{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как продуктовый ритейлер создаёт собственное медиа

Чем оно отличается от конкурентов.

Николай Шестаков
Директор «X5 Медиа»

Николай Шестаков до прихода в X5 Group 12 лет занимался стартапами — был инвест-партнёром YouDo и сооснователем CallToVisit, Adventum. Теперь на должности директора «X5 Медиа» он тоже создаёт стартап, но с возможностями и инструментами корпорации. В такой коллаборации родилось Food.ru — медиа про еду.

Зачем X5 сайт с рецептами

Сделать своё медиа — стремление, которое часто возникает у корпораций, которые хотят всегда быть рядом с потенциальным клиентом. Напрямую продуктовая сеть никак не может повлиять на человека, когда он спрашивает себя: «Что я хочу приготовить?», «Что для этого нужно купить?» и даже «Как я хочу питаться?». Но перед ним может появиться «помощник», подсказывающий ответы на эти вопросы.

Идея появилась в 2020 году, а в июне 2021 года компания запустила бета-версию сайта Food.ru. X5 решила создать медиа про еду в широком смысле. Оно касается и медицины (ведь многие заболевания связаны с пищевыми привычками), и кулинарии (для многих она — вид самореализации).

Как возник формат

Придумывая формат, команда смотрела на другие корпоративные медиа в России и мире — в разных сегментах, не только в ритейЛе. Среди референсов были компании, которые много инвестируют в создание собственного медиаконтента и органично интегрируют в него свои услуги — Walmart, Apple, Amazon, «Тинькофф».

Мы понимали, чего нам точно нельзя делать — медиа про X5. Это главная ошибка, которую совершают корпорации: начинают делают своё медиа и рассказывать в нём о себе. Мы при помощи Food.ru хотим подружиться с существующими и потенциальными клиентами. И уже через дружбу, длительные отношения стать полезным нашему пользователю через торговые сети Х5.

Представьте, что вы хотите дружить с человеком, а он говорит только о себе. Вряд ли вы долго продержитесь рядом с таким эгоистом. Мы дружим с тем, с кем весело, смешно, отчасти выгодно. Поэтому, создавая медиа, мы ориентировались на такие человеческие ассоциации — говорить не только о себе, а о читателе.

Николай Шестаков

, Директор «X5 Медиа»

Портрет читателя

Food.ru существует в виде сайта и мобильного приложения, Медиа представлено в основных и самых близких русскоязычному пользователю социальных сетях и платформах: страницы в «Дзене», «ВКонтакте», TikTok, Instagram и даже в «Одноклассниках» и «Моём Мире». Сайт читают около 7 млн человек в месяц, его соцсети — более 6 млн. До конца 2021 года компания планирует нарастить аудиторию до 15 млн.

Большинство читателей — женщины, их компания сегментирует на три условные группы:

— 20–30 лет — интересуются быстрыми рецептами, подборками, веганством и ЗОЖ;

— 30–45 лет — настроены учиться, например, активнее ищут видео с кулинарными мастер-классами;

— от 45 лет — интересуются заготовками, например, приготовлением варенья

Сказать, что мы медиа для всех — значит признать, что у нас нет никакой стратегии. Это не так. Мы понимаем, что у нас есть гендерный перекос в сторону женщин — всё-таки они готовят чаще. Но мы изучаем аудиторию и понимаем, что мужчины тоже готовят. У них немного другая структура потребления кулинарного контента и мы стараемся это учитывать.

Николай Шестаков, Директор «X5 Медиа»

Контент

На сайте больше 10 тысяч единиц контента — первые несколько месяцев команда занималась тем, что снимала тысячи фото и видео: рецепты, мастер-классы, статьи, обзоры, распаковки.

Food.ru хочет, чтобы каждый пользователь нашёл что-то полезное — на сайте, помимо рецептов, есть статьи, тематические подборки, чек-листы, новости. Для мужчин есть раздел «Мужская кухня», где рассказывают про мясо — как выбрать и оригинально приготовить. Для молодых девушек — контент, соотносящийся с общемировыми трендами: например, о веганстве и основах правильного питания. Взрослая аудитория найдёт на сайте рецепты знакомых блюд. Также медиа затрагивает смежные тематики — например, рассказывает про новую электронику и бытовую технику для кулинарии.

Редакция строит контентную политику с оглядкой на сезон. Например, середина сентября–октябрь — это сезон «закаток». Другие темы — например, здоровое питание — в сезонной привязке не нуждаются.

Пример блюда из подборки «Полезные школьные завтраки», опубликованной к 1 сентября.

Читатели также могут стать авторами контента — разместить на сайте свои любимые рецепты. Food.ru не планирует модерировать их самостоятельно — функцию оценки передадут пользователям. К каждому рецепту будет прикреплён «вкусомер» — рейтинг, который отрегулируют сами читатели. Эта шкала будет главным критерием «вкусности» блюда. Чтобы оценка не была голословной, её можно будет поставить только после того, как человек приготовит блюдо по рецепту и загрузит фото в подтверждение.

Мы готовы к тому, что будет холивар и всегда найдётся тот, кто придёт и возмутится: «Зачем вы кладёте фасоль в борщ?». Но это определённый способ пообщаться, попробовать что-то новое и выйти за рамки классических рецептов.

Николай Шестаков, Директор «X5 Медиа»

Зачем читать про еду на Food.ru

Кроме статей и рецептов, Food.ru будет предлагать курсы и мастер-классы. По сути это образовательная платформа, где можно пройти путь от начинающего до продвинутого кулинара, повторяя всё более сложные блюда из видеороликов.

Также на платформе планируют добавить интерактив — читатель сможет проходить тестирования. Появятся элементы геймификации — возможность зарабатывать баллы лояльности, которые можно тратить как внутри платформы, так и обменивать на скидки в торговых сетях X5 Group и у партнёров.

Мастер-классы будут разбиты как по техникам, например, «Как работать ножом», так и по странам, например, «Блюда итальянской кухни».

Сейчас мастер-классы такого уровня, с топовыми шеф-поварами доступны в основном жителям Москвы и Санкт-Петербурга за немалые деньги. Жители регионов не всегда могут позволить себе заплатить десятки тысяч рублей, чтобы прилететь в Москву, и ещё десятки тысяч рублей, чтобы пройти кулинарные курсы.

А здесь в удобном формате, в любое время можно получить необходимую информацию и удивить своих родственников в ближайшие выходные — приготовить что-то необычное.

Кулинария — это большой пласт, в котором многим хочется развиваться. Не только же теме ИТ обучать людей.

Николай Шестаков, Директор «X5 Медиа»

Всего отснимут 72 мастер-класса. К концу октября они будут постепенно появляться на платформе, и дополняться разными возможностями — например, стримами.

Часть мастер-классов будет доступна бесплатно, часть можно будет открыть за счёт «кармы» — очков, заработанных за отзывы и комментарии на платформе. Повышая свою «карму» пользователь сможет получить доступ к более продвинутым курсам.

Наша миссия в том, чтобы дать читателям возможность развиваться. Представьте девушку из небольшого города, которая хочет «прокачать» своё кулинарное мастерство. Безусловно, она может смотреть ролики на YouTube. Но это будет неструктурированная разрозненная информация. А такой платформы, где можно полноценно обучаться, сейчас нет. Вот её мы и хотим построить.

Николай Шестаков, Директор «X5 Медиа»

Техническая сторона: движок сайта и мобильное приложение

CMS для Food.ru построили с нуля. На существующих системах было невозможно настроить ту функциональность, которую запланировала команда. Сайт нужно было интегрировать с внутренними платформами X5, чтобы предлагать полезную информацию пользователю органично и ненавязчиво. Например, если читатель ищет на сайте крабовый салат, система может предложить ему скидку в магазинах сети на крабовые палочки, а если купил в магазине колбасу и картошку — Food.ru покажет ему рецепт салата оливье.

Сайт находится в бета-версии. Команда постоянно тестирует гипотезы по улучшению интерфейса: новые решения и на сайте, и в мобильном приложении появляются каждые две недели.

В ближайшее время любой пользователь сможет вести кулинарные стримы. А ингредиенты из рецептов можно будет бесшовно положить в корзину и заказать доставку через Vprok.ru, сайты «Перекрёстка» и «Пятёрочки».

Функциональность мобильного приложения пока ограничена. Можно только смотреть рецепты и собирать понравившиеся в избранное, читать статьи. Но до конца 2021 года компания планирует синхронизировать приложение с сайтом и существенно расширить функциональность.

Кто делает Food.ru

Над проектом работает около 40 человек — до Food.ru они работали в известных компаниях и стартапах.

Заметная часть команды отвечает за тексты. Эти люди ищут авторов, интересные читателям темы и тренды, определяют стратегию контента. Большинство пишущих авторов — внештатники, каждый эксперт в своей области: нутрициологи, медики, известные шеф-повара, журналисты, которые пишут про кулинарные особенности стран.

Часто люди приходят к нам сами и предлагают интересующую их тему. Есть журналисты, которые раньше писали в гастрономические медиа — мы рады предоставить им площадку.

Есть и непрофессионалы с точки зрения пера, но профессионалы с точки зрения вилки, ножа и ложки — это шеф-повара, которые хотят рассказать про свой ресторан, любимые блюда и то, как они сочетают вкусы. Пользователь всегда может написать нам на почту, а может зайти на сайт ilove.food.ru и загрузить свои рецепты. Иногда мы даже премируем наших авторов за интересные рецепты.

Николай Шестаков, Директор «X5 Медиа»

С осени 2021 года любой пользователь сможет вести на сайте кулинарный блог — рассказывать о себе через призму еды. Например, как один из профессиональных авторов: он живёт в Испании и рассказывает о местных традициях и культуре мясной переработки.

Мы хотим, чтобы важными участниками Food.ru стали бренды — производители продукции смогут рассказывать о себе на платформе.

Пользователю не очень интересно читать про кетчуп на сайте производителя. А на нашей площадке бренд может рассказывать о своём продукте через оригинальные рецепты, тысячи людей смогут это прокомментировать, оставить отзыв, предложить своё блюдо с использованием этого ингредиента.

Николай Шестаков, Директор «X5 Медиа»

Команда Food.ru быстро растёт и будет рада компетентным специалистам, которые хотят делать уникальное медиа, решать масштабные задачи и не тратить время на бюрократию. Нужны разработчики (фронтенд, бэкенд, мобильная разработка), маркетологи и авторы.

«Мы меняемся и постоянно тестируем гипотезы. Гипотез дальнейшего развития много и мы гибко и оперативно рассматриваем все варианты — как развитие в сторону большого медиапродукта, который выйдет в оффлайн, так и развитие в сторону фудтеха», — говорит директор «X5 Медиа» Николай Шестаков. «За счёт возможностей X5 мы быстро развиваемся. При этом наша команда существует как отдельная бизнес-единица, у нас своя культура и возможность принимать решения быстро и самостоятельно».

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Irina Goruynova

Интересно, как будет развиваться это медиа. Пока что звучит очень круто!

Ответить
Развернуть ветку
ANDREY MAXIMOV

Скоро будет конкурент ЗДОРОВАЯ ТАРЕЛКА НАБИРАЮТ ОБОРОТЫ))))))

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zemskov

Смотря на статью про games.ru, можно было бы заголовок статьи сделать таким:
Как мы создали медиапроект на домене за 1млн долларов)))

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shestakov

у нас настолько не высокая цена за домен, что никакого кликбейта не получится :)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zemskov

Николай, успехов, глядишь и станет Тинькофф журналом в сфере еды)

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Shestakov

Павел, большое спасибо! Стремимся, скорее, стать ЦИАНом и Avito в еде, так как метим не только в контент, но и полезный транзакционный функционал.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваленко

Почему столько брендов сейчас пытаются делать тематические медиа, строить сообщества вокруг них, и при этом забывают про комментарии пользователей? Как мне вовлечься в тематику издания, если я не могу обсудить его? Про то, что бы постить свой контент, я вообще молчу. По моему это вещание в одну сторону.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Музалевский

Потому что медиа – это, в первую очередь, продукт, а не сообщество.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коваленко

vc.ru можно представить без сообщества?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда