Скидки в бизнесе: все «за» и «против»

Неправильное использование скидок может вызвать убыток и навредить бизнесу. Давайте разберёмся, как и зачем использовать скидки, чтобы получить от них максимум выгоды.

А нужны ли скидки?

Чтобы говорить о пользе и необходимости скидок (или, наоборот, вреде), прежде всего нужно выяснить, как к ним относятся потребители.

Например, исследование холдинга «Ромир» показывает, что 36% покупателей сознательно ищут скидки на товары, которые они регулярно покупают. А с каждым годом число «охотников» на скидки продолжает расти.

Исследование «Ромир» о стратегии экономии россиян. В скобках указаны результаты 2016 года
Исследование «Ромир» о стратегии экономии россиян. В скобках указаны результаты 2016 года

Кроме того, скидки интересны не только «старшему» поколению, но и молодежи 18-24 лет. Директор исследовательского холдинга «Ромир» Инна Афанасенко поясняет:

«Сегодня многие покупатели просто не воспринимают нормальную цену на товар. Преобладание молодежи среди охотников за скидками говорит о том, что формируется поколение покупателей, которые реагируют только на «красные ценники». Аналогичную модель поведения они воспитывают и среди своих детей.»

О ценности скидок сообщает исследование Google за 2017 год: онлайн-покупатели чаще всего выбирают магазины, в которых доступны выгодные акции и скидки. 73% покупательниц отметили, что скидки и акции — важный фактор при выборе онлайн-магазина.

И наконец, исследование Nielsen показало, что снижение регулярной цены — самый любимый вид промоакции среди российских потребителей. От 70 до 80% покупателей в различных городах России предпочитают ценовые скидки другим видам промоакций.

Влияние промо акций на поведение потребителей
Влияние промо акций на поведение потребителей

Итого, каким неоднозначным не было бы отношение к скидкам, это самый востребованный вид промо-акции среди российских потребителей.

Разберемся в видах скидок и целях их применения.

Скидки, как инструмент стимулирования сбыта

«Стимулирование сбыта – это краткосрочные стимулы, целью которых является приобретение или продажа товара» — Ф. Котлер

Виды стимулирования сбыта:

  • Для кратковременного привлечения внимания к фирме и её товарам по случаю какого-либо события или в качестве противодействия акции конкурентов.
Примеры тематических распродаж от Ozon
Примеры тематических распродаж от Ozon
  • Скидки для сглаживания временных колебаний сбыта. Например, использование временных скидок (утренняя, дневная) и сезонные скидки, для преодоления спада продаж в конкретный период времени.
Скидка от Лабиринт, связанная с окончанием учебного года (впереди сезон потери интереса потребителей к школьным принадлежностям)
Скидка от Лабиринт, связанная с окончанием учебного года (впереди сезон потери интереса потребителей к школьным принадлежностям)
  • Использование скидок позволяет извлечь дополнительный доход из ежегодных событий (Новый Год, 14 февраля и т.д.).
  • Скидки помогают в увеличение числа потребителей. В таком случае часто используются скидки, позволяющие совершить первую покупку продукта по сниженной цене.
Акция от «Додо» — при первом заказе бесплатная пицца
Акция от «Додо» — при первом заказе бесплатная пицца
  • Использование скидок с целью допродажи продуктов. При таком подходе клиенту предлагается добавить в корзину некоторое количество дополнительных товаров, чтобы получить выгоду.
Пример работы механизма допродажи
Пример работы механизма допродажи
Другой пример допродажи
Другой пример допродажи

Что интересно, при таком формате промо-акции, покупателям больше всего нравится получение «бесплатных» продуктов, а не скидка, зависящая от стоимости покупки.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fwww.ala-national.org%2Fassets%2Fresearch_center%2FHot_Topic_BOGO_freeFINAL.pdf&postId=37642" rel="nofollow noopener" target="_blank">Исследование AMG</a>: потребители предпочитают получение «бесплатного» продукта, а не скидки (при использовании механики допродажи)
Исследование AMG: потребители предпочитают получение «бесплатного» продукта, а не скидки (при использовании механики допродажи)
  • Также скидки помогают в избавлении от лишних запасов. Например, в случае приближающегося окончания срока годности, устаревание коллекции и так далее.
  • Скидки для прочего стимулирования сбыта. Существуют десятки различных форматов скидок. Например, можно выделить различные «комбо-наборы», которые позволяют повышать продажи непопулярных товаров или увеличивать количество продаваемой продукции.
Пример наборов из книг, блокнотов, закладок от издательства «МИФ»
Пример наборов из книг, блокнотов, закладок от издательства «МИФ»

Чаще всего скидки используются для поощрения и мотивации потребителей. Однако скидки — это не только продажи, но и инструмент развития лояльности клиентов.

Скидки, как составляющая программы лояльности

Задача скидок в этом случае — помочь в построении долгосрочных отношений с клиентом и завоевании благоприятного отношения. Программы лояльности необходимы для:

  • возвращения старых клиентов;
  • увеличение числа повторных покупок текущих клиентов;
  • уменьшения «текучести» клиентов.

Самый яркий пример программы лояльности — различные дисконтные карты (или их иной «электронный» заменитель), которые могут предоставлять клиентам фиксированную или прогрессивную скидку, бонусы и накопительные скидки.

Пример условий программы лояльности в «Спортмастер», одной из самых популярных в России
Пример условий программы лояльности в «Спортмастер», одной из самых популярных в России
Программа лояльности в издательстве «МИФ», пример прогрессивной шкалы скидок
Программа лояльности в издательстве «МИФ», пример прогрессивной шкалы скидок
Пример бонусной программы в «Додо пицца» — возвращается 5% от каждой покупки, которыми можно оплатить до 100% стоимости заказа
Пример бонусной программы в «Додо пицца» — возвращается 5% от каждой покупки, которыми можно оплатить до 100% стоимости заказа

В 2017 году компания Nielsen провела исследование мировых потребителей и выяснила, что для 51% опрошенных участников скидки на товары — одно из наиболее ценных преимуществ программ лояльности.

Недостатки скидок

Выделяют следующие недостатки использования скидок:

  • Из-за применения скидок ухудшается воспринимаемая ценность продукта. Исследования показывают, что потребители оценивают продукты, купленные по скидкам как менее качественные и полезные. Из-за такого ошибочного восприятия ухудшается имидж компании (раз продаётся со скидкой, значит плохого качества).
Однако и здесь всё неоднозначно. Исследование AMG показало обратный результат, большинство (69,5%) потребителей не чувствуют ухудшение ценности продукта в случае использования скидки
Однако и здесь всё неоднозначно. Исследование AMG показало обратный результат, большинство (69,5%) потребителей не чувствуют ухудшение ценности продукта в случае использования скидки
  • При частом использовании скидок появляется риск потери клиентов. Скидки не могут длиться вечно, рано или поздно стоимость продукта вернётся к обычному значению. Клиенты, привыкшие к выгодным условиям могут уйти к конкуренту с более выгодными ценами. Поэтому скидки пусть и работающий, но в долгосрочной перспективе «опасный» метод стимулирования продаж.
Nielsen: 47% покупателей готовы сменить магазин в случае более выгодных условий конкурентов
Nielsen: 47% покупателей готовы сменить магазин в случае более выгодных условий конкурентов
  • При использовании скидок существует риск снижения прибыли и рентабельности компании. Поэтому любое введение скидки требует предварительного расчета, насколько должен вырасти товарооборот, чтобы скидка окупилась и доходы не упали.
  • Часто скидка используется как «подпорка» для недостаточно эффективной товарной политики фирмы. Поэтому нужно отслеживать спрос и динамично изменять ассортимент, а не «проталкивать» товар с помощью скидок.
  • И, наконец, частое использование скидок уменьшают продажи основного периода, поскольку покупатели ждут скидок и откладывают покупку.

Заключение

Скидки — это работающий и востребованный у потребителей способ повышения продаж.

Однако любое применение скидки должно приводить к заранее рассчитанному положительному эффекту, который может выражаться как в увеличении клиентской базы, так и в достижении необходимых экономических показателей.

При выборе размера скидки следует помнить, что скидка не должна быть избыточной (это ведёт к снижению прибыли). В то же время размер скидки должен быть достаточным для привлечения интереса потенциальных покупателей.

Скидки — лишь дополнительный, а не основной инструмент стимулирования продаж. Также нельзя забывать про качество продукта, разнообразие ассортимента, уровень сервиса и другие элементы товарной политики организации.

* * *

Статью подготовил Сакун Савелий, автор рекламного агентства «МОРС».

66
2 комментария

Комментарий удалён модератором

Если скидку 50% установить на все товары, то ее фактически нет

Две бутылки водки лучше,чем одна
Это все что нужно знать о скидках и маркетинге в рф
Котлер отдыхает

1