{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Есть ли жизнь после/до data science

Или почему работа в ритейле – это не зашквар

Согласно исследованиям 98% аналитиков (data scientist, product и marketing) данных готовы сменить работу. Как найти новую область, расширить свои компетенции, а, главное, что могут предложить востребованным специалистам лидеры рынка?

29 февраля в ЦДП прошла конференция, посвященная разработке, Data Science и новым технологиям в сфере ритейла. Она стала заключительным мероприятием в рамках соревнования дата-сайентистов и разработчиков X5 Retail Hero. Конференцию посетило более 600 гостей. Среди них были специалисты по данным, Java- и Python-разработчики из крупнейших российских и зарубежных компаний. Интерес к мероприятию проявили сотрудники «Яндекса», Сбербанка, Ozon, Samsung, Skillbox, Huawei, Kaspersky, «Альфа-банка» и многих других технологических компаний.

Обсуждали, есть ли такая профессия как data scientist, как молодому специалисту искать новую работу и стоит ли идти в ритейл, если тебя пугают эксель-графики.

Валерий Бабушкин, директор по моделированию и анализу данных X5 Retail Group: «Рынок Data Science представляет собой мясорубку, где многие компании просто нанимают огромное количество технических специалистов, потому что это позволяет им начать позиционировать себя как технологические компании. Таким организациям достаточно роста капитализации, поэтому никто не смотрит на реальные достижения этих сотрудников. Но существуют и другие компании, которые понимают, зачем и для чего они нанимают дата-сайентистов».

По сути, работа таких специалистов заключается в обработке данных, поиске выбросов, проверке на их согласованность. Кроме того, такой человек должен уметь общаться и работать в команде, потому что в процессе выполнения задач сотрудникам нужно разговаривать с отделом финансов, продаж, рисков. Также желательно понимание не только алгоритмов, но и определенных бизнес-процессов, в контексте которых эти алгоритмы будут работать. Дата-сайентист должен понимать, что это за рынок, откуда идет доход и как в этом помогают модели, которые он создает. Ведь работа аналитика должна принести плоды в виде заработанных компанией денег.

Для того чтобы устранить противоречия, которые сложились в Data Science было создано международное сообщество Open Data Science, объединяющее специалистов, исследователей и инженеров этой области. Сообщество постоянно создает проекты, развивающие эту область в целом.

Алексей Натекин, основатель сообщества Open Data Science: «Наша задача, как организаторов сообщества – помочь области повзрослеть, обозначить хотя бы базовые правила понимания игры в области Data Science. Молодые специалисты должны реализовывать свои желания и знания, потенциал к будущим способностям. В этом плане ритейл – такая же область для специалистов в Data Science и в IT, как это были, например, банки 5-7 лет назад. Ритейл сегодня – это место, где есть развернуться. Область активно развивается и все более соответствует новым реалиям. Индустрия начинает потихоньку переламывать общественное сознание».

Такое мнение доказала и конференция X5 Retail Hero, одной из основных целей которой было усилить привлекательность ритейла в глазах потенциальных сотрудников. Станет ли мероприятие ежегодным - зависит от его итогов и количества людей, которые придут работать в сферу. Многие компании уже готовы сделать акцент на обучении молодых специалистов во внутренних школах и академиях. Более того, ритейлеры понимают, что привлекать людей нужно не только в Москве. Именно поэтому некоторые компании готовы обеспечить релокационный пакет сотрудникам из регионов.

Нуне Овакимян, менеджер направления IT-подбор: «Сегодня все крупные игроки переходят на цифровизацию и даже те компании, которые не считаются IT, все равно ставят перед собой задачу найма большого количества информационных специалистов. Это должны быть люди с так называемыми цифровыми компетенциями, которые действительно смогут поменять бизнес. X5 Retail Group стоит на пороге найма большого числа людей. Трудность заключается в том, что сотрудники с такими компетенциями интересны и другим крупным компаниям. Очевидно, что это исчерпаемый рынок, поэтому мы готовы привлекать молодых специалистов, помогая им построить свою карьеру».

В программу конференции были включены 5 секций: «Новый retail», «ML trainings», «Карьера в новых специальностях: DS, IT», «DS keynote», «Новые технологии». В каждой секции выступили эксперты, которые рассказали о трендах Data Science и и разработки в ритейле.

Так, Анатолий Орлов, технический директор AliExpress Russia, открыл конференцию выступлением о современных технологиях в ритейле. Ключевая мысль его доклада заключалась в том, что сегодня ритейл покоряет все новые горизонты, где его важность просто нельзя оставить без внимания.

«Сначала программисты придумали таргетированную рекламу, потом программисты научили всех ездить на такси, а теперь они посягнули на святое - учат продавать товары. Нужно понимать, что реклама это 1-2% ВВП всего мира, а продажа товаров это 10-20% ВВП. Именно поэтому IT-компании в сфере торговли, которые появятся в ближайшее время, будут сильно больше тех, кто лидирует на рынке сейчас», - говорит спикер.

О том, почему для молодых специалистов может быть привлекателен ритейл рассказывал и Максим Павлов, менеджер направления математического моделирования Х5 Retail Group:

«Х5 Retail Group, Магнит, Лента, Азбука вкуса – практически весь продуктовый ритейл пытается привлечь сотрудников, чтобы повысить качество работы. Это связано с тем, что все они уже достигли определенного потолка в работе с классическими методами и теперь приглашают к себе дата-сайентистов, чтобы повысить культуру обслуживания и снизить издержки, которые напрямую конвертируются в прибыль. Это может быть очень интересно, потому что подобные задачи решены недостаточно хорошо, к тому же нет литературы, которую можно было бы прочитать и сразу во всем разобраться».

Также, в рамках конференции прошло награждение победителей соревнования X5 Retail Hero, представивших лучшие решения для цифровизации розничной торговли. Молодые разработчики в области Data Science и Machine Learning на протяжении нескольких месяцев в разных составах команд могли принять участие в любой из трех задач конкурса.

Соревнование включало в себя следующие задачи:

- Каким клиентам нужно отправить SMS?

Участники должны были разработать алгоритм, который смог бы успешно проранжировать клиентов компании по убыванию эффективности коммуникации.

- Какие товары клиент вероятно купит в следующий раз?

Задача заключалась в том, чтобы сделать сервис, способный держать высокую нагрузку и угадывать следующую покупательскую корзину.

- Как расставить товары по полкам?

Разработчикам нужно было создать алгоритм, способный по перечню продуктов и размерам продуктового стенда построить способ размещения продуктов с наибольшей оценкой качества.

Так, все задачи соревнования были связаны с проблемами розничной торговли. Призовой фонд составил 1 600 000 рублей.

Кирилл Ликсаков, победитель одной из задач, работает дата-сайентистом в МТС. Он строит модели рискового скоринга и модели прогнозирования дохода человека. В соревновании решил принять участие, потому что всегда интересовался аплифтами.

«Аплифт - это модель воздействия на поведение потребителя, которая помогает оптимизировать маркетинговые решения. Она позволяет запланировать и вовремя предложить акции и особые цены тем людям, кому они нужны и выгодны. Идею про аплифт я узнал несколько лет назад и даже на прошлом месте работы мы с коллегами пытались моделировать такие вещи, было интересно, поэтому решил попробовать вновь», - признается Кирилл.

Все участники соревнования были единогласны в одном: подобные конференции не только помогают сплотить профессиональное сообщество, но и открывают новые возможности для молодых специалистов, которые могут найти своего работодателя, увидеть какие тренды сейчас в области и без чего никак не обойтись.

X5 Retail Hero – конференция, которая показала, что индустрия ритейла активно развивается и требует новых профессионалов, которые, в свою очередь, тоже не должны стоять на месте. Закончить остается словами директора по рискам и внутреннему контролю «X5 Retail Group» Юрия Юрченко: «Ритейл привлекателен для молодых специалистов, потому что даже в самый большой кризис любой банк с удовольствием выдаст кредит именно ритейлу. Это надежный и самый ликвидный бизнес».

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда