X5Tech

Разработки от поколения Z: пресеты для продуктовой корзины, сканер холодильника и кассовые аппараты прямо в тележках

Торговая сеть «Перекрёсток» и лаборатория дизайн-мышления Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ провели серию семинаров по дизайн-мышлению для студентов-бакалавров.

На протяжении шести недель более 400 слушателей курса исследовали потребности покупателей «Перекрёстка» и создавали новые продукты и сервисы, улучшающие опыт клиентов. Что из этого вышло – читайте в статье.

Специальный курс по дизайн-мышлению для студентов-второкурсников был задуман НИУ ВШЭ на основе реальных потребностей клиентов, поэтому в качестве бизнес-спонсора проекта пригласили торговую сеть «Перекрёсток», а в команду 11 менторов вошли эксперты-практики, отвечающие за клиентский опыт в таких компаниях как PWC, Газпромнефть, Сбербанк, Сибур и других.

Курс включал 20 часов очного обучения и 15 часов самостоятельной работы на протяжении 6 недель (с перерывами на сессию). Результатом стали протестированные продуктовые и сервисные концепции — 58 различных проектов по темам, предоставленным бизнес-партнерам из «Перекрёстка».

Современный ритейл уже не может просто «продавать», он должен развиваться вместе со стремительно меняющейся средой, вместе со своим покупателем. Но в каком направлении? На этот вопрос можно ответить, только постоянно получая обратную связь от клиента и изучая его потребности, например, используя методологию дизайн-мышления.

Мы рады, что студенты ВШЭ смогли применить инструменты исследования потребителей в рамках реальных бизнес-задач от «Перекрёстка», поскольку клиент – главная ценность и источник вдохновения для нашей торговой сети

Вячеслав Владимиров,

Руководитель направления Управления клиентского опыта торговой сети «Перекрёсток» — бизнес-спонсора проекта и по совместительству ментор для нескольких команд

Что такое дизайн-мышление?

Особенностью дизайн-мышления как методологии является то, что исследователь прежде всего стремится понять конечного пользователя продукта, определить и переосмыслить его потребности, чтобы найти неочевидные решения, которые, как минимум, улучшат опыт клиента или даже станут инновацией.

Работа на курсе состояла из шести этапов:

1. Старт +эмпатия;

2. Анализ и синтез;

3. Генерация идей, прототипирование и тестирование;

4. Итерация;

5. Дополнительные инструменты;

6. Итоговое тестирование, защита проектов.

На данном курсе на каждый из них отводилось 3 часа.

Работа над проектами

После определения темы исследования, студенты выбирали подходящие инструменты (интервью, проживание опыта, наблюдение) и собирали материал в «полевых» условиях. На основе полученных данных выбиралась фокусная проблема, для которой генерировалось креативное решение. К примеру, одна из команд решила помочь клиенту «Перекрёстка», занятому работой, учебой или бытовыми делами и максимально сократить время на поиск и выбор продуктов в интернет-магазине. В качестве решения они предложили пресеты (шаблоны) продуктов, которые можно формировать по своему желанию и сделали прототип.

После разработки прототип отправлялся на тестирование, в процессе которого определялись необходимые доработки. После последних итераций с дизайном и функционалом проект выносился на защиту перед менторами.

Из 58 проектов группой менторов было выделено 14 наиболее перспективных и проработанных, которые получили самые высокие оценки на защите. Среди них — система распознавания лиц для автоматического учета скидки, голосовой поиск продуктов в приложении, совместные заказы для людей, живущих по соседству и карта для отслеживания курьера.

Конечно, большая часть всех предложений была так или иначе связана с мобильным приложением и современными технологиями, ведь ребята, сидящие на студенческой скамье в 2021 году, с младенчества пользуются гаджетами и не мыслят себя вне их.

На что стоит обращать внимание? Советы для компаний при работе со студентами

  1. Если вы надеетесь получить после спецкурса практически готовый проект, чтобы сразу запустить его в дальнейшую разработку, то студенты – не та аудитория. Даже старшекурсникам сложно проработать качественный прототип. Мы же работали со студентами 2 курса – на этом уровне они только учатся собирать и представлять информацию, анализировать ее. Поэтому курс по дизайн-мышлению был для них полезной основой, а для нас хорошим тестом подачи информации и работы со студенческими группами.

  2. Как говорят адепты дизайн-мышления, самый тяжкий грех — это «подгонка результата». Важная задача этого подхода – заметить разницу между искусственно придуманными ментальными конструкциями и повседневной реальностью. В этом плане, студентам тоже сложно выйти за рамки собственных умозаключений. Учитывайте этот фактор, особенно, на первых этапах.
  3. Работать со студентами – это всегда интересно. Свежий подход, нетривиальные мысли и кипучая энергия молодых людей с лихвой компенсирует потраченное на подготовку материалов время. Ну а для любой компании это еще и продвижение HR-бренда, контакты в новой среде и, возможно, стажеры. Как говорил Стив Джобс, не нужно менять мир, чтобы быть важным. Поэтому ваша работа даже с небольшой группой, возможно, поможет раскрыть для мира новых гениев. Помните об этом, проверяя десятую презентацию ночью после основной работы.
0
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Сделайте уже, блдж, железную тележку с:
-элеткроприводом
-автоматическим следованием за хозяином (+понока, чтобы катится)
-встроенным сканером (и предупреждением, если жо окончания срока годности осталось меньше трети срока)
-голосовым помощником (чтобы не дергать продавцов - а на какую полку в этот раз перенесли любимую консерву,затрахаешься искать) и управлением
-самостоятельно возвращающуюся с парковки (куда их все выкатывают, чтобы пять метров сумки не нести)
-приемом платежей

5

отличная идея, действительно, давно пора!

1

Смех-смезом,но я не пользуюсь доставками именно потому, что не знаешь какие сроки годности положат в набор

А уж тем более фрукты и овощи "вялый огурец-тоде огурец", лучше выбирать самому

Ну а беспилотная тележка давно просится, руки свободны, удобно.

2

может быть стоит попробовать? мы тщательно контролируем качество продуктов в доставке и сами ею пользуемся)

0

*подножка

0

"На протяжении шести недель более 400 слушателей курса исследовали потребности покупателей и создавали новые продукты и сервисы"©
________________________________________________________________________
Круто!
Ну так - и чего конкретного насоздавали эти 400 за целых шесть недель?
Чем всё закончилось то?
Позитивом, обнимашками и селфи?

0

студенты по итогам программы поступают на стажировки в Х5 и зачастую остаются у нас работать, а их проекты проходят акселерацию в подразделении Х5 Инновации, и наиболее успешные пилотируются в магазинах-лабораториях

0

Лапшу на уши не вешайте (очень постарался сказать без мата)
Я студент, который делал один из таких проектов. Ни один студент по итогам программы не поступил на стажировку X5, и уж тем более ни один проект не взяли на акселерацию в подразделение Х5 Инновации
С вашей стороны это просто обычный пиар-ход, чтобы показать, что «типо вы выстраиваете эффективную работу со студентами»

8

Спасибо, теперь вся понятно.  (примерно это - и предполагалось)

0

"остаются работать" - кем? ("менеджерами зала"?)
"наиболее успешные" - какие? (об этом - и был вопрос)
"Х5 Инновации" это - что? (уже есть какой то результат, или пока "в процессе"?)

0

X5 Инновации - подразделение, развивающее в компании инновации. Вот наглядный ролик про некоторые итоги https://youtu.be/NRbVDCExKf8 

0

Комментарий удален

Статья ни о чем. Че там напридумывали, вода одна

0
Читать все 14 комментариев
Цифровой акселератор СИБУРа: feedback от участников

СИБУР, крупнейшая в России интегрированная нефтехимическая компания, и GenerationS, платформа по развитию корпоративных инноваций, подвели итоги первого цифрового акселератора.

Лучшие стартапы в «Трибуне» с 18 по 24 октября 2021 года

Подборка лучших проектов по рейтингу подготовлена каналом @vchunt, где каждую неделю появляется топ-3 стартапа из «Трибуны». Подписывайтесь, чтобы поддержать русскоязычных фаундеров и не пропустить отличные продукты!

Акции Microsoft и Alphabet выросли до рекордных максимумов после публикации отчёта за третий квартал Статьи редакции

Капитализация Alphabet приблизилась к $2 трлн, а Microsoft — превысила $2,43 трлн.

Газпромбанк и IT_One создали новую финтех-компанию

«ГПБ-ИТ1» станет одним из крупнейших центров по разработке цифровых и финансовых сервисов

Управление стартап-студией. Что бы я рассказал самому себе 3 года назад?

Заводу цифровых бизнесов Admitad Projects исполнилось 3 года. Это и окончание еще одного цикла, и пора подвести итоги, отрефлексировав события. Общий контекст повторять не буду. Он, а также история, подробно изложены в статье про то, как за пять лет докатились до жизни такой.

Как компании безболезненно перейти на удаленку

Да-да, я в курсе, что подобные статьи за 1,5 года уже всех откровенно достали. Меня тоже. Многие пишут только про инструменты (подключить телефонию на смартфоны сотрудников, внедрить CRM и все такое). Единицы делятся собственным опытом использования этих инструментов в реальных условиях. И практически все молчат о том, как помочь адаптироваться…

SHAREit объявляет о партнерстве с Httpool для расширения присутствия в России и СНГ

SHAREit Group анонсировала выход на российский рынок цифровой рекламы. Глобальная компания в сфере интернет-технологий, выбрала Httpool, входящую в Aleph Group, своим стратегическим партнером по продажам рекламы. Будучи официальным представителем SHAREit, Httpool займется продвижением рекламных возможностей приложения для брендов и агентств из…

Отчёт VK за квартал: прибыль от дочерних компаний выросла на 41%, до 3,86 млрд рублей Статьи редакции

Компания опубликовала результаты за третий квартал на Лондонской бирже.

Чем занимается BIM-менеджер и как им стать?

По мнению Ксении, BIM-менеджера в IBS, BIM - это будущее проектирования и строительства. Мы узнали у Ксении, в чём суть технологии, какую пользу она приносит, как выглядят будни BIM-специалиста и где лучше учиться этой профессии.

Успешное представление интересов российского банка

Юридическая фирма «Надмитов, Иванов и Партнеры» успешно представляла интересы крупного российского банка по подготовке и обсуждению условий межкредиторского соглашения и агентского договора с другим крупным российским банком.

null