(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(96339378, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(96339378, 'hit', window.location.href);

Елена Бунина, «Яндекс»: «Нельзя планировать профессию на всю жизнь»

Почему нельзя знать про зарплаты коллег, правда ли, что все хотят работать в «Яндексе», как в компании реализуется культура открытости и почему на работе у них можно ошибаться без страха? Какие гендерные стереотипы давно пора разрушить, какие сегодня есть роли у женщин в ИТ, как выбирать профессию в XXI веке и что скрывается за мотивацией 3.0?

Об этом и многом другом рассказала Елена Бунина, генеральный директор «Яндекса» в России и HR-директор компании, в своем интервью для подкаста «Соседний столик», который делает сервис выбора работы «Буду».

Елена Бунина — выпускница мехмата МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор математических наук. В «Яндексе» с 2007 года. Начала работу в Школе анализа данных (ШАД), в 2008—2011 годах возглавляла отдел по работе с академическими программами. С 2011 вступила в должность HR-директора, а с 2017 года стала ещё и генеральным директором российского «Яндекса».

Про стартапность «Яндекса»

Когда я пришла в «Яндекс» в 2007 году, мне казалось, что он если и не стартап, то просто небольшая дружная компания, довольно домашняя. А потом мы просто росли все вместе, не зная мнение о нас со стороны, поэтому многие люди психологически остались на тех же уровнях коммуникации, когда была вот такая уютная атмосфера.

Мы стали большими раньше, чем это поняли. Нам долго ещё казалось, что мы стартап, но в «нулевых» нас уже начинают считать монстром. Из-за этого мы не можем просто запустить сервис так, как мы бы хотели: посмотреть-потестировать, а потом взять и закрыть, если нам что-то не нравится, — надо понимать, что это влияет на страну, от нас зависят миллионы людей. А нам кажется, что нет, ведь ментально атмосфера стартапа, желания рисковать и пробовать всё время что-то новое никуда не ушла.

Конечно, об эффекте корпорации-стартапа нужно ещё спросить людей, которые занимаются изучением психологии организаций, но мне кажется, что так и есть, — просто на примере людей эта задержка в понимании значимости продукта и его влиянии на мир нормальна. Коллективная психология ещё более сложна, чем психология отдельного человека: нужно, чтобы все всё поняли, а ко всем осознание приходит в разное время.

А вы хотите понять, что вы не стартап?

Это важно всем понимать, потому что существует социальная ответственность. Любой сервис или продукт — это в первую очередь люди, которые его делают, их рабочие места. Поэтому не все решения должны быть продиктованы лишь экономическим соображениями, всегда важно дать шанс чему-то вырасти, исправиться.

Кажется, что это исключение из правил — сохранить такой взгляд на себя в огромной корпорации. Может, вы такое видели в других корпорациях, Google или Netflix?

Мне кажется, что в Google сейчас не так, но и Google сейчас гораздо больше, чем мы. Когда он был нашего размера, там, как кажется, всё было точно так же. Наша особенность в том, что мы из малой компании, не покупая что-то крупное, ни с кем не сливаясь, а просто в процессе естественного роста стали большой компанией. Думаю, что те компании, которые росли так же, как мы — например, Facebook, в какой-то точке роста должны были осознавать себя схожим образом. Но, как я и говорила, в какой-то момент нам всем предстоит перестройка сознания, это неизбежный процесс, связанный с быстрым ростом и масштабированием идей.

Про работу

Правда ли, что очень много сотрудников в «Яндексе» перерабатывает?

Мне кажется, что правда. По крайней мере, люди так считают сами. Но они перерабатывают не потому, что их кто-то заставляет, это происходит само собой. У нас в «Яндексе» очень интересно, масса возможностей, и если увлечься, то есть возможность работать непрерывно. Это происходит где угодно, лишь бы была связь и WiFi, хоть в метро — ты можешь быть везде таким же продуктивным, как если бы ты работал в офисе. Так у нас было всегда.

С корпоративного ноутбука можно работать из любой точки мира. Доступ непрерывный, поэтому если ты что-то не доделал, то ты заканчиваешь вне офиса. А потом стали популярны чаты — хоть и по рабочим вопросам. Кто-то может писать в них хоть в 11 вечера, хотя на самом деле так делать не стоит, не нужно беспокоить людей. Но кто-то научился посылать беззвучные сообщения, кто-то – отложенные. В итоге все равно эти чаты постоянно звенят. Человек не может отключиться, он возвращается и возвращается, все время думает о работе.

Здесь речь идет не о количестве работы и о том, что кто-то кого-то заставляет, а про атмосферу, которая способствует непрерывному рабочему процессу. Когда в офисе хорошо, можно устроить ужин на балконе с друзьями, а потом открыть ноутбук и дальше писать. В удалёнке вообще очень сложно остановиться. Мы никогда не боролись с этой непрерывностью, но сейчас мы увидели, что народ выгорает, начали стимулировать так не делать, брать больше отпусков.

В «Яндексе» в целом работает очень много разных поколений?

Выходит, что да. Средний возраст у нас — 29 лет, очень большой процент ребят 20-25, естественно, есть и старше 40, это те, кто работает уже много лет. Поколения очень разные. На руководящих позициях обычно бывает 30+, и им сложнее поймать мотивацию 20-летних. Естественно, сложно дойти до позиции руководителя бизнеса, если ты недавний выпускник вуза. Но между 30+ и тем, кому сейчас 18-19 лет очень большая ментальная разница. Это формирует разрыв поколений.

А у вас все на «ты»?

Не все, но в основном на «ты». Я стараюсь говорить «вы», когда провожу собеседование, но как только человек становится сотрудником «Яндекса», то предлагаю перейти на «ты». Но у меня есть и другая проблема. Я преподаю в университете, там я лектор, студенты меня называют по имени-отчеству всегда, там по-другому не положено. А потом эти же студенты приходят сюда, и я очень четко знаю, кто мои студенты, потому что они называют меня по имени-отчеству, а чужие — на «ты».

Про деньги

Можно ли в «Яндексе» говорить про деньги? Можно ли обсуждать вопрос о том, сколько зарабатывает конкретный человек?

Здесь речь идёт о правилах этикета, которые не совсем обязательны, но желательны. Кажется, что для общего спокойствия не стоит везде и всюду разговаривать друг с другом о компенсациях, хотя понятно, что многие так делают в какой-то критический для себя момент, мы этого и не запрещаем. Но, по моим ощущениям, это происходит только между друзьями или приятелями.

А что произойдет, если все будут знать зарплату друг друга?

Достаточно даже не зарплату открыть, а систему грейдов: каждый будет изучать уровни и оклады своих коллег, считать, кто чего достоин, думать о том, что кто-то чего-то точно недостоин. Человеческое устройство таково, что это спровоцирует зависть — а это всегда приводит к очень печальным последствиям. Продуктивно работать в такой атмосфере точно не получится.

Но вам хотелось бы, чтобы всё было настолько открыто, чтобы все всё знали и об этом не приходилось думать?

Если бы я была уверена, что ни один человек не позавидует никому, я бы, конечно, всё открыла. Так проще: все всё видят и сообщат о несправедливости. Но с такой точки зрения я уже давно на это не смотрю.

Нам интуитивно хочется, чтобы было неважно, сколько зарабатывать. Но мы видим, что все, с кем мы общаемся, стараются либо скрыть информацию, либо запретить общение на тему заработной платы.

Люди сложно устроены, у них разные мотивации. Есть люди, на которых очень сильно влияют деньги. Для них вопрос о том, сколько они зарабатывают, — это не только история про то, смогут ли они купить квартиру, телевизор и т.д., но и стимул для соревнования.

Они могут болезненно относиться к другому сотруднику, который получает больше них, пусть даже ненамного. Но есть, к счастью, и люди, которые более безразличны в вопросам финансов — не аскеты, а просто способные не думать о том, насколько зелена трава в саду у соседей, а больше заниматься своим развитием и личными достижениями. Но, к сожалению, в реальной жизни всегда возникает несправедливость, поскольку те, для кого это важно, будут пытаться получать больше денег просто для того, чтобы заработать очки. Моя интуиция говорит о том, что здесь лучше не рисковать и не делать историю про зарплаты максимально открытой.

Но эксперимент хочется провести! Это должен быть тогда определённый маленький круг людей, которые живут только в парадигме мотивации 3.0.

Те, кому сейчас за сорок, конечно, очень сильно заточены на соревнование вокруг денег. С молодежью чуть проще: она не росла при бедности, нехватке всего, чего только можно. Наверное, она легче к такому относится. Но это, опять же, всех под одну гребенку нельзя грести, и среды юных сотрудников найдется 20% тех, кто всё равно будут воспринимать финансовые вопросы болезненно. Поэтому давайте подождем ещё 50 лет — посмотрим, какое будет тогда вырастет поколение.

Есть мнение на рынке, что «Сбер» платит выше рынка, а «Яндекс» платит ниже рынка, насколько это правдиво?

Мы не платим ниже, у нас несколько другая ситуация. У нас компенсации состоят из зарплаты, премии и акций «Яндекса». Они выдаются уже начиная с уровня специалист на основе оценки его или её работы. Если оценка хорошая, то человек сразу знает, сколько ему за это упадет. Суммарно эта компенсация очень хороша в рынке. Но мы не можем позволить себе платить выше рынка, потому что как только мы сдвигаем наш совокупный доход, то сразу сдвигается и рынок.

Попытки несколько завышать зарплаты были, но «Яндекс» не может быть выше рынка просто физически: продержится не больше нескольких месяцев. Мы ориентируемся на 75-й процентиль, так живем. Но сами зарплаты, учитывая то, что не входит вот в этот кусок из акций, получаются, конечно, меньше. В целом, на высоких уровнях зарплатная часть — это меньшая доля в заработке по сравнению с доходом от акций. Люди не привыкли к западному стилю, ведь там сотрудники обеспечивают своё будущее в основном за счёт дохода от акций.

При этом, когда мы даём акции, нам хочется, чтобы люди понимали, что мы все работаем на их рост. Поэтому приходится вести разговоры о том, что они совершенно ликвидны, что их можно одной кнопкой продать. Но пока есть ощущение, что людям в России сложно так мыслить, нет доверия к рынку.

Про образование

Вы много делаете для образования: «Практикум», ШАД, другие продукты «Яндекса». Каким должно быть образование вообще, сейчас и в будущем?

У образования есть разные цели. Одна из из них — сделать человека более-менее разносторонним и интеллектуальным. Школьное образование во многом направлено на то, чтобы человек знал общие контексты, и я не думаю, что в этом подходе кардинально надо что-то менять. Людям надо рассказывать о том, как устроен мир вокруг, абстрактный, живой, исторический мир и мир людей. Это полезно для развития личности.

Но есть и другая сторона — социализация. Образовываясь, мы узнаём людей: учителей, преподавателей, одноклассников, однокурсников. Попадая в хорошую школу, человек общается с хорошими умными людьми, в университете он также переходит на новую ступень в этом плане. Очень важно, чтобы у людей сохранялся социальный круг, несмотря на массовый уход в онлайн.

Ещё есть третий аспект, связанный с профессией. Люди получают образование, профессиональные знания, чтобы потом работать и применять их на практике. Изменения в этой сфере абсолютно естественны, поэтому надо понимать, что ты получишь профессию, а через несколько лет этой профессии может не стать. Нельзя планировать профессию на всю жизнь. И надо быть всегда готовым к тому, чтобы найти себя в чем-то новом, постоянно повышать квалификацию.

Люди сейчас живут гораздо дольше, чем когда-либо, причем в активном состоянии. Если раньше казалось, что пятидесятилетние — это те, кому рукой подать до пенсии, то сейчас это люди, которые могут начать новую стадию своей карьеры.

А это значит, что нужно иначе относиться к образованию — как к чему-то, что получил, не напрягаясь, а через какое-то время ты сможешь вообще поменять специализацию и не будешь жалеть о пройденном времени. Нужно помогать людям любить учиться, не бояться искать себя в разных ролях и спокойно относиться к любым изменениям.

Мне кажется, что будущее образования — за мягким подходом, который без большого стресса даёт возможность в огромной массе современных профессий найти свою. Университеты, конечно, тоже важны, потому что если у человека нет фундаментального образования, то он мыслит очень узко и однотипно, ему тяжелее переучиваться. Но, самое главное — сохранить даже во взрослых людях жажду к знаниям, это должно красной нитью проходить через всю жизнь. Любить учиться, не бояться учиться, не стесняться того, что когда-нибудь ты не сможешь чему-то научиться.

Как сейчас учитесь вы?

Я — типичный учитель: учусь только тогда, когда обучаю кого-то. Если я хочу разобрать сложную статью или сложную тему по математике, то я читаю по этой теме спецкурс. Я просто говорю: «Ребята, в этом году спецкурс будет на такую тему». Потом мне некуда деваться, и в процессе я осваиваю материал. Я вообще не умею учиться по-другому. Но тут я совершенно нехарактерный персонаж, я сознаю это.

Про равенство

Вы одна из немногих женщин в России и, наверное, в мире, которая является директором ИТ-компании. Как вы привлекаете женщин и поддерживаете их внутри «Яндекса»?

Ровно треть наших сотрудников сейчас представлена женщинами. Это хорошее соотношение — такое же примерно, как в Google, Facebook и Microsoft. Но у них есть специальные diversity-отделы, которые этим занимаются, в то время как у нас ничего такого нет.

Я не верю в гендерные стереотипы, страшилки наших мам и бабушек. Мне кажется, женщина не равна мужчине только в одном — в том, что она рожает, а он нет. И перед этим ходит беременная девять месяцев, а потом ещё кормит, поэтому есть период, в течение которого женщина не работает столь же увлеченно, как и мужчина. И вот ровно про это и надо думать и поддерживать её на этом этапе. Во всём остальном женщины равны мужчинам, когда они приходят на работу, и трудятся с одинаковой отдачей и энтузиазмом вне зависимости от гендера.

Всё, что мы делаем внутри компании, — рассказываем о том, как можно родить и вернуться, забеременеть, не боясь, что тебя уволят. Очень много женщин беременеют и начинают ожидать, что их попросят на выход, и лечить это можно только индивидуальной работой с конкретной женщиной.

Эта работа индивидуальная ещё и потому, что бывают очень личные желания. Кто-то хочет подольше побыть в декрете, а потом вернуться. Кто-то хочет ни на секунду не отрываться от работы. Иногда женщина до беременности хочет одного, а уже когда беременеет, хочет совсем другого — с ней надо договариваться, говорить о том, что она имеет моральное право передумать. Она может увидеть ребенка, например, и сказать, что хочет сидеть три года дома. Или, наоборот, у нее может начаться послеродовая депрессия, и она может захотеть отвлечься, уйти на работу. И это объективно сложная тема.

Со своими прямыми подчиненными, с теми, кто мне близок, я разговариваю лично, и мне кажется, что я умею влиять на человека. За последние семь лет я рожала два раза, последний раз уже на позиции гендиректора, поэтому я имею моральное право говорить о том, как это бывает. Сложно поручить вести такие разговоры кому-то из наших мужчин, им сложно понять все тонкости.

Возрастная категория подкаста 0+

0
92 комментария
Написать комментарий...
Gre Li
Мы не платим ниже, у нас несколько другая ситуация. У нас компенсации состоят из зарплаты, премии и акций «Яндекса». Они выдаются уже начиная с уровня специалист на основе оценки его или её работы.

Вчера обсуждалось на «беседе у кулера» у Козули. Человек увольнялся из Яндекса и ему расписали «сколько он теряет». Только на самом деле он столько не получал, ему написали как будто он получает акции, хотя на самом деле это не так. То есть даже эйчары, не то что топы, не знают, что сотрудники на самом деле акций не получают. 

Но и сам подход: «мы платим ниже рынке, но компенсируем акции. Но при этом акции будут полностью выплачены через несколько лет, а если уволишься, ты их теряешь», мне кажется сомнительным. Теряешь сейчас, возмещаешь потом, и то в конечном счёте не всё. И обоснование смешных зарплат у Яндекса: «ну мы же Яндекс», а не «вы получите акции». (Потому что не получите, или не компенсируете разницу в итоге.)

Это ещё не говоря про высокую волатильность акций из-за работы на российском рынке, который в откровенной стагнации, мягко говоря, при текущей политической обстановке.

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна
 Вчера обсуждалось на «беседе у кулера» у Козули.

Это вообще фейспалм. Слушать Козулю про Яндекс это все равно что придти к Гитлеру на чай и спросить как он относится к евреям. Я его когда-то давно читал в твитторе, но кажется все что он делает - так это ноет и выгорает. Я ни разу не видел чтобы он став Java разработчиком сделал подкаст о том как работает JVM, например. 

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Причём тут Козуля? Это гость говорил. Экс-яндексоид. Ну, и переход на личности — это конечно довод.

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна

Козуля при том, что тусовка очень специфична. Она не отражает всех реалий рынка. Мнение одного экс-сотрудника весьма субъективно. Вероятность того, что к Козуле придет какой-нибудь Саша Авдонкин стремится к нулю. Картина мира у людей отработавших пару лет на низких грейдах в одном месте будет сильно отличаться от картины мира человека на управляющей позиции в другом месте. Для начала нужно поговорить с обычным землекопом, который рассказывает что все плохо, акции не нужны, он хочет больше денег и потом с его руководителем. Открываются очень интересные вещи. Я сам был в ситуации, когда мне эти ваши RSU не нужны были, да и вообще я сейчас вот с порога пойду и найду работу x2. Я правда тогда не смог найти работу, потому что предлагали x2 за всякое унылое говно, типа на питоне краулеры писать или очередную говноCMS. Вестилось у меня мало, т.к. в силу некоторых причин принял не самый лучший офер. Мы поговорили с пипл менеджером, расставили четко задачи, а через год у меня уже вестилось по $20k. Ну а через два года моя зарплата выросла приблизительно на такой же процент, как и в тех местах где предлагали x2, но из-за RSU мне сейчас x2 вообще не интересно. И на собседованиях я уже не прихожу рассказывать что хочу столько денег, а говорю что у меня есть X RSU, вот они росли так и вот так. Хотите чтобы я перешел к вам, компенсируйте мне их сайнап бонусом. Там конечно не такая большая сумма, чтобы кто-то из FAANG их не мог перебить, но компании без RSU пока не смогли предложить что-то взамен. Товарищ на более высоком грейде чем я(ну.и если честно сказать, то как инженер он круче меня во много раз), например, так получил $500k сайнап в виде RSU. Я сильно сомневаюсь, что какая-нибудь контора без RSU сможет на входе гарантировать ежегодную премию в размере $125k, кроме финансового сектора в UK(если говорить только о Европе).

PS. RSU даются Yandex NV, они к российскому рынку имеют весьма посредственное отношение. Вообще все крупные компании все такие плюшки дают через западные юрисдикции, т.к. в России нет законодательства позволяющего выдавать ништяки всем сотрудникам. Буквально на днях был рост больше 10%. Политическая ситуация имеет влияние, но пока был рост от $30 почти до $80. RSU выданные в 2017 году сделали x2 за это время. 

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Речь не о старых сотрудников Яндекса, которым уже что-то там перепало. Речь о том, что если кто-то пойдёт в Яндекс, то нихрена подобного ему не дадут. А чтобы компенсировать недополученное, если вдруг будут акции, придётся работать на самой хреновой работе с самым тупым перекладыванием JSON'ов. Естественно, такую работу никто не оценит, поэтому о хороших оценках можно на ревью будет сразу забыть. При этом совсем несложно найти работу на +50–100% к зарплате и куда интереснее, чем легаси и самописные костыли Яндекса.

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна
 Речь не о старых сотрудников Яндекса, которым уже что-то там перепало. Речь о том, что если кто-то пойдёт в Яндекс, то нихрена подобного ему не дадут.

Это не так. Сейчас на входе дают сайнап в виде RSU, чтобы компенсировать дисбаланс между старыми/новыми сотрудниками. Дальше по результатам ревью будут досыпать. Елена об этом и говорит, что система скопирована с западных компаний.

 А чтобы компенсировать недополученное, если вдруг будут акции, придётся работать на самой хреновой работе с самым тупым перекладыванием JSON'ов. Естественно, такую работу никто не оценит, поэтому о хороших оценках можно на ревью будет сразу забыть.

Если вы говорите о том, что нужно браться за самую грязную работу чтобы быстрее расти, то это действует во всех компаниях. В общем-то я думаю всем очевидно, что за разгребание старого непонятного сервиса можно получить куда больше профита, чем за что-то новое. Старое уже генерит деньги, а если это старое еще и причесать и сделать более стабильным, то затраты на поддержку сократятся и компания будет получать больше профита.

 При этом совсем несложно найти работу на +50–100% к зарплате и куда интереснее, чем легаси и самописные костыли Яндекса.

У меня вот друзья в Яндексе пишут самописную часть Яндекс.Облака. Где можно найти подобные задачи хотя бы в России? Я уж не говорю о том, что по миру это всего 5 компаний. Может быть вы знаете аналоги YT в России? Может кто-то пишет Clickhouse? Я к сожалению могут только предположить что Яндекс сейчас имеет парк в сотни тысяч серверов(знакомые не могут сказать точное количество). Может быть вы знаете кого-то кто пишет систему оркестрации  на таком объеме машины в России? Может быть кто-то кроме Яндекса проектирует серверы под свои задачи(у мейлра супермикра, сам раньше работал в одном из ДЦ где хостился мейл)? Может быть есть работающая технология самодвижущихся повозок, которую можно применять в реальной жизни, а не на комбайнах? Ну или вот такси, например. Может быть есть другой сервис такси, который не ложится при падении Яндекс.Такси?

В общем давайте, расскажите какие компании дают более интересные задачи, чем написать распределенную систему MapReduce на тысячи серверов. Я конечно не говорю, что каждый на входе сможет попасть в такую команду. Для этого нужно иметь хороший математический бекграунд и алгоритмическую подготовку. Но если человек называет себя сеньором, то должен уметь такое. А какой-нибудь мидл сможет подрасти в другом отделе и перейти в такой отдел. У нас был чувак из NY, он вообще был фронтендером. Посидел годик, поботал алгоритмы и перешел в группу занимающуюся ускорением СУБД. Думаю достаточно аргументов для того, чтобы нельзя было возразить мне в том, что работать в командах со сложными задачами невозможно. Жду список более интересных задач.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li
 Сейчас на входе дают сайнап в виде RSU, чтобы компенсировать дисбаланс между старыми/новыми сотрудниками. Дальше по результатам ревью будут досыпать. Елена об этом и говорит, что система скопирована с западных компаний.

Это ваши фантазии? Почему-то об этом никто не говорил, кто проходил собеседование. В отличие от смешных офферов.

 Если вы говорите о том, что нужно браться за самую грязную работу чтобы быстрее расти, то это действует во всех компаниях.

Не оправдывайтесь за свою работу в Яндексе. Есть куча вакансий, где надо сделать по уму, а не латать легаси.

 В общем-то я думаю всем очевидно, что за разгребание старого непонятного сервиса можно получить куда больше профита, чем за что-то новое.

Вообще нет. Утонешь в неблагодарной работе, и за неё никто не похвалит. Зато гарантированы конфликты (что так медленно? что не помогаешь?) которые утопят вашу оценку на ревью. В Яндексе же ещё токсичная атмосфера: «это не оценят на ревью» и постоянные жалобы в форме обратной связи.

Старое уже генерит деньги, а если это старое еще и причесать и сделать более стабильным, то затраты на поддержку сократятся и компания будет получать больше профита.

Ох, фантазии! Не факт, что генерит деньги, может быть и проект под закрытие.

 У меня вот друзья в Яндексе пишут самописную часть Яндекс.Облака. Где можно найти подобные задачи хотя бы в России?

Лол, да тот же Мейл.ру, я даже туда собеседовлся. Часто подобными задачами занимается ещё Сбер, Тинькофф, Озон, и другие известные представители айти-индустрии.

 Может быть вы знаете аналоги YT в России? Может кто-то пишет Clickhouse?

Там вакансий раз и обчёлся, шансы попасть мизерные. Да и если попадёшь, то считай тебе весь мировая конкуренция: тот же FAANG. 

 Может быть вы знаете кого-то кто пишет систему оркестрации на таком объеме машины в России?

Собеседовался знакомый девопс в Яндекс. Банальных мировых решений не знают. Именно что костыли. Я всё понимаю, «когда делал Яндекс, ничего такого ещё не было», только с тех пор весь мир уехал вперёд, а в Яндексе… опыт, который даже нигде не пригодится больше.

 Думаю достаточно аргументов для того, чтобы нельзя было возразить мне в том, что работать в командах со сложными задачами невозможно.

Вы мне приведите интересные задачи во фронтенде. Закопали уже BEM -tools или его разработчики всё пытаются обеспечить себе job security на невиданной херне?

Интересные вы конечно, взяли пару вакансий из сотен, и делаете вид, как будто по остальному фронту это интересно. И да, сколько лет недоплачивали этому вашему сеньору? Оправдания конечно занятные, но сути они не меняют.

Вообще Яндекс мне в этом плане напоминает Гугл в миниатюре: там тоже большой конкурс, сложные собеседования, а в итоге нанимают «лучших из лучших» на 90% рутинных вакансий, где надо байты из одного места памяти в другое перекладывать. Те же проблемы с повышениями, которые за переписывание старого не дадут. А за новый дизайн дадут. Даже программа с RSU похожа. Но в Гугле можно хоть приличную зарплату выторговать, и в целом условия поприличней, а Яндекс тупо жадничает: «мы же Яндекс».

Ответить
Развернуть ветку
Гала Перидоловна
 Это ваши фантазии? Почему-то об этом никто не говорил, кто проходил собеседование. В отличие от смешных офферов.

Ну что я могу сказать кроме ошибки выжегшего? Ну в данном случае не выжившего :)

 Не оправдывайтесь за свою работу в Яндексе. Есть куча вакансий, где надо сделать по уму, а не латать легаси.

Я не работаю в Яндексе. Но работал в нескольких компаниях. Нет ни одной компании где не было бы легаси. И за легаси платят гораздо больше и карьерный рост идёт быстрее. Если вы это ещё не поняли, то может скоро поймёте. 

 Лол, да тот же Мейл.ру, я даже туда собеседовлся. Часто подобными задачами занимается ещё Сбер, Тинькофф, Озон, и другие известные представители айти-индустрии.

Поменьше слушайте подкастов об айти и больше общайтесь с людьми. Я не помню в каких числах будет Scale, спросите кто и почему решил делать облако с нуля. Очень много интересного узнаете. 

 Там вакансий раз и обчёлся, шансы попасть мизерные. Да и если попадёшь, то считай тебе весь мировая конкуренция: тот же FAANG.

Если сидеть и говорить что собеседования сложные, вакансий нет, денег платят мало, то ничего и не изменится. А мировая конкуренция с FAANG это хорошо, но не все могут уехать. Вот вы почему не уехали?

 Собеседовался знакомый девопс в Яндекс. Банальных мировых решений не знают. Именно что костыли. Я всё понимаю, «когда делал Яндекс, ничего такого ещё не было», только с тех пор весь мир уехал вперёд, а в Яндексе… опыт, который даже нигде не пригодится больше.

Ну покажите мировые решения? Что докер сварм, что кубернетис больше 5к нод не поддерживают. Я не думаю, что Яндекс до сих пор живет на 5к серверах. 

 Вы мне приведите интересные задачи во фронтенде. Закопали уже BEM -tools или его разработчики всё пытаются обеспечить себе job security на невиданной херне?

Вообще ничего не знаю про фронтэнд. Я только фронтендерам объясняю как сеть работает. Что такое BEM я не знаю.

 Интересные вы конечно, взяли пару вакансий из сотен, и делаете вид, как будто по остальному фронту это интересно. И да, сколько лет недоплачивали этому вашему сеньору? Оправдания конечно занятные, но сути они не меняют.

В чем проблема потратить год чтобы нарастить скиллы и потом пойти в интересное место? Ну если вы не дотягиваете сразу на такую позицию, то почему бы и нет?

 Вообще Яндекс мне в этом плане напоминает Гугл в миниатюре: там тоже большой конкурс, сложные собеседования, а в итоге нанимают «лучших из лучших» на 90% рутинных вакансий, где надо байты из одного места памяти в другое перекладывать. Те же проблемы с повышениями, которые за переписывание старого не дадут. А за новый дизайн дадут. Даже программа с RSU похожа. Но в Гугле можно хоть приличную зарплату выторговать, и в целом условия поприличней, а Яндекс тупо жадничает: «мы же Яндекс».

Лол, нельзя в гугле выторговать приличную зарплату. Они так же платят по рынку. И в местах присутствия гугла тоже компании перекупают деньгами, а гугл даёт RSU. Просто из России кажется что там-то все иначе, а у нас дураки сидят и ничего не понимают. Модель с RSU скопирована с гугла ;)

Ответить
Развернуть ветку
89 комментариев
Раскрывать всегда