Желтый — новый черный: как мы создавали форму Яндекс.Еды

К выходу дизайнерской коллекции одежды, вдохновленной образом курьера Яндекс.Еды, ведущий дизайнер компании Маша Буторина рассказывает, как устроена одежда курьера и почему это так важно для сервиса.

​Маша Буторина

Уже почти два года работает Яндекс.Еда — сервис для заказа блюд из кафе и ресторанов. 31 город в России и 2 города в Казахстане, более 13 тысяч ресторанов-партнеров, более миллиона заказов ежемесячно, которые доставляют ребята в желтой форме, делая счастливыми огромное количество людей. Чтобы еда не остывала, а курьер всегда выглядел стильно и опрятно, над формой сотрудников постоянно работают дизайнеры и конструкторы.

Капсульный гардероб курьера

На старте запуска Яндекс.Еды мы использовали такую же форму, как и Foodfox, на базе которого был создан сервис. Мы уже столкнулись с вопросом формы в разные сезоны и знали, что на старте оптимально шить жилеты, так как их можно надеть на свою одежду. Жёлтый цвет мы попробовали ещё в Foodfox и поняли, что он отлично работает в городе.

​Жилет курьера из старой коллекции

Вторым вариантом формы стали дождевики. Их можно носить круглый год: если зима — под плащ можно надеть свою верхнюю одежду, если лето — он превращается в обычный дождевик. С жилетами сложнее: со временем стало ясно, что они не так выигрышно смотрятся: курьеры носят под ними одежду разного цвета, — и это не всегда красиво. Кроме того, жилеты — это все-таки межсезонная одежда, так как отсутствие рукавов значительно сокращает период носки.

Прошлой зимой мы запустили куртки-парки. Они были довольно теплые — выдерживали низкие температуры, но отзывы были неоднозначные из-за разных климатических условий по стране: кому-то было холодно, кому-то жарко, все-таки зима в Сочи и, условно, в Новосибирске отличается. Поэтому в этом сезоне мы сделали оверсайз накидки , чтобы у курьера была возможность надеть ее на свою одежду — от толстовки до пуховика, — так должна решиться проблема с разной погодой. Такая накидка не сковывает движения и не пропускает влагу, она проста в уходе и практически не пачкается. А еще ее легко хранить в сумке или рюкзаке - много места не занимает.

Особенно много положительных отзывов о дождевиках поступает из Санкт-Петербурга: курьерам нравится, что они длинные и не продуваются.

Летом мы производим поло, каждому курьеру выдают несколько штук, чтобы он всегда мог выглядеть опрятно. В прошлом году мы проводили тест и поняли, что футболки из 100% хлопка не очень практичны — они довольно плотные, и в них жарко. Кроме того, они быстро вытягиваются, теряют внешний вид от частых стирок. Думаем в сторону синтетических тканей — их уже научились делать качественно, — и продолжаем искать альтернативы. Пока в линейке также появились поло из смесовой ткани, она лучше «дышит» и более износостойкая . Раньше логотип на форме был большим, сейчас мы постепенно отходим от этого: бренд стал узнаваемым, а желтую сумку сложно не заметить даже издалека. Логотип на форме теперь представлен в виде аккуратной вышивки, и в целом мы держим курс на минимализм.

Трансформация поло

В качестве «второго слоя» одежды представлены толстовки и бомберы. Толстовки — вечная классика, самый любимый у курьеров предмет гардероба после дождевика. В этом году выпустили вариант теплее — с начесом, потому что по утрам, даже летом, прохладно, а днем курьеры все равно ходят в поло. Бомберы пока тестируем: предложили первые образцы нескольким курьерам, чтобы потом собрать обратную связь.

Вся одежда, кроме поло, расстегивается, чтобы регулировать температуру. И везде есть большие карманы, куда помещается не только телефон, но и портативная зарядка. Мы думаем о безопасности курьеров: на сумках и теплой верхней одежде есть светоотражающие элементы, чтобы ребят было видно в темноте. А теперь всех курьеров в форме Яндекс.Еды еще и дополнительно страхуют на все время смены.

Толстовка и жилет из последней коллекции

Производство одежды — это постоянный поиск и тестирование, а улучшать линейку было бы невозможно без регулярной обратной связи от ребят.

В Яндекс.Еде общением с курьерами занимаются люди из отдела логистики. Но если я сама где-то пересекаюсь с курьером, не упускаю возможность поговорить.

Мы часто организуем опросы, собираем фокус-группы. Еще есть чаты, где тоже принимаем комментарии про форму, подсказываем, как за ней ухаживать, отвечаем на вопросы.

Мы и сами регулярно тестируем условия работы и одежду курьеров. В «‎десант»‎, как мы это называем внутри, ходят все — от новичков до топ-менеджеров. Даже Максим Фирсов (генеральный директор Яндекс.Еды) с Сергеем Полиссаром (управляющий директор) периодически берут смену и сами доставляют заказы: это помогает понять, насколько удобно все устроено, какие вещи можно улучшить.

Гендиректор Яндекс.Еды Максим Фирсов. Топ-менеджеры Яндекс.Еды тоже ходят в десант и доставляют еду пользователям

Процессы и производство

На разработку и внутреннее тестирование каждой коллекции уходит примерно полгода. В зависимости от того, есть ли готовые решения, производство может занять от двух до пяти месяцев. То есть, зимой мы готовим летнюю форму, летом — зимнюю. Сначала работает конструктор: рисует и готовит лекала. Раньше мы работали с готовыми моделями, но приняли решение разрабатывать свои, когда стало понятно, что готовые не всегда адаптируются под наши задачи и условия.

Работа с эскизами и макетами​

Потом мы ищем поставщика, который будет отвечать за конечный результат и сможет работать с нужными объемами. Раньше мы отсылали подрядчику дополнительные заказы примерно раз в две недели, в итоге нередко получалось, что нужная ткань могла закончиться, и изделия были разных оттенков и из разной ткани. На самом старте вообще была анекдотическая ситуация — одновременно с нами одеть промоутеров и сотрудников в желтое захотели Парк Горького и «‎Тинькофф»‎, и в Москве случился дефицит желтой ткани.

Теперь мы отдаем все одному поставщику: он закупает ткань, занимается производством. В основном ткани закупаются в Турции и Китае — там качество на уровне.

Когда разрабатываем новые вещи, всегда учитываем два момента: износостойкость и плотность. Чтобы проверить неубиваемость, тестируем все с пиковыми нагрузками: например, мочим дождевики под душами, стираем на 90 градусах, а сушим — на центрифугах.

​Дождевик тестируют на влагостойкость под сильным напором воды

Желтый — достаточно сложный цвет, у него низкая плотность, изделия могут просвечивать. Чтобы этого избежать, мы добавляем дополнительные нити и используем белое напыление.

Среди курьеров становится все больше девушек, поэтому недавно мы ввели размер XS и сделали новые лекала на всю форму, теперь все чуть-чуть оверсайз.

Примерно в марте курьерам выдают полный комплект летней формы, а в августе-сентябре — уже зимний. Рюкзак тоже выдают, средний срок его «жизни» — полгода, если он теряет вид — выдается новый.

Самое важное — внутри

С рюкзаками за последний год произошло много изменений. В Foodfox они были черными, и этот цвет не работал бы на рекламу нового сервиса. Кроме того, раньше у нас были именно сумки — их носили на плече, еда была под наклоном, и не всегда получалось доставить ее в исходном виде.

В начале перехода на рюкзаки мы также использовали готовые решения, на рынке их несколько: модели из баннерной ткани, из текстиля с водоотталкивающей пропиткой, из текстиля с полиэтиленовым чехлом. Мы обратили внимание на третий вариант: казалось, что это решение позволит сумке не промокать, при этом на ткани можно напечатать все, что угодно. Но по факту оказалось, что после дождя появляется парниковый эффект — и ткань под чехлом быстро портится. Сейчас мы используем баннерную ткань, которая легко чистится.

Так выглядели первые версии рюкзака, сейчас мы работаем над его обновлением​

Чтобы еда не остывала, мы усовершенствовали утеплитель: сейчас это более плотный материал, который помогает держать форму, также внутри есть небольшие клапаны, которые помогают сохранить тепло в сумке. Если в заказе есть и холодное, и горячее, мы просто ставим между ними перегородку.

Идеи и вдохновение

Когда мы придумывали форму, вдохновлялись службами доставки еды из Европы и Америки: Foodora, Uber Eats, Deliveroo. Правда, у них свои особенности.

Так, в Европе очень любят велосипеды, отсюда развитость именно велодоставки, и форма адаптирована под нее: специальные брюки, короткие ветровки (очень часто — светоотражающие), сумки, которые легко крепятся на велосипед. Мы тоже смотрим в эту сторону, с приходом теплого сезона вело-курьеров стало заметно больше. Пока сумка, которую можно было бы прицепить на велосипед, в разработке.

Велокурьер службы Foodora​

В Америке много служб доставки работают без полноценной формы, некоторые просто ограничиваются поло. Еще есть аксессуары — панамы, кепки, — и нам хотелось бы это добавить в нашу линейку, но пока думаем над этим: все-таки не все любят головные уборы.

​Курьеры службы Deliveroo

В общем, мы никогда ничего не копируем, но вдохновляемся — очень даже. А основные идеи по форме в Яндекс.Еде генерируются командой и самими курьерами.

Наша форма в массовой культуре

За время существования сервиса форма курьера стала знаковым элементом. Образ сотрудника доставки используют в мемах, в юмористических выступлениях.

В 2018 году команда КВН «Вятка» на Кубке Мэра Москвы использовала форму курьера Яндекс.Еды в одной из миниатюр.

Выступление команды КВН «Вятка»

В ноябре 2019 года вышла знаменитая игра Death Stranding, которую почти сразу окрестили симулятором Яндекс.Еды. Там, как и в реальности, курьер довозит важные грузы, пробираясь через препятствия (московский час пик вполне можно сравнить с препонами на пути героя игры). В связи с этим в интернете появилось очень много мемов, а популярная стримерша Алина Рин вышла в эфир в форме курьера службы доставки. В ее рюкзаке вместо еды «прятался» главный элемент игры - ребенок ББ.

Стример Алина Рин в форме курьера Яндекс.Еды

Такая популярность формы понятна и обоснована - количество курьеров постоянно растет, и узнаваемость сервиса тоже.

Круговорот одежды

Бывают случаи, когда нашу одежду выкладывают на Avito и пытаются продать. Конечно, это неправильно. По правилам, при увольнении курьер должен сдать форму курьерской службе, где работал.

Курьер за форму не платит: в нее полностью вкладывается компания, и, надо сказать, пока что нам больше везет, чем нет: одежда возвращается, а многие курьеры работают не один сезон.

Нам не раз писали о том, что хотели бы купить форму курьера: многим нравится яркий цвет и приобщенность к бренду. Тогда мы решили объединиться с близкими по духу дизайнерами и создать собственную линию одежды. Сейчас в ней восемь предметов от трех топовых брендов - броские футболки от дизайнера Тиграна Аветисяна, серебряные украшения в форме столовых приборов от питерского ювелира Дмитрия Кузнецова — MOZI — и полюбившиеся столичным модникам оверсайз-худи от московской марки Monochrome. Все вещи выпущены ограниченным тиражом, а принты на них сделаны вручную. Коллекцию дополняет желтая поясная сумка, повторяющая по форме большой желтый рюкзак курьера - неотъемлемый элемент сервиса.

Коллекция выполнена в фирменном желтом и минималистичном черном цветах — так каждый поклонник Яндекс.Еды сможет найти себе что-то по вкусу.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Dimitri Semenov

"В ноябре 2019 года вышла знаменитая игра Death Stranding, которую почти сразу окрестили симулятором Яндекс.Еды."

1) Как игра могла быть знаменитой, если она только вышла? Знаменит ее разработчик, Кодзима, но не игра на момент выхода. Есть знаменитые серия игр, но здесь не про это.

2) Слишком высокое мнение о себе, товарищи. Игру все окрестили симулятором курьера, а не яндекс еды. Вот вам ролик для наглядности, где главный герой Сэм Бриджес, как раз таки Деливери Клаб, а мешают ему отморозки из Яндекс.Еды. Может тогда это симулятор Деливери? Или все же симулятор курьера, как окрестили игру все, кроме вас?

P.S. Люди умеют проверять, и уж тем более не надо в уши лить, думая, что все прокатит, дополнительно оплатив недостримерше интеграцию.

Ответить
Развернуть ветку
ЭТОТ САЙТ ПРЯМ ГОВНО

Восхитительная статья! На самом деле хочется мерча Яндекс.Еды, связанного с едой - ланчбоксы, бутылки для напитков, термосы. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry YandexEda

Алексей, первый опыт мы уже получили, кажется, все прошло очень неплохо. Товары из коллекции людям оказались интересны. Значит, в будущем можно будет пробовать и что-то новое.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Сколько товаров из этой коллекции вы просто дарили блогерам и тд?

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Не особо верю, что работающие топ менеджеры на себе ощущают все прелести курьерской работы.

Странно, что данную одежду компания за свой счёт не стирает. Это разумно. Так же пример теста дождевика глупый. При такой стирки любой жилет или куртка умрет.

Так же интересно на сколько вообще дресс код нравится курьерам. Фокус группы не показатель. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Романов

Спасибо Яндексу за удаление моего комментария

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitriy Nikitin

Очень круто, что компания так тщательно относится к дизайну форму и её наличии в целом, большущий респект. На мой взгляд это именно то, что называют "как у Apple", говоря о качестве.

Но вот с сумками ситуация не однозначна. Я думаю для вас не секрет, что курьер с сумкой в общественном транспорте моментально вызывает ненависть у окружающих. Пожилые люди моментально в слух комментируют габариты курьера, а порой и не брезгуют прямой агрессии. Все же такой огромный чемодан - издевательство над людьми, оказавшимися рядом с курьером. Круто, что используете и подбираете правильные материалы, но совсем не круто, что страдают окружающие люди. Если встроить в сумку внешнюю колонку и курьер будет врубать музыку - вы изобретёте самый бесячий объект в истории человечества, который долго еще не переплюнуть. 

И учитываете ли менталитет курьеров, большинство их которых (по крайней мере в Мск) гости из средней Азии? 

Сам, к сожалению, не так часто пользуюсь Яндекс.Едой, так как в 90% случаев еда уже остывшая и не такая вкусная (справедливости ради, это не всегда вина курьера или сумки: рестики сами не очень хорошо упаковывают блюда). Актуально только когда погибаешь с похмелья на утро после тусовки и нет сил нормально функционировать. Там уже без разницы, остывшая или нет =)) 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii

Тефаль, мы всегда думаем о вас. Ага. 

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Sab

Поддерживаю про курьеров в общественном транспорте, достали! Придумайте им менее громоздкие сумки, вот за это обычные люди точно спасибо скажут

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry YandexEda

Анастасия, с сумками такая штука: они создавались  под размеры наиболее популярных упаковок. Если сделать меньше - может не влезть коробка с пиццей, например. А возить ее вне термосумки - очень плохая идея, клиент рискует получить ее холодной. 
Конечно, в общественном транспорте рюкзаки надо снимать. И большинство курьеров партнеров так и поступают. Но человеческий фактор полностью исключить нельзя. Увы, бывают и те, кому личный комфорт важнее правил поведения в общественном транспорте. Обычно такие люди на курьерской работе не задерживаются, но яркая форма привлекает внимание и негатив, связанный с ними, начинает распространяться на всех доставщиков. Очень надеемся, что со временем ситуация изменится к лучшему. 

Ответить
Развернуть ветку
Мария Архипова

В первый раз слышу что на рюкзаках есть отражатели, ни разу не видела.

Облепите своих курьеров по кругу светоотражающей лентой, или хотя бы отражатель (как на великах) или фонарик на рюкзак повесить надо. Они постоянно нарушают правила ПДД, так их ещё и не видно ночью. 
Поломанные курьеры, не доставляют еду:)

Ответить
Развернуть ветку
Напрасный Труд

Вот совершенно верно, гоняют на велах в темноте, как призраки... По статье видно, что всё, как любят в Яндексе, "космические жители"и "земляные червяки"... "Я иногда общаюсь с курьерами, когда пересекаюсь..."))) "В тёплое время, велосипеды..." ... Очнитесь барышня, они круглый год гоняют на великах...

Ответить
Развернуть ветку
Нурсултан Акимжанов

Кому можно обращаться чтобы формы поменять на складе не хочет менять у меня зимняя толстовка 
89263325767 если что направьте пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда