Young Professionals Skolkovo

«Забудь всё, чему тебя учили»: что не так с выпускниками вузов и где им взять релевантный опыт?

Академический директор программы MOOVE by SKOLKOVO x MTS Александр Колегов о том, что тормозит начало карьеры молодых специалистов и как им прокачать свои навыки.

Часто первое, что слышат студенты и выпускники вузов, которые приходят работать: «Забудь всё, чему тебя учили, будем переучиваться».

Лишь 28% студентов и выпускников московских вузов полностью согласны с утверждением, что они удовлетворены развитием своей карьеры, показало социологическое исследование MOOVE.

Система высшего образования консервативна и не успевает подстраиваться к тем требованиям, которые к ней предъявляет современная экономика, а жертвами этого оказываются ребята, начинающие карьеру.

Сами вузы в общей массе даже не видят никаких проблем. Первым с ними сталкивается бизнес: в силу своего прагматизма он быстро понимает, что получил на рынке труда не ту квалификацию, которая ему была нужна. Тогда проблему замечает и молодой сотрудник.

Выпускникам не хватает soft skills

На самом деле не всё так плохо: хорошая новость в том, что ребята умеют думать. По своим студентам я вижу, что с мышлением у них всё в порядке: это устойчивая база, которая формируется на теоретических дисциплинах. Проблемы начинаются там, где нужны гибкие навыки, или soft skills.

Поколение Z, выходящее сегодня на рынок труда, — это яркие и умные молодые люди, с которыми поначалу очень приятно работать. Но потом выясняется: они не понимают, что попали в организацию — с её нормами, процедурами, писаными и неписаными правилами.

У них полный провал в том, что на языке бизнеса называется организационным поведением. Приобрести этот и другие навыки можно в процессе работы, но для этого придётся потратить много времени и совершить много ошибок.

Проблема в том, что в бизнесе количество таких ошибок ограничено: есть критический порог, после которого с тобой просто попрощаются.

Кроме того, в любой компании начинающему сотруднику дают механические функции, а такая форма адаптации часто не устраивает молодых ребят.

Компании со стратегическим мышлением понимают это и работают с ними в режиме экспериментов. Например, устраивают двухлетнюю лидерскую программу, и через неё обучают культуре организации.

Проблема этого подхода в том, что он тоже связан с рисками, потому что твои успехи в программе влияют на карьерное продвижение. К тому же полученные таким образом навыки могут оказаться бессистемными, ведь каждая компания учит своей культуре.

Есть ли польза в онлайн-курсах

В последнее время массовым явлением стали программы онлайн-обучения. Этот рынок получил мощный импульс из-за пандемии, но пока не справился со своим бурным ростом: базовая проблема на нём — отделить плохое от хорошего.

В сегменте онлайн-обучения успели сформироваться сильные бренды, но образование — это репутационный бизнес, и его эффект для клиента раскрывается в течение 5—10 лет.

Сейчас даже у сильных брендов на рынке EdTech не успела сформироваться репутация, поэтому зачастую трудно заранее быть уверенным в качественном результате. Ещё больше путает карты фактор агрессивного маркетинга и несбыточных обещаний вроде зарплаты в 200 тысяч рублей после трёхнедельного курса обучения.

Несмотря на это, короткие онлайн-программы, безусловно, могут помочь. С помощью их можно быстро на базовом уровне освоить ряд технических навыков и пойти в компанию на позицию junior.

Именно эту роль такие курсы будут играть на рынке, когда сегмент станет устойчивым. А всё, что связано с более сложными навыками — будь то soft skills или бизнес-мышление, — сформировать на короткой программе нельзя.

Как выбрать образовательную программу для карьерного роста

Успех при выборе траектории карьерного развития зависит от конкретных проблем, которые хочет решить молодой специалист. Одна ситуация — когда ориентируешься в предмете своей деятельности не хуже остальных, но не растёшь в карьере из-за слабых навыков коммуникации.

Совершенно другое — если для роста не хватает предметной экспертизы: например, когда маркетологу для позиции Senior недостаточно технических навыков. Если ты считаешь, что тебе не хватает системных бизнес-знаний, надо смотреть в сторону фундаментальной подготовки.

Кругозор в бизнесе дают 7—9 дисциплин, которые составляют основу знаковой системы, языка бизнеса: ты должен понимать, что такое стратегия, бухучет, маркетинг, финансы, итерации.

Такую подготовку дают дженералистские программы: классическая MBA — для более взрослой аудитории или магистерская — для более молодой.

Важную роль играют совместные программы, когда партнёрские вузы берут ответственность каждый за свой тип подготовки. На рынке растет спрос на сотрудников с кросс-дисциплинарными навыками, и чтобы обеспечить качественную подготовку таких кадров, зачастую нужен партнёр.

Например, у бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС есть совместная программа с МФТИ: в этом случае институт даёт студенту крепкие академические знания, а бизнес-школа отвечает за бизнес-дисциплины. На выходе мы получаем человека с кросс-дисциплинарным мышлением.

Обучение через опыт и запуск стартапов

Оптимальный путь получения необходимых навыков сформировался в системе бизнес-образования. Его преимущество — в мультиинструментальности: в каждой дисциплине есть набор методов, которыми решается та или иная проблема, и эти методы взяты из реальной практики решения такого типа проблем.

В бизнес-образовании ты учишься чему-то, только когда можешь применить это в реальной жизни или хотя бы в имитационной ситуации. Для этого специально конструируются такие ситуации, в которых можно столкнуться с проблемами и набить все нужные шишки в безопасном режиме.

Это называется experiential learning, или обучение через опыт. Чем больше ситуация приближена к реальности, тем быстрее происходит обучение.

Сейчас есть несколько подходов к интеграции опыта в образование. Помимо имитационных ситуаций, это стажировки, которые дают возможность применить знания в реальной ситуации и уже стали обязательным элементом во множестве вузов.

Ещё один перспективный подход — запуск реальных стартапов как часть обучения: например, когда выпускники создают стартап вместо диплома. Со стороны студентов такой подход требует совершенно другого отношения и энергозатрат, чем имитационная ситуация, поэтому и результат получается лучше.

Сейчас создание стартапов пытаются внедрить в образование, но подход связан с серьёзными затратами, поэтому пока он реализуется в очень узком сегменте.

Исследование MOOVE показало, что пробелы в знании бизнес-контекста есть у 52% студентов и выпускников, а трудности с анализом «операционки» и бизнес-процессов испытывают 46% молодых специалистов.

Где получить образование и опыт одновременно

Получая опыт на работе, ты всегда рискуешь, потому что не можешь позволить себе совершить слишком много ошибок. В рамках образовательного процесса в вузе ты оказываешься оторван от практики применения навыков.

На программе MOOVE от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС ты не только получаешь бизнес-образование и формируешь soft skills, но и проходишь через опыт построения стартапа, применяя знания и навыки на практике. Работая над реальным проектом, ты взаимодействуешь с командой, клиентами и инвесторами, погружаешься в смежные области.

Особенно важно, что работа идёт в поддерживающей среде в сопровождении менторов и трекеров, и ты можешь позволить себе рисковать и ошибаться. Это даёт возможность за девять месяцев программы получить тот опыт, который на работе можно копить годами.

Регистрируйся на Public Talk «Карьерные барьеры: что мешает студентам быть эффективными в работе?» и узнай подробнее о программе MOOVE.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null