Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Мы в ЮKassa опросили предпринимателей трёх поколений: X, миллениалов и зумеров. Узнали, как они ведут бизнес, как относятся к новым технологиям и как справляются с кризисными ситуациями. Оказалось, что общего у поколений больше, чем различий. 👇

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Иксы и миллениалы чаще всего регистрируются как ИП, а зумеры выбирают самозанятость

При этом предприниматели более молодого поколения, которые принимают платежи через ЮKassa, почти не регистрируют свой бизнес как ООО: таких только 7%.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Иксы и миллениалы из нашего опроса — в большинстве своём люди с высшим образованием. 😎 А вот зумеры в основном окончили средне-специальные учебные заведения. Возможно, многие из них просто ещё не успели выпуститься из вуза.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

ИТ, торговля и услуги — сферы, в которых задействовано большинство предпринимателей ЮKassa всех поколений

Меньше всего среди наших клиентов тех, кто работает в логистике, образовании, дизайне, пошиве и ремонте одежды, а также в инфобизнесе.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

У иксов и миллениалов бизнесу больше пяти лет, у зумеров — меньше года

Однако среди представителей самого молодого поколения немало и тех, кто владеет бизнесом от года до трёх лет.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

При этом большинство опрошенных представителей всех поколений ведут свой первый бизнес. Но среди миллениалов больше всего тех, кто запускает дело второй или третий раз.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Стабильный доход — самое важное в бизнесе. Для всех поколений

Меньше всего значения опрошенные придают продвижению экологичности и инновационности. Также мало для кого важны пассивный доход и вклад в развитие своего региона.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

У каждого из трёх поколений разный подход к стратегии

Большинство иксов выстраивают стратегию на два-три года, но почти столько же представителей этого поколения отметили, что действуют спонтанно, вообще без планирования.

Миллениалы предпочитают иметь стратегию на срок до года, также многим подходит краткосрочная стратегия – на период до трёх месяцев.

Зумеры тоже часто выбирают такой вариант – или стратегию на срок от трёх месяцев до года. Наименее популярным у этого поколения оказалось долгосрочное планирование – на четыре-пять лет вперёд.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Большинству опрошенных предпринимателей всех поколений важно соблюдать баланс между работой и личной жизнью

При этом у всех поколений в приоритете работа и почти никто не ставит на первое место личную жизнь.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Соцсети, нейросети и AI-инструменты чаще используют более молодые поколения

Иксы же предпочитают платформы электронной коммерции, при этом утверждают, что открыты к экспериментам и изучению нового. Но среди этого поколения всё равно больше всего предпринимателей, выбирающих проверенные методы.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники
Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Ещё нам было интересно узнать, что мешает предпринимателям всех поколений внедрять новые технологии.

  • Главный барьер для иксов — высокая стоимость внедрения и обслуживания, а также отсутствие гарантий того, что новый инструмент будет эффективным.
  • Миллениалы и зумеры тоже отметили дороговизну решений, а также сложность их внедрения в существующие процессы.
  • Меньше всего предприниматели беспокоятся о том, что не разберутся с новым инструментом из-за нехватки информации, что нововведение не приживётся у сотрудников и что это может повысить угрозу утечки данных.
Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

ИИ — не конкурент, а инструмент, избавляющий от рутины: как миллениалы строят технологический бизнес в России


Рассказывает Дмитрий Соколов, представитель ИИ-сервиса «Пиарошная»

Наше поколение находится в уникальной позиции. Мы ещё помним жизнь до интернета, но при этом являемся цифровыми аборигенами. Когда мы запускали «Пиарошную», это было органичным продолжением нашего профессионального опыта — создать инструмент, который сами хотели бы использовать каждый день.

«Пиарошная» — это проект трёх сооснователей, каждый из которых имеет многолетний опыт в медиа и PR. У нас горизонтальная структура управления. Мы все в одной лодке и одинаково ответственно подходим к развитию сервиса. Это не первый наш бизнес-проект, но, пожалуй, первый полноценный технологический релиз, который нашёл своего пользователя.

Для бизнеса, построенного на инновациях, критически важно доверие пользователей

Сегодня в России много говорят о нейросетях, но мало кто по-настоящему интегрирует их в рабочие процессы. При этом наши клиенты — как корпоративные, так и отдельные специалисты, — оставляют тёплые отзывы и продолжают пользоваться сервисом. Нам также помогает поддержка сопутствующих бизнесу сервисов. К примеру, мы пользуемся сервисом платежей ЮKassa. Один раз подключили — и с тех пор этот блок в проекте не давал ни единого сбоя. Без таких надёжных технологических партнёров развивать сервис было бы в разы сложнее.

Одной из главных проблем рынка ИИ-сервисов в России сегодня остаётся неготовность общества к новым технологиям. Существует устойчивый миф, что ИИ отберёт работу у людей. Но... ничего он не отберёт. :) В реальности машина лишь забирает на себя рутинные задачи, которые занимают до 40-60% времени специалистов. Нейросеть — помощник, а не замена профессионалам!

Что касается стратегии нашего бизнеса — рынок ИИ меняется ежедневно

У нас развитая тактика и стратегическое видение, но фиксированного плана на годы вперёд нет. Важна гибкость — способность интегрировать последние технологические новинки в нашу бизнес-модель.

У нашего поколения work-life balance «вышел из чата» лет десять назад

У нас у всех дети и семьи. Мы умеем делать крутые проекты, подходить ко всему с разумной осторожностью, но ещё не научились «взрывать» интернет парой видеороликов, как это делают зумеры. Мы стремимся к балансу, понимая, что это основа успешного развития, но в текущих условиях реализовать его непросто.

Команда «Пиарошной» не просто применяет инновации, а строит на них весь бизнес. Мы используем нейросети от четырех ведущих мировых производителей, прогоняя их через призму накопленного десятилетиями практического опыта в PR. Современный бизнес не может игнорировать технологии, если не хочет оказаться за бортом рынка.

В работе с командой мы ценим прежде всего вовлечённость и ответственность

Безусловно, профессионализм — это базовое требование, и все в нашем проекте профи в своем деле. Но профессионализм не гарантирует вовлечённости, а именно она для нас — ключевой фактор. Мы делаем в первую очередь полезный продукт, а не деньги на потребителях.

Как малый бизнес мы не можем похвастаться огромными бюджетами для мотивации команды. Но мы вместе радуемся успехам проекта, количеству генераций — а их уже десятки тысяч. Иногда благодарим коллег фирменным мерчем. Главное — дух команды и вера в успех.

У миллениалов есть уникальное сочетание опыта и адаптивности Мы видели, как менялись технологии, и умеем встраивать их в традиционные бизнес-процессы. Зумеры более свободны от стереотипов, быстрее осваивают новое, но иногда недооценивают значимость выстраивания долгосрочных отношений и процессов.

Будущее ИИ-сервисов в России — за проектами, которые будут не заменять людей, а делать их работу более продуктивной. Мы не конкурируем с профессионалами PR-индустрии, а даём им инструмент, позволяющий перейти на новый уровень.

Реакция на кризисы: предприниматели всех поколений действуют быстро и решительно

При этом многие зумеры предпочитают сначала разработать план действий и следовать ему. Иксы же во многом полагаются на интуицию.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Миллениалы и иксы считают, что кризисы научили их более эффективно управлять ресурсами. Зумеры тоже извлекают пользу из сложных ситуаций, которые дают стимул развиваться и расти.

Тех, кто отмечает в первую очередь негативное влияние кризисов на бизнес, больше всего среди представителей поколения Х.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Большинство зумеров общаются с клиентами в мессенджерах и соцсетях

При этом телефон и электронную почту они предпочитают использовать реже – в отличие от предпринимателей более старшего поколения. То же касается и личных встреч с клиентами.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Половина всех опрошенных предпринимателей работают без команды

Самые многочисленные команды, где больше десяти людей, — у иксов.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Большинство наших респондентов отметили, что им легко находить общий язык с коллегами других возрастов. При этом четверть опрошенных зумеров сказали, что работают только со сверстниками.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Внутри агентства у нас много миллениалов, но есть и ребята из поколения зумеров

И я у них многому научилась. Например — относиться к удовольствию не как к награде, а как к базовой потребности. У миллениалов есть культ продуктивности: сделай больше, быстрее, лучше и только потом отдохни. Но выгорание — это не медаль за отвагу. Зумеры в этом плане проще. Они могут внезапно уехать в другой город на выходные или стабильно отключать уведомления после рабочего дня. И я поняла — это нормально. Это не слабость, а навык — как не сгореть. Чтобы был ресурс на работу, нужно уделять достаточно внимания тому, когда и как этот ресурс восполняется.

Люди для нас — не абстрактная ценность, а настоящая опора. Особенно с 2020 года, когда турбулентность стала постоянным фоном. Когда что-то идёт не так, мы просто собираемся и решаем вместе. Без пафоса, без «давайте поборемся». Просто с пониманием, что это общая история. Что если одному тяжело — значит, решаем это вместе.

Алина Фролова, креативный директор No Sleep Agency

Важнее всего в командной работе — открытая коммуникация, скорость выполнения задач и творческий подход

Так думают представители всех поколений. Для иксов также важна лояльность сотрудников.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Российские предприниматели практикуют гибкий стиль управления

На это указали большинство наших респондентов в каждой группе поколений. У миллениалов на втором месте чёткая иерархия, а у иксов — горизонтальная структура.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

На вопрос о мотивации команды представители трёх поколений ответили по-разному:

  • Иксы мотивируют коллег гибким графиком, удалёнкой и неформальной атмосферой в коллективе.

  • Миллениалы тоже отметили удалёнку, а ещё — выплату денежных бонусов.

  • Зумеры разрешают своим сотрудникам трудиться из дома, выплачивают премии и обеспечивают гибкий график.

Я зумер и предпочитаю работать с людьми 40-50 лет: они ближе мне по духу, чем ровесники

Мне 24 года, я отношусь к поколению зумеров

Мой стиль управления — гибкий: я подстраиваюсь под ситуацию и понимаю, что единого рецепта нет. С командой работаю на равных — для нас важны скорость, открытость и постоянный рост. Я мотивирую ребят возможностями развития, свободой действий и дружелюбной атмосферой. Мы активно внедряем новые технологии, включая ИИ, чтобы работать быстрее и эффективнее.

В основе нашего подхода — честность, свобода и ориентация на результат. Разница поколений есть, но дело не в возрасте, а в мышлении: и 20-летний, и 50-летний могут смотреть на мир гибко и по-новому. Мне даже проще взаимодействовать с некоторыми людьми 40-50 лет — они бывают мне ближе по духу и взглядам, чем ровесники.

Стратегия у нас есть, но мы её пересматриваем — гибко и регулярно. Не терпим шаблонности. Каждый клиент для нас — это отдельная история, новый подход и индивидуальное решение.

Признаюсь, баланс между работой и личной жизнью иногда нарушается: предпринимательство сильно затягивает. Но необходимо вовремя восстанавливать равновесие — лично для меня это критически важно.

Арег Варданян, основатель digital-агентства WebSiberia

Если вы тоже предприниматель, пишите в комментариях про свой опыт: к какому поколению относитесь, как ладите с коллегами разных возрастов, бывают ли сложности. Будем рады пообщаться. 😉

5
1
1
Начать дискуссию