать сервис, способный держать высокую нагрузку и угадывать следующую покупательскую корзину.
- Как расставить товары по полкам?
Разработчикам нужно было создать алгоритм, способный по перечню продуктов и размерам продуктового стенда построить способ размещения продуктов с наибольшей оценкой качества.
Так, все задачи соревнования были связаны с проблемами розничной торговли. Призовой фонд составил 1 600 000 рублей.
Кирилл Ликсаков, победитель одной из задач, работает дата-сайентистом в МТС. Он строит модели рискового скоринга и модели прогнозирования дохода человека. В соревновании решил принять участие, потому что всегда интересовался аплифтами.
Все участники соревнования были единогласны в одном: подобные конференции не только помогают сплотить профессиональное сообщество, но и открывают новые возможности для молодых специалистов, которые могут найти своего работодателя, увидеть какие тренды сейчас в области и без чего никак не обойтись.
X5 Retail Hero – конференция, которая показала, что индустрия ритейла активно развивается и требует новых профессионалов, которые, в свою очередь, тоже не должны стоять на месте. Закончить остается словами директора по рискам и внутреннему контролю «X5 Retail Group» Юрия Юрченко: «Ритейл привлекателен для молодых специалистов, потому что даже в самый большой кризис любой банк с удовольствием выдаст кредит именно ритейлу. Это надежный и самый ликвидный бизнес».