Глобальные тренды образовательных технологий
23 октября 2020 года на V Международной конференции «Больше чем обучение: вызовы новой нормальности» эксперты обсудили тенденции и тренды, которые развились в период пандемии в сфере образования и претендуют на то, чтобы стать частью новой нормальности по его окончании.
В новом материале Игорь Баранов, и.о. ректора, проректор по обучению и исследованиям СберУниверситета, расскажет о глобальных трендах образовательных технологий.
Разумеется, с подходами и образовательными технологиями индустрия обучения была знакома и до пандемии, однако их применение было неравномерным. Например, в России наиболее заметно инновационные образовательные технологии применялись в сегменте дополнительного профессионального образования, в то время как высшие учебные заведения больше ориентировались на классические модели обучения.
Пандемия и связанный с ней карантин заставили всех игроков образовательной сферы детально погрузиться в освоение и применение современных подходов и технологий, ощутить, как можно предложить совершенно другой образовательный опыт онлайн, при этом сохранив качество обучения. Конечно, не всё получалось сразу из-за акцентов на цифровых технологиях, а не методологии разработки образовательных программ, но можно смело утверждать, что подобный опыт заставил всех убедиться в том, какие подходы и технологии работают, а какие нет.
Под образовательными подходами мы понимаем такие способы организации обучения, которые направлены на решение конкретной образовательной цели и базируются на определённых технологиях. Среди образовательных подходов можно выделить следующие: обучение по запросу, обучение через опыт, персонализированное обучение, смешанное обучение, социальное обучение (каждый подход подробно описан в аналитическом отчете, подготовленном специально к V Международной конференции «Больше чем обучение: вызовы новой нормальности»).
Среди указанных подходов в период пандемии наметился тренд на смешанное, социальное обучение, а также на обучение по запросу. Все эти подходы ориентированы на более проактивную роль обучающихся и трансформацию роли преподавателя из «передающего знания» в коуча и фасилитатора обучения. Технологии представляют совокупность способов организации образовательного процесса, направленных на достижение поставленных целей обучения.
В конце хотелось бы отметить, что пандемия позволила всем игрокам осознать — EduTech не ограничивается лишь онлайн-курсами на программах повышения квалификации, а представляет комплекс применяемых в обучении подходов и технологий, которые позволяют улучшить образовательный процесс и вывести его на более продвинутый и персонализированный уровень.