{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Хакатон X5 DataMonetize: как мы подружили ритейл и BigData

На днях закончился онлайн-хакатон по data-science в ритейле, который проходил с 18 по 21 июня. Организаторы — Х5 Retail Group совместно с Russian Hackers. Цель была поставлена четкая — найти новые идеи по использованию больших данных в ритейле. Зачем? Для повышения качества обслуживания клиентов, оптимизации процессов в сети и общего развития бизнеса.

Тематика хакатона, BigData, тоже легко объясняется. Х5 Retail Group управляет тысячами магазинов с десятками тысяч товарных позиций и сопутствующими процессами. В первую очередь, это логистика, работа с покупателями, транзакции. Контролировать и управлять всем этим как раз и помогают большие данные.

Немного о BigData в ритейле

Прежде, чем рассказать о самом хакатоне, коротко поведаем о специфике BigData в ритейле. Здесь много всего интересного, но особо стоит выделить вот что:

  • Большое количество данных. Объем информации, который генерируется внутри X5 за день, огромно. В сутки это несколько терабайт первичной неструктурированной информации из ряда источников, зачастую никак не связанных между собой.
  • Влияние внешних факторов. Да, вы можете планировать что угодно, например, рассчитать время разгрузки товаров, и получится, что на одну операцию необходимо полчаса. А на самом деле потребуется два часа. Потому, что некий Петрович неаккуратно грузил паллет с рыбой, и та рассыпается. Пока собрали, пока почистили, прошло два часа. И ведь это лишь один фактор, а их множество.
  • Технологичность. Сейчас доступны мощные и эффективные инструменты, которые открывают широкие возможности. Например, персонализировать предложения в автоматическом режиме, прогнозировать уровень потребления товаров или услуг в определенное время или оценивать популярность тех либо иных товаров за счет анализа видеопотока с камер из магазина.

Конечно, технологии — это хорошо, но внедряться они должны постепенно. Мы сторонники идеи постепенного развития, эту концепцию можно описать слоганом «не революция, а эволюция».

Хакатон и его результаты

Принимать участие в нем могли дата сайентисты, разработчики, аналитики и дизайнеры. Правда, не по отдельности, а в командах, причем если у человека не было команды, по помогали найти коллег для участия в хакатоне.

Эта тематика заинтересовала многих разработчиков. Заявки подали 101 команда (это 585 человек). Из всего этого многобразия было отобрано 20 команд, 18 дошли до финала.

Победители получают денежный приз — 250 тыс. рублей, 150 тыс. рублей и 100 тыс. рублей за 1, 2 и 3 места соответственно. Был добавлен еще один приз в размере 100 тысяч рублей — его получала команда из тех, кто не попал на призовое место, но кого поддержали зрители.

Роадмап был следующим:

  • 14 июня — дедлайн тестового задания.
  • 17 июня — результаты и распределение.
  • 18-21 июня — хакатон DataMonetize.
  • 21 июня — демо.

Проходил хакатон, как и говорилось выше, в онлайне, поскольку… ну, вы все знаете, почему.

Работы участников оценивало жюри, чем выше совокупная оценка, тем, соответственно, выше позиция команды в списке. Все, как обычно. Победили три команды, еще одна получила специальный приз, поскольку ее проект очень уж всем понравился.

Все презентации собраны в единый ролик, он выложен на YouTube. Много отличных идей, так что если тема BigData в ритейле вам близка, велкам:

Не обошлось без интересных моментов. Так, 64 команда по результатам рассмотрения тестовых проектов заняла 3 место, поднявшись, таким образом, на 61 позицию. Речь идет о команде Plato, LeshAI. Это реальное достижение, которое хотелось бы выделить.

В ходе реализации проектов команды проходили через чек-поинты — критически важные этапы развития идеи. Команды должны были ответить на три несложных вопроса. Это текущий прогресс, план к следующему чек-поинту и необходимость помощи в ходе реализации. Такая организация процесса давала возможность лучше планировать работу над проектом на хакатоне, с регулярным проведением ретроспектив и синхронизации по задачам.

Вся работа разбивалась на три этапа:

1. Финальная идея и план реализации

2. Черновая версия прототипа

3. Фиксы прототипа + обсуждение презентации

В течение всего хакатона участники тесно работали с менторами, которые не только вели мониторинг работы, но и помогали решить какие-то проблемы, выводили из тупика обсуждения, если такое случалось, направляли на оптимальный вариант действий.

Первое место — команда X5CPI

Суть работы: прогнозирование товарных трендов и изменений на российском рынке на основе ежедневных данных X5 Retail Group в интересах малого и среднего бизнеса, финансовых организаций и государства.

Комментарий ментора: Команда помогла ответить на вопрос кому, помимо партнеров, можно продать данные, а также какие услуги и новые продукты может предложить X5. Предложенное решение дает возможность оценить потенциал отдельно взятого региона с точки зрения покупательской способности, интересов покупателей и т.п. Кроме того, оно позволяет оценить корректность выбранного диапазона цен для ряда продуктов — если замечены аномалии, то цены корректируются. Прогностическая модель получается достаточно точной.

Отзыв команды

В составе X5CPI три участника, все — из разных городов и даже стран. В хакатоне удалось принять участие именно потому, что это онлайн-мероприятие. Если бы нужно было куда-то ехать, даже не принимая во внимание карантин, то вряд ли команде удалось бы собраться.

Второе место - HooliGANs

Суть работы: исследование изменения социального статуса клиентов Х5 Retail Group для предоставления маркетинговых сегментов сторонним компаниям с целью предложения либо once-in-a-lifetime покупок (например, машин/квартир), либо финансовых услуг. Для этого предложено провести исследование клиентов с точки зрения покупаемых ими товаров со своей интерпретацией цен, исходя из которой уже строилась наша дальнейшая аналитика.

Комментарий ментора: Предложили интересное решение для определения социального статуса и динамики жителей определенных регионов. Оно дает возможность определить изменение стадии жизненного цикла, статуса и ценового сегмента (премиум, средний, эконом) по косвенным признакам на основании истории покупок. Имея эти данные можно настраивать надежный таргетинг по потребностям покупателей. Решение хорошо подходит для текущей системы подбора сегментов и представляет собой решение актуальных запросов

Отзыв команды

HooliGANs самого начала нацелились на победу. Проект планируется реализовать вместе с X5. Как и в предыдущем случае команда довольна онлайн-форматом. Дополнительный стимул к работе, по словам команды - абстрактная и творческая постановка задачи, что дало очень большую свободу участникам при выборе инструментов для реализации.

Третье место - Plato, LeshAI

Суть работы: разработка платформы по монетизации данных, нацеленную на несколько аспектов. Во-первых, детализация магазинов сетей на уровне районов и населенных пунктов. Во-вторых, визуализация данных, с возможностью просмотра данных как о пользователях, так и о магазинах. Возможность предоставления данных о кредитоспособности пользователей банкам.

Отзыв ментора: Команда представила платформу монетизации данных. Они разделены на две сущности - магазин и клиент. В случае магазина показана подробная карта, со статистикой по каждому объекту (например, количество продаж). Есть и тепловые карты, которые показывают плотность размещения объектов. В случае клиентов - характеристики покупателей с разбивкой по регионам. Например, средний возраст, покупательская способность и т.п. Проект позволяет собирать огромное количество первичной информации, структурировать ее и выгружать в готовом "к употреблению" виде, когда ее могут использовать партнеры X5, включая банки, страховые компании и т.п.

Отзыв команды

Мы надеялись на первое место. Мы неплохо справились, но заняли все же третье место, хотя наш проект был более масштабным, чем все остальные. Сам хакатон и задача - необычны, заниматься проектом было очень интересно. Теперь мы ожидаем начала работы с X5. К слову, онлайн-режим нам очень понравился - наверное, даже больше, чем оффлайн-формат.

Слово организаторам

X5 Retail Group

Дмитрий Прусов, директор департамента монетизации больших данных X5 Retail Group, принимал непосредственное участие в подготовке хакатона, оценке проектов и многих других вещах. Он рассказал об ожиданиях компании и результатах мероприятия.

О цели хакатона

Главное, что планировалось - найти новые идеи, инициативы и функции. Требовался свежий взгляд со стороны на наш портфель монетизации. И в целом, хакатон полностью оправдал себя - нам было весьма интересно работать 4 дня с командами, обсуждая их идеи. Большая часть проектов была направлена на оптимизацию основного бизнеса, но встречались и проекты, направленные на поиск новых ниш.

О достижении целей

Ожидания оправдались на все 100%. Было очень интересно наблюдать за трансформацией идей после обсуждения их с менторами. Идей реальной много, большую часть мы собираемся презентовать своей команде для возможной интеграции в существующие продукты.

К слову, все идеи команд были смелыми и масштабными. Но на входе это были просто идеи, а вот на выходе мы получили продуманные концепции, отличные презентации и MVP.

О финалистах

Отмечу очень интересный нюанс - поначалу казалось, что идеи команд, которые в итоге стали финалистами, не слишком масштабные. Но за время хакатона они эволюционировали, превратившись в мощные концепции. Наблюдать за подобной трансформацией было очень интересно.

О реализации идей

Сначала мы представим все идеи финалистов нашему департаменту - не только команде, которая работает над монетизацией. Главное - донести эти идеи, объяснить их так, чтобы компания заинтересовалась и использовала то, что можно использовать.

Russian Hackers

Александр Просолкин, CEO и основатель - один из авторов идеи проведения хакатона. Принял участие во всем процессе подготовки мероприятия - от идеи, как и сказано выше, до финала. И на этом не все - дальше предстоит оценить идеи и пустить в работу те из них, что будут признаны оптимальными.

О совместной работе с X5 Retail Group

Нам очень понравилось работать вместе, и хакатон - это только начало. В ближайшем будущем мы продолжим работу с командами-победителями. Также планируем привлечь к решению разных задач и другие команды, которые себя неплохо показали.

О работе менторов

Менторы в течение четырех суток практически в режиме 24/7 помогали участникам, показывая им направление работы и помогая дорабатывать идеи до решения, которое уже можно использовать в работе.

Об участниках

В хакатоне приняли решение участвовать не только команды независимых разработчиков, но и целые компании с готовыми проектами, которые можно было сразу брать и пускать в работу. К сожалению, правилами участие компаний не было предусмотрено, но никто не забыт, и с предложенными решениями сейчас знакомятся представители X5 Retail Group.

О главной цели

Вообще говоря, хакатон - это не самоцель. Мы занимаемся бизнес-скаутингом, то есть ищем интересные идеи и решения, которые могут помочь нашим партнерам улучшить различные направления своей деятельности, стать более эффективными. Хакатон - это один из способов поиска таких идей. Надо сказать, он себя полностью оправдал.

В качестве вывода можно сказать, что польза от проведения хакатонов доказана не единожды. Текущий хакатон еще и показал, что онлайн-мероприятия - вполне жизнеспособный формат, который многим нравится даже больше, чем оффлайн. Скорее всего, этот формат приживется и его будут активно использовать и после завершения пандемии.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда