Ясно

Помощь друга: какие новые программы психологической поддержки внедряют компании

Опыт Технологического Центра Дойче Банка, Skyeng и MediaСom

Сегодня все больше компаний считают психологическое состояние команды зоной ответственности бизнеса. По данным Wellable, в 2021 году 81% работодателей планирует инвестировать в эмоциональное благополучие сотрудников. Рынок труда движется в сторону развития культуры кэринга (англ. — caring — «забота»). В ответ на этот тренд международные компании активно внедряют системы внутренней психологической поддержки — например, различные программы Mental Health Buddies, Allies и First Aiders.

Психологический баддинг (англ. — budding, buddy system; buddy — «приятель») — это метод отбора и обучения волонтеров внутри коллектива. Бадди создают доверительные отношения с командой и в нужный момент поддерживают сотрудников, которые испытывают стресс или дискомфорт. Для этого бадди проходят специальную подготовку — их обучают навыкам активного слушания, развивают через коммуникационные тренинги, объясняют, как в диалоге определить, что коллега выгорает, теряет мотивацию или чем-то обеспокоен.

Таким образом, с бадди сотрудник может выговориться и поделиться переживаниями, зная, что его выслушают и не осудят. А также — узнать об основах психологической самопомощи, о тревожных сигналах и о том, как их заметить вовремя, где искать помощь специалиста. Конечно, баддинг не заменяет полноценную сессию с психологом, но хорошо дополняет другие методы эмоциональной поддержки сотрудников, в том числе профессиональные.

В мире (особенно, в Великобритании) программы Mental Health Buddies уже вполне популярны — российский бизнес тоже начинает аккуратно присматриваться к новому формату. В этом материале — опыт трех компаний в России, которые адаптировали системы баддинга по примеру своих международных коллег или внедрили собственные программы эмоциональной поддержки.

1. Опыт Технологического Центра Дойче Банка: программа Mental Health First Aiders

Технологический Центр Дойче Банка специализируется на создании программного обеспечения для инвестиционного и корпоративного бизнесов Дойче Банка. Компания разрабатывает высокопроизводительные, высоконадежные технологические решения для торговли ликвидными финансовыми инструментами по всему миру. Технологический Центр Дойче Банка имеет представительства в Москве и Санкт-Петербурге, которые в настоящий момент насчитывают более 1500 человек.

Еще три года назад в Техцентре Дойче Банка с трудом представляли, для чего психологическая поддержка нужна внутри компании. «Я считала, что правильный путь — это обеспечить сотрудника возможностью получать квалифицированную помощь. В нашем случае возможность — это достойная зарплата, которая позволяет сотруднику выбрать подходящего специалиста. В сам процесс психологической помощи мы как компания не вмешивались», — рассказывает Лилия Александрова, менеджер по развитию персонала в Технологическом Центре Дойче Банка.

Ситуацию изменила пандемия: когда сотрудники ушли на удаленку и стали чаще сталкиваться с выгоранием, в компании начали думать, что все-таки поддержка необходима, ведь благополучие работников складывается не только из физического здоровья, но и из эмоционального.

В Технологическом Центре решили адаптировать опыт лондонских коллег, где сотрудникам предлагалось пройти курс первой психологической помощи (Mental Health First Aiders). В его основе лежала понятная идея — раньше люди учились оказывать первую медицинскую помощь, когда человек задыхается или сломал ногу, чтобы помочь ему продержаться до прибытия врачей. Эту метафору перенесли в контекст неотложной психологической помощи, оказать которую можно, не являясь профессиональным психологом.

Для этого достаточно освоить навыки эмпатического слушания, то есть научиться слушать внимательно, выстраивать поддерживающий диалог, не обесценивать чувства своего собеседника. У сотрудников, которые участвуют в программе, две задачи — дать человеку возможность безопасно поговорить о своих проблемах, а также проинформировать о том, где и как можно получить профессиональную помощь, либо как помочь себе самому. А глобальная цель — сделать тему психического здоровья открытой.

Я думаю, что появление программ первой психологической помощи — это логическое продолжение развития soft skills. Еще 10 лет назад мы просто учили людей нормально общаться, навыкам коммуникации. Сейчас следует период, когда мы учим не просто разговаривать друг с другом, но еще и поддерживать.

Лилия Александрова
менеджер по развитию персонала в Технологическом Центре Дойче Банка

Кто оказывает первую психологическую помощь в Техцентре

В инициативе участвуют программисты, разработчики, тестировщики, которые прошли базовый курс подготовки в области ментального здоровья. Он состоит из 6 встреч — основная работа строится на примере игровых кейсов, где один человек делится своими переживаниями, а второй — слушает. Сотрудники учатся осознавать, что происходит в этот момент, какие активируются чувства и как правильно поддержать коллегу. Список сотрудников, готовых оказать первую психологическую помощь коллегам, открыт на внутренних ресурсах компании — за помощью в коллективе может обратиться каждый.

Почему важно начинать с топ-менеджмента

Первыми программу Mental Health First Aiders прошли топ-менеджеры. Навык эмпатического слушания особенно полезен для руководителей. Их мышление заточено на оперативное решение задач, а в случае с психологическими проблемами это не работает — как правило, нужно, наоборот, поставить ситуацию на паузу и дать человеку выговориться. «Я считаю, что менеджеры — это психологическая опора коллектива, и мы хотели обратить их внимание на факт нейроразнообразия, на то, что люди отличаются друг от друга психической конституцией, — добавляет Лилия Александрова. — Сейчас, если на командных встречах кто-то жалуется, то его/ее внимательно слушают».

По моему мнению, сегодня актуальна не только тема ментального здоровья, но и вопрос формирования поддерживающей, контейнирующей и рефлексирующей организации. Внедрение программ первой психологической помощи — очередной шаг в этом направлении. У нас одновременно присутствуют работа с психологами, курсы по нетоксичному общению и прочее. Поэтому отвечать можно смело — это работа вдолгую.

Александр Селяев
сотрудник программы первой психологической помощи в Технологическом Центре Дойче Банка

2. Опыт MediaСom: программа Mental Health Ally

MediaСom — международное медийное агентство, часть GroupM и WPP. Занимается медиапланированием, закупкой рекламы в традиционных медиа, разрабатывает и размещает контент для российских и зарубежных компаний. MediaCom стремительно развивается, за последние 2 года компания переместилось с 15 на 10 место в рейтинге медийных агентств.

В целом обычное для рекламной индустрии явление эмоционального выгорания сотрудников стало еще более актуальным во время пандемии и самоизоляции. Особенно это было заметно в августе 2020 года, когда резко возросло число желающих уволиться с симптоматикой выгорания. По результатам опросов наиболее частой причиной была огромная нагрузка и нарушение границы между работой и личной жизнью. Эти факторы стали стимулом для развития корпоративной программы психологической поддержки Mental Health Ally Program. На глобальном уровне культура заботы о себе и о сотрудниках всегда была частью ДНК компании MediaСom. А в новых условиях принцип агентства People First, Better results приобрел новое значение.

Mental Health Ally Program изначально была запущена в 2018 году в британском подразделении MediaСom. Цель программы — предложить еще один инструмент психологической поддержки сотрудников. В российском MediaСom программа стартовала в мае-июне 2021 года.

Ally, или эллай (англ. — ally — «союзник») — это человек внутри компании, к которому сотрудники приходят в любой момент, чтобы обсудить переживания и трудности. Основная идея программы заключается в том, что, если работник почувствуете потребность поговорить в безопасной обстановке, то сможет это сделать, обратившись к эллаю. В обновленном офисе MediaCom выделили отдельную переговорную комнату в неформальном стиле — специально для таких встреч.

«Стресс — закономерное последствие регулярных переработок и трудоголизма. Для нас ключевой задачей было дать сотрудникам максимум инструментов для управления стрессом. Одним из них стала Mental Health Ally Program. С эллаем можно обсудить любую тему — просто выговориться, опустошить сосуд со стрессом», — объясняет Наталья Тагирова, HR-директор MediaCom.

Эллай работает на добровольной основе и выступает в роли эмпатического слушателя, не дает оценок и советов, а также сохраняет конфиденциальность разговоров. Перед этим он проходит специальную подготовку — тренинг по принципам активного слушания, по умению задавать правильные вопросы.

Для того, чтобы эллаи справлялись с объемом эмоций, который на них выливается, создана отдельная группа взаимоподдержки, где можно «выпустить пар». Эллаи обладают и инструментами отслеживания своего собственного эмоционального состояния, они в праве отказать сотрудникам, если считают, что их эмоциональный фон и уровень энергии не позволяет провести встречи.

Осознанность, умение управлять своими эмоциями, смелость признаться себе и окружающим, что нужна помощь, способность эту помощь принимать — это новые must have для любого современного человека. Эти навыки позволяют адаптироваться к изменениям, но при этом сохранять свою целостность и человечность. И сейчас мы находимся уже на этапе, когда в корпоративной среде не нужно аргументировать важность программ ментального благополучия, а это значит, что в ближайшие годы популярность Mental Health Ally Program будет только увеличиваться, будет становиться new normal.

Наталья Тагирова
HR-директор в MediaCom

3. Опыт Skyeng: линия эмоциональной поддержки Skyengteamcare

Skyeng — одна из крупнейших EdTech-компаний в России и СНГ. Входит в топ-20 самых дорогостоящих компаний страны по версии Forbes. Проводит 700 000 уроков в месяц для взрослых и детей, постоянно запускает новые продукты, тестирует форматы.

В компании регулярно мониторят психологическое состояние команды — этим занимается HR-отдел. Раз в полгода сотрудники проходят внутренний опрос по самочувствию, который проверяет, не забывает ли человек правильно питаться в течение дня, чувствовал ли он себя счастливым за минувшую неделю, когда последний раз занимался спортом и как часто у него случаются переработки. Кроме ответов на вопросы, предлагается оценить свой уровень стресса и в комментариях указать, если в данный момент беспокоит что-то конкретное.

«Чуть больше года назад сотрудники стали упоминать эмоциональное выгорание в комментариях — раньше такого мы не замечали. В личном общении сотрудники тоже все чаще делились, что усталость сильно растет, а мотивация и удовлетворенность работой — снижаются», рассказывает Анна Чаукова, менеджер продуктов по развитию в Skyeng.

Чтобы поддержать команду, в компании запустили программу Skyengteamcare. Это внутренняя линия эмоциональной поддержки, в которой работают cотрудники-эмпаты, отобранные из команды Skyeng.

Как назначают бадди в Skyeng

«Мы проводим глубинное интервью, прежде чем подключить нового бадди к проекту. Беседа проходит в доверительной обстановке — это помогает претенденту расслабиться и раскрыться. Мы задаем уточняющие вопросы, смотрим на мотивацию. Выясняем, почему человек хочет стать бадди, готов ли он к волонтерской деятельности, сколько часов в неделю может уделять подопечным и самое главное — есть ли у него опыт в поддержке окружающих. Если человек на самом деле эмпат, то в его ответах красной нитью проходит стремление быть полезным для других», — объясняет Анна Чаукова.

Сотрудники Skyeng, если их что-то тревожит или не устраивает, могут записаться на часовую сессию дружеской беседы с бадди. По словам Анны Чауковой, работники с удовольствием оставляют обратную связь после встреч и оценивают поддержку по 5-балльной шкале. За все время существования проект получил 100% положительных и вдохновляющих отзывов, средняя оценка встречи с бадди — 4,9.

Люди все чаще стали доверять специалистам, обращаться за помощью. В нашей компании этот тренд укрепляется и пользуется спросом. Сначала было сложно пробить стену скептицизма и ограничивающих установок. Люди боялись по разным причинам — это и страх, что информацию передадут руководителю, и убежденность в том, что обращаться за помощью — это слабость. Сейчас все чаще сотрудники приходят к бадди, например — в начале речь шла об 1-2 встречах в месяц, сейчас столько же проходит в неделю

Анна Чаукова
менеджер продуктов по развитию в Skyeng

Как бадди помог сотруднику Skyeng остаться в команде

Рассказывает специалист Skyeng, который собирался уволиться, но согласился поговорить с бадди, и это все изменило.

Отзыв публикуется с разрешения автора и анонимно:

«Умение принимать советы и помощь — это, наверное, самое ценное качество для развития. Мне часто казалось, что другой человек не сможет вникнуть в ситуацию и помочь найти решение, поэтому я опирался преимущественно на свой опыт. И очень удивился, когда на первой же встрече с бадди мне удалось не только сразу найти общую реальность, но и получить классные идеи от нового друга. Друга, который не так близок, чтобы судить о ситуации предвзято, но и достаточно близок, чтобы понимать реальность работы в компании. Вскоре после этой встречи я перешел на новую позицию и смог реализоваться в том, чего мне не хватало. А ещё — решиться на смену места жительства, о которой давно мечтал, максимально использовав преимущества удаленки».

Подкаст о ментальном здоровье и онлайн-санаторий

Помимо линии Skyengteamcare, в компании тестируют и другие форматы поддержки. Например, одноименный подкаст о ментальном здоровье. Он полезен тем, кто пока не решился пойти к бадди, но все равно хочет формировать полезные привычки, осваивать техники тайм-менеджмента и лучше справляться с кризисами.

Еще Skyeng проводил зимний «Марафон заботы о себе» в Instagram — каждый день выходил пост с заданием, которое помогало сохранять силы, находить поводы для радости и время на себя. А также в компании запустили онлайн-санаторий — это отдельный мини-лендинг, на котором можно пройти чек-ап состояния, разработанный на основе опросника выгорания Маслач. По результатам сотрудник получает список рекомендаций для восстановления сил.

Мы считаем, что внедрение таких программ в компаниях — это очень круто. Сотрудники чувствуют поддержку и небезразличное отношение к их ментальному здоровью. Это не замена психотерапии, но это еще один шаг к осознанности, а значит, к улучшению качества жизни.

Анна Никулина
руководитель b2b-направления в «Ясно»

Ясно поддерживает бизнес в стремлении заботится о благополучии сотрудников и предлагает:

  • корпоративные обучающие вебинары и воркшопы о ментальном здоровье
  • программы индивидуальных консультаций с психологами

Подробнее об условиях читайте здесь.

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Avito доставка: Покупатель не принял товар, но при возврате он был выдан неизвестному лицу

Доброго времени дня. Вот и у меня произошла неприятная ситуация с Авито и Boxberry: вернувшийся мне товар в виде видеокарты GTX1070 стоимостью 35.000 руб. был вручен постороннему человеку без проверки документов.

Как стать заложником ситуации в Сбербанке

или как я в сбер за деньгами ходил…

«Азбука вкуса» завоевала серебро и бронзу на международном конкурсе дизайна World Brand Design Society Awards

Проекты инхаус дизайн-студии «Азбуки вкуса» — упаковка Мосальского стейка и редизайн упаковки СТМ «Азбука вкуса» — получили серебряную и бронзовую награды в двух номинациях: Дизайн упаковки и Редизайн упаковки.

На кого поставить при развороте рынка вверх
Почему спрос создать нельзя и что с этим делать

«Рекламируем паркетную доску темного цвета… она не пользуется спросом… люди спрашивают светлую… По опыту темную доску покупают люди… Вопрос: какую стратегию применить для привлечения покупателей?»

Люди на вырост: как it-компании получить новых сотрудников с нужными компетенциями

Чем занимаются стажеры «Ситимобила» — рассказывает (теперь уже) штатная сотрудница компании.

Авито и участники IT-коалиции подписали мировое соглашение с Яндексом
«Яндекс» купит технологическую платформу рекламного сервиса eLama Статьи редакции

Платформа сохранит название и продолжит развиваться под брендом eLama.

В новогоднюю ночь клиенты Yota переписывались в Viber и WhatsApp

По данным Yota, в период с 31 декабря по 1 января объем трафика мессенджеров Viber и WhatsApp среди пользователей оператора вырос более чем на 50% по сравнению с периодом 24-25 декабря.

null