«Мой друг считает, что я таскаю банки с солёными огурцами»: правда и мифы о разработке в ритейле

Рассказывают разработчики X5 Group.

Есть мнение, что работать в ритейле — всё равно что таскать ящики с фруктами или «пробивать» продукты на кассе. На деле это не так: ритейл — огромная сфера, работу которой поддерживают ИТ-инструменты. Если бы не программисты, даже ближайший к вашему дому магазин — маленький или большой — работал бы со сбоями из-за за задержек поставок или других проблем.

О своём опыте работы в ритейле, а также о смешных мифах про отрасль рассказывают разработчики и менеджеры X5 Group. А в комментариях читатели могут поделиться своими представлениями о том, как они видят работу в ритейле.

«Считал, что буду работать в неповоротливой компании с устаревшим стеком и задачами только в угоду бизнесу»

Никита Ладошкин
Старший разработчик X5 Group, в компании несколько месяцев

Одна из основных причин, по которой я пошёл работать в ритейл разработчиком, — скидка 5% в «Пятёрочку» как сотруднику. Шучу, конечно, но скидка правда есть. У меня восьмилетний опыт разработки, но в самой X5 я работаю несколько месяцев.

Я давно увлекаюсь построением инфраструктур, облачными технологиями, виртуализацией, но у больших компаний редко есть потребность вкладываться в эту область — пилить собственные разработки с нуля, создавать уникальные системы. Вакансия, на которую я пришёл, подразумевала создание новой команды, собственного частного облака для приложений, которые создаются командами Х5. Чаще всего, когда у компании есть необходимость разворачиваться в облаке, они обращаются к сторонним вендорам, которые предлагают данную услугу. Но в Х5 гигантский ИТ-отдел. Насколько я знаю, в нём больше 3000 человек.

До трудоустройства я опасался того, что Х5 — это не про технологии, а про продукты питания, а значит, айтишные процессы будут как бы задвинуты на задний план. Был страх, что в работе с гигантской компанией будет много бюрократии, которую я всей душой не люблю. В итоге выяснилось, что я ошибался: всё, что связано с информационными технологиями, в Х5 выделено в бизнес-юнит под названием «X5 Технологии». Процессы внутри департамента в итоге оказались на уровне компании, которая сразу была создана под ИТ и ставит разработку в центр бизнеса.

Когда я сказал родным и близким, что иду в ритейл, первым, что услышал в ответ, были шутки про то, что, мол, Никита наконец идёт работать в «Пятёрочку». Среди тех, кто не в ИТ, работа в ритейле часто представляется работой в супермаркетах, и это довольно забавно. Друзья-айтишники на новость о моём трудоустройстве в X5 реагировали с интересом: спрашивали, какие условия в компании, какой будет стек, какие задачи.

С самого начала я работаю удалённо в распределённой по России команде. Проблем в таком формате нет: у нас удобный таск-трекер, в котором мы фиксируем процессы, ежедневные созвоны, ведём разработку и проектирование продуктов через совместное ПО для создания схем и диаграмм.

Мне нравится, что в команде не вертикальная система подчинения, а горизонтальная. С тем, что всё будет ровно наоборот, был связан ещё один мой страх, когда я шёл в X5. Мне казалось, что во всех подразделениях больших компаний всегда есть выстроенная вертикаль власти, не учитывается мнение линейных сотрудников. К счастью, я зря переживал: мы с коллегами общаемся на равных, обсуждаем задачи, договариваемся о решениях.

Сейчас я создаю облачное хранилище для того, чтобы приложения разных сервисов, например Vprok, «Пакет», работали без сбоев. Облако позволит хранить и использовать базы данных, которые нужны для корректной работы X5.

Например, если в Х5 задумали какую-то новую услугу (предположим, приложение или сайт — что угодно), разработчик этой услуги мог зайти в интерфейс и сказать: «хочу себе три сервера, три виртуальные машины выделить, вот такую-то базу данных», а сам в это время писать код. Мы сокращаем издержки, планируем сделать жизнь других разработчиков Х5 удобнее, проще и без лишних заморочек, чтобы они не отвлекались.

Я дико кайфую от работы. Меня эмоционально заряжает возможность получить редкий опыт. Например, в следующем году Х5 собирается предоставить возможность сертификации по OpenStack и Kubernetes. Это поможет мне стать сертифицированным специалистом, а значит, и профессионально прокачаться.

Ещё одна классная инициатива в компании — «Х5ница». Это день, в который каждый айтишник может почувствовать себя той самой Галей, которая отменяет покупки. В «Х5ницу» любой сотрудник бэк-офиса может выйти как сотрудник магазина и отработать там полный рабочий день. Я планирую поработать «Галей» в декабре.

«Я представлял, что ИТ в ритейле только обеспечивает бесперебойные поставки в магазины и всё»

Андрей Орехов
Консультант WMS, в компании 11 лет

Сначала в X5 я был простым подрядчиком, а затем, в 2016 году, пришёл в штат. За это время я успел поработать с системами управления магазинами, складами, с бэк-офисом.

Помню, когда друзья давным-давно узнали о том, что я пойду в ритейл, шутили, что «Андрей будет торговать помидорами», но за рамки добрых подколов это не выходило. Моя работа как консультанта и технического специалиста не всегда всем понятна. Я объясняю, что есть информационные системы, которые помогают управлять складом, их нужно дорабатывать, совершенствовать и поддерживать — этим я и занимаюсь.

Представьте, что на складе потеряли палету товара и нужно её найти. Информационная система, над которой я работаю, помогает справиться с этой задачей — мы с командой увеличиваем скорость операций и снижаем их стоимость. Мне кажется важным, что благодаря нашим технологиям расходы компании снижаются, а цена продукта на полке магазина становится более комфортной для покупателя.

Когда я шёл работать в ритейл, боялся, что меня в принципе в компанию не возьмут, ведь как устроено ИТ в этой сфере, я понимал плохо. Позже я узнал: в ИТ-сегменте ритейла, как и во многих других сферах, важна адаптивность, умение быстро учиться и приспосабливаться под новые условия.

Я переживал, что из-за размеров компании и связанным с этим объёмом задач я буду предоставлен сам себе без возможности попросить о помощи, посоветоваться. На деле оказалось всё иначе: руководители всегда готовы прийти на помощь, подсказывают, куда сходить, к кому обратиться. Сейчас, если я понимаю, что мне нужен совет коллеги, обязательно к нему иду. Опыт показал: вместе мы найдём более качественное решение за меньший срок.

До прихода в ритейл я думал, что инновации и новые технологии внедряются тут медленно, что за ними не следят. Моя гипотеза заключалась в том, что раз компания большая, то всё там долго: пока новые технологии посмотрят, пока соберут комитет, примут решение. Всё оказалось иначе. У нас есть целые отделы, которые следят за инновациями на рынке, за решениями стартапов, за развитием технологий. Потом люди из этих отделов ходят в специальный инновационный совет и получают быстрое разрешение на пилотную обкатку новых решений. Если тест проходит успешно — решение внедряют.

Сейчас я работаю на SQL, анализирую данные и создаю голосовой инструмент — отбор, который помогает сотрудникам на складах. Через него человек получает задачу: куда ехать, откуда и сколько взять, куда отвезти и поставить.

Недавно мы с командой учили голосовой отбор говорить определённое слово, чтобы предотвращать ошибки. Например, «чупа-чупс». «Чупа-чупсы» могут быть в больших коробах по 200 штук, а могут быть в маленьких — по 50 леденцов. Маленькая коробочка на внутреннем нашем сленге называется «шоубокс». При отборе комплектовщики часто, когда слышали «три по пятьдесят», не знали, что внутри коробка-шоубокс, и брали три большие. Поэтому вместо ста пятидесяти «чупа-чупсов» в магазин ехало гораздо больше. Наша доработка позволила проговаривать задачу точнее. Теперь комплектовщику, если он подъехал к ячейке с таким товаром, голосовой отбор говорит «три по пятьдесят шоубокс». Он слышит «шоубокс», лезет внутрь коробки и берёт три маленьких шоубокса. Так уменьшилось количество ошибок.

«Я думал, что буду выдавать волшебный ключ Гале, как от ядерного чемоданчика»

Евгений Стыденко
Менеджер направления развития и внедрения ИТ-технологий, в компании 5 лет

До ритейла я работал в складской логистике нефтегазовой сферы. Потом переехал и начал искать новую работу — хотелось найти место, в котором я смогу улучшать повседневную жизнь многих людей.

На заправке всё просто — ты отдал деньги, вставил пистолет в бак, и всё. Ты не видишь изменений, над которыми работаешь, в обычной жизни. В ритейле, когда что-то делаешь, то чувствуешь это, заходя в магазин. Например, тот же экспресс-скан — возможность отсканировать штрихкоды продуктов с телефона и оплатить покупки без ожидания на кассе.

Сейчас мы с командой работаем над зонтичным мониторингом ИТ-сервисов, который позволит выполнить дрилдаун — глубинный анализ данных — и максимально локализовать проблему. Департамент, в котором я работаю, запускает крупные проекты, которые охватывают все системы и всё железо компании, собирая их в единый массив данных. Эту технологию можно будет использовать для автоматизации решения проблем и их прогнозирования.

У нас уже был подобный опыт. Мы делали проект по автоматизации: находили проблему в работе системы раньше, чем о ней узнавал сам пользователь. Это удалось сделать с помощью систем мониторинга. Выстраивались метрики, которые подсвечивали проблему, она приходила к нам с лагом в минуту максимум, а в течение пяти минут системой автоматизации эта проблема решалась. Мне нравится избавлять людей от рутины, которая отнимает у них кучу времени.

Когда я шёл работать в X5, думал, что здесь всё очень топорно сделано. Работа холдинга в моём сознании ограничивалась «Пятёрочками» — никаких ожиданий не было. И был страх, что я заскучаю. Когда я погрузился в работу, познакомился с коллегами, понял, что компания занимается не просто продажей продуктов, а нацелена на то, чтобы ритейл был максимально удобным. Я думал, что приду в обычный продуктовый ритейл, а он оказался масштабной ИТ-компанией.

«Нет, мы не получаем зарплату продуктами питания»

Захар Билый
Разработчик DWH, в компании 3,5 года

Два года я работал в поддержке информационной системы, развитием которой я занимаюсь, ещё полтора — в её разработке.

Когда был студентом, думал, что раз магазинов «Пятёрочка» в стране целая куча, то, наверное, Х5 — это большая компания, и было бы круто в ней поработать. Три с половиной года назад увидел вакансию в поддержке — мне понравились технологии, с которыми нужно будет работать, и я отправил резюме.

У меня было опасение, что в ритейле очень низкий потолок развития для айтишника. Ожидал, что за год-два я его достигну и развиваться дальше будет некуда. Оказалось, ошибался. Я пишу ETL-процессы для хранилища данных (Data Warehouse — DWH), каждый из них на связке языков SAS и PL/SQL. Они извлекают данные из внешних источников, очищают и преобразовывают согласно модели данных и формируют витрины — таблицы, удобные для конечных пользователей DWH.

Я почему-то считал, что в ритейле нет высоких технологий. Казалось, что вот устроюсь, а там будет максимум какая-то инфраструктура поддержки попадания товаров на полки, то есть заказа товаров с помощью таблиц Excel, или поддержка локальной сети в офисе, где все документы носят в папочках. Возможно, мне так казалось потому, что основной продукт в ритейле физический, а не цифровой, и из-за этого складывается ложное ощущение, что ему не нужны технологии.

Спустя несколько лет работы в ритейле могу уверенно сказать: мне нравится работать в одной из самых крупных негосударственных компаний, от этого я особое эстетическое удовольствие получаю, нравятся технологии, с которыми я работаю: Oracle, Linux, — нравится возможность удалённой работы. В моей команде нет начальника — каждый сам решает, какими задачами будет заниматься, проявляет инициативу. Никто не скажет, что твоя идея просто плохая, всегда либо будет конструктивная критика, либо твоё предложение примут. Приятно не просто знать, но и чувствовать, что ты участвуешь в жизни команды.

Мифы о работе в ритейле действительно далеки от реальности. В Х5 Tech можно днём разрабатывать новый ИТ-сервис, а вечером зайти в магазин у дома и почувствовать его работу на себе — увидеть на полке, ощутить на кассе и в приложении.

Команда «Х5 Технологии» отвечает за цифровизацию всей компании, поэтому сотрудники задействованы в проектах всех бизнес-единиц Х5. Вот несколько важных цифр:

  • 3000+ специалистов по ИТ и большим данным.
  • 10.0 Пб — объём хранения кластера больших данных.
  • 46 цифровых продуктов и 109 проектов в работе.
  • 368 информационных систем в эксплуатации.
  • >1400 физических серверов.
  • 64 млн золотых записей клиента в Х5.ID.
(function(url) { let s = document.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + url + '?' + window.__specials_version; s.async = true; document.body.appendChild(s); }('/X5InteractiveBlocks/script.js'));
0
84 комментария
Написать комментарий...
Oleg Soluyanov

Мне всегда было интересно, почему x5 купив карусель похерела электронные ценники, а ведь это был прорыв по тем временам. Поэтому операционка всегда относилась к жителям штаб квартир и модных отделов как к другой планете. Но традиция посылать на денег нюхнуть полевой работы всех жителей этой планеты - бесценна, юзер экспириененс прямо на месте без всяких АБ тестов

Ответить
Развернуть ветку
X5 Group
Автор

электронные ценники мы используем в некоторых пилотных магазинах, но пока что технология не подтверждает своей финансовой эффективности, хотя она классная, мы согласны, выглядит впечатляюще

Ответить
Развернуть ветку
L A
> электронные ценники мы используем в некоторых пилотных магазинах

Да нифига в вашей кривой реализации она не классная, пока вы катаете обновления цен в рабочее время магазина.
Взял такой мороженку за 50р.
Приходишь на кассу уже 75. возвращаешься — и вправду уже 75.
Это не домыслы, это я лично видел момент обновления цены(сложно было это не заметить когда с ценников пачками лейблы "акция" пропадают).
С физическим ценником можно кому-то что-то доказать, а с электронным точно нет.

ЗЫ в ашане аналогичная проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitrii Alekseevich

Это обкатывали модное нынче динамическое ценообразование

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Tkachenko

Все нормально, просто на мороженку был повышенный спрос.

Ответить
Развернуть ветку
81 комментарий
Раскрывать всегда