{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как алгоритмы «Яндекс.Такси» распределяют автомобили в городе

Несколько месяцев назад «Яндекс.Такси» разработало и запустило систему, которая предлагает каждому водителю, только что завершившему поездку, индивидуальный маршрут, предсказывая спрос и эффективно распределяя все автомобили по городу. Это позволило водителям, подключенным к сервису, как минимум на 20% увеличить свой ежедневный доход.

Руководитель группы экспериментальных продуктов Лев Феофанов написал для блога компании на vc.ru колонку о том, как работает система подсказок.

Лев Феофанов, Яндекс.Такси

Доход водителя зависит от эффективности

У «Яндекс.Такси», как и у любого сервиса по заказу поездок онлайн, есть две категории пользователей — водители, подключенные к платформе, и пассажиры, которых они везут. Для тех и других важно, чтобы сервис был надёжным, быстрым и доступным.

Разница лишь в том, что для водителей это не просто приложение, а источник дохода — либо основного, либо дополнительного. Поэтому для них важно как можно больше времени проводить с клиентом — чем меньше он ездит «в холостую», тем выше его доход за смену.

Сегодня водитель даже в крупных городах находится с пассажиром не больше двух третей рабочего времени. Это как раз то время, когда он зарабатывает. Остальную треть смены суммарно он ждёт заказ или едет до клиента.

Для повышения доходов водителя без увеличения времени его работы на линии, мы оптимизируем параметр эффективности — это доля от времени на смене, которое водитель проводит непосредственно с пассажиром.

Водителям зачастую сложно принимать решения

Чтобы максимально увеличить полезный пробег у «Яндекс.Такси», есть много алгоритмов. Платформа умеет искать для водителя заказ по цепочке: ещё до завершения текущей поездки система подбирает ему следующий заказ — недалеко от того места, куда он сейчас везёт пассажира.

К сожалению, такие заказы находятся не всегда: например, если текущий заказ заканчивается в отдалённом районе города, то там вполне может и не оказаться желающих заказать такси.

В таких ситуациях водителю приходится самостоятельно принимать решение: оставаться и ждать следующего пассажира или переместиться в другой район в надежде получить заказ там.

Первый путь — ждать заказ — не гарантирует, что он появится быстро. Можно простоять пять минут, а можно и пятьдесят (например, ночью). Второй — самому решать, куда ехать — не гарантирует, что в том районе, куда решит поехать водитель, будут заказы, так что бензин и время при этом можно потратить впустую.

Во многом водитель опирается на свой субъективный опыт. Например, он знает, что в обед много заказов у университета, по утрам стоит работать в спальных районах, откуда люди едут на работу в центр, а вечером лучше оказаться в центре, чтобы везти людей с работы.

Чтобы облегчить водителям жизнь, мы начали им помогать принимать эти решения. Несколько лет назад мы стали показывать карту повышенного спроса. Прямо в водительском приложении «Таксометр» стали обозначать районы, в которых клиентов больше, чем водителей — то есть много заказов и, как следствие, действует временный повышающий коэффициент.

Но глобально «проблему выбора» нововведение не решило. Часто возникают ситуации, когда рядом с водителем несколько районов с повышенным спросом, а на маршруте ещё и пробки. Как принять оптимальное решение, не потратив время и топливо зря?

Практика показала, что это сложно — чаще всего водители в такой ситуации остаются ждать следующего заказа в том месте, где до этого высадили пассажира, даже если неподалеку есть район, где сейчас не хватает машин и высокий спрос.

Как можно помочь водителям принимать решения

В подобных ситуациях на помощь водителям теперь приходит наш новый алгоритм. Он находит персональный оптимальный маршрут до того района, где его с наибольшей вероятностью ожидает следующий заказ. Мы называем этот алгоритм «Проводником».

Чтобы понять, как оптимизировать перемещения водителей, мы построили виртуальный город и перенесли туда настоящие алгоритмы, которые используются для распределения машин и расчёта стоимости проезда в нашем сервисе.

«Жизнь» в город привнесли тысячи виртуальных пассажиров: каждый из них перемещается по своим делам — в точности, как это делают настоящие горожане.

При помощи команды машинного обучения мы смогли воссоздать поведение обычного водителя, который опирается на свой опыт перемещения по городу, и доступную на текущий момент информацию от сервиса — такого, как «Яндекс.Такси». Чем больше дней такой водитель работает, тем больше знаний о городе накапливает, тем более качественными становятся его решения и тем больше он зарабатывает в конце своей виртуальной смены.

Затем мы добавили в виртуальный город водителя-профессионала. Он знает о городе всё: где лучшие заказы, когда будет повышенный спрос, в каком районе он возникнет, как долго продлится, как быстрее всего к нему доехать. Как правило, такой водитель зарабатывает значительно больше, чем первый, за то же время, проведённое на линии.

Мы повторили такую симуляцию для нескольких реальных городов в разное время года и получили огромный массив данных — с их помощью лучше поняли разницу в заработке «обычного» водителя и «оракула», который знает всё наперёд и придерживается оптимальной стратегии перемещения.

Оставалось разработать и протестировать такую рекомендательную систему, которая позволяла бы обычным водителям уже в настоящем городе достичь такой же эффективности, как их образцовые коллеги в симуляции.

Как работает алгоритм распределения водителей

Разбив город на тысячи маленьких районов, мы собираем данные о количестве пользователей в них на данный момент, смотрим на исторические показатели, получаем сведения о загрузке дорог и о предстоящих событиях — например, массовых мероприятиях. Так мы прогнозируем спрос и рассчитываем необходимое число такси, которые смогут его удовлетворить.

Определившись с объемом спроса на ближайшие несколько часов, нам остается найти всех водителей неподалеку и порекомендовать им переместиться оптимальным способом между районами.

Например, мы знаем, что сегодня после 19 часов в Хамовниках такси понадобится примерно 150 пользователям. Неподалеку свои заказы завершат 70 водителей, так что нам остается найти еще 80, для того чтобы удовлетворить спрос и не допустить повышающих коэффициентов.

Дальше в дело вступает математика: чтобы расчёты были точными, нужно учесть сразу несколько вводных. Например, что водитель не обязан следовать нашим рекомендациям: если мы отправим предложение «Проводника» 80 водителям поблизости, не факт, что все они согласятся.

Помимо этого, нужно максимально точно предсказать, скольким водителям это предложение отправить, чтобы в точное время и в нужном месте оказалось требуемое количество готовых к заказам такси.

А также учитывать расстояние, которое проедет водитель, чтобы минимизировать расходы на поездку вхолостую и выбрать только те предложения, которые будут для него выгодны.

Просчитав все эти сценарии, мы высылаем предложение нужному количеству водителей. Когда они начинают двигаться в сторону указанной точки, мы стараемся найти им заказы по пути. Это заказы, которые они могут взять, не слишком отклоняясь от маршрута, и заработать деньги даже за эту поездку.

Доходы водителя с «Проводником» увеличились

Уже первые пилотные запуски «Проводника» показали, что водители, следующие предложениям от системы, начали зарабатывать в среднем на 20% больше, не увеличивая при этом длительность своей рабочей смены.

Более того, мы заметили, что технология значительно облегчила жизнь новичкам в сервисе. Раньше у новых водителей, не работавших в такси и не знающих всех особенностей города, уходило несколько недель на то, чтобы начать ориентироваться и накопить опыт. Например, о том, в какое время и в каком районе спрос повышен. Теперь проводник помогает «догнать» более опытных коллег уже на второй-третий день работы.

Проводник делает сервис более привлекательным для водителей: как для тех, у кого такси — это основная работа, так и для тех, кто считает её подработкой.

На базе этой же технологии уже в скором времени появится новый продукт, который позволит водителям указывать желаемый график работы и получать в ответ от системы оптимальный маршрут на всю смену, завершая её заказом в сторону дома. Иными словами, заработок водителей будет становиться все более предсказуемым, а сама работа — менее напряженной. Ведь рядом всегда будет персональный помощник, который помогает оптимизировать маршрут.

Сейчас «Проводник» помогает водителям увеличивать свой заработок, но у этой технологии куда более широкое применение. В будущем она может быть применена к беспилотникам.

Компании по всему миру заняты созданием беспилотных автомобилей: свои наработки есть у Alphabet, Uber, «Яндекса», в гонку вступили производители автомобилей. Однако спроектировать автономные машины, способные распознавать дорожную разметку, самостоятельно перемещаться по дорогам, — это лишь одна часть задачи.

Дальше надо научить эти машины принимать решения — когда и куда именно двигаться, для того, чтобы как можно быстрее добраться до следующего пассажира и отвезти его максимально быстрым путём. И в тот момент, когда таких машин на дорогах станет больше, победит тот, кто будет эффективнее управлять таким беспилотным флотом.

Вакансии

В нашей команде еще много задач, который нам надо помочь решить. Присоединяйтесь:

0
240 комментариев
Написать комментарий...
Ваня Суханкин

Опять нытье в комментариях про то, что таксист почему-то не зарабатывает ху*ион в месяц. Может кто-то внятно объяснить, почему водила, который потратил полгода на автошколу, должен получать столько же, сколько человек, потративший время и силы на получение профессии?

Ответить
Развернуть ветку
Трейдер мамкин

Ой ну тогда объясни мне какого хера это же такси стоит будто за рулём сидим сениор бэкенд разработчик???

Ответить
Развернуть ветку
Ваня Суханкин

Так, давайте в другую сторону. Сколько должно стоить такси? У ЯТ на тарифе Комфорт+ поездка 30 минут выходит в районе 500 рублей. Это дорого что ли? Какой синьор получает 1000 рублей в час? 😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
Loader

Ваня, я не хочу, Вас, обидеть, но: прежде чем что-то утверждать, нужно понимать хоть что-то, в том, о чём идёт речь. Чем "эффективный менеджер" отличается от водителя? Да ничем, если оба профессионалы. Разница в одном: средства производства, применяемые в их работе-стоят по-разному.
Я постараюсь Вам объяснить из чего складывается ценник:
1. Возьмём Ваши 500 рублей за полчаса, хотя, в яше -это утопия. Ну даже пусть будет так. Из 500 рублей Яндекс заберёт 30%, получаем 350 рублей. 30 минут- это ехали Вы, водитель тратит время на подачу машины и ожидание. Всё это автоматически увеличивает время заказа до 40 мин, минимум. Из 350 нужно вычесть топливо...осталось-300 и это максимум, потому как расход топлива- вещь не постоянная. И, Ваня, следующий заказ не "прилетит" на комфорт+ тут же...его придётся ждать. Так какая 1000 в час?! При самом хорошем раскладе- рублей 400 в час, при идеальных условиях! А теперь, давайте посчитаем 8 часовую смену, как у того самого "эффективного менеджера"... И, что мы получаем: 3200 за смену, я повторяю: это при идеальных условиях! А теперь главное и это второе:
2. А почему никто не считает машину?! Она стоит денег и её нужно обслуживать! Ну, если это личная. Тут совсем сложно, это уже высшая математика. Поэтому, для удобства понимания, возьмём арендную, взятую у таксопарка... Комфорт+ (Камри или Оптима) стоит 3200-3500, если один водитель на ней работает, если 2- то дороже...
Итог: за нормальную рабочую смену, водитель НИЧЕГО не зарабатывает, а остаётся ещё должен. Чтобы заработать 1000 рублей, себе (своей семье) он вынужден работать по 12-14 часов и, вот тут, возникают вопросы: о какой безопасности трубят агрегаторы...какой уровень сервиса Вы хотите увидеть от выматонного и озлобленного человека?! В России две беды (кроме дорог, дураки-остаются): жадность и глупость. В последнее время третья добавилась- "эффективные менеджеры", которые, как, Вы, Иван, всё знают, только считать не умеют... Точнее: умеют, но однобоко, всё в свою сторону. Поэтому: так и живём...Не бывает: дёшево, быстро и качественно...это же классика.
И в завершении, очень хочу, Вас, Иван, попросить не делить людей на классы. По-мне, в любой профессии должен быть профессионал. И какая разница, чем он занимается: стоит за станком, водит машину, лечит, может он просто сантехник, он ничем не хуже Вас, он точно такой же человек! Спасибо, если дочитали...

Ответить
Развернуть ветку
Roman Taranenko

Есть теория что у профессиональных водителей спектр возможностей куда идти рулить больше чем одно яндекс.такси, а тут какая то речь о профессионалах, крутых заработках и т.д. да у вас конкуренция с джамшутами, вы коллега джамшутов, ну не будет никто вам платить большие деньги, это бизнес, хотите больше, делайте себя незаменимым, уходите туда где конкурируете среди профессионалов и т.д. А то какая-то демагогия про то что человек умеющий пользоваться лазерами работая грузчиком не будет кидать ящики как быдло поэтому должен зарабатывать больше.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Алейников

А вот это плохо, и бизнес плохой. Платить нужно нормально, а если ты платишь за поездку 100р, то не жди мерседес и водилу в костюме... Ну и теперь самое главное, конкуренция с "джамшудами" это плохо и для тебя, если только ты не летаешь на личном вертолёте... Уставшие невыпавшиеся "джамшуды", а по моему водители такси целыми сутками шныряют по городу и твой шанс оказаться под колёсами очень велик если ты пешеход, если автолюбитель то что в тебя прилетит водитель такси или подрежет и кого то а тот прилетит в тебя, то же велик, и если ты да же пассажир общественного транспорта, то твоё спасение только в метро... Если мозгов не хватает понять, что не нормально работать по 12-14 часов и проезжать за смену 350-400 км, то это клиника... Дай бог не оказаться под колёсами тебе и твоим родственникам... Так понятней?

Ответить
Развернуть ветку
Ваня Суханкин

Вся эта математика ясна, но разбивается о простые вещи. Каждый волен выбирать занятость. Никого насильно в яндекс такси не тащат. Хочешь - вози, не хочешь - не вози.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Sugar

Народ бы и не то, что и не возил бы. Вообще в такси не работали, кабы работа была и покупательская способность на уровне хотя бы 2012-13 года (хотя и тогда ныли). У нас в городе таксер получал порядка 55 тысяч при графике 6-2 по 10 часов. Что в целом было много больше, чем в среднем по городу (что нормально, потому что люди вкладываются в работу прежде всего финансово и несут все риски). Но в такси как-то не рвались. Ибо работа была и зп порядка 30-40 тысяч на местах на жизнь хватало.

Ответить
Развернуть ветку
Ильев Артур

Люди туда идут не потому что хотят работать в такси а тем более в Яндекс такси а потому что не хотят идти на преступления ради выживания из за безработицы в стране в которой в 40 лет найти работу не реально... И не говорите что я придумываю о безработице, а если вы вообще тупые то перечитайте что пишет Яндекс тоже про безработицу которую хочет применить к водителям такси выпустив беспилотники без водителей.... Вы тут только умничать можете и выёпываться кто из вас круче обосрётся а жизнь в стране становится всё хуже и хуже и выживать всё сложнее и сложнее....

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Lamkinson

До беспилотников еще лет 5.У этой технологии долгий путь.А вот сокращение рабочего дня до 8 часов собираются организовать таксистам уже в октябре-ноябре 2019.Поэтому уже совсем скоро либо тарифы взлетят ,но при этом упадет спрос на услугу и поэтому большая часть аредников тупо не выживет,либо агрегаторы снизят свой % и немножко поднимут тарифы ,в таком случае все +-будет также,но чурок ,живущих в авто все же станет заметно меньше.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Denis Vasilev
Да ничем, если оба профессионалы.

Херня полная. То есть Вася с 9-ю классами образования, проучившийся полгода в автошколе может вместо управления такси, пойти управлять коллективом разработчиков/врачей/инженеров? Не может. А вот любой Вася, работавший менеджером, вполне себе может пойти работать и брать он будет заказы не в экономе, и рейтинг у него нормальный будет, потому что среднестатистический Вася с высшим образованием более воспитан и не будет хамить пассажирам.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Viktorovich

Ты пожалуйста воспитание с образованием не путай среднестатический Вася 😂

Ответить
Развернуть ветку
Павел Быстров

А зачем тогда вы работаете там где ещё и остаётесь должны за свою работу. Давайте будем честными, лучше сидеть дома и ничего не зарабатывать, чем как таксисты ездить по 12 часов ничего не зарабатывать и винить в этом всех кроме себя. Если бы люди не работали за эти копейки то и цены на услуги такси были бы другими. И в завершении, для того чтобы работать в такси не нужны никакие специальные навыки, а такой труд всегда был, есть и будет низкооплачиваемым. Если человек работает за бесплатно, то это только его проблемы, если он не уважает себя, свой труд и своё время, то никто другой не будет уважать его.

Ответить
Развернуть ветку
237 комментариев
Раскрывать всегда