Как обогнать конкурентов с помощью технологий и не дать технологиям обогнать себя

Десять инсайтов с конференции X5Tech Future Night.

Топ-менеджеры Х5 Group, «Яндекса», «Сбера», МТС и других компаний обсудили — в какие инновации вкладываться, какие стартапы покупать и как монетизировать данные.

1. Быстрое внедрение инноваций — только для имиджа

Существует два подхода к работе с инновациями — изменения ради имиджа и ради бизнеса. Имиджевый подход часто используют акционеры: «почему все делают, а мы нет». В этом случае эффективность оценивается охватами и упоминаниями. Если же компания внедряет новые технологии ради бизнеса, его неорганического роста, то результата «здесь и сейчас» не ждут. Стратегические инновации (которые позволяют увеличить долю на рынке и выручку) дают эффект в перспективе 3-5 лет.

2. Хотите ускорить цифровизацию компании — набирайте больше фанатов технологий

В одних индустриях дизрапт случился 10 лет назад (авиа и ж/д билеты, например, давно не покупают в кассах). В других отраслях изменения происходят медленнее, среди них продуктовый ритейл (выбирать йогурты онлайн россияне начали только благодаря карантину).

Скорость внедрения инноваций связана с тем, насколько далеки от индустрии сами новаторы: научные институты, университеты, IT-инженеры и предприниматели. Они становятся первыми пользователями технологий, далее — основная масса и отстающие по bell curve-распределению (кривая в форме колокола).

«Часто корпорации медлят из-за инвесторов и ориентированности на выручку, — отметил директор по стратегии и развитию бизнеса X5 Group Владимир Салахутдинов. — Вспомните Kodak, которая до последнего не хотела производить цифровые аппараты и продолжала "толкать" пленочные, пока не стало слишком поздно.

В фудритейле ситуация аналогичная: все что связано с онлайн-заказами и доставкой имеет меньшую маржинальность, поэтому долго раскачивается. Важно, чтобы корпорации тоже начали думать про будущее, а не только про дивиденды ближайшего полугодия».

3. Просто скупать стартапы недостаточно

Чтобы диверсифицировать бизнес, компания может купить готовый стартап или команду, то есть сорвать «низко висящие фрукты». Этим решаются некоторые операционные задачи. Но если рассматривать инновации как драйвер будущего развития, нужен комплексный подход и более сложные инструменты.

В МТС, например, выстроена целая экосистема работы с открытыми инновациями MTS Startup Hub, — рассказал директор центра по открытым инновациям и инвестициям Дмитрий Курин. Туда входят: корпоративный венчурный фонд (в том числе осуществляет зарубежный скаутинг), акселератор, венчур-билдер, Центр 5G. За счет этого компания второй год подряд становится лидером рейтинга «Стартап Барометр».

4. Новых идей на рынке больше, чем возможностей их реализовать

По словам Вячеслава Бондаренко (управляющий директор SberX), кризиса идей на рынке нет — их сегодня генерируют не только университеты, но и школы. Но существует другая проблема: у стартапов часто не хватает ресурсов, чтобы обеспечить быстрый вывод продукта на рынок, а корпорации не могут ждать, поэтому не каждый проект поддерживают.

5. В конфликте между корпорацией и стартапом вторым всегда придётся подстраиваться

«Основная проблема — разные ожидания от сотрудничества, — делится основатель CEO HintEd Артем Таганов. — Мы приходим в компанию пилотировать свой продукт, а заказчик в какой-то момент решает его “доработать”: раздувает скоуп, накидывает новые “хотелки”, которые мы не можем добавить, так как проверяем собственную гипотезу. В результате затягиваются переговоры, time-to-market увеличивается».

«Часто корпорации отказываются от сотрудничества и берутся делать продукт самостоятельно, — рассказывает Екатерина Коновалова, директор по развитию финтех-платформы TalkBank.io, — но через полгода возвращаются (не получилось, дорого, долго). Мы беремся за проект, хотя к этому моменту уже потеряно временное преимущество».

6. Стартапы не боятся копирования. Больше того — они даже зарабатывают на этом

Когда крупные компании выходят на рынок с конкурентным продуктом, его востребованность растет и, как следствие, число потенциальных клиентов стартапа увеличивается.

Директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев вспомнил кейс проекта «Кнопка» (бухгалтерия на аутсорсе). После того, как похожие услуги стал предлагать «Тинькофф Банк», у стартапа стало вдвое больше клиентов всего за пару месяцев — предприниматели начали доверять продукту.

Похожим образом рассуждает Артем Пономарев, сооснователь Greenwise (производство растительного мяса): «Мы не боимся копирования, так как хотим, чтобы рынок увеличивался. Не так важно, сколько компаний будут сегодня производить растительные котлеты — 10 или 500. Важно, чтобы эти продукты были популяризированы как категория».

7. Корпорация должна помнить: не все можно купить

Отношения стартапов с корпорациями условно можно сравнить с игрой «камень, ножницы, бумага». Такую аналогию предлагает Николай Давыдов, серийный предприниматель и партнёр венчурной студии Davidovs.

Стартапы — это ножницы, они незаметно отрезают от корпораций (бумага) небольшие кусочки. А камень — это так называемые «единороги» (проекты, оцениваемые в $1 млрд и выше). Они уже получают контракты уровня корпораций, но сохраняют гибкость стартапов. «Единорогам» сложнее конкурировать с корпорациями, так как последние за счет своего ресурса могут сильно снижать цены, чтобы удерживать долю рынка.

Купить такую компанию — одна из самых эффективных стратегий. Сейчас это успешно делает Facebook: компания приобрела Instagram, WhatsApp, MSQRD. Не продался только Snapchat, с ним началась долгая сложная «война», благодаря которой в Instagram появились сторис (их просто скопировали у конкурента).

8. Стартапы «с улицы» всегда эффективнее внутрикорпоративных

Стартап — это постоянный поиск и тестирование. В отличие от корпорации, он формирует культуру попытки. Поэтому хорошим фаундером может считаться тот, кто быстро формулирует и проверяет гипотезу: «получилось — хорошо, не получилось — идем дальше».

Корпорация, наоборот, не может вознаграждать попытку. Если все её руководители только и будут делать, что тестировать идеи, общая доходность быстро снизится. «Корпорация вознаграждает именно успех и поэтому не может создать конкурентный внутренний стартап», — считает Николай Давыдов.

По этой же причине мы знаем так мало успешных спин-оффов: отпочковавшиеся стартапы целятся сразу на большие бюджеты, не умеют выживать в дефиците и теряются, когда нужно быстро перераспределить задачи в команде (так как изначально нанимают сотрудников не под идею, а под функцию).

9. Большие данные одной корпорации способны изменить целый рынок

Владимир Горовой, продакт-менеджер «Яндекс Вертикали» (куда входят «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость» и «Яндекс.Работа»), рассказал, как компания перевернула рынок подержанных авто благодаря большим данным.

Раньше пользователи сервиса «Авто.ру» при выборе машины руководствовались лишь тем, что про нее рассказывал сам продавец. Из-за этого цены не всегда отражали реальной состояние: вам могли не сообщить про ДТП и отсутствие подушек безопасности.

«Мы обязали всех продавцов передавать нам VIN-номера и сами стали узнавать историю эксплуатации: попадал ли водитель в аварии, сколько получал штрафов (это говорит о стиле вождения), где обслуживался и какой пробег ранее фиксировал дилер».

Теперь потенциальный покупатель может найти эти данные в отчете сервиса. А чтобы клиенту не нужно было анализировать 17-страничный документ, «Яндекс» создал десятибалльную шкалу оценки: похожие предложения можно сравнить между собой.

10. На данных можно хорошо заработать

Дмитрий Прусов, директор департамента по монетизации данных X5 Group, рассказал, как на основе информации о покупательском поведении удалось создать платформу для поставщиков Dialog X5.

Сервис позволяет торговой сети и производителям работать с единым пулом данных и открывает доступ к развернутому анализу продаж, трендам потребления, аудитории продукта (кто и как часто покупает товар). Это позволило компании и ее партнерам расширить ассортимент, наладить логистику, скорректировать таргетинг и в конечном счете повысить эффективность бизнеса.

Запись трансляции можно посмотреть здесь.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Yan

Интересно об каких технологиях говорит Х5? Есть попытки, но эти попытки просто как будто кто то что то в басейне сделал, прям реального использования нет и кучи ошибок, нет нормальной связи и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
X5 Group
Автор

Интересно, а кассы самообслуживания в 2000 магазинах это не реальное использование?)) Или VR-обучение персонала в 1000 магазинов - тоже бассейн?
Больше попыток на www.x5lab.ru))

Ответить
Развернуть ветку
pancakeForev

Кассы самообслуживания, которые создают очереди. Вместо набора персонала его сокращают, навешивание на кассиров функционала контроллера зала. Какая то мишура автоматизации, вместо реальных полезных дел. Я на примере города Ярославля могу сказать, что автоматизм только в отчётах менеджеров и директоров магазинов для премий себе-красивая картинка, по факту все тлен

Ответить
Развернуть ветку
Igor Artamonov

мне кассы самообслуживания нравятся тем, что можно не общаться с кассиром, который 50/50 может быть не самым приятным человеком)
тихонько встал, сам отсканировал, оплатил и свалил - идеально! но то, что реализовано это "кривовато", это да

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Куприянов

в 2021ом году считать кассы самообслуживания "технологиями", как минимум странно

Ответить
Развернуть ветку
Ульян Романов

ХАХАХА
Кассы самообслуживания, у которых стоят те же самые кассиры или просто рандомные дядьки без какой-либо формы? Для чего эти кассы? 

Это не инновации, это мишура. Слабое украшение, за которым стоят все те же самые стремные процессы. 

Ответить
Развернуть ветку
Yan

В МСК ну не видел подобные прям терминалы в пятерочках, в которых бываю.

Экспресс-скан использовал, приложение, но стало лень после того, когда тебе нужен пакет, а его нет, они все за кассами. Весовой товар не купить и т.д. И были баги по поводу покупки через цену, на ценнике.

Основная проблема, что многое явно не доходит до все магазинов или что то уже не новое на рынке). Электронный ценники вообще за долго и давно были уже , в моем родном городе видел у конкурента, много лет назад) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Куприянов

Ссылка на X5 Dialog падает( 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Мишин

Всегда гнилые помидоры в пятерочке? Не, не слышали, мы по VR. 

Ответить
Развернуть ветку
Mike Platonov

Такое чувство, что собрались ребята, чтобы акционерам и руководству между строк объяснить, что с инновациями не все так просто, что 3-5-10 лет - нормальный срок и т.д., чтобы потом легче было УШР согласовывать. Я сильно утрирую (не стоит совсем всерьез относится к заявлению, но доля не шутки все же есть), но где технологии, где инновации? Пятерочка, Магнит, Окей - появились кассы самообслуживания. При том что даже не они их сделали. Из-за ковида появилась/развилась доставка, при этом очень быстро. Что еще? А все. Авто.ру - сделали отчеты по VIN номеру. Что еще расскажете, что нового с момента основания? Сидят люди, во многом "плывущие по течению" и обсуждают инновации.

Ответить
Развернуть ветку
b85

у х5 рейтинг приложения в плей маркет = 2,6.
выпуск вирт. карты не работает, город не выбирается. какие обгоны

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда