Разработки от поколения Z: пресеты для продуктовой корзины, сканер холодильника и кассовые аппараты прямо в тележках

Торговая сеть «Перекрёсток» и лаборатория дизайн-мышления Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ провели серию семинаров по дизайн-мышлению для студентов-бакалавров.

На протяжении шести недель более 400 слушателей курса исследовали потребности покупателей «Перекрёстка» и создавали новые продукты и сервисы, улучшающие опыт клиентов. Что из этого вышло – читайте в статье.

Специальный курс по дизайн-мышлению для студентов-второкурсников был задуман НИУ ВШЭ на основе реальных потребностей клиентов, поэтому в качестве бизнес-спонсора проекта пригласили торговую сеть «Перекрёсток», а в команду 11 менторов вошли эксперты-практики, отвечающие за клиентский опыт в таких компаниях как PWC, Газпромнефть, Сбербанк, Сибур и других.

Курс включал 20 часов очного обучения и 15 часов самостоятельной работы на протяжении 6 недель (с перерывами на сессию). Результатом стали протестированные продуктовые и сервисные концепции — 58 различных проектов по темам, предоставленным бизнес-партнерам из «Перекрёстка».

Современный ритейл уже не может просто «продавать», он должен развиваться вместе со стремительно меняющейся средой, вместе со своим покупателем. Но в каком направлении? На этот вопрос можно ответить, только постоянно получая обратную связь от клиента и изучая его потребности, например, используя методологию дизайн-мышления.

Мы рады, что студенты ВШЭ смогли применить инструменты исследования потребителей в рамках реальных бизнес-задач от «Перекрёстка», поскольку клиент – главная ценность и источник вдохновения для нашей торговой сети

Вячеслав Владимиров,

, Руководитель направления Управления клиентского опыта торговой сети «Перекрёсток» — бизнес-спонсора проекта и по совместительству ментор для нескольких команд

Что такое дизайн-мышление?

Особенностью дизайн-мышления как методологии является то, что исследователь прежде всего стремится понять конечного пользователя продукта, определить и переосмыслить его потребности, чтобы найти неочевидные решения, которые, как минимум, улучшат опыт клиента или даже станут инновацией.

Работа на курсе состояла из шести этапов:

1. Старт +эмпатия;

2. Анализ и синтез;

3. Генерация идей, прототипирование и тестирование;

4. Итерация;

5. Дополнительные инструменты;

6. Итоговое тестирование, защита проектов.

На данном курсе на каждый из них отводилось 3 часа.

Работа над проектами

После определения темы исследования, студенты выбирали подходящие инструменты (интервью, проживание опыта, наблюдение) и собирали материал в «полевых» условиях. На основе полученных данных выбиралась фокусная проблема, для которой генерировалось креативное решение. К примеру, одна из команд решила помочь клиенту «Перекрёстка», занятому работой, учебой или бытовыми делами и максимально сократить время на поиск и выбор продуктов в интернет-магазине. В качестве решения они предложили пресеты (шаблоны) продуктов, которые можно формировать по своему желанию и сделали прототип.

После разработки прототип отправлялся на тестирование, в процессе которого определялись необходимые доработки. После последних итераций с дизайном и функционалом проект выносился на защиту перед менторами.

Из 58 проектов группой менторов было выделено 14 наиболее перспективных и проработанных, которые получили самые высокие оценки на защите. Среди них — система распознавания лиц для автоматического учета скидки, голосовой поиск продуктов в приложении, совместные заказы для людей, живущих по соседству и карта для отслеживания курьера.

Конечно, большая часть всех предложений была так или иначе связана с мобильным приложением и современными технологиями, ведь ребята, сидящие на студенческой скамье в 2021 году, с младенчества пользуются гаджетами и не мыслят себя вне их.

На что стоит обращать внимание? Советы для компаний при работе со студентами

  1. Если вы надеетесь получить после спецкурса практически готовый проект, чтобы сразу запустить его в дальнейшую разработку, то студенты – не та аудитория. Даже старшекурсникам сложно проработать качественный прототип. Мы же работали со студентами 2 курса – на этом уровне они только учатся собирать и представлять информацию, анализировать ее. Поэтому курс по дизайн-мышлению был для них полезной основой, а для нас хорошим тестом подачи информации и работы со студенческими группами.

  2. Как говорят адепты дизайн-мышления, самый тяжкий грех — это «подгонка результата». Важная задача этого подхода – заметить разницу между искусственно придуманными ментальными конструкциями и повседневной реальностью. В этом плане, студентам тоже сложно выйти за рамки собственных умозаключений. Учитывайте этот фактор, особенно, на первых этапах.
  3. Работать со студентами – это всегда интересно. Свежий подход, нетривиальные мысли и кипучая энергия молодых людей с лихвой компенсирует потраченное на подготовку материалов время. Ну а для любой компании это еще и продвижение HR-бренда, контакты в новой среде и, возможно, стажеры. Как говорил Стив Джобс, не нужно менять мир, чтобы быть важным. Поэтому ваша работа даже с небольшой группой, возможно, поможет раскрыть для мира новых гениев. Помните об этом, проверяя десятую презентацию ночью после основной работы.
0
14 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
X5 Group
Автор

отличная идея, действительно, давно пора!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
X5 Group
Автор

может быть стоит попробовать? мы тщательно контролируем качество продуктов в доставке и сами ею пользуемся)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

Вкусвилл для решения этой проблемы вообще видеозвонки тестировал)))

https://vkusvill.ru/news/sovershenstvuem-dostavku-pervye-itogi-konkursa-po-sboru-idey.html

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Invent Valley

"На протяжении шести недель более 400 слушателей курса исследовали потребности покупателей и создавали новые продукты и сервисы"©
________________________________________________________________________
Круто!
Ну так - и чего конкретного насоздавали эти 400 за целых шесть недель?
Чем всё закончилось то?
Позитивом, обнимашками и селфи?

Ответить
Развернуть ветку
X5 Group
Автор

студенты по итогам программы поступают на стажировки в Х5 и зачастую остаются у нас работать, а их проекты проходят акселерацию в подразделении Х5 Инновации, и наиболее успешные пилотируются в магазинах-лабораториях

Ответить
Развернуть ветку
Артем Варфоломеев

Лапшу на уши не вешайте (очень постарался сказать без мата)
Я студент, который делал один из таких проектов. Ни один студент по итогам программы не поступил на стажировку X5, и уж тем более ни один проект не взяли на акселерацию в подразделение Х5 Инновации
С вашей стороны это просто обычный пиар-ход, чтобы показать, что «типо вы выстраиваете эффективную работу со студентами»

Ответить
Развернуть ветку
Invent Valley

Спасибо, теперь вся понятно.  (примерно это - и предполагалось)

Ответить
Развернуть ветку
Invent Valley

"остаются работать" - кем? ("менеджерами зала"?)
"наиболее успешные" - какие? (об этом - и был вопрос)
"Х5 Инновации" это - что? (уже есть какой то результат, или пока "в процессе"?)

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Vasyukov

X5 Инновации - подразделение, развивающее в компании инновации. Вот наглядный ролик про некоторые итоги https://youtu.be/NRbVDCExKf8 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
SpamStories

Статья ни о чем. Че там напридумывали, вода одна

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда