Играть по правилам: как геймдев-компании справляются с выгоранием сотрудников

По данным компании «Ясно», более 60% геймдев-специалистов* находятся в стрессе или испытывают тревожность. При этом выгорание — проблема, которая звучит из уст каждого HR в индустрии. Давайте разбираться почему, и можно ли что-нибудь с этим сделать.

Почему выгорание — частая проблема в геймдеве?

«Английское слово crunch (так в геймдеве называют проблему разработки в сжатые сроки — прим. ред.) означает «грызть с хрустом»; в нем слышится скрежет зубов. Отлично описывает состояние человека, для которого создание высокобюджетной видеоигры ведет к бесконечным переработкам. Повторяющаяся изо дня в день сверхурочная работа десятилетиями была повсеместной практикой — ее воспринимают как столь же неотъемлемую часть разработки игр, как клавиатура».

Это — цитата Джейсона Шрейера (редактора портала Kotaku, посвященного видеоиграм) из книги «Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии видеоигр».

В предисловии автор выделяет причины такого положения дел:

  • Игры создавать сложнее, чем кино или анимацию, потому что они предполагают интерактив.
  • Технологии и инструменты для работы постоянно обновляются и усложняются: например, 3D-графика или VR. Все это требует ускоренного развития, чтобы не оказаться за бортом профессии.
  • Трудно заранее спрогнозировать весь процесс разработки игры и спрос на нее: что будет интересно пользователям, какие детали помогут увлечь.

«Разработка игры… подобна пребыванию «на грани хаоса», и постоянно меняющиеся элементы делает ее совершенно не предсказуемой. Но разве не поэтому мы так любим игры? И еще это удивительное чувство, когда вы берете в руки геймпад и знаете, что сейчас вам предстоит испытать что-то совершенно новое?»

Как видят проблему изнутри?

Разработчики работают под постоянным давлением: жестких дедлайнов и негатива со стороны игроков. В итоге 89% команд** регулярно перерабатывают, 13% — каждый день, часто и в выходные.

Татьяна Локтионова, сооснователь портала InGame Job, основатель рекрутинговой компании Values Value для игровой индустрии

«В геймдеве очень интенсивный темп разработки. При этом у разных продуктов разные источники стресса. Например, у мобильных игр цикл разработки до полугода. Здесь стресс возникает из-за скорости принятия решений, быстрого масштабирования команды в случае успешного релиза. В разработке гиперказульных продуктов — то есть простейших игр на внимание и моторику — стресс еще выше: цикл длится всего 2-3 недели, для одного проекта нужно протестировать от 50 до 100 прототипов. Разработчики здесь просто не успевают «выдохнуть», при этом один сотрудник может работать сразу над несколькими продуктами. Игры для приставок — это проекты-долгострои: ты можешь годами работать над ним, но результат узнаешь только после релиза. И он может окончиться полным провалом. Те, кто делает игры как сервис (то есть игры по подписке), регулярно выпускают обновление: раз в неделю, месяц. Игроки привыкают к этому, и любой пропуск обновления чреват тоннами негативных отзывов. А значит, разработчики работают под постоянным давлением: жестких дедлайнов и негатива со стороны игроков. В итоге 89% команд** регулярно перерабатывают, 13% — каждый день, часто и в выходные», — рассказывает Татьяна Локтионова, сооснователь портала InGame Job, основатель рекрутинговой компании Values Value для игровой индустрии.

Volka Games

Volka Games — российский разработчик мобильных и социальных игр. Руководство компании считает, что работа над ментальным здоровьем так же важна, как и над физическим, поэтому в рамках корпоративной программы компания предоставила своим сотрудникам бесплатный доступ к нескольким сессиям с психотерапевтом на сервисе «Ясно».

Вы можете много... очень много... бесконечно много работать и не достигать радости и удовольствия от результатов — ваш разум может быть слишком усталым для того, чтобы вообще что-то испытывать или правильно трезво осознавать. Для того, чтобы оценить ваше ментальное самочувствие и насколько ваш внутренний компас правильно показывает стороны света нужен специалист, качественный независимый взгляд со стороны и систематическая работа.

Никита Гущин, СЕО Volka Games (сохранена орфография автора)

Что мы увидели на собственных данных?

Среди корпоративных клиентов «Ясно» много компаний-разработчиков игр. Мы собрали собственные аналитические данные по их психологическому состоянию***:

На графиках видно, что у разработчиков игр очень высокий уровень стресса, острее проявляются проблемы с концентрацией и самооценкой. Из более серьезных симптомов — чаще, чем у среднестатистического пользователя «Ясно», указываются апатия, панические атаки и хроническая усталость.

В пандемию многие из этих симптомов усилились: личное и рабочее время смешались, все общение перешло в онлайн, многим не хватает личного контакта и неформальных встреч с коллегами. Руководителю трудно удалённо диагностировать проблему, и длительное напряжение сотрудника вкупе с социальной изоляцией зачастую приводит к серьёзному кризису. В этой ситуации доступ к психологической поддержке — очень ценный и жизненно важный ресурс. Она помогает найти опору в кризисной ситуации, справиться с выгоранием и другими проблемами, восполнить недостаток общения.

Какие результаты получают компании от внедрения программы психологической поддержки?

Playrix

Playrix -- одна из крупнейших мировых геймдев-компаний, в которой работает более 3 500 человек, запустила программу онлайн-терапии от сервиса «Ясно» для своих сотрудников в апреле 2020 года, вскоре после начала пандемии.

Программу сразу внедрили на постоянной основе: работодатель компенсировал 70% от стоимости 4 сессий в месяц для сотрудников российского, украинского, белорусского и ирландского офисов. Частичная компенсация была выбрана, чтобы повысить ответственность со стороны сотрудников за использование сервиса.

Результаты внедрения мы подробно описывали в отдельном материале.

Ключевые цифры и инсайты:
-- в программе за год поучаствовали более 250 человек (около 7% всех сотрудников), которые провели более 3 300 сессий
-- 75% отметили, что их субъективное самоощущение улучшилось, ушли тревога и стресс;
-- 55% почувствовали больше удовлетворенности от своей работы;
-- субъективный "общий балл" оценки самочувствия сотрудников вырос в 2 раза;
— чем дольше участники находились в терапии, тем лучше был эффект для каждого из них.

Занятия с психологом — это один лучших бонусов от компании! Это очень помогает держать здоровый баланс в работе и жизни в наши беспокойные времена.

сотрудник Playrix

Crazy Panda

Crazy Panda — одна из ведущих российских компаний-разработчиков мобильных и социальных игр. Для компании мы провели более 40 сессий онлайн-терапии, при этом часть участников прошла 10 и более сессий.

Нам кажется, что в России тема ментального здоровья до сих пор стигматизируется, и немногие компании обсуждают ее открыто. Но мы считаем это очень важным, потому что заботимся о сотрудниках, в том числе — с помощью таких программ. Для нас терапия от «Ясно» — это еще один «кирпичик» в нашем «доме», где каждому должно быть уютно, комфортно и безопасно.

Таисия Шуб, HR Crazy Panda

Fusion Core

Fusion Core — студия разработки браузерных и мобильных игр с офисом в Москве. В программе корпоративной онлайн-терапии приняли участие 20 сотрудников, которые суммарно провели 75 сессий.

В целом, нам понравилось. Как минимум, удалось структурировать свои мысли и желания, расставить приоритеты. Многие смогли справиться с зачатками депрессии и выгорания, по-другому взглянули на ситуацию с вынужденным одиночеством и замкнутым пространством на удаленке, научились переключаться на какие-то позитивные вещи, фокусироваться на позитивных моментах.

Анжелика Мохова, CEO Fusion core

Что еще можно сделать, чтобы поддержать атмосферу в команде?

Рекомендации для профилактики выгорания могут показаться очевидными, но именно такие несложные шаги могут существенно улучшить ситуацию в команде, считает Татьяна Локтионова:

1. Создать здоровую атмосферу в коллективе и свести к минимуму источники стресса. Для этого нужно, чтобы цели и ТЗ были максимально четкими, а результаты работы — предсказуемыми. Менеджеры должны собирать и давать обратную связь по существу, наладить процесс хранения и передачи информации, вовремя фиксировать любые отклонения и устранять их.

2. Развивать своих сотрудников, особенно — топ-менеджеров и миддл-специалистов: учить их коммуникации, решению конфликтов. Например, создать что-то вроде «Памятки по решению конфликтов», привязав ее к базовым ценностям вашей компании.

3. Адекватно оценивать сроки и задачи. Сотрудники не должны постоянно перерабатывать. Обычно это происходит потому, что менеджеры и руководство считают разработку слишком дорогой, и пытаются ускорить процесс. Чтобы бороться с этим, нужно донести ценность каждого специалиста. Хорошие разработчики стоят дорого, и для компании гораздо дешевле удержать уже имеющихся, чем нанимать новых.

4. Помнить, что переработки допустимы только при настоящих форс-мажорах — например, падении сервера. Они обязательно должны оплачиваться или хотя бы вознаграждаться. Если сотрудники задержались в офисе, закажите им пиццу и оплатите такси до дома, а еще лучше — дайте выходной.

5. Соблюдать баланс между работой и жизнью. Во время работы на удаленке рабочее время и пространство стали неотделимы от личного. Сотрудники очень устают, находясь в потоке непрерывных звонков, переписок и онлайн-встреч. Поэтому старайтесь уважать личное время: не пишите и не звоните по рабочим вопросам после 19 и в выходные. А лучше последовать примеру Google, и устраивать часы или даже недели без звонков и онлайн-конференций. Следите за тем, чтобы сотрудники брали отпуск не менее двух раз в год — даже в пандемию.
Найти правильный баланс и не перейти границы личного и профессионального в психологической поддержке помогают надежные партнеры.

6. Регулярно опрашивать сотрудников — можно анонимно — о том, насколько они удовлетворены рабочим процессом, организацией рабочего места, темпами и объемами работы, отношениями с коллегами.

7. Важно не только разбирать ошибки, но и вместе радоваться своим достижениям. Не забывайте устраивать корпоративы — пусть и онлайн, — поздравлять команду с очередным проектом или важным этапом.

_______________________

*Из числа клиентов Ясно

**Данные опроса более 1000 представителей игровой индустрии Украины и СНГ

***Здесь и далее представлены агрегированные обезличенные данные анкет пользователей

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null