Как Альфа-Банк автоматизировал составление авансовой отчётности

Теперь нужно только не забыть сфотографировать чеки

Каждый, кто хоть раз составлял авансовую отчётность, знает, насколько это долгий и нудный процесс. Так было во времена, когда мы пользовались только наличкой, так осталось даже, когда появились корпоративные карты. Всё равно нужно было сохранять чеки по каждой трате и отчитываться по ним. Сейчас всё решается «одной кнопкой» — Альфа-Банк стал первым российским банком, который полностью автоматизировал процесс авансовой отчётности для своих клиентов и представил сервис «Чеки». Рассказываем, как это получилось.

Зачем автоматизировать авансовую отчётность

Например, вы отправляетесь в командировку. Прилетаете в другой город, заказываете такси до гостиницы и снимаете номер. Идёте в кафе перекусить, потом едете в офис — для этого тоже вызываете такси. Вечером от лица вашего филиала устраиваете ужин для местных коллег. Таких ужинов предстоит несколько, а количество поездок на такси к окончанию командировки будет исчисляться десятками.

В какой-то момент вам понадобится купить воды, переправиться на пароме, воспользоваться химчисткой. Командировочные расходы компенсирует работодатель, но отчитываться за них придётся вам. Не можете найти чек на паром, потому что оставили его в химчистке? И за неё тоже чека нет?

Так начинаются проблемы с авансовой отчётностью. Сбор чеков по всем расходам занимает массу времени и ложится на плечи бухгалтера и самого сотрудника. Нельзя ничего терять и рвать, каждый чек надо бережно хранить, а потом передать бухгалтеру, чтобы тот занёс его в бухгалтерскую программу.

До прошлого года готовить авансовую отчётность приходилось вручную. На это уходило много времени, особенно в крупных компаниях, где составляют тысячи авансовых отчётов за месяц. А потом Альфа-Банк и компания PILX презентовали первый сервис, который автоматически заполняет все данные за человека — нужно только отсканировать qr-код на чеке, и вся информация с него загрузится в программу.

Такой сервис был необходим ещё в середине 2010-х годов, когда широко распространились корпоративные карты. Корпоративная карта — это та же дебетовая карта, но человек тратит с неё не свои деньги, а деньги компании. Только Альфа выпустила более миллиона таких карт, а всего их в России больше пяти миллионов.

Но отчитываться по корпоративным картам нужно было дедовским способом: собирать чеки, вносить вручную данные в авансовый отчёт. Количество карт выросло быстрее, чем на это смогли среагировать обычные бухгалтерские приложения. Создатели сервиса на собственном опыте понимали масштаб проблемы.

Мне самому приходилось составлять авансовые отчёты по корпоративным картам. На каждый отчёт уходило не меньше часа. Нужно вспомнить, на что ты тратил деньги, найти каждый чек — важно было, чтобы он не выцвел, не постирался, не сгорел, не потерялся. Мы с бухгалтером тратили на это уйму времени.

Андрей Гончаров, кофаундер сервиса PILX

Как разрабатывали и запускали сервис

Разработчики приступили к созданию сервиса в 2020-м году. Как раз в то время вовсю шло внедрение онлайн-процессов в налоговое законодательство. На самих чеках стали появляться специальные сведения, которые подтверждали его подлинность, например, qr-код. Всё это позволило перенести составление авансовой отчётности в интернет.

Команда разработчиков активно собирала обратную связь — далее сервис улучшали во многом благодаря пользователям. Например, таким образом в интерфейсе приложения появилась возможность выделить все чеки, которой не было в момент создания PILX. Изначально подразумевалось, что траты по корпоративным картам очень разнородные и их всегда придётся разбивать по разным категориям. Поэтому каждый загруженный в систему чек нужно было отдельно выделять, чтобы потом отнести его к нужной категории — даже если категория каждый раз одна и та же. Однажды в компанию обратился человек, который оплачивал корпоративными картами только такси. Ему нужно было перескочить абсолютно лишний в его случае пункт выделения каждого чека по отдельности.

Благодаря обратной связи в сервис также добавили аналитику использования корпоративных карт по категориям. Теперь можно смотреть на любые показатели — траты, сотрудники, время, контрагенты — и проверять их статус.

PILX c самого начала ориентировались на распространение своего решения через банк-партнёр. Им стал Альфа-Банк.

Альфа первой начала поддерживать и развивать корпоративные карты в России. В прошлом году банк провёл исследование потребностей владельцев корпоративных карт. Выяснилось, что людям нужна помощь в составлении авансовой отчётности.

В Альфа-Банке при разработке новых продуктов мы всегда учитываем потребности и пожелания клиентов. В прошлом году мы провели обширное исследование по бизнес-картам, выясняли проблемы, с которыми сталкиваются люди при работе с подотчётными средствами и при формировании авансовых отчётов. Слушая своих клиентов, мы начали активно решать эти вопросы.

Ирина Пономарёва, руководит развитием расчётных продуктов корпоративного бизнеса

Так Альфа-Банк познакомился с решением от PILX: две компании объединились, чтобы автоматизировать работу, которая превращалась в головную боль для людей с корпоративными картами. Пилот проекта был готов уже через месяц.

Как случился мэтч Альфа-Банка и PILX

Многие бизнес-задачи в Альфе требуют инновационных решений. И не всегда оправданно тратить время на собственную разработку, иногда оно необходимо «прямо сейчас». Так рождаются подобные сотрудничеству с PILX коллабы Альфа-Банка с инновационными стартапами.

Чаще всего Альфа ищет решение под конкретную задачу через скаутинг. Но иногда случаются и неожиданные знакомства: мы также принимаем заявки на пилот с банком и от стартапов, и от опытных компаний, вместе с которыми можно создавать суперсервисы.

Екатерина Соловьева, руководитель офиса инноваций: «Мы запускаем более 30 пилотов со стартапами и крупными компаниями ежегодно. Каждое третье решение масштабирум на банк, а значит компания становится нашим долгосрочным партнёром. Приходите, возможно именно вы будущий партнёр Альфа-Банка, с которым мы создадим новый суперсервис».

Оставляйте свои заявки!

Что получилось

Владельцы корпоративных карт Альфа-Банка пользуются сервисом бесплатно. Сервис доступен и руководителям компаний, и бухгалтерам, и любым другим сотрудникам, которые работают с корпоративными картами.

Решение Альфа-Банка и PILX простое по механике. Бумажные чеки больше не обязательно хранить — достаточно их отсканировать и загрузить в приложение в смартфоне.

Сервис проанализирует данные с чеков и автоматически сформирует электронные копии, которые также будут являться фискальными документами. Сотруднику нужно заполнить лишь данные об отчёте (его название, тип, указать валюту) и добавить в него нужные чеки — на это уйдёт всего пара минут. При необходимости отчёт можно сразу из сервиса загрузить в 1С.

Также нужно самостоятельно указать категорию трат. В авансовой отчётности могут отражаться представительские, материальные и командировочные **расходы — так считает российское законодательство. На практике в них нужно впихнуть буквально всё многообразие жизни. Поэтому в сервис уже по умолчанию заложены наиболее популярные категории: такси, билеты, автомойка, покупка расходных материалов и так далее.

Решение дополняет несколько удобных функций, например, проверка подлинности чека. Приложение PILX моментально проверяет загруженный чек в ФНС с помощью встроенных алгоритмов. После этого вся необходимая информация из чека «подшивается» в авансовую отчётность.

Мы проверяем чек на подлинность. Например, многие путают чек и счёт в ресторане — там не всегда клиенту достается именно чек. Так как рестораны — частая строка в представительских расходах, мы следим за этим, потому что ничего кроме фискального чека нельзя учесть в авансовой отчётности.

Андрей Гончаров, кофаундер сервиса PILX

К приложению можно подключить сервис «Мои чеки онлайн» от ФНС, и чеки оттуда будут добавляться в PILX автоматически. Всё больше крупных торговых точек — супермаркеты, АЗС, строительные магазины — начали передавать чеки онлайн.

Каждый раз, когда вы совершите онлайн-оплату по номеру телефона или адресу электронной почты, PILX будет получать чеки и предлагать загрузить их в сервис.

Что дальше

Несколько улучшений планируется уже в ближайшее время:

  • Подключить к сервису Alfa ID: можно будет авторизоваться по своему банковскому профилю.
  • Возможность добавлять собственные категории расходов. Например, сотрудник пользуется паромом — и ему обязательно нужно указать это отдельной категорией в отчете. Такие запросы случаются регулярно.

Также в планах сделать функцию отслеживания всех транзакций по корпоративным картам сразу в сервисе.

Мы будем развивать функционал по бизнес-картам в сервисе авансовых отчётов. Например, бухгалтер сможет зайти в сервис и сразу увидеть, кто ему не сдал чеки и по каким тратам — это сильно облегчит его работу. Он сможет там же быстро запросить все необходимые документы у сотрудников.

Ирина Пономарёва, руководит развитием расчётных продуктов корпоративного бизнеса
0
34 комментария
Написать комментарий...
AliSa P

А зачем это лишнее приложение, когда в большинстве бухгалтерских программ давно такое есть? Фоткай и отправляй бухгалтеру.
И зачем вы вводите в заблуждение, всё равно все чеки придется распечатать и приложить к бумажному отчету АО-1

Ответить
Развернуть ветку
Казума Малевич

а зачем бумажный отчёт ?

Ответить
Развернуть ветку
AliSa P

по законодательству организация должна хранить его вместе с первичкой 5 лет. Чтобы налоговая не посчитала, что вам так зарплату выплачивают, и налоги не доплачивают

Ответить
Развернуть ветку
Эрнест Вам Дамович
Бумажные чеки больше не обязательно хранить — достаточно их отсканировать и загрузить в приложение в смартфоне.

Мечтал об этом, когда был региональным менеджером, вечно эти чеки куда-то терялись и потом влетало

Ответить
Развернуть ветку
Семён О.

Мы тоже как-то думали над подобной разработкой, но сил и времени не хватило, чтобы начать( А ведь залетит 100%

Ответить
Развернуть ветку
vinniy pogreb
Так рождаются подобные сотрудничеству с PILX коллабы Альфа-Банка с инновационными стартапами — мы запускаем более 30 пилотов ежегодно.

Эт круто, и вам плюс получается, и стартапам, которые как правило ОЧЕНЬ нуждаются в подобных поддержках

Ответить
Развернуть ветку
Michael Shuv

Люди в командировках ездют на пароме в химчистку. Где-то жизнь кипит!))

Ответить
Развернуть ветку
Аспро.Cloud

Да, для бизнеса это очень полезный инструмент. Мы в Аспро.Cloud добавили подотчет. В нем можно создать индивидуальный счет для работника и пополнить его на нужную сумму. Сотруднику нужно только сканировать чеки через QR-код в мобильном приложении. При этом он видит, сколько у него еще есть денег, но не получает доступ к другим финансам компании.

Руководитель понимает, какие расходы были в командировке, а еще есть возможность вернуть остатки. Деньги не приходится выносить из системы и не нужно хранить чеки, чтобы отчитаться о затратах. Плюс все расходы система сама распределяет по отчетам ДДС и ПиУ, что сильно упрощает управленческий учет 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Платон

Какой-то очень удобный сервис на первый взгляд. Надо присмотреться.

Ответить
Развернуть ветку
Где деньги?

Если с 2020-ого года разрабатывали, то наверное для удобства хорошо постарались

Ответить
Развернуть ветку
Кариночка

У нас это облегчило бы жизнь и командировщикам, и бухгалтерам.У них постоянно горит, что кто-то не сдал чеки и тд. Годно

Ответить
Развернуть ветку
Edward
Ответить
Развернуть ветку
Рафаэль Сафиуллин

Автоматизировано? Это мило.

Ответить
Развернуть ветку
vobla

Короче новая бесплатная плюшка для клиентов, могли бы просто так описать

Ответить
Развернуть ветку
Олег Юрьевич

Главное чтобы это было удобно. А то порой появляются сервисы, которые для облегчения усложняют по итогу жизнь.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кропотов

А кто эти чеки выдает-то? Обычно оплата картой происходит, то есть банк сам знает, кому оплатил, и Mcс известен, и ид терминала, можно все данные подтянуть, так и готовьте сами авансовый отчет в банковском приложении, зачем чеки хранить? Только если налом где расплачиваться?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Шувалов

Помню, как мучился в первое время в поездках еще давным давно, даже наплевать хотел уже на эту отчетность.. Где вы были раньше?

Ответить
Развернуть ветку
Дон Дракон

Никогда с нуждой в таком решении не сталкивался. Интересно послушать тех, кому реально это поможет. Глянул бы обзорчик от пользователя

Ответить
Развернуть ветку
Панова
Теперь нужно только не забыть сфотографировать чеки

Ну точно легче, чем их все сохранять )

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Смысл в ваших нововведениях, если на человека в вашем банке могут взять кредит мошенники, поменяв при этом все данные внутри банка а вы скажете что это ошибка и дадите промокод на 3тыс?😄

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Trofimenko

Альфабанк меня пытался обмануть при открытии счета ИП - выпустил мне привязанную карту к счету, которая через 6 месяцев станет платной, от которой я в явном виде отказался при подписании бумаг с менеджером

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Удивлены прочитанным 😔 Напишите в личные сообщения ваши ФИО, дату рождения и ИНН, проверим.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Trofimenko

Давайте начнем с простого вопроса. У вас по умолчанию открывается эта карта, привязанная к счету?

Это мне сказала и менеджер, и девушка с телефона, когда я ей это недовольство высказал.

Это неверно? Не по умолчанию? Тогда кто же ее открыл?

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Любой продукт можем оформить только с вашего согласия. Хотим проверить детали и разобраться. Напишите, пожалуйста, в личные сообщения.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Trofimenko

Напишите ясным русским - нет, по умолчанию без заказа и тем более при явном отказе - мы таких виртуальных карт не открываем

Вот прямо этим текстом в комментарий

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Нет, оформление карты необязательно.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Trofimenko

повторите цитату

нет, по умолчанию без заказа и тем более при явном отказе - мы таких виртуальных карт не открываем

Ответить
Развернуть ветку
Москалев Александр

С ними бесполезно разговаривать, этот банк как цыгане на вокзале.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Интеграторов

Напишите новость как вы ненавидите своих клиентов, неделю не ставите терминал торговый, а десятки звонков в поддержку, потому что кто то останется без безнала в новой локации на праздники новогодние, заканчиваются «вашей заявке повышен приоритет, ожидайте, мы ничего не можем сделать». Неделю!
Уродское отношение к клиентам, какая к черту автоматизация ребята, у вас колхоз лютый )))

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Клиентов очень любим 🙏 Пожалуйста, напишите ИНН компании нам в личку. Постараемся всё решить.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий

Как вы затрахали своей рекламой, самый конченный банк в рф

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Не надо это вообще, платят картами, никому эти чеки уже не нужны, ФНС и так все отслеживает

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ирина

Я являясь клиентом Альфа-банка, столкнулась с «потрясающей» их совместной аферой с компанией "Альфа-страхование жизнь".
Оформляла кредит наличными, консультант предложил оформить страховку для снижения ставки и уведомил, что при досрочном погашении кредита, можно будет вернуть неиспользованную страховку. Сумма страховки при этом 100 000 рублей. Кредит был оформлен на 48 месяцев, спустя 14 месяцев я полностью закрыла его досрочно.
И что я узнаю, что обманным путем у меня привязана целая страховая программа из двух страховок, на 3000 и 100 000, так вот страховку на 3 000 можно было действительно вернуть, но только не позже чем спустя 13 месяц до выдачи кредита, а страховка на 100 000 невозвратная и при этом в комплекте документов нигде об этом не прописано! Альфа банк отправляет меня в страховую, а страховая просто отказывает, ссылаясь что у альфа банка есть все документы. И как выяснилось, это весьма популярная тема, есть целая статья на vc.ru
https://vc.ru/497715 @alfabank прошу решить
вопрос и не обманывать своих добросовестных клиентов!!!

Ответить
Развернуть ветку
Альфа-Банк
Автор

Во всём разберёмся и вернёмся к вам с решением 👌

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Раскрывать всегда