{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Новое время: кооперация ИТ, государства и производственников

Программа конференции «Эффективное производство 4.0» группы компаний «Цифра» отличалась в этом году миксом острых дискуссий по вопросам, решение которых задаст траекторию движения всей дискретной индустрии и ИТ-отрасли на многие годы вперед, и большим количеством докладов с явным и бесспорным фокусом на технологический суверенитет.

В чем ценность ИЦК для практиков цифровизации

«Масштабные проекты в истории невозможны без кооперации всех сторон: и бизнеса, и государства, и производственников, и теперь уже итэшников», — такую мысль с намеком на первый полет человека в космос озвучил директор по стратегическим проектам ГК «Цифра» Павел Федосов, открывая сессию
по мерам государственного стимулирования цифровой трансформации экономики.

Создание индустриальных центров компетенций можно отнести пусть и не к знаковым проектам истории, но точно к важнейшим инициативам для российской промышленности и технологических компаний.

Индустриальные центры компетенций (ИЦК) были созданы летом 2022 года по поручению председателя Правительства РФ для обеспечения скорейшего перехода ключевых отраслей на отечественное ПО.


ИЦК объединяют отраслевые компании, лидирующие в области цифрового развития,
для того чтобы определить потребность конкретной отрасли в ПО и сформировать приоритетные проекты, призванные эту потребность закрыть.

О том, чем индустриальные центры компетенций ценны для разработчиков российских цифровых продуктов и практиков цифровизации со стороны производств, лучше всего рассказали руководители ИТ-компаний.

Работа в рамках ИЦК — это первый опыт реализации проекта на государственные деньги для АСКОН. Ранее мы финансировали разработку на деньги, полученные от продажи наших решений. Все наши предыдущие оценки, которые легли в основу нашей стратегии, заключающейся в том, чтобы не пользоваться государственными деньгами, подтверждаются. Очень тяжело соответствовать тем требованиям, которые ты получаешь вместе с этой инвестицией. Однако наше решение сказать «ДА» проектам ИЦК в этот раз обусловлено тем, что государство предоставляет финансирование по той модели, о которой мы говорили много лет до этого: дайте деньги промышленности, пусть она проголосует рублем. То есть, дать деньги вендорам вместе с функциональным заказом — вот что надо сделать. То, что вместе с деньгами пришли функциональные требования, — это очень важно. Это самый главный момент этой программы.

Максим Богданов, генеральный директор АСКОН

Развил мысль о ценности ИЦК генеральный директор компании «Топ Системы» Сергей Кураксин. Он заявил, что его компания долго шла к тому, чтобы доказать свою готовность заменить тяжелый класс систем автоматизированного проектирования, но открыла новые направления для улучшения функционала, взявшись за сложнейшие проекты в рамках ИЦК.

Мы считали, что у нас конфигурирование сделано хорошо, — мы потратили 3-4 года, чтобы покрыть все, что сделано у западных вендоров. Но пришел «АвтоВАЗ» и выяснилось, что этого недостаточно. Пришла авиация и судостроение — и они сказали, что недостаточно. И теперь мы будем еще несколько лет улучшать наши программные продукты. С точки зрения ИЦК мы были готовы к самому сложному развитию ситуации, и сейчас наши заказчики хорошо оценивают нашу функциональность. Доработки нужны, но они не носят глобального характера. Это какая-то специфика отдельных отраслей, это доработка платформы, чтобы она была более устойчивой и более производительной.

Сергей Кураксин, генеральный директор компании «Топ Системы»

В заключение, комментируя плюсы подхода ИЦК к импортозамещению, С. Кураксин подчеркнул, что он выступает против реинжиниринга: «Нужно смотреть, что в западном ПО, но делать лучше. Иначе мы всю жизнь будем отставать».

Как должно финансироваться импортозамещение?

Взгляд ИТ-компаний

Коммерческий директор ГК «Цифра» Михаил Аронсон в своей вступительной речи назвал то финансирование, которое выделяет и государство, и бизнес на создание российских решений, беспрецедентным.

Общая стоимость проектов ИЦК — 241 млрд руб., из них 52 млрд — гранты, остальное — собственные и заемные средства компаний.

Как отмечает Марьян Гончар, директор департамента ИТ и цифровой трансформации концерна «Уралвагонзавод», в эти суммы заложено создание и развитие нового ПО, и для этих целей финансирования достаточно. Но помимо создания решений требуется закупка лицензий для замещения всего импортного пула ПО в масштабах целых холдингов, что требует весомых затрат. Особенно если учесть, что необходима замена не только прикладного промышленного ПО, но и операционных систем, баз данных, программной части станков с ЧПУ и прочее.

Сергей Кураксин («Топ Системы») напомнил, что в рамках особо значимых проектов государственное финансирование действительно предусмотрено только на разработку и внедрение российских систем, а на приобретение лицензий гранты не даются. «С моей точки зрения, это спорное решение. Но как оно мотивировалось, я запомнил. Раньше же предприятия как-то покупали Siemens NX, Dassault и PTC? Так теперь пускай же купят на те же деньги свои, которые они тратили на эти лицензии, российское программное обеспечение. Такая была мотивация», — прокомментировал он вопрос о том, где предприятиям брать средства на лицензии.

Михаил Аронсон («Цифра») предложил еще один источник финансирования: «Второй источник, как мне кажется, который может быть у предприятий, — это реальный экономический эффект от внедрения российских решений. Нужно не просто говорить, что мы заменяем одно на другое, а привязываться к эффектам и показывать, каким образом наши цифровые решения помогают их достичь. То есть, доходить до конкретной экономики, где это возможно».

Генеральный директор компании «УльтимаТек» Павел Растопшин отметил значимую роль системных интеграторов в решении финансовых вопросов импортозамещения. По его словам, многие интеграторы сейчас перестраиваются на создание ИТ-решений на основе дополняющих друг друга продуктов отечественных вендоров, и это поможет развернуть финансовые потоки, долгое время шедшие за рубеж, в сторону компаний, которые многие годы инвестировали в развитие российского ПО.

Для стимулирования отечественного ИТ-рынка участники конференции предложили подумать над созданием условий, при которых промышленным компаниям будет более комфортно перейти на модель подписки на ПО, и рассмотреть возможность введения так называемых «сертификатов на импортозамещение».

За счет этих сертификатов предприятия могли бы фондировать разработку необходимых им продуктов, запрос на которые в моменте удовлетворить нельзя. Кроме того, была озвучена идея ввести своего рода налог типа акциза для иностранных вендоров, ушедших из страны, если они однажды решат вернуться, который бы пошел в фонды поддержки российской ИТ-отрасли и создал ценовое преимущество для отечественных решений.

Биржа мощностей в масштабах холдинга и отрасли

Тема биржи мощностей, которая позволила бы реализовать идею «СтанкоУбера» в масштабах всей отрасли, не раз возникала в беседах промышленников задолго до 2022 года.

Биржа мощностей — электронная площадка, через которую предприятия с дефицитом производственного оборудования могли бы находить компании со свободными мощностями и организовывать с ними взаимодействие для оптимального распределения нагрузки. Рассматриваются разные формы реализации идеи.


Шеринг станков — когда у предприятия есть возможность брать в аренду дополнительные мощности с других площадок, или маркетплейс контрактного производства — когда одни предприятия размещают заказы на изготовление той или иной продукции, а другие их выполняют.

Новая волна обсуждений идеи «станочного Uber», «маркетплейса мощностей по запросу» или «площадки производственных заказов» (терминов много, зависит от форматов) для дискретной промышленности поднялась в 2022 году на фоне возросшей нагрузки на производственников по госзаказам и санкций, ограничивающих доступ к производственному оборудованию и комплектующим для него.

Для авиационной отрасли были отмечены следующие препятствия и требования, которые сейчас не позволяют размещать заказы и искать подрядчиков «по щелчку»:

  • Изготовление деталей и все технологические процессы надо выполнять в обязательном соответствии с производственными инструкциями, которые распространяются только на авиационную отрасль. Эти стандарты — интеллектуальная собственность сторонних негосударственных компаний. Аутсорсер, желающий взять заказ на бирже мощностей, должен соответствовать этому отраслевому требованию — приобрести эти инструкции и внедрить их у себя.
  • Немногие предприятия владеют всем необходимым оборудованием для поддержки полного цикла производства. Уникальное оборудование на одном небольшом предприятии мало где имеется, и, соответственно, мало какие предприятия могут произвести на своей базе полностью готовый продукт. На бирже мощностей должен быть некий механизм, который позволял бы выстаивать кооперационные цепи.
  • Имеют влияние временные факторы, связанные с получением поставщиками/подрядчиками уникальных для авиапроизводства материалов.
  • У предприятий-поставщиков мощностей может не оказаться необходимых лицензий, требующихся для изготовления авиационной техники.
  • Важно, чтобы соисполнители соблюдали обязательное требование по наличию необходимой технологической базы для контроля качества продукции.

  • Необходимы инструменты для закрепления за соисполнителями организаций для контроля качества изделий.
  • Нерешенным остается вопрос передачи конструкторской документации без потерь данных из-за отличий в ИТ-ландшафте и разных сред проектирования у предприятий.

Роман Гулаков, начальник отдела технического перевооружения департамента производственно-технологической политики концерна «Алмаз-Антей», соглашаясь с вышеперечисленным перечнем препятствий для биржи мощностей, отметил: «Сейчас дефицит мощностей такой, что мы сами будем постепенно убирать все те препоны, которые внутри корпораций насоздавали».

Илья Кулаков, директор департамента автоматизации производства IBS, продолжая тему биржи мощностей, отметил, что площадка может быть использована для управления трудовой миграцией в масштабе страны.

До решения всех вопросов, которые не позволяют взять в оборот рыночные производственные резервы, предприятия делают ставку на внутрихолдинговую и внутридивизиональную кооперацию.

На «Эффективном производстве 4.0» эксперты обсудили и другие важные темы (ТОиР, AI и 3D, VR и AR, мониторинг оборудования, господдержка отрасли, кадры). Скачайте полный дайджест, пройдя короткую регистрацию здесь.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда