Я год посвятил этому вашему нетворкингу. После тысячи диалогов и 20 созвонов — ноль полезных контактов
Это один пример. А вот кейс другого предпринимателя: заплатил 6500 долларов за участие в закрытом маркетинговом клубе, привлёк с помощью нетворкинга новых клиентов и заработал на них 43 тысячи долларов. Получается, бесплатная история со знакомствами на ивентах и в соцсетях больше не работает? Хочешь пользы — плати?
Каждый месяц мы в ЮKassa проводим исследования и опросы среди владельцев бизнесов. Вот какие уже вышли:
● Нас сильно удивили рассказы предпринимателей об идеальном образе жизни. Но, кажется, это правда → Читать
● Оставила завещание перед своим первым отпуском → Читать
● Одна нейросеть отказалась генерировать картинку по запросу → Читать
Нетворкинг? Не, не слышал
Нетворкинг помогает предпринимателям найти много новых полезных знакомств. 😎 Но оказывается, не все бизнесмены знают этот термин. Так, 35% участников нашего опроса сказали, что не в курсе, что это такое. Примерно столько же респондентов отметили, что нетворкинг – инструмент полезный, но не всегда эффективный.
Печальный кейс: нетворкинг, на который угрохали 12 месяцев
Рассказывает Владимир Афанасьев, основатель системного интегратора ICE Partners, действующий эксперт ФРИИ, консультант MTS Startup Hub
Я нетворкал год. Собрал специального бота, настроил сценарии в LinkedIn. Что в итоге:
● Завязал более тысячи диалогов.
● Получил около 100 ответов.
● Было около 20 встреч и созвонов.
● Итог: полезных знакомств — ноль. 👀
Проблема в том, что сам по себе нетворкинг несёт мало ценности для сторон, если за ним нет конкретного действия. Действие рождается из интереса: вы должны чем-то обменяться с новым знакомым. Можно, (и даже лучше), если вся эта история будет на платной основе. Иначе получается контакт «на всякий случай». А у нас такой огромный поток информации, что даже если этот случай и наступает, то про контакт уже сто раз забываешь и ищешь новый.
Нужно что-то продавать, чтобы происходил быстрый результат. Важно попасть в потребность оппонента, сразу же. Чтобы то, что ты даёшь, было для него ценно. Но чаще всего у людей нет чёткого запроса, нет желания и, главное, времени на развитие всей этой истории.
В результате своего эксперимента я получил просто много контактов в соцсетях. Цифра радостная, но бестолковая.
Я тестировал несколько инструментов для нетворкинга, но остановился на getsales.io.
Принцип работы был такой:
● Через Linkedin Sales Navigator ищешь нужный профиль. Я, например, искал должности CIO, CTO, CDTO.
● Каждую должность заносишь в отдельный список.
● Далее подключаешь сценарий бота. Сначала лайкаешь статьи и комментарии, ищешь подтверждение навыков на странице человека.
● Делаешь паузу на два-три дня. Потом отправляешь запрос на контакт.
● Когда человек его принял, ждёшь день и отправляешь сообщение ему в личку. Я писал про себя вот так:
Добрый день.
Спасибо, что добавили в друзья.
Увидел интересный профиль и подумал, что будет отлично познакомиться. Конкретного запроса нет, предлагаю пообщаться для расширения нетворка.
15 лет управляю IT-компанией и четыре года — Школой Программирования для детей. Топовый эксперт и трекер фонда ФРИИ.
На досуге частный пилот и IRONMAN, интересуюсь беспилотниками и инвестирую в это направление.
А вы чем занимаетесь?
В 90% случаев в ответ получал молчание. 🙂 Кто-то отвечал, что просто работает, а кто-то расширенно представлялся, после чего я предлагал короткий созвон-знакомство. Во время звонка ничего не продавал, рассказывал про себя и спрашивал у собеседника, в чём мы можем быть друг другу полезны.
Кстати, таким образом я познакомился с парой соседей в своём районе. 😄
Позитивный кейс: нетворкинг окупился сполна
Рассказывает Дмитрий Клиндухов, руководитель интернет-агентства Ferrum Studio
Для меня нетворкинг — классный неформальный инструмент, который помогает найти клиентов и партнёров. Но чаще я знакомлюсь с новыми клиентами, партнёров нахожу реже.
Для наработки полезных контактов мне больше подходят офлайн-мероприятия. Одного-двух в квартал вполне достаточно, чтобы обзавестись нужными контактами. По моему опыту, самые эффективные — платные обучающие тренинги для предпринимателей продолжительностью один-два дня. Там более качественные знакомства, входной билет обычно стоит недёшево и служит фильтром от случайных людей.
С 2019 по 2021 год я участвовал в закрытом маркетинговом клубе. За ежегодную «подписку» и все дополнительные мероприятия заплатил 6500 долларов. Посчитал суммарный доход от новых клиентов — получилось 43 тысячи долларов. Пока это рекордный результат нетворкинга по итогам одной программы обучения.
Из сложностей нетворкинга выделю личную психологическую скованность. Довольно непросто подойти к первому встречному и сказать: «Привет, давайте знакомиться». Да и такой способ малоэффективен. Лучше, когда определённые ситуации «подводят» тебя к нужным людям — или их к тебе.
Главные цели нетворкинга — найти новых клиентов, обменяться опытом и ресурсами
При эт��м большинство опрошенных предпринимателей не занимаются поиском контактов целенаправленно: чаще нетворкинг используют в кризисных ситуациях.
Больше всего новых полезных контактов находят через друзей и коллег
Реже опрошенным удаётся обзавестись полезными связями на бизнес-платформах и ивентах. Панельные дискуссии и нетворкинг-сессии в сопровождении модераторов тоже не пользуются спросом у предпринимателей. Их любимый формат — личные встречи один на один.
Полезный лайфхак: во время выступления пообещайте поделиться секретом на кофе-брейке
Тимур Меджидов, руководитель отдела спецпроектов ТАСС, экс-глава маркетинговой редакции TenChat
Руководствуюсь таким принципом: чем больше контактов в твоей записной книжке, тем меньше нерешаемых проблем в карьере и жизни. Поэтому нетворкинг — самая прибыльная инвестиция в профессиональный и личностный рост.
Так получилось, что я постоянно становлюсь амбассадором компаний, в которых работаю. Поэтому обожаю посещать отраслевые форумы, саммиты и конференции — это идеальное место для налаживания полезных связей, там собрана аудитория со схожими бизнес-интересами. Даже вывел для себя формулу: продаёт не столько презентация со сцены, сколько диалог после официальной части. Так что совет: если будете выступать, то обязательно сделайте в речи крючок — например, пообещайте рассказать какой-нибудь «секретный кейс» или дать ценный лайфхак в частной беседе. Скорее всего, после мероприятия к вам начнут подходить люди, а беседа завяжется сама собой. За счёт такой небольшой хитрости я не раз генерировал лидов для своих организаций, а однажды даже подружился с очень влиятельным госслужащим. :)
Нехватка времени не позволяет предпринимателям заниматься нетворкингом чаще
А некоторые просто не считают это полезным. При этом большинство опрошенных не испытывает дискомфорт, устанавливая новые связи. Те, кому всё же бывает сложно, отмечают такие причины:
● не понимаю, как начать разговор;
● стесняюсь, боюсь показаться навязчивым;
● опасаюсь, что вызову негатив.
Сложнее всего нетворкать со звёздами: они бывают токсичные и высокомерные
Аника Брейн, создательница Антишколы, PlaySEND.co и Bilingval.com
Для меня, как для фаундера и предпринимателя с 17-летним стажем, нетворкинг — это не опция, а основа. Я часто совмещаю роли CBO (Chief Business Officer) и CMO (Chief Marketing Officer), и большая часть задач — от найма до запуска новых продуктов и международных партнёрств — решается не через объявления, а через людей.
Когда я жила в кибуце в пустыне Израиля во время пандемии, у меня был один из самых продуктивных периодов по количеству новых знакомств и коллабораций. Всё — онлайн. Именно тогда я осознала, что дотянуться можно до любого человека в мире, если у тебя есть чёткий запрос, интерес и немного смелости.
Чаще всего я нахожу людей в соцсетях: LinkedIn, Facebook, Instagram (деятельность Facebook и Instagram запрещена в России. — прим. ред.). Но по-прежнему люблю камерные митапы и конференции. Особенное место в моём подходе занимают личные встречи один на один — онлайн или вживую. Мне важно сначала установить контакт с человеком, услышать его историю, найти общее. Только потом — обсуждать бизнес.
Так строятся настоящие человеческие связи. Например, с кем-то мы можем не запустить проект, но потом вместе путешествовать, отдыхать, проводить семейные выходные. Это и есть ценность — не только обмен выгодами, но и поддержка, энергия, вдохновение.
Вот какие цели я решаю через сеть контактов:
- Нахожу подрядчиков и сотрудников (мне не нужны HR-агентства).
- Привлекаю партнёров для коллабораций.
- Получаю быстрый доступ к опыту или знаниям в новой для меня теме.
- Получаю поддержку в нестандартных ситуациях.
Например, мой проект на Coursera с Барбарой Окли (одним из главных мировых экспертов в области образования) родился из моего письма и искреннего интереса. Мы начали с простого общения и дошли до международного курса в партнёрстве с Arizona State University и ВШЭ, где я стала продюсером и ведущей.
Сложности? Только если передо мной звезда
В обычных ситуациях я не чувствую барьеров: говорю на семи языках, провожу деловые встречи на четырёх (русский, английский, французский, испанский). Общаюсь легко.
Скованность может появиться, если человек — суперзвезда или медийная фигура с другим социальным масштабом. Но чем больше я расту как профессионал, тем меньше этот барьер.
Был период, когда я попробовала поработать со звёздами шоу-бизнеса — и поняла, что это не моё. Звёздная болезнь, токсичность, неуважение к другим — не мой вайб. Я вычеркнула для себя этот пласт. Мне важен человеческий контакт, общие ценности. Я — за здоровый, тёплый нетворкинг, а не за нарциссический балаган.
Что мешает нетворкать больше
Моя проблема — в хорошем: когда я встречаю интересного человека, у нас рождается куча идей. А значит, либо я должна сама коммититься на реализацию, либо надо подключать команду. Команда у меня небольшая, а делегировать не всегда получается. Вот и приходится тормозить свои нетворк-идеи не из-за страха, а из-за нехватки ресурсов.
Что посоветовала бы новичкам
Начинать с малого: бизнес-завтраки, камерные митапы, локальные комьюнити. Пройти курсы по самопрезентации, продажам, коммуникациям. Почитать Чалдини и Дейла Карнеги. Получить уверенность в себе и учиться думать не только о том, что можно продать, но и о том, кого впустить в свою жизнь. Потому что классный нетворк — это и ��ро жизнь тоже.