Как коронавирус влияет на банкинг, страхование и инвестиции
Вы не ошиблись, это новая подборка коронавирусных новостей от Go Mobile! На очереди сфера финансов. Собрали самые важные новости банкинга, страхования и инвестиций. А также данные о наших клиентах из этого сегмента.
Клиенты банков предпочитают не нарушать самоизоляцию и совершать все операции в мобильном приложении
- Среднедневной объем онлайн-операций в «Хоум Кредит» увеличился в марте на 15% по сравнению с февралем.
- По прогнозам Банка России, доля безналичных транзакций на российском рынке достигнет 70% в 2020 году.
- Использование приложений для мобильного банкинга выросло на 17%, а количество неорганических загрузок – на 75%.
- Почта Банк говорит о росте скачиваний приложения на 15-20%, из которых 10% совершены пенсионерами.
Банки теряют прибыль
- Резкое падение доходов из-за кризиса зафиксировал Сбербанк.
- Почти в 28 раз упала прибыль банка «Открытие».
- На 30% увеличились просрочки по кредитам в начале апреля, сообщил Тинькофф Банк.
- Спрос населения на кредитование резко снизился и достиг уровня 2015 года.
- 5 млрд долларов составил отток средств в российских банках в марте.
- Об уменьшении прибыли на 45-90% говорят и крупнейшие банки США.
… но несмотря на убытки помогают пострадавшим от эпидемии
- Сбербанк и ВТБ разработали программы поддержки малого и среднего бизнеса.
- Альфа-Банк и Билайн Бизнес создали пакет бесплатных услуг для малого бизнеса.
- «Открытие», Промсвязьбанк и ВТБ предложили кредитные каникулы малому и среднему бизнесу.
- Банк «Открытие» дает беспроцентные кредиты на зарплаты сотрудникам, то же самое сделал и ВТБ для предпринимателей в регионах.
- Газпромбанк тоже поддерживает МСБ с помощью акции с бесплатным расчетно-кассовым обслуживанием в течение года для новых клиентов.
- Тинькофф-банк предложил мэрии Москвы свою помощь в борьбе с коронавирусом. Банк готов поделиться офисами, курьерами и ресурсами колл-центра.
- Организация Всемирный Банк, оказывающая финансовую и техническую помощь развивающимся странам, разработала специальную программу поддержки пострадавшим от коронавируса со всего мира.
И поддерживают клиентов на онлайн-конференциях
- 21 апреля ВТБ провел онлайн-конференцию “Бизнес из дома” для предпринимателей и рассказал, как вести бизнес во время пандемии.
- 22 апреля Сбербанк запустил онлайн-конференцию «Трансформируйся сейчас», в рамках которой пройдет 4 мероприятия по антикризисному управлению.
- С 3 апреля ЦБ проводит еженедельные онлайн-конференции, где можно узнать о текущем состоянии экономики.
Во время кризиса активизировались не только банки, но и мошенники
- Банк России сообщил о росте активности нелегальных кредиторов.
- Сбербанк рассказал о новых видах мошенничества и способах их избежать.
- Эксперты также предупреждают о росте рассылок и сайтов, которые используют тему COVID-19 для кражи данных, в том числе банковских карт.
Сфера инвестиций растет, эксперты ожидают большие перемены
- Эксперты говорят о росте инвестиций на фоне коронавируса.
- На 30% выросла прибыль приложений для финансовых инвестиций.
- Пандемия вынуждает менять инвестиционные портфели и переключаться на более актуальные секторы: здравоохранение, биотехнологии, продуктовый ритейл и высокие технологии.
- По данным опроса ТАСС, после пандемии инвесторы начнут вкладывать в финансовые и медицинские компании, а также в компании, которые занимаются онлайн-торговлей и дистанционными бизнес-процессами.
Сфера страхования тоже меняется
- Страховые компании ожидают падение спроса на ДМС со стороны компаний: работодатели отказываются от оформления полисов для сотрудников.
- Зато интерес физлиц к дополнительному медицинскому страхованию вырос. Компании начали включать в страховые продукты риск заражения коронавирусом (Альфа-Банк, Сбербанк, СК «Югория» и др.).
- Увеличилось число обращений в Службу финансового уполномоченного по спорным ситуациям с финансовыми организациями.
- Страховые компании рассказали, какие меры предпринимают во время пандемии, чтобы избежать серьезных убытков. Сокращают расходы на 10-15%, урезают зарплаты топ-менеджеров, приостанавливают премиальные выплаты и пересматривают условия аренды офисов. После завершения карантинных мер компании намерены совместно разработать план по выходу из кризиса.
Данные Go Mobile
Мы изучили активности наших клиентов сегмента Finance в апреле 2020 года и сравнили их с активностями в ноябре 2019 года.
Количество клиентов за этот промежуток времени увеличилось на 47%, однако, в ноябре процент активных клиентов был выше, чем в апреле. При этом средний бюджет по тематике вырос на 19% несмотря на кризис. Интересно, что снижение числа активных клиентов сбалансировало рост бюджетов на продвижение в тематике: итого доля финансов в общем биллинге агентства почти не изменилась.
Продвижение во время пандемии
Мы заметили интересную особенность: во время пандемии наши клиенты делают ставку на разные каналы продвижения. Это происходит по ряду причин:
- финансовые продуктов много, они ориентированы на разную аудиторию, к которой нужны, соответственно, разные подходы;
- в этом сегменте маркетинговые технологии находятся на высоком уровне. Компании успели протестировать множество подходов и найти наиболее эффективные, которые остаются действенными даже во время пандемии.
Продвижение кредитных карт в условиях кризиса сопряжено с рисками для банков, поэтому маркетинговые активности по этому продукту наши клиенты отложили до лучших времен. Приостановили и кампании с мильными картами, картами для путешествий и другими активностями, которые связаны с пострадавшими от коронавируса сферами (например, ресторанный бизнес).
На передний план ожидаемо вышли инвестиции и депозитные продукты как самые актуальные услуги, которые сфера может предложить.
Как и в fashion-индустрии, в сегменте финансов наблюдается больший интерес к performance- и ретаргетинг-инструментам, но медийные форматы также используются.
Для части клиентов кризис не стал помехой даже для запуска спецпроектов, коллабораций с блогерами и тестирования новых площадок.
Что будет после
Полагаем, вы уже слышали: мир не станет прежним. Надежды на то, что карантинные меры снимут быстро, уже не осталось. Единственный способ выжить – трансформировать бизнес-процессы и приспособиться. И финансовая отрасль здесь в одной лодке с остальным миром.
Банкинг
Коронавирус исключил возможность личных контактов, многие услуги оказались недоступны клиентам в режиме онлайн, и это потребовало от банков быстрых решений. В рамках диджитализации усилится и тренд на аутентификацию по биометрии, электронным подписям и т.д.
Меняются модели потребления, а за ними изменятся и способы поддержания лояльности клиентов. Банкам предстоит серьезно пересмотреть список ключевых партнеров. Уже сейчас видно, как в прошлое уходит эпоха мильных карт.
Изоляция также повысила актуальность супераппов – приложений, которые позволяют получить множество услуг в одном месте. Суперапп для российских банков стал следующим шагом от разветвленных партнерских систем. Пользователи позитивно реагируют на удобные нефинансовые опции от банков и привыкают пользоваться экосистемой бренда. По этому пути активно идут Тинькофф и Сбербанк. Именно это направление станет одним из ключевых и после пандемии.
Страхование
Очевидные изменения коснутся страхования: риск пандемии начнет чаще встречаться в страховых пакетах, страховки путешественников вырастут в цене, а количество заявок на страхование в целом повысится.
Инвестиции
Самая сложная для прогнозирования сфера – инвестиции. С одной стороны, нестабильность рубля, неопределенная мировая обстановка и желание сохранить сбережения повышает спрос на инвестирование.
С другой стороны, население теряет доходы и думает о вложениях в последнюю очередь. Многих также пугает перспектива инвестирования в условиях изменчивого рынка. Это требует постоянного мониторинга ситуации, на что не у всех есть ресурсы.
Таким образом, вероятен спрос на ПИФы и инвестирование в крупные компании, которые могут рассчитывать на государственную поддержку.
Продвижение
После снятия карантинных мер сектору понадобится какое-то время на восстановление, поэтому тренд на performance-кампании и ретаргетинг останется. Полноценное возвращение к медийным форматам и спецпроектам возможно в более стабильных условиях.
Диджитализация останется основной задачей для финансовой сферы. Активная работа в этом направлении поможет оптимизировать онлайн-процессы, в том числе и маркетинг. Многие клиенты пересматривают целевые показатели для своих кампаний и все больше ориентируются на ROMI (Return On Marketing Investment).
Во время изоляции стал очевиден низкий уровень финансовой грамотности населения, поэтому вероятен рост интереса к обучающим курсам и информационным ресурсам, в том числе узконаправленным. Для компаний это будет означать дополнительный источник продвижения.