(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(96339378, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(96339378, 'hit', window.location.href);

Из стажёров — в руководители «Яндекса»

Сотрудники — о том, как выросли в компании (и не заскучали по пути).

Начинающие ИТ-специалисты идут на стажировки, чтобы научиться решать конкретные бизнес-задачи и познакомиться с корпоративной культурой. Обычно так и происходит, но иногда стажировки приносят только разочарование: интерны жалуются, что им выдают скучные рутинные задачи, которые больше никто не хочет выполнять, а наставники даже не знакомят их с коллективом, из-за чего сложно почувствовать себя частью команды. В итоге студенты уходят, не закончив практику и разочаровавшись в компании (а иногда — и в работе вообще).

В «Яндексе» половина интернов получают офферы и остаются в среднем на 5-7 лет. Так постепенно из джунов вырастают руководители. Мы поговорили с тремя сотрудниками «Яндекса», которые прошли этот путь.

Валентин Бирюков
Head of Data Science Department. 5 лет в компании

Когда я учился в университете, много классных преподавателей работали в «Яндексе» — нам, студентам, очень хотелось стать похожими на них. С друзьями мы решили подать заявки на стажировку — летом, сразу после первого курса. Успехом не увенчалось: знания были совсем базовыми, практики мало.

После второго курса я решил попробовать ещё раз — и получилось. Я хотел погрузиться в машинное обучение и искал что-то среднее между «классическим» и ML-разработчиком. Меня познакомили с командой «Алисы» — в тот момент проект только-только запускался.

За время работы в «Яндексе» я сменил три команды, сейчас работаю в сервисе «Толока». Все потому, что в какой-то момент ты хочешь новых вызовов и задач, а эти переходы легко организовать внутри компании.

Сейчас я руковожу департаментом Data Science в «Толоке». За всё время работы в «Яндексе» (сейчас пошёл пятый год) мои задачи сильно изменились: сначала они были связаны с разработкой сервиса, кодом, потом — с машинным обучением и аналитикой. В какой-то момент у меня появилась своя международная команда, и сегодня я пишу на русском и английском иногда больше, чем на Python.

Все эти изменения происходили достаточно быстро: например, моя последняя роль руководителя службы сменилась на руководителя департамента за те месяцы, что готовился этот текст.

Я ценю «Яндекс» за корпоративную культуру: тут к кому угодно можешь обратиться на «ты», вне зависимости от уровня, и всегда можно задать любой вопрос. Есть много локальных афоризмов, внутренних шуток и другого творчества, понятного только узкому кругу.

Для тех, кто планирует идти на стажировку, у меня два совета: готовьтесь к интервью и не переживайте. Если у вас есть технический бэкграунд, то на подготовку хватит буквально пары вечеров, и вы будете чувствовать себя увереннее. Если вам кажется, что заболели, или время не подходит, лучше перенесите встречу. Интервьюер — ваш товарищ, который уже был на вашем месте, он постарается провести собеседование так, чтобы вы оба остались довольны.

Роман Халкечев
Руководитель отдела аналитики «Яндекс Еды». 9 лет в компании

Я пришел на стажировку в 2013-м, попал в команду подсказок «Яндекс Поиска». Мне сразу поручили две задачи. Первая — сделать калькулятор. Когда человек набирает словами запрос, например, «синус 45 плюс 2 разделить на сто», алгоритму нужно понять, о чем речь, и показать ответ. Или показать пользователю калькулятор, где он сможет провести расчёты. Всему этому я и должен был научить систему.

Вторая задача была про связанные запросы. На тот момент поисковые подсказки зависели от префикса — первых букв запроса. Например, человек вводит «VK», а мы подсказываем ему продолжение — «VK моя страница». Я работал в команде, которая учила поисковик учитывать предыдущие запросы: например, показывать на «Д» «Дамблдора», если раньше пользователь искал «Гарри Поттера».

Самым важным для меня была возможность что-то изменить. Я мог открыть браузер и показать даже бабушке: «Смотри, вот эту штуку сделал я».

Сначала я был разработчиком, потом стал тимлидом — так к коду добавился менеджмент. Я перешел в «ЯндексТакси», в разработку, связанную с машинным обучением, а уже оттуда в «Еду». Можно сказать, что у меня сменилась не только команда, но и профессия: в ML-разработке я занимаюсь аналитикой, а не только пишу код.

В «Яндексе» есть возможность попробовать что-то новое: целая программа ротации, которая поможет сменить проект, но при этом остаться внутри компании. Мне кажется, насколько бы тебе ни была интересна задача, рано или поздно ты всё равно от нее устаешь. Я 4,5 года поработал в «Поиске», а когда перешел в «Такси», это пошло на руку всем: и мне, потому что сменил обстановку, и сервису, потому что я обращал внимания на то, что другие не замечали.

Многие стажёры, приходя в «Яндекс», мечтают стать руководителями — отвечать не за одну, пусть и большую, функцию, а вообще за всё. Я как раз выбрал этот путь развития. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Я люблю работать с данными, с технологиями. Но надо быть готовым к тому, что в роли руководителя ты всё меньше погружаешься в аналитику — на тебе не одна большая задача, а ещё пять или даже больше. С продвижением растёт и уровень стресса.

Что могу сказать нынешним стажёрам? Прикольно быть на старте карьеры: от тебя никто ничего не ждёт, а если ты что-то делаешь хорошо, все радуются и хвалят: «Прикиньте, это младший сделал, не аналитик».

В «Яндексе» два пути: стать руководителем или экспертом. Вторые не уступают руководителям ни в деньгах, ни в авторитете.

Когда вы приходите на стажировку и вам поручают какую-то задачу, важно глубоко погрузиться в контекст, чтобы качественно её выполнить. Нужно задавать как можно больше вопросов: «Для чего мы делаем это?», «Как моя маленькая задача связана с большой задачей, с задачей моего руководителя, с миссией компании?».

Катя Кирова
Руководитель службы разработки в «Яндекс Маркете». 10 лет в компании

Я пришла стажером в команду «Яндекс Маркета» в 2012 году. Тогда я только закончила университет и искала работу. Меня позвали, два дня гоняли по собеседованиям, а потом пригласили стажироваться.

После стажировки я долго работала в команде разработки службы контроля качества маркета. Если по-простому, мы писали внутренний продукт, которым пользуются асессоры — специалисты, которые подключают магазины к «Маркету» и следят за их работой. Задача асессоров — удостовериться, что выпавший в поисковой выдаче магазин реально существует и доставляет заказы, продает товары по заявленной на сайте цене.

В этой команде я набралась опыта и стала настоящим разработчиком, там же получила опыт менторинга — обучала новых сотрудников. Я росла вместе с сервисом. В какой-то момент область работы нашей команды расширилась, мы стали заниматься UGC (пользовательским контентом), то есть отзывами клиентов на товары и магазины. Это был внутренний челлендж: данных становилось больше, усложнялась логика площадки.

В 2018-м мне предложили перейти в новый сервис — тогда команда «Маркета» запускала Bringly, который занимался доставкой товаров из-за рубежа. Для меня это был серьёзный шаг — оставить старую команду, где всё привычно, и начать делать совершенно новый продукт. Но меня и подкупила эта новизна, этакий дух стартапа. Именно на этом проекте я поняла, что мне нравится сразу видеть результат своей работы — например, открыть приложение в роли пользователя, покликать и увидеть внесённые мной изменения.

Позже проект закрылся, но у нас появилась новая идея — сделать лучшее приложение для курьерской доставки на рынке. Мой руководитель поверил в меня и предложил возглавить команду бэкенда. Поначалу нас было от силы три человека, я писала код наравне с другими. Но продукт быстро развивался, команда росла, и со временем я начала больше заниматься менеджментом. Пришлось изучить много нового, «непрофильного» для разработчика — например, разобраться с HR-задачами, как развивать и мотивировать сотрудников, как делегировать обязанности, как вообще найти нужного человека.

Сейчас я руковожу службой, которая занимается внутренней логистикой, а конкретно — офлайн-объектами: сортировочными центрами, пунктами выдачи заказов и постаматами. Мы пишем софт для этих систем: сначала написали курьерское приложение, потом у «Маркета» появились сортировочные центры, которым требовалось своё ПО, и так далее.

По коду я скучаю, хотя он всё ещё со мной: периодически читаю коммиты, отправляю запросы в базу данных или могу поправить что-то мелкое. С нынешними обязанностями я сама вряд ли успею, например, что-то зарелизить, зато с этим отлично справятся мои ребята.

Стажировка — интенсивное погружение в новый мир, где за три-шесть месяцев ты узнаешь кучу всего: знакомишься с новыми людьми, практиками, подходами. Главное тут — не бояться: даже если придешь и поймешь, что область тебе не интересна, уже получишь ценный урок.

Наша команда периодически набирает стажеров, мы участвуем в DeepDive — программе стажировок по системе буткемпа, где мы устраиваем учебные интенсивы. Когда стажер приходит, он проводит шесть недель в одной команде и ещё четыре — в другой. Так что между командами идет битва: каждый старается наладить контакт, привлечь внимание, поручить интересные задачи.

Стажировка в «Яндексе» — возможность поработать над реальными задачами внутри продукта, перенять опыт у коллег и наставников. Набор идет по пяти направлениям: фронтенд- и бэкенд-разработка, мобильная разработка, аналитика и машинное обучение.

Стажировка оплачивается и длится от трёх до шести месяцев. По её итогам можно остаться работать в штате или получить отложенный оффер — он дает возможность вернуться в компанию по сокращенной схеме отбора, без тестовых заданий и многоэтапных собеседований.

Программа рассчитана на тех, кто уже владеет базовыми знаниями: например, разработчикам нужно знать хотя бы один язык программирования и классические алгоритмы.

0
69 комментариев
Написать комментарий...
jonewayne

Помню, как в 22 года с 4 годами реального опыта в компании, с несколькими коммерческими приложениями и почти оконченной магистратурой по профилю, пришёл к Яндекс и посмел попросить 80к рублей в месяц. Мне даже пришлось ехать в другой город 300км на машине ради этого, потому что большие возможности на дороге не валяются, особенно для таких деревенских парней, как я. Да ещё и переехать туда готов был, с новорождённым ребёнком, продав квартиру тут и сняв в другом городе. Что не сделаешь ради работы мечты :)

Из пяти собеседований на ура прошёл с лидом, я за час сделал простое приложение, с архитектурой, выполнил все условия, никаких замечаний. Очень хорошо - второй по архитектуре. А остальные три - алгоритмы. И если первые два я прошёл +- ок, то последний этап был с каким-то главным алгоритмоменом из самой Московии. И началось про красно-белые деревья и всё в этом роде, чего у меня даже не было никогда ни на работе, ни в универе (направление - чистая математика).

В итоге отказали, я нашёл работу без напряга за x2 от запрошенной у них суммы, ещё через год x2 на западе, потом ушёл в лиды и стал получать ещё больше. Но почему-то я уверен, что если я приду опять на собеседование в яндекс, то мне будут задавать те же самые вопросы и в итоге если и возьмут, то предложат от силы 1/3 от того, сколько я сейчас получаю.

Ответить
Развернуть ветку
Невкусно и грустно

Все знают, что работать в Яндексе - большая честь

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда