{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как найти работу в промышленности будущего сегодня

Прямо сейчас в мире происходит настоящая революция. Четвертая промышленная революция или переход к индустрии 4.0. И это не просто громкие слова, а такое же принципиально важное для всего населения Земли событие, как изобретение парового и электродвигателя или переход к конвейерному массовому производству. Создавать и производить что-либо серьезно, то есть в промышленном масштабе, уже невозможно без искусственного интеллекта, нейросетей и машинного обучения.

Российские промышленные компании постепенно – где-то быстрее, где-то со скрипом, но стирают грани между физической и цифровой реальностью, а люди пытаются найти свое место в новом мире. По прогнозу McKinsey, уже через 8 лет 400 млн жителей Земли – а это 14% рабочей силы, могут потерять свое место, так как их заменят роботы.

Почти 80% работающим сейчас будет необходимо в ближайшее время получить новые навыки или полностью переквалифицироваться, чтобы сохранить работу.

Где учиться сейчас, чтобы работать в индустрии будущего?

Если высшего образования еще нет, эксперты советуют обратить внимание на специальности:

Робототехника и мехатроника

Самая что ни на есть классическая профессия будущего (и самая понятная обывателю), но с очень широкими возможностями: нужны как проектировщики, так и дизайнеры роботов, операторы, а еще специалисты, которые будут внедрять роботов в производство. По специальности «робототехника и роботизированные системы» учат более чем в 50 вузах России. Особое внимание стоит обратить на МАИ (один из самых перспективных институтов в области специальной авиакосмической робототехники), «МИФИ», Московский политех, МИРЭА (среди профильных дисциплин: методы искусственного интеллекта, системы навигации автономных роботов, виртуальное моделирование и проектирование автономных роботов, групповое управление роботами, технологии удаленного управления автономными роботами), МГТУ Баумана, МИСИС (где на практику отправят в СБЕР, Huawei, «Когнитив роботикс», Сколтех).

Беспилотники и все, что с ними связано

Если вы хотите работать в «Роскосмосе» и «Росатоме» и создавать системы управления БПЛА, посмотрите специальность в МАИ. «Собирать» беспилотники вас также научат в МГТУ им. Баумана и Московском политехническом университете.

Получить образование в этой сфере можно не только в Москве – в Санкт-Петербургском горном университете начинают готовить специалистов по управлению беспилотным горным транспортом. В университете открылся комплекс лабораторий «умного» горного производства (проект ГК «Цифра» и «БЕЛАЗа»), в которых будущие операторы роботов-беспилотников смогут в реальном времени научиться управлению автономной техникой на действующих горных предприятиях.

Я закончила УГНТУ и отработала 4 года в нефтяной промышленности как и многие выпускники моего вуза. Работая в Сибири, я поняла, что любая индустрия – это тяжелый труд человека, и процессы должны быть оптимизированы и быть более безопасными с помощью искусственного интеллекта и роботизации. Я решила получать магистерскую степень в сфере робототехники в Royal Institute of Technology, Sweden, где я выбрала направление машинного зрения. Сейчас я работаю в компании «Цифра» и разрабатывую систему сканирования окружения для беспилотных самосвалов.

Альбина Шило, Руководитель группы в департаменте разработки, «Цифра Роботикс»

Интернет вещей и искусственный интеллект

Инженер-разработчик, специалист по системам реального времени, разработчик нейронных сетей, специалист по нейрокомпьютингу: названия специальностей звучат как из фантастического фильма, но этому можно научиться уже сейчас. Например, МИРЭА выпускает разработчиков программно-алгоритмических средств для интеллектуальных систем управления, системных интеграторов интернета вещей и др. Там студенты знакомятся со структурой и процессами цифрового производства, изучают технологии построения цифровых двойников, систем управления технологическим оборудованием, специализированное программное обеспечение MES, CAE, CAD, CAM, SCADA и т. п. Обратите внимание на факультет программной инженерии и компьютерной техники Санкт-Петербургского ИТМО и на специальность «Автоматизация технологических процессов и производств» в Московском техническом университете связи и информатики, где учат разработке и внедрению систем искусственного интеллекта в рамках индустриального интернета вещей (IIoT).

Если высшее образование уже есть, можно подумать о дополнительном, например, на онлайн-курсах. Подобных курсов сейчас очень много, и подойти к выбору стоит тщательно и остановиться на проверенных. Многие из них и вовсе предлагают бесплатный пробный период или возможность вернуть деньги за непройденное обучение.

На какие направления обратить внимание:

Анализ больших данных

Решения на основе Data Science нужны в промышленности не меньше, чем в банках или ритейле. Анализ данных позволяет автоматизировать оценку эффективности работы предприятия, следить за оборудованием и его ремонтом, оптимизировать логистику. В эту сферу часто приходят люди с математическим/техническим образованием. В том числе для них онлайн-курсы могут стать реальной возможностью переквалифицироваться. Курсы по Data Science и анализу данных есть у Яндекс Практикум (курс длится восемь месяцев, обещают помощь с трудоустройством и 75% практики), Нетологии (завлекают возможностью начать работать через 8 месяцев после старта обучения, помощью в поиске работы, десяток кейсов для портфолио), Skillfactory (два года обучения, персональные консультации по поиску работы), Яндекса Школы анализа данных. А если хочется чего-то более классического, то, например, обучение проводит учебный центр МГТУ им. Баумана.

Инженеры

Казалось бы, самая что ни на есть классическая профессия. Но именно за ней будущее. Инженеры нужны в самых разных областях промышленности: биоинженерия, солнечная и ветроэнергетика, наноиндустрия, 3D-печать. И, конечно, «обыкновенная» промышленность, меняясь, заставляет изменять подход к образованию инженеров. Теперь «в цене» Инженер 4.0. Для того, чтобы идти в ногу со временем, уже получившим образование специалистам тоже приходится непрерывно учиться. И необязательно тратить на это много денег: сейчас доступны и бесплатные онлайн-курсы.

Например, ГК «Цифра» проводит бесплатный онлайн-практикум для инженеров и руководителей машиностроительных и металлообрабатывающих компаний. Более 40 видеолекций посвящены переформатированию предприятий в цифровые, обеспечению информационной безопасности компаний, а также тому, как получить поддержку государства на цифровизацию и, в конечном итоге, сделать производство более эффективным. Курс создали более 30 экспертов и практиков таких известных компаний, как Ростех, Fanuc, Аскон, IBS-Platformix, Mail.ru и другие.

Я учился в МГТУ им. Баумана, на факультете «Радиоэлектроника и Лазерная техника». Но всегда тяготел к программированию, изучал HTML, CSS, JavaScript. На четвёртом курсе по приглашению пришёл в ВИСТ «сделать сайтик», который со временем вырос в Автоматизированную Систему Диспетчеризации. С помощью этой системы на горнодобывающих предприятиях мониторят и управляют процессами добычи полезных ископаемых и посылают роботизированные самосвалы «кататься» по маршрутам.

Сергей Степанов, Руководитель ИТ-отдела в деп. разработки, ВИСТ, ГК «Цифра»

Горное дело

Если вы думаете, что разработка недр уходит в прошлое, то ошибаетесь. Для самых современных производств нужна энергия и редкие металлы, и даже Tesla зависит от добычи, например, лития. Поэтому горная отрасль меняется: сырье теперь добывают с помощью роботов и всевозможных умных технологий. У «Цифры» есть отдельный онлайн-практикум, посвященный применению искусственного интеллекта, интернета вещей и роботизации горной промышленности РФ (и отдельно – Казахстана). При этом речь не столько о теории, сколько о практике: о потребностях и возможностях горняков и оборудования рассказывают эксперты крупнейших игроков рынка. Партнерами курса являются «Норникель» и УГМК.

Проект Правительства Москвы «Московская техническая школа»

Промышленность испытывает дефицит квалифицированных кадров для современных высокотехнологичных производств. Не хватает сотрудников с развитыми инженерными и технологическими компетенциями в относительно новых сферах: аддитивных технологиях, технологиях, искусственном интеллекте, робототехнике и сенсорике, беспилотном транспорте и прочих направлениях.

Чтобы преломить эту ситуацию на днях Правительство Москвы, ведущие вузы и предприятия города, в том числе «Цифра», подписали соглашение о взаимодействии в подготовке кадров по направлению «Искусственный интеллект в промышленности». Одна из основных целей нового направления «Московской технической школы» — помощь компаниям в преодолении технологических барьеров, создании конкурентоспособных продуктов и технологий в области искусственного интеллекта, а также подготовка лидеров разработки прорывных технологий. Чтобы стать участником проекта, предприятию нужно оформить заявку на инвестиционном портале. «Московская техническая школа» подберет вуз или научный центр для обучения сотрудника.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда