Как искусственный интеллект находит Альфа-Банку лучших сотрудников по всей стране
И экономит миллионы рублей каждый месяц.
Каждый месяц в Альфа-Банке открывается 2000 новых вакансий, на которые претендуют более 100 000 человек. Рекрутерам банка нужно в сжатые сроки отобрать лучших из них — это титанический труд для человека. Но что если подбором займётся не человек, а искусственный интеллект?
Во всём мире сейчас тренд на объективную оценку: знаний (ОГЭ и ЕГЭ в России, SAT и GMAT в США), навыков и компетенций, способностей и т.д. Альфа-Банк здесь не исключение. Внедрение объективных систем подбора кадров, построенных на машинном обучении, помогло нам перейти от традиционного подхода «лучшие кандидаты, что нам удалось найти» к концепции «лучшие из лучших со всего рынка труда». Рассказываем, как нам это удалось.
Зачем Дирекции по подбору персонала банка искусственный интеллект
В любой компании существует «жизненный цикл сотрудника». Он начинается с подбора, продолжается оформлением, адаптацией на рабочем месте, обучением и развитием, стимулированием и карьерным ростом, а заканчивается увольнением или выходом на пенсию. Для HR-специалистов самый трудоемкий и ответственный этап — подбор.
У Альфа-Банка множество филиалов по всей стране. В каждый из них периодически требуются менеджеры для обслуживания обычных граждан и предпринимателей, сотрудники службы доставки, операторы колл-центров и т.д. Ежемесячно открывается около 2000 новых вакансий, на них претендует свыше 100 000 кандидатов. Рекрутерам банка необходимо максимально быстро отобрать из них наиболее подходящих. Для человека это очень трудозатратная задача, зато вполне посильная для искусственного интеллекта.
Сейчас подбором кандидатов для массовых вакансий в Альфа-Банке занимается ИИ — «Модель подбора сотрудников». До её внедрения все процессы осуществлялись вручную: рекрутер находил резюме, рассматривал его на определенную вакансию, потом оценивал, насколько соискатель подходит или не подходит. А затем — либо отправлял его на следующие этапы подбора (телефонное интервью, собеседование с руководителем), либо откладывал резюме в сторонку.
Раньше рекрутеры тратили на подбор сотрудников много времени, но при этом процесс все равно не был оптимальным. Ни один человек физически не был способен отсмотреть и оценить всех соискателей, отобрать лучших под данную вакансию. Требовалась система, которая бы экономила время и усилия рекрутеров, и одновременно оптимизировала подбор, делала его более качественным.
Почему первый вариант модели не сработал, и как дескриптивный подход помог её исправить
Над первым вариантом модели команда аналитиков начала работу в январе 2022 года. Сначала они опирались на нормативный подход: пытались сопоставить описание вакансии от рекрутеров с информацией в резюме.
Однако реальность, как обычно, преподнесла сюрприз. Выяснилось, что на одну ту же вакансию разные рекрутеры могут составить диаметрально противоположное описание вакансии. Иногда очень подробное, но чаще лаконичное и без деталей.
При этом резюме как раз отличаются высокой структурированностью и единообразием заполнения. В машинном обучении всегда есть проблема данных. Их нужно особым образом подготовить — разметить, чтобы составить обучающую выборку. Этим занимается особая категория сотрудников — асессоры. Однако с датасетом из резюме в этом не было необходимости. По сути резюме уже являлись отлично размеченными данными, содержали стандартные блоки «Образование», «Предыдущие места работы», «Ожидаемая должность», «Предыдущая должность» и т.д. Когда у вас есть такой HTML-файл, то его очень легко использовать для тренировки ИИ.
Как итог, единообразные и хорошо структурированные резюме никак не бились с множеством разнородных описаний вакансий. Из последних не получалось вычленить требуемую информацию и добавить в модель. Первый подход оказался провальным.
Поэтому аналитики Альфа-Банка перешли от нормативного подхода к дескриптивному — через исследование и описание резюме успешных кандидатов, ранее уже принятых на должность в банк и хорошо себя показавших в деле. Оказалось, что любая вакансия характеризуется не представлениями рекрутеров о ней, а совокупностью резюме, которые ранее были отобраны для её закрытия. Причём наибольший вес у профайлов кандидатов, прошедших всю цепочку отбора.
Рассмотрим на примере. Предположим, на вакансию откликнулись 30 кандидатов:
- из них рекрутер вручную отобрал пятерых;
- трое дошли до телефонного интервью;
- двое попали на собеседование с руководителем;
- одного наняли.
Отсюда следует, что резюме этих пятерых кандидатов в полной мере описывают данную вакансию, но лучше всего — тех двоих, что дошли до «финального уровня босса».
Таким образом, вторая модель в итоге занимается не сравнением резюме с вакансией, а сравнением одного нового резюме с множеством ранее успешных резюме. И их может быть любое число — от одного до бесконечности.
Чем больше успешных профайлов отобрано для обучения модели, тем эффективнее она будет подбирать кандидатов. Если на определённую позицию было рассмотрено 1000 соискателей, то значит именно их 1000 резюме наиболее полно описывают соответствующую вакансию. Поэтому в дальнейшем модель будет искать профайл, максимально похожий на резюме этих 1000 кандидатов.
Какие результаты?
Модель уже помогает нанимать около 700 сотрудников в квартал. И каждый месяц экономит банку от 1,5 до 5 млн рублей.
Но модель — не замена рекрутерам, а их помощник. Она просто предлагает уже готовую выборку из лучших соискателей на рынке труда по конкретной вакансии, проанализировав весь пул резюме. Дальше рекрутеры получают сформированные ИИ рекомендации, оценивают и отбирают из них финалистов для дальнейших стадий найма.
Кандидату с плохим резюме модель вряд ли поможет попасть на работу. С другой стороны, соискателю с хорошим резюме она точно даст шанс попасть в финальную группу подбора. Теперь рекрутер уже не пропустит профайл такого специалиста по субъективным причинам.
Как работают с моделью рекрутеры
Каждое утро рекрутер начинает с того, что открывает CRM-систему — программу, через которую он работает с внутренними клиентами — руководителями различных подразделений Альфа-Банка. В CRM он видит заявку на закрытие какой-то вакансии.
Что ему нужно было сделать раньше, до внедрения модели? Он должен был изучить требования к потенциальным кандидатам, после чего начать их искать — в базах резюме, на специализированных сайтах для поиска работы, в тематических группах соцсетей и каналах мессенджеров, или просто через сарафанное радио.
Теперь же процедура радикально упростилась. Всегда есть кто-то, потенциально подходящий на должность: вместе с заявкой рекрутер сразу получает список рекомендованных моделью кандидатов. Обычно их от одного до десяти — количество зависит от специфики вакансии. Рекрутеру остаётся лишь отсмотреть резюме, выбрать лучших кандидатов и переслать руководителю подразделения.
Более 90% рекомендованных ИИ кандидатов — это точное попадание в цель. Менее 10% рекрутеры могут по каким-либо причинам отклонить. Когда так происходит, они заполняют специальную форму, где выбирают одну из причин отказа, например, «Недостаточный опыт работы» или «Предыдущий опыт работы не в той сфере» и т.д. Таким образом модель получает от рекрутеров обратную связь, которая позволяет ей дообучиться и в дальнейшем предоставлять более подходящие резюме. Однако, чтобы это произошло, нужно накопить не менее 30-40 однотипных отказов. Тогда модель отреагирует и изменит параметры отбора по этому признаку.
Отобрав лучших кандидатов, рекрутер присваивает им статус «Рассмотрение с руководителем». В этот момент у руководителя в веб-сервисе подбора персонала Alfa People Web отображается список этих людей. Тот соискатель, которого и модель, и рекрутер выделили из остальных, будет помечен, чтобы руководитель обратил на него внимание в первую очередь.
После запуска пилотной версии модели страх сменился раздражением: рекомендованные кандидаты не попадают в необходимые критерии; всё неточно; тратим время попусту; зачем вообще всё это нужно. Не обошлось и без курьезов. В ранних версиях модель могла выдать резюме, которое давно не обновлялось. Рекрутер звонил кандидату с предложением занять какую-то линейную позицию, а человек давно уже чуть ли ни директор филиала. Однако на этом этапе разработчикам удалось собрать необходимый для доработки модели фидбэк и исправить все баги.
Что дальше
Основная зона дальнейших поисков — это разработка моделей для более дорогого профессионального подбора уникальных профессионалов: IT-специалистов, юристов, маркетологов, менеджеров высшего звена и т.д. Здесь уровень рисков совсем иной и требуются другие подходы, а соответственно и совсем другая модель.
Если же говорить об уже работающей модели, то до конца года запланированы её технические улучшения, но это всё будет лишь мелким тюнингом. У рекрутеров рутинных задач станет ещё меньше. Например, модель уже может предсказать не только то, что кандидат будет одобрен руководителем, но и то, пройдёт ли он проверку службы безопасности. Это ещё больше снизит потенциальный отсев соискателей. А рекрутеры по сути превратятся в менеджеров, контролирующих только узкие места и ключевые точки подбора.
так меньше сотрудников выгорать будут, рутина обычно доводит и сил ни на какой креатив уже не остается..
неловкий вопрос...а какой креатив у сотрудников подбора? делать звонки кандидатам в 10 или делать их в 12?
Не сказал бы, креативить нонстопом тяжело, и на рутинных задачах хорошо отдыхаешь
Годный пример хорошего использования ИИ в бизнесе. Учитывая объемы, это точно будет полезным, на заметку другим компаниям
Заголовок: Как искусственный банк, находит лучших Альфа-сотрудников по всей стране
У альфы самые тупые сотрудники)) видимо для альфы - это лучшие кадры))
Клиент трех банков и у меня лучшее впечателение именно от общения с сотрудниками Альфы, как это не странно.
Согласен 👌
Каких каких сотрудников ?
1) сотрудники альфа Банка приезжают к гражданам выдавать дебетовые карты без документов
2) сотрудники Альфа-банка не знают даже простых законов
3) сотрудники альфа банка нашли себе партнера Чек скан у которого нет даже поддержки и номера телефона - клиенты( Чек скана совместно с альфа банком не могут вывести свой заработный кеш бек с карты чек скана , так как их карты это карты альфа банка и никто из них так и не решил этот вопрос !
4) сотрудники альфа банка названивают и предлагают свои услуги - уже заблокировано номеров около 60 от тупых звонков альфа банка
5) бот на телефоне альфа банка мешает решать простые вопросы связанные с банком и клиентом !
Так что не знаю о чем эта статься вообще - всё полностью и наоборот ! До альфа банка нормально не дозвониться и альфа банка сам себе испортил репутацию взяв на себя ответственность своего так называемого партнера Чек скан , который обманывает клиентов - об этом говорит в приложении чек скана недостоверная информация о том , что клиенты чек скана могут завести бесплатную виртуальную карту от Альфа-банка и выводить свой кеш бек !
Только недавно карту привозил курьер, все нормально прошло. У каждого свой опыт видимо, как и везде бывает
Ну а что вы хотели от сотрудников которых под играет искусственный недоинтеллект.
А в чём обман?
После таких инноваций можно и на работу рекрутером возвращаться пожалуй
Заходил в Альфу 10 лет назад, довольные приветливые сотрудники. Зашел недавно - озлобленная толпа, агрессивная, недавние школьники без навыков и способностей. Никакой ИИ не поможет загнившему банку
У меня наоборот впечатление, что сервис стал лучше. Во всяком случае в отделениях точно. То что было 5 лет назад и то что сейчас даже сравнивать не стоит, сейчас сильно лучше
Удивительно, что резюме соискателей оказываются более структурированными, единообразными и лучше описывающими вакансию, чем сами описания вакансий от рекрутеров. Как-будто создать унифицированный шаблон для описания вакансий, со стандартной разметкой и подготовленным набором ключевых слов для каждой вакансии было бы логичнее
Ну они типа "умные"))) я про тоже подумала. Вы представляете "уровень" работы и хаоса в банке, если даже до такой простой вещи они сами догадаться не смогли.
Зачем вы им за бесплатно подсказали? Вас за это не возьмут на работу в Альфу))
Согласна, описание вакансии проще структурировать и задать требования по длине и качеству описания. Резюме у кандидатов - кто на что горазд :) Мы свою модель именно на сравнении описания вакансии с резюме учили - отлично вышло!
Искусственный интеллект значит? Срочно переучите его модель, а то у вас в колл-центре одни тупицы работают, видно ошибается с выбором.
Извините, что не смогли помочь.
Подскажите, с каким вопросом обращались? Если ещё актуально — обязательно поможем.
А не является ли это дискриминацией?
Массовые позиции это линейный персонал, т.е. позиции на которые в организации типа АБ набирают сотнями. В своем большинстве такие позиции в компании не требуют глубоких специфических знаний.
В объявлении указаны критерии, если кандидат им соответствует - велком. Кто первый подсуетился того и место.
Здесь же АБ публично заявляет, что есть еще дополнительные скрытые требования по которым часть резюме автоматически заворачивается без собеседования.
Альфа Банк как так?
Добро пожаловать. ИИ - наше зеркало. Как рекрутеры отбрасывают по предрассудкам (половым, национальным и пр.), так и ИИ будет.
https://link.springer.com/article/10.1007/s00146-023-01676-3
Надеюсь, в Альфа догадались автоматически исключать пол/ФИО и пр. из скармливаемых данных
Честно говоря никогда не задумывался над тем, насколько это сложный процесс
Спасибо, что кто-то задумывается и он становится полегче )
Лет 15 назад пользовался альфой и был очень доволен. Потом начался адский бесконечный спам. Выбесило, пошел закрывать счет. Услышал от консультанта - нельзя полностью закрыть счет, вы это подписали в договоре и тд и тп. Обплевался, ушел.
И сейчас это единственный банк который долбит телефонным спамом. Ненавижу альфу.
Какой-то обман. Счёт можно закрыть, если нет по нему долга. Договор ничтожен по сравнению с ГК РФ.
Если клиент хочет закрыть счёт, мы не можем препятствовать этому. Также после закрытия счёта звонков от нас быть не должно.
Напишите, пожалуйста, в личку ваш номер — всё проверим и уберём вас из обзвона.
Как бы я не сопротивлялся этой мысли, но ИИ действительно крутая штука и полезная
Не везде. Я сегодня видела в "Давай поженимся", кринжовая интеграция получилась..
Толпа ботов с одобрительными комментами тоже видимо нейросеткой сгенерирована :)
А статистика по текучке кадров при таком методе подбора есть?
Да, и что за креативные задачи у вас решают в HR?
Зачем заявлять, что подбираете лучших, если затем не говорите, что их качества и таланты могут обрезаться внутренними алгоритмами работы, инструкциями, прочим?
Правда интересно. Что не предлагаешь - всё "застреёт" в бюрократических жерновах менеджмента и мало что "снизу" доходит до "верхов" :)
Сравнить работу врача, которую ПРЕВРАТИЛИ против воли врачей в конвеер, с калькулятором и экселем - сильное заявление :)
Наверное поэтому я один раз ждал более 3 суток ответ специалиста в чате? =)
Зачем вам это? Если всеравно тупые дауны у вас работают. Вот скажите какому идиоту могло прийти в голову, что надо 1-2 раза в неделю звонить мне и предлагать кредитку? Что в голове этих людей? Пустота. Я принципиально больше никогда не буду пользоватся услугами этого банка
Извините, не хотели тревожить.
Напишите, пожалуйста, в личку, на какой номер вам звонили — всё проверим и уберём его из обзвона.
Был период без работы (примерно 3 мес), хотел в Альфу устроиться курьером, хоть даже на пол-ставки, отправил резюме (хотя у меня там разработчик мобильных приложений), так не взяли, даже не перезвонили) Именно курьером, потому что быстро бы приняли, а через 3 мес так же быстро бы уволился, а разработчиком пока собеседования, пока онбординг, то сё...
Если это отлаженная схема, в которой не будет каких-то ужасных сбоев, то почему бы и нет. Интересно, как это будет работать
Поэтому получать от ИИ обратную связь хорошая идея, как по мне. Да и тот факт, что тесты начались аж в 22 году - мощно
Вот интересно какое решение на эту тему будет, там ведь риски по идее оч высокие
На самом деле в этом плане Ии все равно придется постоянно улучшать в зависимости от смены ориентиров компании
Говорила мама мне идти в IT, эх
Вот это альфа сами себе кэшбэк сделали)
Напоминает игру какую-то)
Очень крутой инструмент! Но есть вопросик: ИИ обучен на исторических данных успешности попадания кандидата на конкретную должность. Если требования к должности будут меняться (например, нужно будет умение работать с ИИ), ваш инструмент ведь не сможет адаптироваться?
Ох уж этот человеческий фактор
Не плохо
Круто ) но такой вопрос: способен ли гипотетически этот ии так хорошо обучиться подбору, что полностью вытеснит живых рекрутеров? Ии и подберёт кого надо, и собес проведёт в онлайне, и решение примет и на работу устроит. Ну, ладно, может и не устроит, но по крайней мере всё дойдёт до того, что от человека (директора) останется лишь функция нажать кнопку «принять предложенного ии кандидата на работу»?
Как находит? Никак! Три иска готовлю. Два раза сотрудники меня обманули в лучших традициях девяностых
Расскажите, пожалуйста, что случилось?
Попробуем помочь.
Не по исж случаем ?
Комментарий удален модератором
Ребята, привет! Крутая статья, очень круто, что внедряете ИИ для HR департамента.
Хотел спросить, можно ли пригласить Дмитрия Якимцева выступить у нас в феврале в онлайн-режиме и рассказать про ваш кейс.
Буду очень признателен.
Может быть когда-нибудь всех рекрутеров вообще выбросят нахер из компаний. Бесполезные создания с завышенным самомнением, что вершат судьбы людей.
Интересно, юристы по трудовому праву в АБ есть???
Наверно время туда прийти инспекции по труду, потому что эта модель (по моему не 100% правильному конечно же мнению), имеет признаки нарушения ТК РФ - дискриминация. А инспекция должна их выявить.
Например, если прошедшие сотрудники были по каким то причинам (даже случайным), до 30 лет и мужчины, и даже если закончили конкретный ВУЗ (МГУ), то модель будет откидывать на автомате всех остальных!
Я в шоке вообще!
Я являясь клиентом Альфа-банка, столкнулась с «потрясающей» их совместной аферой с компанией "Альфа-страхование жизнь".
Оформляла кредит наличными, консультант предложил оформить страховку для снижения ставки и уведомил, что при досрочном погашении кредита, можно будет вернуть неиспользованную страховку. Сумма страховки при этом 100 000 рублей. Кредит был оформлен на 48 месяцев, спустя 14 месяцев я полностью закрыла его досрочно.
И что я узнаю, что обманным путем у меня привязана целая страховая программа из двух страховок, на 3000 и 100 000, так вот страховку на 3 000 можно было действительно вернуть, но только не позже чем спустя 13 месяц до выдачи кредита, а страховка на 100 000 невозвратная и при этом в комплекте документов нигде об этом не прописано! Альфа банк отправляет меня в страховую, а страховая просто отказывает, ссылаясь что у альфа банка есть все документы. И как выяснилось, это весьма популярная тема, есть целая статья на vc.ru
https://vc.ru/497715 @alfabank прошу решить
вопрос и не обманывать своих добросовестных клиентов!!!
Работаем над вашим вопросом. С результатами вернёмся в личные сообщения 🙌
Подбор вручную это гипер долго, наконец то появляются альтернативы. Хотя ставлю на то, что работу ИИ тоже придется какое то время проверять и отлаживать
За последние два - три года, сотрудники уже не те, хуже стала.
Раньше вообще отношение было - «клиентоориентированность»,
Сейчас любые действие отношение как подозреваемый, любой вопрос кучу документов, каждый документ, еже подтверди откуда взял.
Паспорт даже проверяют с вопросом, откуда взял…. Почему родом откуда а не с друго места….
Год назад подключились к программе вознаграждение за новых клиентов (юр лиц)
Первый знакомый - вознаграждение было;
Второе и третье заявление, только в личном кабинете, якобы они несколько лет назад звонили директору и вознаграждение не предусмотрено . Не смотря что заявление было с реферальной ссылке и лично мною контролировано.
А после разбирательств сам менеджер Альфа банка пропал, назначали другого, который неделями решал вопросы.
Поливать им на все.
Раньше все контакты менеджеров с Альфа которые были, все убежали в других банках…. Никто не хочет попробовать в Альфа…. Все убегают.
Лучших? Мне оффер не приходил - ваша ИИ не работает.
насчет лучших сотрудников-очень спорных момент,постоянно с ними одни проблемы
Добрый день, друзья! Кто сталкивался с такой ситуацией. Мой счет в Альфе банке заблокировали по 115фз. Деньги выдавать отказываются, просят документы о происхождении денег. Но таких документов у меня нету. Как быть ?
Ответили вам под постом. Обязательно разберёмся.
Они постоянно так пакостят. Написали что нужно предоставить ?
Интересная статья. Непонятно только: 1) откуда Альфа Банк берет кандидатов, которых оценивает их ИИ модель. И 2) как посчитали экономию в 1,5-5 млн. руб. в месяц
Комментарий удален модератором
02.02.2024 внесла деньги в банкомат. После чего на экране появилось сообщение, что транзакция отменена. Деньги обратно мне банкомат НЕ ВЕРНУЛ!!! На горячей линии создали обращение А2402022199. Подскажите, когда будет решен вопрос? Деньги нужны очень срочно!
10:24
Ольга, уже смотрим, что могло пойти не так, ускорим проверку. Вернёмся с решением – напишем вам в личку и в комментариях под вашим постом 👌
Очень классно, что Альфа реализовал у себя эту задачу! Мы тоже сейчас у нас натренировали модель, чтобы помогала нам со скорингом входящих откликов и подбором кандидатов из нашей базы. Сейчас пилоты делаем в корпорациях, а дальше рынку это представим. Все же ИИ классно освобождает людей от рутины, и этим надо пользоваться!
Выдали карту, на следующий день ее заблокировали:)
Наверное ИИ дал сбой. Из преимуществ Альфа-Банка только повышение уровня коммуникации (так много с тех.поддержкой я ее не общалась) и кардиоактивности( ведь поддержка каждый день отправляет меня в отделение банка), помощи конечно же нет.
Боже, храни Тинькофф 🤍🥲
Можем ограничить доступ для безопасности, если видим сомнительную операцию. Напишите нам в личные сообщения, постараемся помочь.
Так вот в чём секрет таких "развлечений" моих уже пол года.
Недавно выяснилось, что у меня по личному кабинету со старой фамилией остался долг по кредиту. Хотя я приходил в отделение его закрывать лет 5 назад. В итоге просрочка, и долг в 300 рублей (не тысяч а рублей) переданный в коллекторское агенство, просрочка почти в 1000 дней и кредитная история на дне (хотя все эти несколько лет я исправно её нарабатывал).
Так вот по телефону с несколькими "специалистами" говорил, все говорили разную инфу, в итоге сказали сначала надо в отделении заявление написать, чтобы данные мои объединили.
Отпросился с работы, пришёл, написал, сказали до 10 или 15 рабочих дней.
Примерно спустя 3 месяца звоню, чтобы результат узнать - говорят не видим никакого заявления, наверное потеряли, давайте заново сделаем...
Окей, говорю, давайте. И вместе с этим жалобу на того гражданина + обращение, чтобы разобрались с причиной, по которой я остался должен по тому "закрытому кредиту".
В итоге жалобу на сотрудника сами же закрыли после открытия. Обращение с просьбой разобраться в ситуации, найти причину ошибки и её подтверждение (чтобы в кредитное бюро передать и исправить это недоразумение) закрыли с причиной "мы разберёмся, и проведём беседу с причастным сотрудником". После этого слов никаких не осталось.
В общем, последний шанс оставил разобраться со сложившейся ситуацией, иначе добрый день роспотребнадзор, ЦБ письма в прокуратуру. Больше всего возмущает, что сотрудники вообще не понимают что от них хотят, и крайних не найдёшь, одни стрелочники сидят.
Как распознать, что тебе звонил рекрутер, общался с тобой по ватсапу, просил уточняющую информацию (отчество, дата рождения и т.д.), а не злоумышленник!?
Приветствуем, Артур!
Чтобы во всём разобраться, написали вам в личные сообщения.
Как распознать, что тебе звонил рекрутер, общался с тобой по ватсапу, просил уточняющую информацию (отчество, дата рождения и т.д.), а не злоумышленник!?
Возможно, в названии статьи и кроется подвох - и Альфа действительно находит лучших сотрудников для СВОИХ ТЕПЕРЕШНИХ целей.
Например, таких сотрудников, которые не могут/не умеют/не хотят/им запрещено предоставить документы по списанным со счета клиента средствам. 3 визита во флагманское подразделение Альфы в Москве.
Альфабанккактак?
Альф в банк как?